- Преподавателю
- Физкультура
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Качимова Л.Ф. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВОЛЕЙБОЛУ
Тренер - преподаватель Качимова Л.Ф.
Пояснительная записка.
Образовательная программа ДЮСШ разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ, по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ.
Данная программа составлена на основе типовой программы для внешкольных учреждений и спортивных секций рекомендованной Главным управлением школ Министерства просвещения под редакцией СМ. Зверева, автор программы -А.В. Долинская, М, 1986г., и программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва,, автор Ю.Д. Железняк, М, 1994г.
Актуальность
В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе игр у детей формируются жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка.
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в нашей стране и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ. В ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, опыт работы спортивных школ по волейболу.
Обучение в ДЮСШ и СДЮШОР рассчитано на 11 лет и осуществляется в период с 9 до 18 лет; в группах начальной подготовки - 3 года /9-11 лет/, в учебно- тренировочных группах - 5 лет /12-16 лет/, в группах спортивного совершенствования - 3 года /17-18 лет/.
Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней представлена система тренировочных заданий по физической, технической, тактической и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.
Основной целью данной программы является многолетняя подготовка юных спортсменов в ДЮСШ, профессиональное самоопределение учащихся отделения.
Основные задачи:
-
подготовка физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, воспитание социально - активной личности, готовой к социально значимым видам деятельности;
-
содействию гармоничному развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
-
подготовку волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодёжных и юношеских команд районов, регионов;
-
подготовка инструкторов-общественников и судей по волейболу;
-
повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в группах спортивного совершенствования;
-
подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки.
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.
Основной показатель работы - стабильность состава занимающихся, динамика прироста спортивных индивидуальных показателей, выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года).
Образовательная программа рассчитана на десятилетний период обучения:
-
Этап спортивно-оздоровительной подготовки - до 3 лет;
-
Этап начальной подготовки -до 4 лет;
-
Этап учебно - тренировочный - до 3 лет;
9-11 лет
12-15 лет
16-18 лет
СОГ-3
НП -4
УТГ-3
Ожидаемые результаты:
- учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);
- учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;
- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;
- умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях,
таблицу учёта результатов;
- участвуют в спартакиаде школы, района по волейболу;
- комплектование сборной команды школы, района для участия в Спартакиаде школьников;
- выполнение начальных спортивных разрядов.
Основные принципы образовательной программы:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложении программного материала по этапам многолетней подготовки и годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Нормативная часть учебной программы
Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объёму учебно-тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
Спортивно-оздоровительный этап (СО). Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача - укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитания личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий.
Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приёмные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Приемные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап
№
п/п
Контрольные упражнения
Девочки
Мальчики
Физическая подготовка
1.
Длина тела, см
168
170
2.
Становая сила, кг
75
95
3.
Бег 30м, с
5,7
5,1
4.
Бег 30м (5х6), с
11,5
11,0
5.
Прыжок в длину с места, см
187
208
6.
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с места, см
44
54
7.
Метание набивного мяча весом 1кг из-за головы двумя руками:
- сидя, м
- стоя, м
5,4
10,0
7,0
12,5
Задачи учебно-тренировочного процесса
1.Укрепление здоровья, содействие правильному, физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.
2.Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения технической тактической игры.
-
Совершенное овладение техникой и тактикой игры.
-
Достижение высокого уровня командной подготовки.
-
воспитание моральных и волевых качеств.
-
Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству.
7. Достижение интеграции (комплексного проявления) всех качеств, навыков,
умений и знаний, т.е. умения реализовать все приобретенное на занятиях в
игровых навыках.
8. Предупреждение спортивных травм.
Процесс подготовки волейболистов можно разделить на физическую, техническую, тактическую, интегральную, теоретическую и психологическую. В каждом разделе свои специфические задачи, средства и методы, в то же время все они объединены генеральной задачей - совершенным овладением навыками игры в волейбол и достижением высоких спортивных результатов.
Физическая подготовка:
-
укрепление здоровья;
-
увеличение объема двигательных навыков;
-
развитие основных двигательных качеств;
-
укрепление систем организма, несущих основную нагрузку в игре;
5. развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешность игровых навыков;
6. развитие специальных качеств в структуре технических приемов,
специальных координационных способностей.
Техническая подготовка:
-
овладение структурными звеньями приема;
-
сочетание звеньев приема;
-
объединение звеньев в целостный акт, выполнение приема в упрощенных условиях;
-
прочное овладение основой приема;
-
усложнение условий выполнения приема, овладение его способами, деталями техники;
-
обеспечение надежности приема в сложных условиях игры;
-
формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры.
Тактическая подготовка:
-
сочетание специальных тактических способностей (качеств) с техническими приемами;
-
сочетание (чередование, переключение) тактических приемов и их способов;
-
изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите;
-
изучение групповых тактических действий в нападении и защите;
-
изучение командных тактических действий в нападений и защите;
-
переключения в выполнении тактических действий - индивидуальных, групповых, командных - отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.
Интегральная подготовка:
-
установление связи физической и технической подготовки, технической и тактической, теоретической и психологической, двух последних с предыдущими;
-
изучение процесса игры посредством игр, подготавливающих к волейболу, учебной двусторонней игры в волейбол по упрощенным правилам;
-
применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейбол;
-
система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре;
5. система установок на игру в контрольных играх и соревнованиях.
Психологическая подготовка:
-
воспитание волевых качеств специфическими средствами и методами (специальные задания в области психологии, убеждение, поощрение, наказание и т.д.);
-
воспитание волевых качеств в процессе физической, технической, тактической и интегральной подготовки (превышение заданий по сравнению с предыдущими, действия в условиях более сложных, чем на соревнованиях, и т.д.).
Теоретическая подготовка:
-
вооружение системой знаний в области физической культуры и спорта, тренировки волейболистов, самоконтроля - посредством лекций, семинаров, изучения литературных источников, наблюдений на занятиях и соревнованиях, решения тактических задач и т.д.;
-
умение волейболиста самостоятельно применять приобретенные знания в практике учебно-тренировочной работы.
Этапы подготовки
Продолжить многолетней подг Задачи учебно-тренировочного процесса отовки резервов имеет определенные границы это предельный возраст (9-11 лет), позволяющий успешно решать задачи специализированной подготовки, и возраст (12-18 лет), когда волейболистов включают в составы команд высших разрядов.
Существуют три этапа многолетней подготовки спортивных резерв, которые отвечают специфике игровых видов спорта.
Первый этап - этап отбора спортивной начальной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т.е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9-11 лет.
Задачи этапа:
-
Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе.
-
Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу.
-
Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.
-
Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры.
-
Обучение основам техники и тактики игры.
-
Приучение к игровой и соревновательной деятельности. Содержание подготовки:
-
Отбор детей для занятий волейболом в спортивных коллективах на основе нормативных показателей.
-
Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).
-
Упражнения для развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»).
-
Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.
-
Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.
-
Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры.
-
Теоретические занятия, предусмотренные программой.
-
Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10-11 лет), волейболу (12-18 лет).
-
Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной подготовленности).
Второй этап - этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универсальной подготовки с элементами специализации. Возраст 12-15 лет.
Задачи этапа: ,
-
Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей.
-
Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.
-
Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры.
-
Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки.
Содержание подготовки:
-
Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).
-
Упражнения для развития основных двигательных качеств совершенствования навыков естественных движений, расширении двигательного опыта.
-
Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т.п.).
-
Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершенствовании технических приемов и тактических действий: упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах.
-
Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением, технических средств.
-
Интегральная подготовка, цель которой - научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором.
-
Теоретические занятия, предусмотренные программой.
-
Определение игровой функции каждого спортсмена (связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований.
-
Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной, теоретической подготовленности).
Третий этап - этап физического совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Возраст 16-18 лет
Задачи этапа:
-
Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов.
-
Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки.
-
Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности.
-
Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке).
Содержание подготовки:
-
Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).
-
Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки.
-
Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре.
-
Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для совершенствования технико-тактического мастерства.
-
Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов.
-
Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью.
-
Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях).
-
Теоретические занятия по специальной программе.
-
Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности).
По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке, органически связана с физической, технико -тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность:
- вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно -тренировочного этапа. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится примерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.
В плане теоретических занятий следует отразить и такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом.
1. Физическая культура и спорт в России.
Физическая культура- составная часть культуры, одно из важных средств укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимающихся. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности и к обороне государства. Значение системы спортивной квалификации. Почётные спортивные звания и спортивные разряды. Положение о спортивной квалификации, разбор разрядных норм и требований по волейболу.
2.Краткий обзор развития волейбола.
Характеристика волейбола. Значение и место игры в системе физического воспитания.
Волейбол в России. Этапы развития волейбола. Изменения в технике и тактике волейбола в связи с изменением правил. Соревнования по волейболу на первенство России и матчи сборных команд краёв, республик. Международные встречи российских волейболистов. Задачи волейбола в России.
-
Краткие сведения о строении и функциях организма
человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль ЦНС в деятельности всего организма. Костные системы, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значение крови. Сердце и сосуды, Дыхание и газообмен лёгких. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения.
Влияние занятий физическими упражнениями на ЦНС. Совершенствование функции мышечной системы органов дыхания и кровообращения под воздействием физических упражнений. Изменение обмена веществ у спортсменов.
-
Гигиенические знания и навыки. Врачебный контроль и
самоконтроль. Режим питание спортсмена.
Гигиена волейболиста. Режим и питание. Использование естественных сил природы /солнце, воздух и вода/ для закаливания организма спортсмена. Значение и техника спортивного массажа и самомассажа. Гигиенические требования к местам занятий, одежде и обуви.
Врачебный контроль как обязательное условие правильной постановки физического воспитания и проведения учебно-тренировочного процесса. Порядок осуществления врачебного контроля в группах. Медицинское освидетельствование волейболиста.
Самоконтроль волейболиста. Значение и содержание самоконтроля при занятиях волейболом и другими видами спорта. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, потоотделение и общее состояние.
-
Основы техники и тактики волейбола.
Техника- основа спортивного мастерства волейболистов. Анализ основных технических приёмов. Назначение и целесообразность применения того или иного приёма в зависимости от игровой обстановки.
Определение понятия тактики игры. Анализ современной тактики волейбола. Индивидуальные действия игроков в нападение и защите. Взаимодействие двух и трёх игроков.
6. Основы и методика обучения и тренировки.
Основы учебно-тренировочной работы. Физическая, техническая и тактическая подготовка игроков. Воспитание волевых качеств. Воспитательная работа с игроками. Периодизация тренировочного процесса, задачи и средства каждого периода. Схема и содержание урока для каждого периода.
7. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований.
Разбор и изучение правил игры. Методика судейства. Организация и проведения соревнований по волейболу. Разбор систем розыгрыша - круговой, с выбыванием и смешанный. Учёт и оформление результатов соревнований. Положение о соревновании. Роль судьи как воспитателя. Права и обязанности судьи.
8. Оборудование, инвентарь и уход за ними.
Размеры и материал инвентаря и оборудования. Подготовка площадки и мячей к занятиям.
Уход за площадкой и инвентарём. Выбор места для оборудования площадки. Устройство дренажа. Составление смеси для покровного слоя. Укладка смеси, поливка, укатка и разметка площадки.
Сохранение инвентаря, площадки и оборудования.
2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Общая физическая подготовка
Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна, дистанция и интервал;
Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Наклоны, повороты, вращения. Упражнения с амортизаторами, на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами.
Акробатические упражнения: группировки в приседе, сидя, лежа. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Гимнастический мост. Кувырок назад. Стойки на лопатках, голове, руках.
Легкоатлетические упражнения: бег, бег с ускорением, низкий старт, стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки через планку с поворотом на 90 с прямого разбега, прыжки в высоту, в длину с места и с разбега. Метание малого мяча и с разбега на дальность. Метание гранаты.
Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и т.д.
Спортивные игры: Баскетбол. Гандбол. Футбол.
Ходьба на лыжах и катание на коньках. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах, коньках.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек-до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения, развивающие быстроту ответных действий:
-
по сигналу бег на 5, 10, 20м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии, то же, но перемещение приставными шагами;
-
бег с остановками и изменением направления;
-
челночный бег на 5 и 10 м;
-
то же с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом -отягощением.
Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов номеров», «Попробуй унеси» и т.д. Эстафеты с различным выполнением заданий.
Упражнения для прыгучести:
- приседания и резкое выпрямления ног со взмахом рук вверх;
-
то же, с прыжком вверх;
-
то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг);
-
многократные прыжки вверх;
-
броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления;
-
стоя на расстоянии 1-2 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлить и снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполнять ритмично, без лишних доскоков);
-
то же, но без касания мячом стены;
-
прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед;
-
то же, с отягощением;
-
напрыгивание на маты (постепенно увеличивая высоту);
-
прыжки в глубину с гимнастической стенки на маты;
-
спрыгивание (высота 40-80см) с последующим прыжком вверх;
-
прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий;
-
прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами;
- прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь обеими
ногами;
-
то же, но выполнять прыжки с разбега в три шага;
-
прыжки опорные, прыжки со скалкой, разнообразные подскоки;
-
многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.
Упражнения для развития качеств, необходимых при приеме и передаче мяча:
-
сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев - на месте и в движении в сочетании с различными перемещениями;
-
многократные броски набивного мяча из различных исходных положений;
-
упражнения для кистей с гантелями, эспандерами;
-
броски волейбольного мяча в стену.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач:
-
круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой;
-
упражнения с резиновыми амортизаторами;
- упражнения с набивными, волейбольными мячами (совершенствование
ударного движения);
- подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающего удара:
-
броски набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя на месте в прыжке;
-
броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку;
-
то же в парах;
-
имитация прямого нападающего удара, держа в руках отягощение (до 1 кг);
-
метание теннисного мяча в цель (высота 1,5-2м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м), выполняется с места, с разбега, после поворотов, в прыжке; то же через сетку;
-
совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах;
-
то же с мячом у тренировочной сетки;
многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнером.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании:
-
прыжковые упражнения, описание раннее в сочетании с подниманием рук вверх;
-
стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя ладонями отбить мяч в стену, (мяч надо отбивать в высшей точке взлета);
-
выполнение блокирования после перемещений, остановок;
- передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и
левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для
блокирования;
-
то же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180;
-
то же, но на расстоянии 1 м от сетки;
-
то же но остановка и прыжок по сигналу;
-
нападающий с мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч за себя, блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего;
- нападающие выполняют броски и ловлю мяча в рамках групповых
тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и
блокирует.
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ГРУППЫ СОГ, НП
Техническая подготовка.
I. Техника нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
-
стартовая стойка (исходные положения)
-
ходьба, бег, перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком, вперед, двойной шаг вперед;
- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом.
Передачи мяча:
-
сверху двумя руками, с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера;
-
в различных направлениях на месте и после перемещения;
-
передачи в парах;
-
отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от нее;
-
отбивание мяча с собственного подбрасывания;
- отбивание мяча подброшенного партнером;
- с места и после приземления. Подача мяча:
-
нижняя прямая;
-
подача в стенку;
-
подача через сетку из-за лицевой линии;
-
подача нижняя боковая. Нападающие удары:
- прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега,
прыжок вверх толчком двух ног: с места, 1,2,3 шагов разбега, удар кистью
по мячу).
II. Техника защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
-
стартовая стойка (исходное положение)-основная стойка;
-
ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед;
-
перемещения приставными шагами лицом вперед, боком;
-
остановка шагом. Действия с мячом:
-
прием мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены, после броска через сетку, от нижней подачи;
-
прием снизу двумя руками: отбивание мяча наброшенного партнером- на месте и после перемещений.
Тактическая подготовка.
I. Тактика нападения.
Индивидуальные действия:
-
выбор места для выполнения нижней подачи;
-
выбор места для второй передачи и зоне.
Групповые действия:
- взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны
3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче);
- взаимодействия игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия:
-
прием нижней подачи и первая передача в зону 3;
-
прием нижней подачи и вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
II. Тактика защиты.
- выбор места при приеме нижней подачи;
- расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу
выполняет игрок зоны 3.
4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ).
-
Выполнение упражнений в чередовании подготовительных упражнений с выполнением технических приемов данного года обучения.
-
Выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, в рамках структуры приемов техники.
-
Выполнение упражнений с отягощениями (пояса, манжеты) на различные приемы техники.
-
Многократное выполнение технических приемов с целью развития специальных физических качеств.
-
Чередование выполнения технических приемов нападения и защиты.
-
Чередование выполнения тактических действий отдельно индивидуальных, групповых и командных.
-
Учебные игры с выполнением заданий по технике и тактике в объеме программы.
-
Учебные игры с повышенной интенсивностью для воспитания в единстве навыков выполнения технических приемов, тактических действий и специальных качеств.
-
Проведение контрольных игр с целью решения учебных задач и подготовки к соревнованиям.
-
Участие в официальных соревнованиях различного ранга, выполнение установок на игру. Разбор игр.
-
Участие в официальных соревнованиях, при этом ставя задачу повышения надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь задач в учебных играх и установок в официальных встречах.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.
Основными задачами психологической подготовки является:
- привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
-
формирование установки на тренировочную деятельность.
Средства и методы психологической подготовки
-
Специальные знания в области психологии, техники и тактики волейбола, методики спортивной тренировки.
-
Личный пример тренера, убеждения, поощрения, наказания.
-
Побуждение к деятельности, поручения, общественно полезная работа.
-
Обсуждение в коллективе.
-
Составление плана тренировочного занятия и самостоятельное его проведение
-
Перевыполнение какого-то задания по сравнению занятием ( в каждом виде подготовки).
-
Проведение совместных занятий менее подготовительных волейболистов с более подготовленными.
-
Участие в контрольных играх с заведомо более сильными или более слабыми противниками.
-
Упражнения повышенной трудности в процессе физической подготовки, повышенной сложности в процессе технико-тактической и интегральной подготовки.
10.Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов, разборов проведенных игр.
11.Соревновательный метод (в процессе всех видов подготовки).
В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоление трудностей /ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений т.д./. Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действия и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.
При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.
Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
вступительные и контрольные нормативы:
по ОФП- 3:
-
1 прыжок в длину с места.
-
2.Кросс без учета времени.
-
3. Поднимание туловища за 30 сек., подтягивание
по СПФ-2;
1. Бег 30 м /5х6/
2. Бег 92 м
по технической подготовке:
-
испытания на точность передачи через сетку: на противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч в зоне 4- размером 2 на I, в зоне 1 и в зоне 6-размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.
- испытания на точность подач - основные требования: при качественном
техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в
определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зона 4
5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6x2 м), в
зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м.
Каждый воспитанник исполняет 5 попыток.
-
испытания на точность нападающего удара - нужно выполнить качественно, в техническом отношении тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1,6,5 из зон 4,2.
-
испытание в "защите зоны "-находясь в зоне 6 в круге диаметром 2,5 м воспитанник должен применить все изученные приемы зашиты.
-
по тактической подготовке:
-выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема.
- выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток.
Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество приема мяча.
18