Программа по внеурочной деятельности Шахматы

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Введение факультатива "Шахматы - школе" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы. Шахматы - это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интел­лектуального развития детей. Процесс обучения шахматам способствует концентрации внимания и развивает логическое мышление, укрепляет память, развивает изобретательность . Увлечение игрой в шахматы помогает ребятам развить в себе такие качества, как память, воображение, интуиция, целеустремленность, умение находить выход из затруднений, способность к самоанализу. Наблюдения психологов подтверждают, что показатели умственного развития у школьников, изучающих игру в шахматы, через достаточно короткое время становятся выше, чем у сверстников.








ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

  • ознакомление детей младшего школьного возраста с основами шахматной игры.

  • развитие аналитического мышления, внимательности, усидчивости.

  • воспитание уважения к партнеру, самодисциплины, умения владеть собой.

  • формирование спортивной команды.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


  • изучение азов шахматной игры - правила, начало и окончание партии, запись партии.

  • изучение основных тактических приемов.

  • изучение основ стратегии.

  • изучение понятий дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенности стратегии в каждом из этапов.

  • закрепление полученных теоретических знаний в турнирных партиях.

Тематика курса

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

7. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: "Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: "Вторая горизонталь").

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: "Диагональ е1 - а5").

"Какого цвета поле?" Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

"Кто быстрее". К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

"Вижу цель". Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

8. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

"Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

"Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

9. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания -

"Шах или мат". Шах или мат черному королю?

"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.

"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

10. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

11. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

"Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

"Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. "Выигрыш материала". Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

К концу учебного года дети должны знать:

-обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

-ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

-правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

-записывать шахматную партию;

-матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

-проводить элементарные комбинации.

-ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать;

-объявлять шах;

-ставить мат;

-решать элементарные задачи на мат в один ход.

Распределение программного материала

Занятие 1. история шахмат. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".

Занятие 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".

фигуры. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991. - с. 132-135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3-14). Дидактическое задание "Диагональ".

Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 7. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка

Занятие 8. . АТАКА ПОЗИЦИИ РОКИРОВКИ.

Занятие 9. Ладья. "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности

СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 11. ФЕРЗЬ, Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 16. КОНЬ ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

3анятие 22. АТАКА НА КОРОЛЯ. Жертва на f 7 (f 2) Дидактические задания: «Поставь мат в один ход» , «Поставь мат в два хода». « Найди сильнейшее продолжение» Типовая жертва по f 7 (f 2)

Занятие 23. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Занятие 24. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Занятие 25. ДЕТСКИЙ МАТ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Занятие 26. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

Занятие 27. MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".

Занятие 28. MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Занятие 29. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Занятие 30. ПРАВИЛО КВАДРАТА.

Занятие 31. Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль.

Занятие 32. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода",

Занятие 33. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 34. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 35. ПОВТОРЕНИЕ 3ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Занятие 36. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания "Две фигуры против целой армии", "Убери лишние фигуры", "Ходят только белые", "Неотвратимый мат". Игровая практика.

Занятие 37. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма "Анатолий Карпов - чемпион мира". Игровая практика.

Занятие 38. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания "Назови вертикаль", "Назови горизонталь", "Назови диагональ", "Какого цвета поле", "Кто быстрее". "Вижу цель". Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: "Король с e1 - на е2".

Занятие 39. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

Занятие 40. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания "Кто сильнее", "Обе армии равны". Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш ферзя). Игровая практика.

Занятие 41. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

Занятие 42. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание "Защита" (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

Занятие 43. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Защита. Дидактическое задание "Защита" (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

Занятие 44. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 45. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 46. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ферзь и король против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 47. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Ладья и король против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 48. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

Занятие 49. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

Занятие 50. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

Занятие 51. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 52. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 53. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 54. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 55. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема "рентгена". Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 56. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

Занятие 57. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

Занятие 58. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

Занятие 59. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

Занятие 60. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание "Проведи пешку в ферзи". Игровая практика.

Занятие 61. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

Занятие 62. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание "Сделай ничью". Игровая практика.

Занятие 63. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание "Сделай ничью". Игровая практика.

Занятие 64. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание "Проведи комбинацию".

Занятие 65. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание "Проведи комбинацию". Игровая практика.

Занятие 66. ПОВТОРЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

Занятие 67.ШАХМАТНАЯ ПАПРТИЯ.

Занятие 68. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ.



Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре.

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. - М.: ФиС, 1972.

Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. - М.: Советская Россия, 1970.

Блох М. 1200 комбинаций. - М.: РППО "Росбланкиздат", 1992.

Бобби Фишер учит играть в шахматы. - Киев: Здоровья, 1991.

Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. - М.: ФиС, 1965.

Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. - Л.: Лениздат, 1966.

Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. - М.: ФиС, 1980, 1982.

Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. - М.: ФиС, 1965.

Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. - М.: ТОО "Синтез", АО "Марвик-М", 1994.

Журавлев Н. В стране шахматных чудес. - М.: Международная книга, 1991.

Журавлев Н. Шаг за шагом. - М.: ФиС, 1986.

Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране.- М.: Педагогика, 1991.

Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.

Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.

Суэтин И. Как играть дебют.- М.: ФиС, 1981.

Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.- М.: ФиС, 1964.

Шахматы - школе / Сост. Б. Гершунский и др.- М.: Педагогика, 1991.

Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.- М.: ГЦОЛИФК, 1986.

Шумилин Н. Практикум по тактике.- М.: Андреевский флаг, 1993.

















© 2010-2022