Использование фитнес аэробики для повышения мотивации к занятиям физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация.

Современная физкультура - это образ жизни, рассчитанный на длительную систематическую работу над своим телом. И кроме того - это психологическая готовность принять эту работу и научиться получать от нее удовольствие.

В настоящее время проблема заключается в том, каким же образом физическое воспитание может стать неотъемлемой частью жизни современного ученика? Как увлечь и заинтересовать уроками физической культуры? Одним из решений этой проблемы является применение в учебном процессе различных аэробных программ, основу которых составляют: базовая аэробика, танцевальная и силовая. Эти увлекательные и полезные занятия оздоровительной физической культурой способны увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения. Урок с такой направленностью может получить наиболее высокий рейтинг среди молодежи.

Наша задача как преподавателей заключается в том, чтобы помочь учащимся найти мотивацию к занятиям, объяснить необходимость психологической работы над собой, важность анализа отношений к своим действиям. Обычный ученик в отличие от спортсмена (у которого конечная цель - достижение высоких результатов) плохо понимает, что именно он хочет получить от занятий физической культурой. А это, в первую очередь, здоровье, настроение, желание совершенствоваться, быть сильным и выносливым, возможность дышать полной грудью и радоваться жизни.

Фитнес-уроки требуют от преподавателя искреннего желания, ответственности и компетентности. Соблюдая баланс возможностей ученика с его потребностями.

.

Введение

Актуальность

В настоящее время занятия аэробикой популярны в молодежной и детской сфере. Они привлекают эмоциональностью и созвучием современным танцам, аэробика позволяет исключить монотонности исполнения движений, способствует развитию физически эстетических качеств, укрепления здоровья. Благодаря ей дети скорее избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы, успешно овладевают другими видами физических упражнений.

Элементы аэробики используются во время школьных и городских физкультурных мероприятий, а также для самостоятельных занятий дома. (gigaBaza.ru/doc11377.tume)

Отечественными учеными (А.П. Матвеевым, Т.В. Петровой, В.К. Бальсевичем, В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом, Ж.К. Холодовым и др.) были теоретически обоснованы значение, содержание физкультурных занятий, отработаны вопросы методики проведения, опираясь на разные их типы и формы. Все это легло в основу различных программ по физической культуре, обеспечивая решение вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников, исходя из запросов государства на определенном этапе развития общества. «Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002).

На основании вышесказанного, целью является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создания благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни. Это работа должна формировать из ребенка личность, развитую всесторонне и гармонично.

Объект проекта: ученики 11 класса: девушки, юноши 17 - 18 лет.

Предмет проектирования: методы: целостный и расчленённый;

Аэробные упражнения: танцевальные шаги, силовые упражнения, упражнения на гибкость.

Гипотеза проекта:

Возможно использование аэробных упражнений, действительно будет способствовать повышению мотивации к занятиям физической культуре у учащихся.

Цель проекта:

Поиск путей решения проблемы, повышения интереса учащихся к физической культуре и спорту с использованием в учебном процессе элементов или занятий фитнес аэробики.

Задачи проекта:

- Изучить литературные источники и состояние проблемы;

- Проанализировать вопрос повышения мотивации к занятиям физической культуре и спорту.



Основная часть

В литературных источниках достаточно подробно излагается учебный материал по данному направлению [1-5]. В частности, программы занятий и их оздоровительный эффект, работа мышц, ощущения, ошибки и советы эксперта по их исправлению, а также положительные результаты фитнес-уроков.

Существуют различные виды оздоровительных программ. Например, аэробика - это упражнения, которыми нужно заниматься довольно продолжительное время. Они дают работу сердцу и легким, благодаря чему в мышцы поступает достаточно кислорода и питательных веществ, снимающих стресс и укрепляющих иммунную систему. Возрастает сила мышц, гибкость суставов и их способность работать без лишних усилий.

Latin Dance, Jazz Modern, Funky. Танец дарит легкость и свободу. Несет красоту и грациозность, развивает гибкость, пластику, координацию движений, приводит в тонус мышцы, повышает эмоциональный уровень.

BODY COMBAT; BODY PUMP - эти виды уроков с высокой интенсивностью, разработанные на основе движений из целого ряда единоборств: карате, кикбоксинг, тхэквондо, тай-чи. Хореография движений и музыка подбираются таким образом, чтобы создать энергическую атмосферу. Увлеченные боем участники получают прекрасную кардионагрузку. К силовому классу можно отнести такой вид аэробики, как BODY PUMP, сюда входят упражнения с отягощениями (гантели, штанги, боди бары, амортизаторы). Силовой блок обеспечивает рост мышечной силы, прорабатывает, укрепляет и приводит в тонус в тонус все мышцы тела.

Ещё одним из популярных видов аэробики является Степ - аэробика. Степ-аэробику разработала около 10 лет назад американка Джин Миллер, известный фитнес-инструктор. Эта тренировка максимально приближает к достижению основных целей фитнеса: повышению выносливости, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подвижности суставов, тренировке равновесия. В степ-аэробике, как в прочем и в классической аэробике, нагрузка создается за счет большого количества повторений упражнений при разучивании, изменения высоты степа - 15, 20, 25 см. и темпа музыки - от 126 до 138 ударов в минуту, который подбирается в зависимости от уровня подготовки группы. Большая популярность степ-аэробики объясняются следующими факторами:

- основные движения просты и вполне доступны людям без специальной двигательной, в частности танцевальной, подготовки.

- тренинг проводится в знакомой обстановке. Каждый учащийся выполняет упражнения на своем постоянном месте. Педагог-инструктор может легко контролировать и при необходимости корректировать действия занимающихся. Для проведения занятий не требуется больших залов.

- высокой вариативностью движений в зависимости от уровня подготовленности - от простейших шаговых движений, напоминающих подъем и спуск по лестнице, до сложных хореографических элементов, танцевальных движений и комбинаций различного характера. Можно разнообразить движения за счет положения платформы - продольно относительно туловища, поперечно, а также используя две платформы.

- степ-платформу можно применять не только с целью воспитания выносливости в качестве кардиотренажера, но и для силовых тренировок.

- степ-платформы легко устанавливаются в обычном тренировочном зале благодаря легкости транспортировки.

С детьми этого возраста уже можно начать заниматься степ-аэробикой - изучать подготовительные упражнения, простейшие восхождения на степ и спуск с приставлением ноги, без приставления, с подскоком в стойку ноги врозь на степе, ходьба на степе, бег на степе и др. Приучая их работать синхронно, слушать музыку, учить правильно ставить стопу - без свисания пятки. Рекомендуется использовать степ-платформу высотой 15 см.

Все подготовительные простейшие движения позволят детям с самого начало выработать правильный стереотип и избежать травм, так часто встречающихся при ходьбе по лестнице в любом возрасте, особенно на спусках - растяжения связочного аппарата голеностопного сустава, ахиллова сухожилия, падения. Не спешите разучивать разнообразные базовые шаги, модификации, комбинации в условиях школы. Вам просто не хватит времени, а спешка может привести к тому, что дети не успеют усвоить материал и в итоге будут чувствовать себя неспособными к такому роду занятий. (Лисицкая Т. «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе», газета «Спорт в школе» № 22, 2009).

Существует еще один вид аэробики, способный контролировать не только тело, но и сознание: фитнес-йога; MINDBODY; BODY BALANCE; Pilates; Gyrokinesis. Такие уроки включают в себя контроль над дыханием, концентрация и тщательно подобранная последовательность движений, поз и стретчей создает целостную систему, которая погружает тело в состояние гармонии и баланса, дает энергию, снижает напряжение, приводит мышцы в тонус и вселяет чувство спокойствия и уравновешенности.

Немаловажным аспектом в аэробике является музыкальное сопровождение. Музыка обладает способностью эмоционального воздействия, повышает продуктивность урока, а также является средством формирования умения выполнить движения в согласовании с ритмом, динамикой, характером произведения.

Основой в аэробике является элемент. Элемент - это наименьшее, но вместе с тем вполне законченное двигательное действие, имеющее определенную структуру: начало, основное действие и окончание. Элементы могут объединяться в соединения, блоки и составлять конечную комбинацию [3].

Как и в любом виде спорта, при любой деятельности, связанной с двигательной активностью, в оздоровительной тренировке мы сталкиваемся с проблемой обучения. Для тренера-преподавателя по аэробике важно не только красиво двигаться самому, но и уметь научить занимающихся учеников правильной технике. Поэтому обучение происходит, сохраняя принцип поточности выполнения движений. Учитель должен лаконично и четко объяснить технику, быстро заметить ошибки и тут же исправить их.

Итак, основные методы обучения - целостный и расчлененный. Относительно доступные движения, такие как ходьба, приставные шаги и их разновидности разучиваются целостным методом. А вот различного рода "добавки" требуют уже расчленения. Расчлененный метод применяется также при разучивании танцевальных, сложных по координации движений. [2].

Любое занятие в фитнесе подчиняется законам, традиционно сложившимся в физической культуре. Оно состоит из подготовительной (разминки), основной, заключительной частей. Каждая часть состоит из нескольких блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на комбинации, соединения и элементы.

Структура урока

Структура занятий - не некая застывшая схема. Она может видоизменяться в зависимости от целей, задач, вида аэробики. Большое влияние оказывает тип урока и, в первую очередь, однонаправленность его, например, только кардио или силовой урок или комбинированность кардио-силовой. Структура такого урока (на выносливость и силу) несколько видоизменяется, хотя традиционные части (подготовительная, основная, заключительная) в ней сохраняются. Подготовительная часть не зависит от того, какое количество задач решается в уроке.

Основная часть четко разделяется на блоки аэробикой и силовой нагрузки. Продолжительность каждой должна составлять приблизительно 50-50%. Содержанием их могут быть различные виды танцевальной аэробики и силовой аэробики.

Если главной задачей на уроке стоит воспитание выносливости, то основную часть стоит начать с кардио-блока. Если акцент смещается в пользу силовой тренировки, то рекомендуется начинать основную часть именно с силового блока, так как силовые упражнения необходимо выполнить на фоне оптимального состояния центральной нервной системы, только в этих условиях происходит формирование и совершенствование нервно-координационных отношений, обеспечивающих рост мышечной силы. [3].

Задача данной части урока - подготовка организма к последующей работе. В процессе разминки повышается температура тела, развертывается деятельность сердечно-сосудистой, двигательной и других систем организма.

Особое значение имеет подготовка опорно-двигательного аппарата. К тому же в этой части осуществляется психологический настрой к предстоящей работе.

Темп музыки не превышает 124-136 ударов в минуту. Разминка составляет 10-15 минут. Упражнения, применяемые в разминке, должны воздействовать по возможности на большие группы мышц и суставы, а также упражнения на растягивание с небольшой амплитудой. Немаловажное значение имеет грамотный подбор упражнений и их дозировка. Слишком большая интенсивность в разминке может привести к усталости, что негативно скажется на дальнейшей тренировке.


.

Первый блок в подготовительной части включает в себя упражнения локального и регионального характера для мышц шеи, малоамплитудные движения туловищем, изолированные движения для таза и бедер. Чаще всего это отдельные элементы, не объединенные в соединения. Основной метод проведения упражнений в этом блоке - линейный. Второй блок - это упражнения всего тела, включающий различные шаги аэробической хореографии.

Это важная часть урока аэробики, продолжительность которой составляет 30-50 минут. Лишь после 20 минут интенсивной работы начинает происходить активное энергообеспечение за счет жирового обмена. Тем музыки во время аэробики Low Impact составляет в среднем 128-152 ударов в минуту, в программах High Impact - до 160 ударов в минуту. Именно кардиоблоки способствуют улучшению деятельности кардиоресперативной системы. В основной части выделяют несколько блоков. Это так называемый "аэробный разогрев" - блок, в котором выполняются элементы средней интенсивности (Step-touch, step lap и т. д.). Следующий блок - пиковый. Этот блок с наибольшей кардио нагрузкой. Основными средствами являются: кики, бег, скачки и т. д. - высокой интенсивности. Задачи последнего блока основной части (coll-down) - постепенное снижение физической нагрузки, темп музыки - 124-136 ударов в минуту. Постепенное снижение нагрузки осуществляется за счет уменьшения амплитуды, темпа. Далее интенсивные элементы и комбинации меняются на менее нагрузочные.

Заключительная часть урока включает в себя упражнения на гибкость, которые выполняются обычно в положении сидя, лежа (в партере). Программа должна строиться со сбалансированной нагрузкой на все суставы. Особое внимание следует обращать на растягивание мышц, участвовавших в предыдущей работе. Нельзя забывать об упражнениях на расслабление. Не исключается применение психорегулирующей тренировки, а также дыхательных упражнений. Для заключительной части подойдут такие виды аэробики, как "Фитнес-йога", Pilates, MIUD BODY.

Результат исследования

Результаты исследования показали, что применение фитнес-аэробики на практике улучшает общее состояние учащихся, то есть его желание активно посещать такие уроки, вести здоровой образ жизни, воспитывать в себе силу воли, мужество, выносливость и бодрость духа. А также достигать успехов в индивидуальных видах спорта.

Любой активный вид деятельности, и, в частности, фитнес-эробика, стимулирует кровообращение, что для учеников, ведущего малоподвижный образ жизни, является жизненно необходимым.

Просиживая долгое время за компьютером, организм работает в экономном режиме, тем самым замедляя темп крови. Отсюда быстрая утомляемость, усталость и сонливость. Но стоит только посетить занятия аэробикой, как кровообращение ускоряется, дыхание становится глубже, живительный кислород поступает к мышцам. Развивается сила и выносливость, которая противостоит утомляемости. Упражнения заставляют мозг вырабатывать особые нейровещества - гормон радости. В результате занимающийся испытывает не только физический, но и эмоциональный подъем. Настроение улучшается, восстанавливается энергетический запас.

Задача современной физкультуры - сделать общество здоровым и сильным. Поэтому очень важно систематически заниматься спортом, уделять своему физическому состоянию должное влияние.

Проводимые на базе нашей школы занятия по фитнес-аэробике принесли результаты. Учащийся с огромным желанием посещают фитнес-уроки, на которых они получают массу положительных эмоций. Занимаясь по предлагаемой методике,ребёнок может достигнуть прекрасной физической формы, укрепить здоровье, улучшить самочувствие. Многие из них отмечают, что приобрели уверенность в собственных физических возможностях, что с помощью таких занятий они расширяют свой кругозор, получая новую информацию о тех комплексах упражнений или разновидностях фитнеса, которые их привлекают. У них появилась возможность научиться выполнять упражнения в правильной технике, ощущая при этом работу мышц. Занятия фитнесом помогли преодолеть страх и стеснительность, беспокойство за свой внешний вид, повысив при этом самооценку.

Вывод:

Предлагаемые программы плавно и равномерно прорабатывают все группы мышц, улучшают работоспособность, осанку и фигуру, приносят максимум удовольствия и поднимают настроение. Физическая активность - лучший способ научиться любить себя и свое тело.





Литература

1. Девис Б. Мини-энциклопедия "Фитнес": / Пер. с англ.; Под ред. Т. Казьминой.- М.: Издательство " Олимп", 2000- 79с.

2. Лизинский В.М. «Приёмы и формы в учебной деятельности» М-центральный «Педагогический поиск», 2002

3. Лисицкая Т.С. Учебно-методическое пособие с компьютерной версии. Аэробика. Хореография и дизайн урока / Т.С. Лисицкая. - М.: Федерация аэробики России, 2005.- С. 16-19,28,29.

4. Лисицкая Т.С., Беляева И.М. Учебно-методическое пособие: "Аэробика. Хореография", С. 16.

5.Лисицкая Т. « Методика организации проведения занятий фитнесом в школе», газета « Спорт в школе» № 22, 2009.

6. Тери О'Браен. Основы профессиональной деятельности персонального фитнес-тренера. М.- 2001.- 164с.

7. GigaBaza.ru/doc//377/tume




Приложение


Методическая разработка открытого урока

Тема урока

Гимнастика. «Использование нестандартного оборудования на уроке физической культуры».

Цель темы

- обучение техники базовых шагов на степ-платформе;

- формирование умения применять их с движением рук;

- укрепление сердечнососудистой, дыхательной систем, основных групп мышц, поднятие эмоционального состояния.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

-выполнение базовых шагов на степ-платформе и упражнения с гантелями;

- формирование умения выполнять и измерять ЧСС;

- развитие двигательных способностей, музыкального слуха, чувства ритма.

Личностные: формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Регулятивные:

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самооценки.

Познавательные:

- овладение знаниями об индивидуальных особенностях физической подготовки;

- овладение знаниями об особенностях регулирования нагрузки, самоконтроль измерения ЧСС.

Коммуникативные:

- результативное сотрудничество с учителем овладения учебных умений и двигательных навыков.

Основные понятия

Базовые шаги степа, упражнения с гантелями, ЧСС.


Организация пространства


Межпредметные связи

Форма работы

Ресурсы

Биология (группы мышц, суставы)

Индивидуальная, групповая

Степ-платформа, гантели.

Подготовительная часть урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Виды формируемых УУД

Время

Организационный момент

- приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на урок;

- проверяет готовность детей к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

взаимодействуют с учителем во время беседы.

Актуализация знаний. Объявление темы урока, целей и задач.

Предлагает план урока. С помощью вопросов подводит учащихся к осознанию целей и задач.

Знакомятся с планом урока, принимают участие в беседе. Взаимодействуют с учителем во время беседы, формулируют задачи.

умение организовать самоконтроль.

Подготовка к практической деятельности.

- контролирует время для измерения пульса;

- проводит разминку с использованием дыхательных упражнений на степ-платформе;

- осуществляет контроль за выполнением.

- измеряют пульс;

- выполняют под руководством учителя комбинацию степ-шагов;

- осуществляют самоконтроль.

- планировать достижения цели;

- умение слышать темп музыки;

- умение самостоятельно контролировать нагрузку.

Основная часть урока

Создание условий для решения учебной задачи.

- организует практическую деятельность;

- модифицирует комбинацию степ шагов, координируя их с движениями рук (с гантелями)

- учащиеся осуществляют двигательные действия, комбинацию с модификациями;

- применяют формы самоконтроля.

- осуществление самоконтроля и самооценки;

- умение контролировать и оценить процесс и результат своей деятельности.

Осуществление коррекции

Учитель консультирует, советует.

Учащиеся формулируют и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Контроль усвоения

- проводит силовые упражнения на определенные группы мышц;

- контролирует время для измерения пульса.

- выполняют силовые упражнения, с сочетанием дыхания;

- оценивают свои возможности в выполне-нии задания;

- измеряют пульс.

- осуществлять решения учебной задачи под руководством учителя;

- осуществлять самоконтроль.

Заключительная часть урока

Итог урока

- проводит упражнения на растягивание, расслабление;

- замеряет вместе с учащимися ЧСС;

- предлагает определить уровень своих достижений.

- выполняют упражнения на растяжение, измеряют пульс;

- отвечают на вопросы учителя;

- оценивают выполнение упражнений.

- развитие умения выделять и осознавать учащимися то, что усвоено;

- осуществление комплексного анализа своей деятельности;

- умение общаться с учителем и одноклассниками.








© 2010-2022