Программа обучения волейболу 5-9 класс

Кружковая спортивная работа Программа обучения игре в волейбол (для учащихся 5 -9 классов) Цели и задачи программы:       Для всестороннего развития личности необходимо школьником: ·   овладеть основами физической культуры; ·   приобретение крепкого здоровья; ·   развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции); ·   развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.      
Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29

имени Героя Социалистического труда В.С Погорельцева




Кружковая спортивная работа


Программа обучения игре в волейбол

(для учащихся 5 -9 классов)





Программа обучения волейболу 5-9 класс



Составитель: Алейникова Е.В

Учитель физкультуры МБОУ ПСОШ № 29




2013 -2014 УЧЕБНЫЙ ГОД


Пояснительная записка


Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.

Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных - игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:

  • подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

  • действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

  • постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

  • доступностью игры для любого возраста;

  • возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;

  • простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:

  • чувства коллективизма;

  • настойчивости, решительности, целеустремлённости;

  • внимания и быстроты мышления;

  • способности управлять своими эмоциями;

  • совершенствованию основных физических качеств.

Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:

  • овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

  • формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;

  • приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;

  • содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

Программа рассчитана на изучение, закреплениние, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:


1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе

5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом






Цели и задачи программы:

Для всестороннего развития личности необходимо школьником:

  • овладеть основами физической культуры;

  • приобретение крепкого здоровья;

  • развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);

  • развить чувство ритма и такта, привить любовь к спорту.

Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:

1. Оздоровительные:


  • выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;

  • способствовать укреплению здоровья;

  • содействие гармоничному физическому развитию;

  • развитие двигательных способностей;

  • всестороннее воспитание двигательных качеств;

  • создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.

  • укрепление сердечнососудистой и дыхательной системы.

2. Образовательные:


  • обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);

  • обучить правильному выполнению упражнений.

3. Воспитательные:


  • выполнение сознательных двигательных действий;

  • любовь к спорту;

  • чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;

  • воспитанию нравственных и волевых качеств;

  • привлечение учащихся к спорту;

  • устранение вредных привычек.










Тематический план группы 1-2 года обучения

2 часа в неделю (68 часов)



ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ


Всего:


1

История развития волейбола

Общие основы волейбола


1


1 ч

2

Правила игры и методика судейства

1

1 ч

3

Техническая подготовка волейболистов

2

2 ч

4

Физическая подготовка

2

2 ч

5

Методика тренировки волейболистов

1

1 ч


Изучение технике игры в волейбол




Техника нападения:



6

перемещения

1

1 ч

7

стойки

1

1 ч

8

подачи

10

10 ч

9

передачи

5

5 ч

10

нападающие удары

5

5 ч


Техника защиты:



11

перемещения

2

2 ч

12

прием мяча

3

3 ч

13

блок

3

3 ч



Изучение тактики игры в волейбол:





Тактика нападения:



14

индивидуальные действия

2

2

15

групповые действия

2

2

16

командные действия

2

2


Тактику защиты:



17

индивидуальные действия

7

7

18

групповые действия

7

7

19

командные действия

7

7

20

Игра по правилам с заданием

4

4



И т о г о:


68 ч


68 ч.









Содержание программы

Тематическое планирование материала

(2 часа в неделю 68 часов)


занятия

ТЕМЫ

Дата

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА


№ 1

История развития волейбола


Становление волейбола как вида спорта

Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола



№ 2

№ 3


Правила игры и

методика судейства



Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по волейболу

Упрощенные правила игры

Действующие правила игры.

Методика судейства соревнований.

Терминология и жестикуляция.



№ 3





№ 4










Техническая подготовка волейболиста

Техническая подготовка волейболиста






Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.

Основные задачи технической подготовки.

Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.

Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.

Определения и исправления ошибок.

Задачи тренировочного процесса.

Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость)

Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовки.

Контроль технической подготовкой.



№ 5




№ 6










Техника игры в волейбол

Техника игры в волейбол







Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке.

Ознакомление с техникой игры.

Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры.

Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков.

Нормативные требования и испытания по технической подготовке.

Техника игры, ее характеристика.

Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития.

Терминология.

Техника нападения, техника защиты.

Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.



№ 7



№ 8





Физическая подготовка

Физическая подготовка




Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке.

Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки.

Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования.

№ 9



Методика тренировки волейболистов




Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры.

Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств.

Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам.

Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике.

Изучение техники игры в волейбол

техника нападения:


№10


Стартовые стойки

Устойчивая, основная;

- статическая стартовая стойка;

- динамическая стартовая стойка.


№11


Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в нападении

Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).



№12



Освоение техники перемещений, стоек волейболиста в защите

Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег).

Выпады: вперед, в сторону.

Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте.

Обучение техники подачи мяча:


№13

№14


Обучение технике нижней прямой подачи

- подводящие упражнения для обучения нижней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней прямой подаче;


№15

№16

Обучение технике нижней

боковой подачи


- подводящие упражнения для обучения нижней боковой подаче;
- специальные упражнения для обучения нижней боковой подаче;

№17

№18

№19

Обучение технике верхней прямой подачи

- подводящие упражнения для обучения верхней прямой подаче;
- специальные упражнения для обучения верхней прямой подаче;


№20

№22


Обучение техники верхней боковой подаче

- подводящие упражнения для обучения верхней боковой подаче;
- специальные упражнения для обучения верхней боковой подаче;


№23

Обучение укороченной подачи

- специальные упражнения для обучения укороченной подаче

- подача на точность;


№24

№25


Обучения технике верхних передач

Техника передачи двумя сверху

Техника передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные).

двумя с поворотом, без поворота одной рукой.


№26

№27

№28


Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).

- подводящие упражнения для обучения:

- с набивными мячами, с баскетбольными мячами;
- специальные упражнения в парах на месте;
- специальные упражнения в парах с перемещением;
- специальные упражнения в тройках;
- специальные упражнения у сетки


№29


№30


Обучение технике передач снизу

- подводящие упражнения с набивными мячами;
- имитационные упражнения с волейбольными мячами;
- специальные упражнения индивидуально у стены;
- специальные упражнения в группах через сетку;
- упражнения для обучения передаче одной снизу



№31


№32


№33


№34


№35


Обучение технике нападающих ударов


Обучение технике нападающих ударов


Обучение технике нападающих ударов


Обучение технике нападающих ударов

Обучение технике нападающих ударов

- подводящие упражнения с набивным мячом;
- упражнения для обучения напрыгиванию;
- упражнения с теннисным мячом;
- упражнения для обучения замаху и удару по мячу;
- специальные упражнения у стены в опорном положении;
- специальные упражнения у стены в прыжке (в парах);
- специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами;
- специальные упражнения на подкидном мостике;
- специальные упражнения в парах через сетку;

Техника защиты:


№36



№38



№37

Обучение технике приема подач

Обучение технике приема подач

Обучение технике приема подач


- упражнения для обучения перемещению игрока;
- имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения);
- специальные упражнения в парах без сетки;
- специальные упражнения в тройках без сетки;
- специальные упражнения в паре через сетку.

№39 №40

Обучение технике приема мяча с падением

- на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок,

на руки - грудь


№41



№42



№43


Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)

Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное)

- упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;
- имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);
- имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре);
- специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);
- упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные)

Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения:


№44


№45


№46


Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Групповые взаимодействия.

Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.

Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом


№47

Обучения индивидуальным тактическим действиям

При выполнении вторых передач, подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений

Тактика защиты:


№48


Обучение и совершенствование индивидуальных действий

Групповые взаимодействия.

Характеристика командных действий.

Взаимодействие игроков.

Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом.




№49



№50



Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар

Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.

Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий.

Упражнения на расслабления и растяжения.

Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.

Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.

Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.

Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.

№51


Обучения тактике нападающих ударов

Нападающий удар задней линии. СФП.

Подбор упражнений для развития специальной силы.


№52


обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока

Упражнения для развития прыгучести.

Нападающий удар толчком одной ноги.

Учебная игра.

№53


№54


№55


обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе

Упражнения для развития гибкости.

Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).

Упражнения для развития силы (гантели, эспандер). Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Упражнения для развития быстроты перемещений.


№56


Обучение групповым действиям в защите внутри линии и между линиями

Подбор упражнений для воспитания прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста.

Учебная игра.


№57


Применение элементов гимнастики и акробатики в тренировке волейболистов

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны

Учебная игра.


№58


Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов

Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока.

Учебная игра.


№59


№60


Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме подач

Обучение приему мяча от сетки.

Обучения индивидуальным тактическим действиям при приеме нападающих ударов.

Развитие координации.

Учебная игра.


№61


Обучения взаимодействиям нападающего и пасующего

Передача мяча одной рукой в прыжке.

Учебная игра.


№62


№63


№64


Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии

Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).

Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.

Подбор упражнений для развития взрывной силы.

Учебная игра.


№65

№66

Обучение командным действиям в нападении

Учебная игра с заданием.


№67

№68


Обучение командным действиям в защите

Учебная игра с заданием.


Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе


№ норматива­
п/п

Контрольные нормативы


1год обучения

2 год обучения

Оценка

н

с

в

н

с

в








1

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстоя­ние 5-6 м (кол-во раз)

Юн.

17

20

25

17

20

25

Дев.

12

15

20

12

15

20

2

Подача (верхняя), количество попа­даний в площадку

Юн.

5

10

15

-

-

-

Дев.

3

6

10

-

-

-

3

Подача (верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юн.

2

3

4

3

4

5

Дев.

1

2

3

2

3

4

4

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток

Юн.

3

4

5

3

4

5

Дев.

3

4

5

3

4

5

5

Нижние передачи над собой

Юн.

15

20

25

20

25

30

Дев.

10

15

20

15

20

25

6

Верхние передачи над собой

Юн.

15

20

25

20

25

30

Дев.

10

15

20

15

20

25

Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;

Литература



1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. - М.: Терра-Спорт, 2001

(Правила соревнований)

2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. - Омск: СибГАФК, 2002

3. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе - М.: Просвещение, 1974.

4. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. - М.: Просвещение, 1989.

5. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. - М.- 1961.

6. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1978

7. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. - Минск: Высшая школа, 1972


8. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие -

Нижневартовск, 2001.



11


© 2010-2022