- Преподавателю
- Физкультура
- Программа обучения волейболу 5-9 класс
Программа обучения волейболу 5-9 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алейникова Е.В. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29
имени Героя Социалистического труда В.С Погорельцева
Кружковая спортивная работа
Программа обучения игре в волейбол
(для учащихся 5 -9 классов)
Составитель: Алейникова Е.В
Учитель физкультуры МБОУ ПСОШ № 29
2013 -2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.
Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных - игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
-
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
-
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
-
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
-
доступностью игры для любого возраста;
-
возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;
-
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:
-
чувства коллективизма;
-
настойчивости, решительности, целеустремлённости;
-
внимания и быстроты мышления;
-
способности управлять своими эмоциями;
-
совершенствованию основных физических качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Практический раздел программы предусматривает:
-
овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
-
формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;
-
приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
-
содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.
Программа рассчитана на изучение, закреплениние, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:
1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе
5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом
Цели и задачи программы:
Для всестороннего развития личности необходимо школьником:
-
овладеть основами физической культуры;
-
приобретение крепкого здоровья;
-
развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);
-
развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
1. Оздоровительные:
-
выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;
-
способствовать укреплению здоровья;
-
содействие гармоничному физическому развитию;
-
развитие двигательных способностей;
-
всестороннее воспитание двигательных качеств;
-
создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
-
укрепление сердечнососудистой и дыхательной системы.
2. Образовательные:
-
обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-
развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
-
обучить правильному выполнению упражнений.
3. Воспитательные:
-
выполнение сознательных двигательных действий;
-
любовь к спорту;
-
чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;
-
воспитанию нравственных и волевых качеств;
-
привлечение учащихся к спорту;
-
устранение вредных привычек.
Тематический план группы 1-2 года обучения
2 часа в неделю (68 часов)
№
ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ
Всего:
1
История развития волейбола
Общие основы волейбола
1
1 ч
2
Правила игры и методика судейства
1
1 ч
3
Техническая подготовка волейболистов
2
2 ч
4
Физическая подготовка
2
2 ч
5
Методика тренировки волейболистов
1
1 ч
Изучение технике игры в волейбол
Техника нападения:
6
перемещения
1
1 ч
7
стойки
1
1 ч
8
подачи
10
10 ч
9
передачи
5
5 ч
10
нападающие удары
5
5 ч
Техника защиты:
11
перемещения
2
2 ч
12
прием мяча
3
3 ч
13
блок
3
3 ч
Изучение тактики игры в волейбол:
Тактика нападения:
14
индивидуальные действия
2
2
15
групповые действия
2
2
16
командные действия
2
2
Тактику защиты:
17
индивидуальные действия
7
7
18
групповые действия
7
7
19
командные действия
7
7
20
Игра по правилам с заданием
4
4
И т о г о:
68 ч
68 ч.
Содержание программы
Тематическое планирование материала
(2 часа в неделю 68 часов)
№
занятия
ТЕМЫ
Дата
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
№ 1
История развития волейбола
Становление волейбола как вида спорта
Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола
№ 2
№ 3
Правила игры и
методика судейства
Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу
Упрощенные правила игры
Действующие правила игры.
Методика судейства соревнований.
Терминология и жестикуляция.
№ 3
№ 4
Техническая подготовка волейболиста
Техническая подготовка волейболиста
Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.
Основные задачи технической подготовки.
Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.
Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
Определения и исправления ошибок.
Задачи тренировочного процесса.
Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость)
Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовки.
Контроль технической подготовкой.
№ 5
№ 6
Техника игры в волейбол
Техника игры в волейбол
Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке.
Ознакомление с техникой игры.
Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры.
Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков.
Нормативные требования и испытания по технической подготовке.
Техника игры, ее характеристика.
Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития.
Терминология.
Техника нападения, техника защиты.
Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.
№ 7
№ 8
Физическая подготовка
Физическая подготовка
Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений.
Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке.
Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки.
Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования.
№ 9
Методика тренировки волейболистов
Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры.
Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств.
Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам.
Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике.
Изучение техники игры в волейбол
техника нападения:
№10
Стартовые стойки
Устойчивая, основная;
- статическая стартовая стойка;
- динамическая стартовая стойка.
№11
Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении
Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).
№12
Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите
Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег).
Выпады: вперед, в сторону.
Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте.
Обучение техники подачи мяча:
№13
№14
Обучение технике нижней прямой подачи
- подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче;
№15
№16
Обучение технике нижней
боковой подачи
- подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче;
№17
№18
№19
Обучение технике верхней прямой подачи
- подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче;
№20
№22
Обучение техники верхней боковой подаче
- подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче;
- специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче;
№23
Обучение укороченной подачи
- специальные упражнения для обучения укороченной подаче
- подача на точность;
№24
№25
Обучения технике верхних передач
Техника передачи двумя сверху
Техника передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные).
двумя с поворотом, без поворота одной рукой.
№26
№27
№28
Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).
- подводящие упражнения для обучения:
- с набивными мячами, с баскетбольными мячами;
- специальные упражнения в парах на месте;
- специальные упражнения в парах с перемещением;
- специальные упражнения в тройках;
- специальные упражнения у сетки
№29
№30
Обучение технике передач снизу
- подводящие упражнения с набивными мячами;
- имитационные упражнения с волейбольными мячами;
- специальные упражнения индивидуально у стены;
- специальные упражнения в группах через сетку;
- упражнения для обучения передаче одной снизу
№31
№32
№33
№34
№35
Обучение технике нападающих ударов
Обучение технике нападающих ударов
Обучение технике нападающих ударов
Обучение технике нападающих ударов
Обучение технике нападающих ударов
- подводящие упражнения с набивным мячом;
- упражнения для обучения напрыгиванию;
- упражнения с теннисным мячом;
- упражнения для обучения замаху и удару по мячу;
- специальные упражнения у стены в опорном положении;
- специальные упражнения у стены в прыжке (в парах);
- специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами;
- специальные упражнения на подкидном мостике;
- специальные упражнения в парах через сетку;
Техника защиты:
№36
№38
№37
Обучение технике приема подач
Обучение технике приема подач
Обучение технике приема подач
- упражнения для обучения перемещению игрока;
- имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения);
- специальные упражнения в парах без сетки;
- специальные упражнения в тройках без сетки;
- специальные упражнения в паре через сетку.
№39 №40
Обучение технике приема мяча с падением
- на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок,
на руки - грудь
№41
№42
№43
Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)
Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)
- упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;
- имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);
- имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре);
- специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);
- упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные)
Изучение тактики игры в волейбол
Тактика нападения:
№44
№45
№46
Обучение и совершенствование индивидуальных действий
Групповые взаимодействия.
Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.
Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом
№47
Обучения индивидуальным тактическим действиям
При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений
Тактика защиты:
№48
Обучение и совершенствование индивидуальных действий
Групповые взаимодействия.
Характеристика командных действий.
Взаимодействие игроков.
Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом.
№49
№50
Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар
Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.
Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий.
Упражнения на расслабления и растяжения.
Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.
Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.
Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.
Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.
№51
Обучения тактике нападающих ударов
Нападающий удар задней линии. СФП.
Подбор упражнений для развития специальной силы.
№52
обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока
Упражнения для развития прыгучести.
Нападающий удар толчком одной ноги.
Учебная игра.
№53
№54
№55
обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе
Упражнения для развития гибкости.
Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).
Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.
№56
Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями
Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.
Учебная игра.
№57
Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов
Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны
Учебная игра.
№58
Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов
Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.
Учебная игра.
№59
№60
Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач
Обучение приему мяча от сетки.
Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов.
Развитие координации.
Учебная игра.
№61
Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего
Передача мяча одной рукой в прыжке.
Учебная игра.
№62
№63
№64
Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии
Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).
Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.
Подбор упражнений для развития взрывной силы.
Учебная игра.
№65
№66
Обучение командным действиям в нападении
Учебная игра с заданием.
№67
№68
Обучение командным действиям в защите
Учебная игра с заданием.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе
№ норматива
п/п
Контрольные нормативы
1год обучения
2 год обучения
Оценка
н
с
в
н
с
в
1
Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5-6 м (кол-во раз)
Юн.
17
20
25
17
20
25
Дев.
12
15
20
12
15
20
2
Подача (верхняя), количество попаданий в площадку
Юн.
5
10
15
-
-
-
Дев.
3
6
10
-
-
-
3
Подача (верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя
Юн.
2
3
4
3
4
5
Дев.
1
2
3
2
3
4
4
Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток
Юн.
3
4
5
3
4
5
Дев.
3
4
5
3
4
5
5
Нижние передачи над собой
Юн.
15
20
25
20
25
30
Дев.
10
15
20
15
20
25
6
Верхние передачи над собой
Юн.
15
20
25
20
25
30
Дев.
10
15
20
15
20
25
Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;
Литература
1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. - М.: Терра-Спорт, 2001
(Правила соревнований)
2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. - Омск: СибГАФК, 2002
3. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе - М.: Просвещение, 1974.
4. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. - М.: Просвещение, 1989.
5. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. - М.- 1961.
6. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1978
7. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. - Минск: Высшая школа, 1972
8. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие -
Нижневартовск, 2001.
11