Программа дополнительного образования «Волейбол»

"Описание материала: Программа дополнительного образования «ВОЛЕЙБОЛ «Программа расчитана на три учебных года . Программа состоит из пояснительной записки, нормативной части программы , методик и форм обучения, материально - технического обеспечения, характеристики содержания программы , организонно - методических пособий , учебно - тематического плана , календарно _ тематического планирования , методической части программы , различных этапов подготовки , ожидаемого результата, используемая ли...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования «Волейбол»Программа дополнительного образования «Волейбол»Программа дополнительного образования «Волейбол»Программа дополнительного образования «Волейбол»Программа дополнительного образования «Волейбол»Программа дополнительного образования «Волейбол»Программа дополнительного образования «Волейбол»

Программа дополнительного образования «Волейбол»

Программа дополнительного образования «Волейбол»

Программа дополнительного образования «Волейбол»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14



Программа дополнительного

образования

«Волейбол»


Для обучающихся с 11 лет

Срок реализации 3 года





Рекомендована

педагогическим советом школы

Протокол № от 29.08.2013

Утверждена

приказом директора МБОУ СОШ №14

№ от 09.2013г.







Составитель программы:

учитель физической культуры

Солодухина Светлана Александровна






г. Арзамас, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе «Программы по организации работы спортивных секции в школе» (автор составитель А.Н.Каинов, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ)2013 г. Относительно программы по организации работы спортивных секции в школе в данную программу внесены следующие изменения: учебный план реализует 38 недель учебно-тренировочных занятий на этапах спортивно-оздоровительном и начальной подготовки.

Общее количество: 76 часов в год, Занятия проводятся по два часа в неделю, с периодичностью два раза в неделю.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщяются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом , умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учится, меньше болеть. Ученики успешно освоившие программу, смогут учавствовать в соревнованиях по волейболу различного маштаба.

Цели и задачи: Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально- волевых качеств.

Цель программы - углубленное изучение спортивной игры в волейбол.

Основными задачами программы являются:

- укрепление здоровья;

- содействие правильному физическому развитию;

- приобретение необходимых теоритических знаний;

- овладение основными приёмами техники и тактики игры;

- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

- привитие ученикам организаторских навыков;

- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;

- подготовка учащихся к соревновательной деятельности по волейболу;

- отбор лучших учащихся для ДЮСШ.






НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.

Спортивно-оздоровительный этап (СО). Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача - укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных физкультурно-спортивных занятий.

Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола.

Учебно-тренировочный этап (УТ). На этом этапе происходит освоение учащимися основных технических элементов волейбола , а также командных. Групповых и индивидуальных действий в тактике защиты и нападения.









Таблица 1. Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке

Год подготовки

Минимальный возраст для зачисления, лет

Минимальное число

занимающихсяв группе

Максимальное количество учебных часов в неделю

Требования по технико-тактической, физической

и спортивной подготовке на конец учебного года

Спортивно-оздоровительный этап

1-й

период

От 11л

15

2

Контрольные испытания по физической подготовке

2-й

период


15

2

Контрольные испытания по физической и технической подготовке. Участие в соревнованиях

Этапы начальной подготовки

1-й

От 11 л

15

2

Выполнение нормативов по физической и технической подготовке

2-й


15

2

Учебно-тренировочный этап

1-й


15

2

Выполнение нормативов ОФП, СФП, технико-тактической

подготовки

2-й


15

2






















































Методы и формы обучения.



Большие возможности для учебно- воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно - тренировочных.

Теорию проходят в режиме учебно - тренировочных.

Занятий, также выделяют и отдельные занятия- семинары по судейству, где подробно разбирается содеожание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, ваоспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные методы и формы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: обяснение, рассказ,замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

- метод упражнений:

- игровой:

- соревновательный;

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений .

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

- в целом;

- по частям..

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались ннкоторве навыки игры.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.






Материально-техническое обеспечение.

Занятия проводятся в спортивном зале размер 24*12 м Для проведения занятий по волейболу имеется следующее оборудование и инвентарь:

1 Сетка волейбольная - 1 шт.

2. Стойки волейбольные - 2 шт.

3 Гимнастическая стенка - 1 шт

4. Гимнастические скамейки - 4 шт

5. Мячи волейбольные. - 10 шт.

6. Рулетка. - 1 шт.

7. Набивные мячи. - 8 шт.

8. Скакалки - 15 шт.








УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических

1.

Теория

3

3

0

2.

О.Ф.П.

20

0

20

3.

Специальная подготовка тактическая

25

0

24

4.

ОФП Специальная подготовка техническая

26

1

25

5.

Соревнования

1

0

3

Итого:

76

4

72
























Календарно - тематическое планирование

первый год обучения.

Всего 76 часа

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности при занятиях в спортзале. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Судейство. Жесты судей.

3

2

Бег с ускорениями до 30 метров. Прыжки в длину с места, вверх. Метание теннисного мяча в цель, Подвижные игры, Упражнения на развитие двигательных качеств.(скоростных, силовых, координационных, скоростно - силовых, выносливости.) Упражнения на развитие реакции, быстроты, ловкости

8

3

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставным шагом боком, лицом, спиной вперед

2

4

Приём и передача мяча двумя руками сверху.

12

5

Приём и передача мяча двумя руками снизу.

12

6

Приём и передача мяча двумя руками через сетку, в тройках. Верхняя и нижняя передачи мяча над собой на месте. Передачи мяча сверху на месте и после перемещения вперед.

8

7

Нападающий удар.

6

8

Нижняя прямая подача. Приём мяча сверху и снизу с подачи.

6

9

Верхняя прямая подача. Приём мяча сверху и снизу с подачи.

5

10

Действия игроков в зоне защиты. Действия игроков в зоне нападения, Учебная игра в волейбол,

10








УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН НА 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических

1.

Теория

3

3

0

2.

О.Ф.П.

20

0

20

3.

Специальная подготовка тактическая

25

0

24

4.

ОФП Специальная подготовка техническая

26

1

25

5.

Соревнования

1

0

3

Итого:

76

4

72

























Календарно - тематическое планирование

второй год обучения.

Всего 76 часа

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности при занятиях в спортзале. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Судейство. Жесты судей.

3

2

Бег с ускорениями до 30 метров. Прыжки в длину с места, вверх. Метание теннисного мяча в цель, Подвижные игры, Упражнения на развитие двигательных качеств.(скоростных, силовых, координационных, скоростно - силовых, выносливости.) Упражнения на развитие реакции, быстроты, ловкости

8

3

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставным шагом боком, лицом, спиной вперед

2

4

Приём и передача мяча двумя руками сверху.

12

5

Приём и передача мяча двумя руками снизу.

12

6

Приём и передача мяча двумя руками через сетку, в тройках. Верхняя и нижняя передачи мяча над собой на месте. Передачи мяча сверху на месте и после перемещения вперед.

8

7

Нападающий удар.

6

8

Нижняя прямая подача. Приём мяча сверху и снизу с подачи.

6

9

Верхняя прямая подача. Приём мяча сверху и снизу с подачи.

5

10

Действия игроков в зоне защиты. Действия игроков в зоне нападения, Учебная игра в волейбол,

10









УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН НА 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических

1.

Теория

3

3

0

2.

О.Ф.П.

20

0

20

3.

Специальная подготовка тактическая

25

0

24

4.

ОФП Специальная подготовка техническая

26

1

25

5.

Соревнования

1

0

3

Итого:

76

4

72






















Календарно - тематическое планирование

третий год обучения.

Всего 76 часа

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Инструктаж по технике безопасности при занятиях в спортзале. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Судейство. Жесты судей.

3

2

Бег с ускорениями до 30 метров. Прыжки в длину с места, вверх. Метание теннисного мяча в цель, Подвижные игры, Упражнения на развитие двигательных качеств.(скоростных, силовых, координационных, скоростно - силовых, выносливости.) Упражнения на развитие реакции, быстроты, ловкости

8

3

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставным шагом боком, лицом, спиной вперед

2

4

Приём и передача мяча двумя руками сверху.

12

5

Приём и передача мяча двумя руками снизу.

12

6

Приём и передача мяча двумя руками через сетку, в тройках. Верхняя и нижняя передачи мяча над собой на месте. Передачи мяча сверху на месте и после перемещения вперед.

8

7

Нападающий удар.

6

8

Нижняя прямая подача. Приём мяча сверху и снизу с подачи.

6

9

Верхняя прямая подача. Приём мяча сверху и снизу с подачи.

5

10

Действия игроков в зоне защиты. Действия игроков в зоне нападения, Учебная игра в волейбол,

10

Учебная игра в волейбол по упрощенным правилам, с элементами пионербола. Участие в соревнованиях.

3


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Методическая часть программы включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения; рекомендуемые объемы тренировочных нагрузок;

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Содержание работы с юными волейболистами на всем протяжении определяется двумя факторами: спецификой игры в волейбол, , возрастными особенностями и возможностями волейболистов с 11 лет.

Период подготовки юных спортсменов делится на этапы.

Первый этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-волейбол).

Второй этап («начальной спортивной специализации») посвящен базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и тактики (без акцента на специализацию по игровым функциям).

Специфика волейбола, как вид спорта, сводится к тому, чтобы научить учащихся реализовывать в игровых навыках тренировочные эффекты - результаты всех сторон тренировки.

При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении развития физических качеств спортсменов, обучении их технике и тактике необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества.




Таблица 3. Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития двигательных качеств


Развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели,

физические качества

11

12

13

Длина тела




Мышечная масса




Быстрота

+

+

+

Скоростно-силовые качества

+

+

Сила




Выносливость (аэробные возможности)

+

+


Анаэробные возможности

+

+

+

Гибкость

+

+


Координационные способности

+

+

+

Равновесие


+

+

Необходимо в сенситивные периоды акцентированно воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила).

Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения (с 11 лет), когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре), объем подготовки доходит до 30% времени, отводимого на занятия.

Периодически целесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части включается большое количество подвижных игр. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной учебной группы.

Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством ее (кроме средств волейбола) являются специальные упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения.

Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость.

Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами.

Соревнования по технической подготовке

Этап начальной подготовки.

  1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.

  2. Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования).

  3. Подача нижняя прямая на точность.

  4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3.

Учебно-тренировочный этап.

  1. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.

  2. Подача верхняя прямая на точность.

  3. Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины площадки).

  4. Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.

  5. Нападающий удар прямой:

  • из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач;

  • из зоны 3 в зоны 4 и 5;

  • из зоны 2 в зоны 1 и 2.

6.Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5.

7.Одиночное блокирование прямого удара по ходуСоревнования по физической подготовке

Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочный.

  1. Бег 30 м.

  2. Бег с изменением направления (5x6 м).

  3. Прыжок в длину с места.

  4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.

  5. Бег 92 м с изменением направления («елочка»).

  6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Соревнования по игровой подготовке

Этап начальной подготовки.

  1. Мини-волейбол (по специальным правилам).

  2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.

Учебно-тренировочный этап.

Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.

В этапах начальной подготовки (с 9 лет) проводятся соревнования по мини-волейболу, товарищеские (контрольные) игры, соревнования по технической и специальной физической подготовке, по волейболу уменьшенными составами..

При написании программы учитывались следующие методические положения: 1) строгая преемственность задач, средств и методов тренировки юных волейболистов от 9 лет; 2) неуклонное возрастание объема средств технико-тактической, общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема технико-тактической подготовки и СФП (по отношению к общему объему тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП; 3) непрерывное совершенствование спортивной техники и тактики; 4) неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов.

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Первый и второй годы подготовки

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техника нападения

  1. Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.

  2. Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над собой - на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - на месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2,5-3-4,1-3-2; передачи в стену с изменением высоты и расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на точность с собственного подбрасывания и партнера.

  3. Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения.

  4. Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.

  5. Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом месте, стоя у стены, по мячу на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.

Техника защиты

  1. Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами на спину и в сторону на бедро.

  2. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока (расстояние 1-2 м); после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); прием нижней прямой подачи.

  3. Прием cнизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой, один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения

  1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача нижняя прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на «свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча.

  2. Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон 6, 5,1 с игроком зоны 3 (2) при приеме подачи.

  3. Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).

Тактика защиты

  1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направлеш юго соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника - сверху или снизу.

  2. Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игрокамизон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.

3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техника нападения

  1. Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями, сочетание способов перемещений (лицом, боком, спиной вперед); двойной шаг назад, скачок назад, вправо, влево, остановка прыжком; сочетание перемещений и технических приемов.

  2. Передачи мяча: передачи в парах в сочетании с перемещениями в различных направлениях; встречная передача мяча вдоль сетки и через сетку; передачи из глубины площадки для нападающего удара; передача, стоя спиной по направлению, стоя на месте в тройке на одной линии, в зонах 4-3-2,2-3-4; 6-3-2,6-3-4; передача в прыжке (вперед вверх), встречная передача в прыжке в зонах 3-4, 3-2, 2-3.

  1. Отбивание кулаком у сетки в прыжке «на сторону соперника».

  1. Подачи: нижняя прямая подача подряд 15-20 попыток; в левую и правую половину площадки, в дальнюю и ближнюю от сетки половину; соревнование на большее количество подач без промаха, на точность из числа заданных; верхняя прямая подача: по мячу в держателе, с подбрасывания - на расстояние 6-9 м в стену, через сетку; в пределы площадки из-за лицевой линии.

5. Нападающие удары: удар прямой по ходу по мячу на амортизаторах; в держателе через сетку; по мячу, подброшенному партнером (метательным устройством); удар из зоны 4 с передачи из зоны 3, удар из зоны 2 с передачи из зоны 3, удар из зоны 3 с передачи из зоны 2.

Техника защиты

  1. Перемещения и стойки: стойки в сочетании с перемещениями; перемещения различными способами в сочетании с техническими приемами в нападении и защите.

  2. Прием мяча сверху двумя руками: наброшенного партнером через сетку; в парах направленного ударом (расстояние 3-6 м; прием подачи нижней прямой.

  3. Прием снизу двумя руками: наброшенного партнером (в парах и через сетку); направленного ударом (в парах и через сетку с подставки); во встречных колоннах; в стену и над собой поочередно многократно; прием подачи нижней, прямой, верхней прямой.

  4. Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и перекатом на бедро и спину: с набрасывания партнера в парах; от нижней прямой подачи.

  5. Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу в зонах 2,3,4 - удар из зоны 4 по мячу в держателе, блокирующий на подставке, то же, блокирование в прыжке; блокирование удара по подброшенному мячу (блокирующий на подставке, на площадке), то же удар с передачи.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения

  1. Индивидуальные действия: выбор места для второй передачи, подачи верхней прямой, нападающего удара; чередование верхней и нижней подач; выбор способа отбивания мяча через сетку - нападающим ударом, передачей в прыжке, кулаком, снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен спиной; подача на игрока, слабо владеющего приемом подачи.

  2. Групповые действия: взаимодействие при первой передаче игроков зон 3,4 и 2; при второй передаче игроков зон 3,4,2; взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5,1 и 3,4,2 при приеме подачи.

  3. Командные действия: система игры со второй передачи игроков передней линии - прием подачи и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2 (чередование), стоя лицом и спиной по направлению передачи; прием подачи в зону 2, вторая передача в зону 3.

Тактика защиты

1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме нижней и верхней подачи; определение места и времени для прыжка при блокировании;своевременность выноса рук над сеткой; при страховке партнера, принимающего мяч от верхней подачи; от обманной передачи; выбор способа приема мяча от подачи (сверху от нижней, снизу от верхней); выбор способа приема мяча, посланного через сетку соперником (сверху, снизу).

  1. Групповые действия: взаимодействие игроков внутри линии (нападения и защиты) и между ними при приеме подачи, и нападающего удара, в доигровке.

  2. Командные действия: расстановка при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3; игрок зоны 2; игрок зоны 4, перемещающийся в зону 3; система игры в защите углом вперед с применением групповых действий для данного года обучения.



УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Первый и второй и третий годы подготовки

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техника нападения

  1. Перемещения: прыжки па месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.

  2. Передачи сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты и расстояния, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений; чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4,4-2,6-4,6-2 (расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); стоя спиной в направлении передачи; с последующим падением и перекатом на бедро; вперед вверх в прыжке на месте и после перемещения; отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.

  1. Подачи: нижние - соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая подряд 10-15 попыток, на точность в правую, левую, дальнюю и ближнюю половину площадки, соревнования - па количество, на точность; верхняя боковая подача.

  2. Нападающие удары: прямой сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с различных по высоте и расстоянию передач у сетки и из глубины площадки; прямой слабейшей рукой; с переводом вправо из зоны 2 с поворотом туловища вправо (для правшей).

Техника защиты

1. Перемещения и стойки - стойка, скачок вправо, влево, назад, падения и перекаты после падений - на месте и после перемещений, сочетание способов перемещений, перемещений и падений с техническими приемами защиты.

  1. Прием мяча: сверху двумя руками нижней подачи, верхней прямой подачи (расстояние 6-8 м); прием мяча снизу двумя руками нижних подач, верхней прямой подачи, от передачи через сетку в прыжке; нападающего удара в парах, через сетку на точность; сверху двумя руками с последующим падением, снизу одной рукой с выпадом в сторону с последующим падением и перекатом на бедро (правой вправо, левой влево); прием отскочившего от сетки мяча.


ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения

  1. Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи (у сетки лицом и спиной в направлении передачи, из глубины площадки -лицом); подачи (способа, направления); нападающего удара (способа и направления; подача на игрока, слабо владеющего приемом подачи, вышедшего на замену; выбор способа отбивания мяча через сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача их зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом и спиной к нападающему; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии; имитация нападающего удара и «обман»; имитация второй передачи и «обман» через сетку.

  2. Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4); игроков задней и передней линии (игроков зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2) при первой передаче).

3. Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии (прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача нападающему, к которому передающий обращен лицом (спиной).

Тактика защиты

  1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме верхних подач прямой и боковой; при блокировании; при страховке партнера, принимающего подачу, нападающий удар; блокирующих, нападающих; выбор способа приема подачи (нижней - сверху, верхних - снизу, сверху двумя руками с падением); способа приема мяча от обманных приемов (в опорном положении и с падением); способа перемещения и способа приема от нападающих ударов; блокирование определенного направления.

  2. Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии между собой при приеме подачи, нападающих ударов, обманных приемов; взаимодействие игроков передней линии, не участвующих в блокировании с блокирующими; игроков зоны 6 с блокирующим игроком зоны 3 и страхующими игроками зон 4 и2; игроков зон 4 и2 (соответственно) при приеме нападающих ударов и обманов.

  3. Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет а) игрок зоны 3, б) игрок зоны 4, а игрок зоны 3 оттянут назад, в) игрок зоны 2 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2, в положениях «б» и «в» игроки 4 и 2 идут на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 соответственно в зону 4 и 2 для нападающего удара; система игры «углом вперед» с применением групповых действий, изученных в данном году обучения.





Ожидаемый результат.

В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в волейбол. Будут сформированы коммуникативные способности ,то есть умение играть в команде.



















































ЛИТЕРАТУРА


  1. Банников A.M., Костюков В.В. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.

  2. Баландин,Г.А, Урок физкультуры в современной школе Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н.Казакова. - М.: Советский спорт.2002

  3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.

  4. Программа по организации работы спортивных секции в школе» (автор составитель А.Н.Каинов, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ). Волгоград 2013 г.

5.Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.

6.Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.

7.Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.

8.Марков К.К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999

9.Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.

10 Система подготовки спортивного резерва. - М., 19

11. Спортивная медицина: справочное издание. - М, 1999.

12. Спортивные игры / Под ред. Ю.Д. Железняка, ЮМ. Портнова. -
М., 2000.



© 2010-2022