РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Тренер - преподаватель Качимова Л.Ф.

Пояснительная записка.

Образовательная программа ДЮСШ разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ, по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ.

Данная программа составлена на основе типовой программы для внешко­льных учреждений и спортивных секций рекомендованной Главным управлением школ Министерства просвещения под редакцией СМ. Зверева, автор программы -А.В. Долинская, М, 1986г., и программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва,, автор Ю.Д. Железняк, М, 1994г.

Актуальность

В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках помогают частично решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе игр у детей формируются жизненно важные качества как упорство, честность, мужество, смелость, взаимовыручка.

Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов в на­шей стране и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ. В ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, опыт работы спортивных школ по волейболу.

Обучение в ДЮСШ и СДЮШОР рассчитано на 11 лет и осуществляется в период с 9 до 18 лет; в группах начальной подготовки - 3 года /9-11 лет/, в учебно- тренировочных группах - 5 лет /12-16 лет/, в группах спортивного совершенствования - 3 года /17-18 лет/.

Отличительная особенность программы состоит в том, что в ней представ­лена система тренировочных заданий по физической, технической, тактиче­ской и интегральной подготовке, позволяющей эффективно решать задачи в соответствующих категориях учебных групп.

Основной целью данной программы является многолетняя подготовка юных спортсменов в ДЮСШ, профессиональное самоопределение учащихся отделения.

Основные задачи:

  1. подготовка физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, воспитание социально - активной личности, готовой к социально значимым видам деятельности;

  2. содействию гармоничному развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

  3. подготовку волейболистов высокой квалификации, резерва сборных молодёжных и юношеских команд районов, регионов;

  4. подготовка инструкторов-общественников и судей по волейболу;

  5. повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней подготовки до требований в группах спортивного совершенствования;

  6. подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки.

Важным условием выполнения поставленных задач является сис­тематическое проведение практических и теоретических занятий, конт­рольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.

Основной показатель работы - стабильность состава занимающихся, динамика прироста спортивных индивидуальных показателей, выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года).

Образовательная программа рассчитана на десятилетний период обу­чения:

  • Этап спортивно-оздоровительной подготовки - до 3 лет;

  • Этап начальной подготовки -до 4 лет;

  • Этап учебно - тренировочный - до 3 лет;

9-11 лет

12-15 лет

16-18 лет

СОГ-3

НП -4

УТГ-3

Ожидаемые результаты:

- учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;

- овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);

- учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;

- самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;

- могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;

- умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях,

таблицу учёта результатов;

- участвуют в спартакиаде школы, района по волейболу;

- комплектование сборной команды школы, района для участия в Спартакиаде школьников;

- выполнение начальных спортивных разрядов.

Основные принципы образовательной программы:

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержа­ния соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочно­го процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восста­новительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложе­нии программного материала по этапам многолетней подготовки и го­дичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов трени­ровочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волей­болиста вариативность программного материала для практических за­нятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.


Нормативная часть учебной программы

Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объёму учебно-тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.

Спортивно-оздоровительный этап (СО). Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача - укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитания личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий.

Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приёмные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Приемные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап

п/п

Контрольные упражнения

Девочки

Мальчики

Физическая подготовка

1.

Длина тела, см

168

170

2.

Становая сила, кг

75

95

3.

Бег 30м, с

5,7

5,1

4.

Бег 30м (5х6), с

11,5

11,0

5.

Прыжок в длину с места, см

187

208

6.

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с места, см

44

54

7.

Метание набивного мяча весом 1кг из-за головы двумя руками:

- сидя, м

- стоя, м

5,4

10,0

7,0

12,5

Задачи учебно-тренировочного процесса

1.Укрепление здоровья, содействие правильному, физическому развитию; развитие основных двигательных качеств и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.

2.Развитие специальных способностей и качеств для успешного овладения технической тактической игры.

  1. Совершенное овладение техникой и тактикой игры.

  2. Достижение высокого уровня командной подготовки.

  3. воспитание моральных и волевых качеств.

  4. Приобретение теоретических и практических знаний по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству.

7. Достижение интеграции (комплексного проявления) всех качеств, навыков,
умений и знаний, т.е. умения реализовать все приобретенное на занятиях в
игровых навыках.

8. Предупреждение спортивных травм.

Процесс подготовки волейболистов можно разделить на физическую, техническую, тактическую, интегральную, теоретическую и психологическую. В каждом разделе свои специфические задачи, средства и методы, в то же время все они объединены генеральной задачей - совершенным овладением навыками игры в волейбол и достижением высоких спортивных результатов.

Физическая подготовка:

  1. укрепление здоровья;

  2. увеличение объема двигательных навыков;

  3. развитие основных двигательных качеств;

  4. укрепление систем организма, несущих основную нагрузку в игре;

5. развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешность игровых навыков;

6. развитие специальных качеств в структуре технических приемов,

специальных координационных способностей.

Техническая подготовка:

  1. овладение структурными звеньями приема;

  2. сочетание звеньев приема;

  3. объединение звеньев в целостный акт, выполнение приема в упрощенных условиях;

  4. прочное овладение основой приема;

  5. усложнение условий выполнения приема, овладение его способами, деталями техники;

  6. обеспечение надежности приема в сложных условиях игры;

  7. формирование гибкого навыка, обеспечивающего эффективность приема в сложных условиях игры.

Тактическая подготовка:

  1. сочетание специальных тактических способностей (качеств) с техническими приемами;

  2. сочетание (чередование, переключение) тактических приемов и их способов;

  3. изучение индивидуальных тактических действий в нападении и защите;

  4. изучение групповых тактических действий в нападении и защите;

  5. изучение командных тактических действий в нападений и защите;

  6. переключения в выполнении тактических действий - индивидуальных, групповых, командных - отдельно в нападении, отдельно в защите, в защите и нападении.

Интегральная подготовка:

  1. установление связи физической и технической подготовки, технической и тактической, теоретической и психологической, двух последних с предыдущими;

  2. изучение процесса игры посредством игр, подготавливающих к волейболу, учебной двусторонней игры в волейбол по упрощенным правилам;

  3. применение изученных технических приемов и тактических действий в учебных играх в волейбол;

  4. система заданий по применению технических приемов и тактических действий в игре;

5. система установок на игру в контрольных играх и соревнованиях.
Психологическая подготовка:

  1. воспитание волевых качеств специфическими средствами и методами (специальные задания в области психологии, убеждение, поощрение, наказание и т.д.);

  2. воспитание волевых качеств в процессе физической, технической, тактической и интегральной подготовки (превышение заданий по сравнению с предыдущими, действия в условиях более сложных, чем на соревнованиях, и т.д.).

Теоретическая подготовка:

  1. вооружение системой знаний в области физической культуры и спорта, тренировки волейболистов, самоконтроля - посредством лекций, семинаров, изучения литературных источников, наблюдений на занятиях и соревнованиях, решения тактических задач и т.д.;

  2. умение волейболиста самостоятельно применять приобретенные знания в практике учебно-тренировочной работы.

Этапы подготовки

Продолжить многолетней подг Задачи учебно-тренировочного процесса отовки резервов имеет определенные границы это предельный возраст (9-11 лет), позволяющий успешно решать задачи специализированной подготовки, и возраст (12-18 лет), когда волейболистов включают в составы команд высших разрядов.

Существуют три этапа многолетней подготовки спортивных резерв, которые отвечают специфике игровых видов спорта.

Первый этап - этап отбора спортивной начальной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т.е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9-11 лет.

Задачи этапа:

  1. Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе.

  1. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу.

  1. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата.

  2. Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры.

  1. Обучение основам техники и тактики игры.

  1. Приучение к игровой и соревновательной деятельности. Содержание подготовки:


  1. Отбор детей для занятий волейболом в спортивных коллективах на основе нормативных показателей.

  2. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  3. Упражнения для развития быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»).

  4. Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями.

  5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями.

  6. Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры.

  7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

  8. Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10-11 лет), волейболу (12-18 лет).

  9. Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной подготовленности).

Второй этап - этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универсальной подготовки с элементами специализации. Возраст 12-15 лет.

Задачи этапа: ,

  1. Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей.

  2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры.

  3. Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры.

  4. Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки.

Содержание подготовки:

  1. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  2. Упражнения для развития основных двигательных качеств совершенствования навыков естественных движений, расширении двигательного опыта.

  3. Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т.п.).

  4. Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершенствовании технических приемов и тактических действий: упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах.

  5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением, технических средств.

  6. Интегральная подготовка, цель которой - научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором.

  7. Теоретические занятия, предусмотренные программой.

  8. Определение игровой функции каждого спортсмена (связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований.

  9. Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной, теоретической подготовленности).

Третий этап - этап физического совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Возраст 16-18 лет

Задачи этапа:

  1. Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов.

  2. Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки.

  3. Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности.

  4. Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке).

Содержание подготовки:

  1. Подготовка и сдача нормативных требований (соответственно возрасту).

  2. Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки.


  1. Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре.

  2. Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для совершенствования технико-тактического мастерства.

  3. Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов.

  4. Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью.

  5. Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях).

  6. Теоретические занятия по специальной программе.

  7. Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности).

По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.


ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ


1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций и непо­средственно в тренировке, органически связана с физической, технико -тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направ­ленность:

- вырабатывать у занимающихся умение использовать по­лученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Учебный материал распределяется на весь период обучения учебно -тренировочного этапа. При проведении теоретических занятий следует учи­тывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы. В данном разделе программы приводится при­мерный перечень тем теоретических занятий и краткое их содержание.

В плане теоретических занятий следует отразить и такие темы, как врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний, восстановительные мероприятия при занятиях спортом.

1. Физическая культура и спорт в России.

Физическая культура- составная часть культуры, одно из важных средств укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимающихся. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельно­сти и к обороне государства. Значение системы спортивной квалификации. Почётные спортивные зва­ния и спортивные разряды. Положение о спортивной квалификации, разбор разрядных норм и требований по волейболу.

2.Краткий обзор развития волейбола.

Характеристика волейбола. Значение и место игры в системе физического воспитания.

Волейбол в России. Этапы развития волейбола. Изменения в технике и так­тике волейбола в связи с изменением правил. Соревнования по волейболу на первенство России и матчи сборных команд краёв, республик. Международные встречи российских волейболистов. Задачи волейбола в России.

  1. Краткие сведения о строении и функциях организма
    человека. Влияние физических упражнений на орга­низм занимающихся.

Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль ЦНС в деятельности всего организма. Костные системы, связочный аппарат и мыш­цы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значение крови. Сердце и сосуды, Дыхание и газообмен лёгких. Органы пи­щеварения и обмен веществ. Органы выделения.

Влияние занятий физическими упражнениями на ЦНС. Совершенствование функции мышечной системы органов дыхания и кровообращения под воздей­ствием физических упражнений. Изменение обмена веществ у спортсменов.

  1. Гигиенические знания и навыки. Врачебный контроль и
    самоконтроль. Режим питание спортсмена.

Гигиена волейболиста. Режим и питание. Использование естественных сил природы /солнце, воздух и вода/ для закаливания организма спортсмена. Зна­чение и техника спортивного массажа и самомассажа. Гигиенические требования к местам занятий, одежде и обуви.

Врачебный контроль как обязательное условие правильной постановки фи­зического воспитания и проведения учебно-тренировочного процесса. Порядок осуществления врачебного контроля в группах. Медицинское осви­детельствование волейболиста.

Самоконтроль волейболиста. Значение и содержание самоконтроля при за­нятиях волейболом и другими видами спорта. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, пульс и кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настрое­ние, работоспособность, потоотделение и общее состояние.

  1. Основы техники и тактики волейбола.

Техника- основа спортивного мастерства волейболистов. Анализ основных технических приёмов. Назначение и целесообразность применения того или иного приёма в зависимости от игровой обстановки.

Определение понятия тактики игры. Анализ современной тактики волейбо­ла. Индивидуальные действия игроков в нападение и защите. Взаимодействие двух и трёх игроков.

6. Основы и методика обучения и тренировки.

Основы учебно-тренировочной работы. Физическая, техническая и тактиче­ская подготовка игроков. Воспитание волевых качеств. Воспитательная работа с игроками. Периодизация тренировочного процесса, задачи и средст­ва каждого периода. Схема и содержание урока для каждого периода.

7. Правила соревнований. Организация и проведение со­ревнований.

Разбор и изучение правил игры. Методика судейства. Организация и прове­дения соревнований по волейболу. Разбор систем розыгрыша - круговой, с выбыванием и смешанный. Учёт и оформление результатов соревнований. Положение о соревновании. Роль судьи как воспитателя. Права и обязанности судьи.

8. Оборудование, инвентарь и уход за ними.

Размеры и материал инвентаря и оборудования. Подготовка площадки и мя­чей к занятиям.

Уход за площадкой и инвентарём. Выбор места для оборудования площадки. Устройство дренажа. Составление смеси для покровного слоя. Укладка смеси, поливка, укатка и разметка площадки.

Сохранение инвентаря, площадки и оборудования.

2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Общая физическая подготовка

Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна, дистанция и интервал;

Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Наклоны, повороты, вращения. Упражнения с амортизаторами, на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами.

Акробатические упражнения: группировки в приседе, сидя, лежа. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Гимнастический мост. Кувырок назад. Стойки на лопатках, голове, руках.

Легкоатлетические упражнения: бег, бег с ускорением, низкий старт, стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки через планку с поворотом на 90 с прямого разбега, прыжки в высоту, в длину с места и с разбега. Метание малого мяча и с разбега на дальность. Метание гранаты.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и т.д.

Спортивные игры: Баскетбол. Гандбол. Футбол.

Ходьба на лыжах и катание на коньках. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах, коньках.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в та­зобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пру­жинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, поворо­ты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, по­вороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положе­нии лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различ­ные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с корот­кой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочка­ми с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, при­седания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнасти­ческой стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тре­нажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистан­ции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с задачей догнать парт­нера. Выполнения общеразвивающие упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражне­ния с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью парт­нера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчет­веро скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными по­ложениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движе­ния рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голо­ве, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равнове­сии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемеще­ниями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощения­ми. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упраж­нения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный па 500, 600, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек-до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спус­ками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортив­ные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и дево­чек). Марш-бросок. Туристические походы.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения, развивающие быстроту ответных действий:

  • по сигналу бег на 5, 10, 20м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии, то же, но перемещение приставными шагами;

  • бег с остановками и изменением направления;

  • челночный бег на 5 и 10 м;

  • то же с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом -отягощением.

Подвижные игры: «День и ночь», «Вызов номеров», «Попробуй унеси» и т.д. Эстафеты с различным выполнением заданий.

Упражнения для прыгучести:

- приседания и резкое выпрямления ног со взмахом рук вверх;

  • то же, с прыжком вверх;

  • то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг);

  • многократные прыжки вверх;

  • броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления;

  • стоя на расстоянии 1-2 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлить и снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполнять ритмично, без лишних доскоков);

  • то же, но без касания мячом стены;

  • прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед;

  • то же, с отягощением;

  • напрыгивание на маты (постепенно увеличивая высоту);

  • прыжки в глубину с гимнастической стенки на маты;

  • спрыгивание (высота 40-80см) с последующим прыжком вверх;

  • прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий;

  • прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами;

- прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь обеими
ногами;

  • то же, но выполнять прыжки с разбега в три шага;

  • прыжки опорные, прыжки со скалкой, разнообразные подскоки;

  • многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.

Упражнения для развития качеств, необходимых при приеме и передаче мяча:

  • сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев - на месте и в движении в сочетании с различными перемещениями;

  • многократные броски набивного мяча из различных исходных положений;

  • упражнения для кистей с гантелями, эспандерами;

  • броски волейбольного мяча в стену.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач:

  • круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой;

  • упражнения с резиновыми амортизаторами;

- упражнения с набивными, волейбольными мячами (совершенствование
ударного движения);

- подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающего удара:

  • броски набивного мяча из-за головы двумя руками, стоя на месте в прыжке;

  • броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку;

  • то же в парах;

  • имитация прямого нападающего удара, держа в руках отягощение (до 1 кг);

  • метание теннисного мяча в цель (высота 1,5-2м) или на полу (расстояние от 5 до 10 м), выполняется с места, с разбега, после поворотов, в прыжке; то же через сетку;

  • совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах;

  • то же с мячом у тренировочной сетки;

многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнером.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании:

  • прыжковые упражнения, описание раннее в сочетании с подниманием рук вверх;

  • стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя ладонями отбить мяч в стену, (мяч надо отбивать в высшей точке взлета);

  • выполнение блокирования после перемещений, остановок;

- передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и
левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для
блокирования;

  • то же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180;

  • то же, но на расстоянии 1 м от сетки;

  • то же но остановка и прыжок по сигналу;

  • нападающий с мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч за себя, блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего;

- нападающие выполняют броски и ловлю мяча в рамках групповых
тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и
блокирует.



3. ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ГРУППЫ СОГ, НП

Техническая подготовка.

I. Техника нападения.

Действия без мяча. Перемещения и стойки:

  • стартовая стойка (исходные положения)

  • ходьба, бег, перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком, вперед, двойной шаг вперед;

- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом.

Передачи мяча:

  • сверху двумя руками, с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера;

  • в различных направлениях на месте и после перемещения;

  • передачи в парах;

  • отбивание мяча через сетку в непосредственной близости от нее;

  • отбивание мяча с собственного подбрасывания;

- отбивание мяча подброшенного партнером;

- с места и после приземления. Подача мяча:


  • нижняя прямая;

  • подача в стенку;

  • подача через сетку из-за лицевой линии;

  • подача нижняя боковая. Нападающие удары:

- прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега,
прыжок вверх толчком двух ног: с места, 1,2,3 шагов разбега, удар кистью
по мячу).

II. Техника защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки:

  • стартовая стойка (исходное положение)-основная стойка;

  • ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед;

  • перемещения приставными шагами лицом вперед, боком;


  • остановка шагом. Действия с мячом:

  • прием мяча сверху двумя руками: отскочившего от стены, после броска через сетку, от нижней подачи;

  • прием снизу двумя руками: отбивание мяча наброшенного партнером- на месте и после перемещений.

Тактическая подготовка.

I. Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

  • выбор места для выполнения нижней подачи;

  • выбор места для второй передачи и зоне.

Групповые действия:

- взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны
3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче);

- взаимодействия игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.
Командные действия:

  • прием нижней подачи и первая передача в зону 3;

  • прием нижней подачи и вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

II. Тактика защиты.

- выбор места при приеме нижней подачи;

- расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу
выполняет игрок зоны 3.

4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ).

  1. Выполнение упражнений в чередовании подготовительных упражнений с выполнением технических приемов данного года обучения.

  2. Выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, в рамках структуры приемов техники.

  3. Выполнение упражнений с отягощениями (пояса, манжеты) на различные приемы техники.

  4. Многократное выполнение технических приемов с целью развития специальных физических качеств.

  5. Чередование выполнения технических приемов нападения и защиты.

  6. Чередование выполнения тактических действий отдельно индивидуальных, групповых и командных.

  7. Учебные игры с выполнением заданий по технике и тактике в объеме программы.

  8. Учебные игры с повышенной интенсивностью для воспитания в единстве навыков выполнения технических приемов, тактических действий и специальных качеств.

  9. Проведение контрольных игр с целью решения учебных задач и подготовки к соревнованиям.


  1. Участие в официальных соревнованиях различного ранга, выполнение установок на игру. Разбор игр.

  2. Участие в официальных соревнованиях, при этом ставя задачу повышения надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь задач в учебных играх и установок в официальных встречах.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Основными задачами психологической подготовки является:

- привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

  • формирование установки на тренировочную деятель­ность.

Средства и методы психологической подготовки

  1. Специальные знания в области психологии, техники и тактики волейбола, методики спортивной тренировки.

  2. Личный пример тренера, убеждения, поощрения, наказания.

  3. Побуждение к деятельности, поручения, общественно полезная работа.

  4. Обсуждение в коллективе.

  5. Составление плана тренировочного занятия и самостоятельное его проведение

  6. Перевыполнение какого-то задания по сравнению занятием ( в каждом виде подготовки).

  7. Проведение совместных занятий менее подготовительных волей­болистов с более подготовленными.

  8. Участие в контрольных играх с заведомо более сильными или бо­лее слабыми противниками.

  9. Упражнения повышенной трудности в процессе физической под­готовки, повышенной сложности в процессе технико-тактической и интегральной подготовки.

10.Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов, разборов проведенных игр.

11.Соревновательный метод (в процессе всех видов подготовки).

В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоле­ние трудностей /ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений т.д./. Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действия и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуж­дении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, раз­бор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основы­ваться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у спорт­смена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его со­стояния трудностей.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспи­танию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, ве­черов отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:

вступительные и контрольные нормативы:

по ОФП- 3:

  • 1 прыжок в длину с места.

  • 2.Кросс без учета времени.

  • 3. Поднимание туловища за 30 сек., подтягивание

по СПФ-2;

1. Бег 30 м /5х6/

2. Бег 92 м

по технической подготовке:

  • испытания на точность передачи через сетку: на противоположной стороне площадки очерчивается зона, куда надо послать мяч в зоне 4- размером 2 на I, в зоне 1 и в зоне 6-размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток в каждую зону, учитывается количественная и качественная сторона исполнения.

- испытания на точность подач - основные требования: при качественном
техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в
определенный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зона 4
5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 и 1-2 (размером 6x2 м), в
зоне 6 у лицевой линии размером 3 х 3 м.

Каждый воспитанник исполняет 5 попыток.

  • испытания на точность нападающего удара - нужно выполнить качес­твенно, в техническом отношении тот или иной способ нападающего удара в три зоны: 1,6,5 из зон 4,2.

  • испытание в "защите зоны "-находясь в зоне 6 в круге диаметром 2,5 м воспитанник должен применить все изученные приемы зашиты.

  • по тактической подготовке:

-выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток, а с 14-16 лет - 15 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема.

- выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток.

Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество приема мяча.




18


© 2010-2022