• Преподавателю
  • Физкультура
  • Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы

Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности построения учебно-тренировочных занятий по плаванию на базе плавательного бассейна общеобразовательной школы.

Сейчас в России стали строить современные общеобразовательные школы, детские сады с плавательными бассейнами. Такая ситуация очень радует, так как появляется надежда на то, что большое количество детей научаться плавать. Я работаю учителем физической культуры и инструктором по плаванию в МБОУ «СОШ № 11 г. Майкопа Республики Адыгея. Наша школа единственная в республике оснащена комфортабельным плавательным бассейном. Сейчас из трех уроков физической культуры, один час можно и нужно отдавать на урок плавания. Урок плавания, прежде всего урок здоровья и сохранения жизни. Сколько пользы приносит занятия плаванием:

  • Лечение при нарушении осанки, сколиозе, плоскостопии;

  • Закаливание организма;

  • Гигиена;

  • Воспитание физических качеств;

  • Снятие психологического дискомфорта и стресса;

  • Повышения функционального состояния;

  • Повышение интереса к занятиям.

В нашей школе занятия занятия плаванием по утвержденному директором расписанию проходит для обучающихся 1-4 классов. С каждым годом количество первоклассников желающих обучаться в нашей школе растет и один из критериев по которому выбирают нашу школу это наличие плавательного бассейна. Занятия плаванием на базе общеобразовательной школы, это то недостающее звено, когда дети занимаются с удовольствием, их не преследует страх, что их отчислят. Конечно мы не забываем, что в первую очередь должны научить учащихся плавать, привить им все необходимые плавательные навыки, помочь им добиться хороших стабильных результатов. Здесь дети чувствуют себя комфортно и спокойно. Школьные занятия по плаванию, устойчивая многолетняя подготовка.

Рациональный подбор игр на воде позволяет успешно управлять физической и эмоциональной нагрузкой обучающихся на занятиях плаванием. Игры и развлечения на воде проводятся в течение 5-20 мин обычно в конце основной и в заключительной части урока. В зависимости от содержания игры и задач данного урока продолжительность игры может быть и более указанной.

Для проведения игр и развлечений на воде необходимо иметь простейший инвентарь: шесты; плавательные доски из пенопласта; резиновые надувные круги или игрушки; пластмассовые плавающие игрушки, которые можно использовать как поддерживающее средство; пластмассовые и надувные мячи; яркие, хорошо видные на дне мелкие предметы, которые удобно доставать со дна при нырянии; обручи из пластика; рупор или мегафон (для руководителя игры).

Как показывает анализ методической литературы, немногие авторы учебников и пособий по обучению плаванию на уроках физической культуры уделяют внимание методике проведения обучающих игр на воде. Наиболее полно этот вопрос освещен в работах Булгаковой Н.Ж., и Викулова А.Д., где описана методика применения нескольких сотен обучающих игр на воде.

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

При наличии условий для проведения плавания, приступать к обучению желательно с первого класса.

Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

В содержание учебного материала включены: подготовительные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств - по сути, все, что в своей основе составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

Обучение плаванию в общеобразовательной школе проводится в форме урока, который имеет свои отличительные особенности:

-высокие требования к оборудованию мест занятия;

-высокие требования к технике безопасности занимающихся;

-преимущественная направленность занятий на обучение двигательным действиям;

-эффективный индивидуальный подход;

-высокая моторная плотность урока (главная причина - значительные потери тепла);

-необычные условия работы анализаторных систем, а отсюда - точность подаваемых команд и распоряжений (речь педагога должна быть кратка и лаконична);

-широкое использование в практике преподавания жестов: ориентировка в пространстве почти полностью становится функцией зрения;

-высокая эффективность игрового метода;

-быстрая утомляемость детей в связи с необычностью сенсорных воздействий;

-строгий учет состояния здоровья учащихся на текущий момент;

-хорошее знание преподавателем личностных качеств
каждого занимающегося ребенка, его индивидуальных особенностей.

Учет вышеперечисленных особенностей, несомненно, поможет успешно решить поставленные задачи.

Задачи физического воспитания:

-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, -повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Все перечисленные задачи физического воспитания школьников решаются и средствами плавания.

Вместе с тем помимо указанных можно выделить группу специальных задач:

адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;

-научиться свободно держаться на воде;

-овладеть необходимым фундаментом двигательных умений и навыков, нужных для последующего овладения техникой спортивного плавания;

-овладеть техникой спортивных способов плавания;

-овладеть техникой прикладного плавания;

-научиться оказывать первую помощь пострадавшему;

-способствовать закаливанию организма;

-воспитывать привычки личной гигиены;

-использовать плавание в системе спортивной тренировки.

Опыт зарубежных стран в реализации программы

«Обучение плаванию» в рамках школьной программы.

Опыт показывает, что во всех странах, где плавание является обязательным школьным предметом (Австралия, Австрия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия и Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и другие), число несчастных случаев на воде значительно ниже.

В Норвегии половина часов школьной программы, выделенных на физкультуру, отводится плаванию.

В Швеции урок по плаванию проводится один раз в две недели на протяжении всего периода школьного обучения. Ежегодно ученики сдают экзамен по плаванию. Требования к учащимся растут из года в год. Те школьники, которые не осваивают программный материал за год, проходят курс дополнительных занятий в летнее время в школах плавания.

В США начальным обучением плаванию охвачены все ученики младших классов. Обязательная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучают двум способам плавания - кролю на груди и на спине одновременно. После курса обучения ученики обязаны проплыть 50 метров. Те, кто не овладел программным материалом, посещают дополнительные занятия. Есть 36-часовая программа факультативных занятий. Она не повторяет обязательных уроков: мальчики на внеклассных занятиях играют в водное поло, девочки осваивают элементы синхронного плавания. Обучение платное.

Во Франции обучению младших школьников плаванию уделяется огромное внимание. К окончанию школы дети должны уметь плавать. Обучение не ограничивается лишь тем, что ребенок может благополучно выбраться из воды при опасной ситуации или суметь проплыть небольшое расстояние. Умение плавать необходимо рассматривать как нечто большее и значительное.

В школьной программе республики Вьетнам обязательные занятия по плаванию проводятся с пятого класса. Цель обучения - не только приобретение жизненно важного навыка, но и воспитание выносливости и прикладных умений.

В Чехии и Словакии начало занятий плаванием предусмотрено программой с первого класса. Задача первых двух лет обучения - прочно освоить подготовительные упражнения и прыжок вниз ногами. В третьем классе все ученики обязаны овладеть техникой одного спортивного способа плавания. Контрольный норматив, определяющий умение плавать, - проплывание 25 метров спортивным способом. Основная направленность обучения в школе - овладение техникой спортивных способов и приобретение прикладных навыков. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность урока - 45 минут. Урок состоит из двух частей (на суше и в воде). Обучение спортивной технике начинается с обучения кролю на спине. Широко используются подручные средства (штанги, доски, кольца, мячи, предметы и т.д.). Большой объем упражнений направлен на овладение техникой движений ногами. Начальный курс обучения рассчитан на 40 уроков, затем ученики сдают экзамен по плаванию, где обязаны продемонстрировать умение проплыть 50 метров двумя спортивными способами. На плавание в целом в начальной школе отводится до 250 часов.

В бывшей ГДР плавание являлось обязательным предметом. Обучение начиналось с третьего класса. К моменту окончания средней школы все учащиеся должны были уметь плавать. Зачет получали школьники, овладевшие двумя способами плавания, одним из которых обязательно должен быть брасс.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что проблеме обучения детей плаванию во многих странах мира уделяется серьезное внимание.

Наиболее отличительными являются следующие признаки системы обучения:

уроки плавания включены в школьное учебное расписание;

ежегодный экзамен с выставлением оценки; один-три урока в неделю;

количество занимающихся в одной группе - не более 15 человек;

учебный материал изучается на суше и в воде;

изучаются не только элементы начального плавания, но и спортивные способы плавания, главным образом, кроль на груди и брасс.

Несмотря на недостаточную обеспеченность крытыми плавательными бассейнами, проблема массового обучения детей (школьников) уже сегодня успешно решается. Теоретические расчеты показывают, что при умелой организации дела на имеющейся площади, так называемого « зеркала поверхности» со всеми третьеклассниками можно организовать 36-часовой курс начального обучения, предусмотренный программой, рекомендуемой Национальной федерацией плавания для обязательного обучения. В ряде городов Российской Федерации есть положительный опыт такой работы.


© 2010-2022