Рабочая программа 9 класс

     Рабочая программа составлена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 102 часа, при 3-х часовой нагрузке в неделю.  Цель и задачи соответствуют цели и задачам по физическому воспитанию в 9-х классах авторской программы по физическому воспитанию  И.В. Лях, А.А. Зданевич. Москва «Просвещение 2011». \ Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп.    Отличительными особенностями рабочей программы по сравнению с авторской, является измене...
Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №70» г. Барнаула


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Методическим объединением Директор МОУ «СОШ №70»

учителей ____________________ __________ Т.Н. Гайнулина

____________________________ Приказ № ________ от

(или методическим советом) «____»____________ 201 г

Протокол № __________ от

«_____»___________201 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

для учащихся 9 «а», 9 «б», 9 «в» классов

на 2012 - 2013 учебный год




Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классы. Авторы: И.В. Лях,

А.А. Зданевич. Москва «Просвещение 2011».



Составитель:

Зенич Александр Иванович

Учитель физической культуры




Барнаул 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена для обучающихся 9-х классов. Рассчитана на 102 часа, при 3-х часовой нагрузке в неделю.

Цель и задачи соответствуют цели и задачам по физическому воспитанию в 9-х классах авторской программы по физическому воспитанию И.В. Лях, А.А. Зданевич. Москва «Просвещение 2011». \

Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп.

Отличительными особенностями рабочей программы по сравнению с авторской, является изменения количества часов по отдельным разделам программы выделено большее количество часов на спортивные игры. Уменьшено количество часов по гимнастике с элементами акробатики, из-зи отсутствия необходимых условий. Отсутствие часов по разделу элементы единоборств.

Сроки реализации программы 2012-2013 учебный год.

Количество учебных часов на различные виды программного материала

Наименование разделов

Количество часов

Основы знаний

в процессе уроков

Правила техники безопасности на уроках

В начале каждого раздела

Вводный инструктаж по правилам техники безопасности

1

Тестирование уровня физической подготовленности

в процессе уроков

Легкая атлетика

21

Лыжная подготовка

18

Гимнастика

7

Спортивные игры

53

Всего

102

Критерии оценивания подготовленности учащихся

по физической культуре.

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

1. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

За ответ, в котором:

За тот же ответ, если:

За ответ, в котором:

За непонимание и:

Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Не знание материала программы.

2. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

За выполнение, в котором:

За тоже выполнение, если:

За выполнение, в котором:

За выполнение, в котором:

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив.

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущены мелкие ошибки, приведшие к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено значительные или одн грубые ошибки.

3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»)

Оценка «2»

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

-подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.

Учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.



4. Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

Невыполнение нормативов физической подготовленности по независящим от школьника обстоятельствам (отставание в физическом развитии, болезнь и др.) не является основанием для снижения итоговой отметки по предмету при выполнении других учебных требований программы и высоком прилежании на занятиях.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике - путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.



Тематический поурочный план

уроков

Наименование разделов

и тем

Всего часов

102

Виды деятельности

Планируемые образовательные результаты темы

1


Техника безопасности. Вводный инструктаж по техники безопасности.

1

Обучающиеся должны знать и выполнять основные требования техники безопасности на уроках физической культуры


Раздел: Легкая атлетика

11


Обучающиеся должны знать и выполнять правила Т.Б. при занятиях легкой атлетикой; влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разученных упражнений; разминка для легкоатлетических упражнений; измерение результатов; подача команд; уметь правильно выполнять упражнения в беге прыжках и метании. показывать результат не ниже "3" при оценке физических качеств, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

2

П.Т.Б. на уроках легкой атлетики.

1


3

Низкий старт. Ускорение.

1


4

Бег до 80 м.

1


5

Бег на результат 60 м.

1

к

6

Бег на результат 100 м.

1

к

7

Прыжок в длину с места.

1

к

8

Прыжок в длину с разбега.

1

к

9

Метание мяча с четырех шагов вперед-вверх.

1

к

10

Метание малого мяча на дальность.

1

к

11

Бег до 3000м.

1


12

Кроссовый бег на результат.

1

к


Раздел: спортивные игры (футбол)

13


Обучающиеся должны знать и выполнять правила Т.Б. при занятиях футболом; терминологию, правила и организацию игры футбол; упражнения по совершенствованию технических приемов; осуществлять помощь в судействе; комплектование команд; подготовка мест проведения игры. Выполнять комбинацию из освоенных элементов перемещений и владения мячом не ниже оценки «3».

13

П.Т.Б. на уроках спортивных игр (футбол).

1


14

Вбрасывание мяча из-за боковой линии.

1


15

Удары по воротам.

1


16

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема.

1


17

Удар по катящемуся мячу носком.

1


18-19

Взаимодействие вратаря с защитником. Взаимодействие трех игроков.

2


20

Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.

1


21-22

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

2

к

23-25

Учебная игра.

3



Раздел: спортивные игры баскетбол

15


Обучающиеся должны знать и выполнять правила Т.Б. при занятиях баскетболом; терминологию, правила и организацию игры баскетбол; упражнения по совершенствованию технических приемов; осуществлять помощь в судействе; комплектование команд; подготовка мест проведения игры. Выполнять комбинацию из освоенных элементов техники ведения и владения мячом не ниже оценки «3».

26

П.Т.Б. на уроках спортивных игр (баскетбол).

1


27

Ловля и передача мяча двумя руками.

1


28

Ловля и передача мяча одной рукой.

1


29

Броски в кольцо с места.

1


30

Броски в кольцо пассивным противодействием.

1


31

Броски в кольцо в движении (после ведения, после ловли).

1


32-33

Броски в кольцо в движении с пассивным противодействием (после ведения, после ловли).

2

33 у -к

34

Броски в кольцо с максимального расстояния 4,80 в прыжке.

1


35

Штрафные броски.

1

к

36

Бросок мяча из опорного положения с отклонением туловища.

1


37-38

Комбинация из освоенных элементов техники ведения и владения мячом.

2

к

39-40

Учебная игра

2



Раздел: Гимнастика

7


Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки; развитие силовых способностей; показывать результат не ниже "3" при оценке физических качеств, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

знать способы страховки при выполнении изученных элементов.

41

П.Т.Б. на уроках гимнастики.

1


42

Лазание по шестам.

1

к

43

Сгибание и разгибание рук в упоре.

1

к

44

Подтягивание, развитие силовых способностей.

1

к

45

Упор присев силой стойка на голове .

1


46

Длинный кувырок вперед с трех шагов разбега.

1


47

Прыжки через скакалку.

1

к



Раздел: Лыжная подготовка.

18


Обучающиеся должны знать и выполнять правила Т.Б. при занятиях лыжным спортом; требования к одежде и обуви занимающихся на лыжах; значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности; виды лыжного спорта; выполнять передвижение изученными ходами; показывать результат не ниже "3" при оценке физических качеств, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

48

П.Т.Б. на уроках лыжной подготовки.

1


49-50

Равномерное прохождение дистанции 2-3 км.

2


51

Попеременный четырехшажный ход.

1


52-57

Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклона.

6

57у-к

58

Торможение «плугом».

1


59

Поворот «плугом».

1


60-61

Прохождение дистанции 5 км. без учета времени.

2

к

62

Эстафеты с применением лыжных ходов (командный биатлон).

1


63

Прохождение дистанции до 2000 м. с фиксацией скорости.

1

к

64

Гонки с выбыванием.

1


65

Проходящие дистанции 2000 и 3000м.

1

к

Раздел: Спортивные игры (баскетбол)

27


Обучающиеся должны знать и выполнять правила Т.Б. при занятиях баскетболом; терминологию, правила и организацию игры баскетбол; упражнения по совершенствованию технических приемов; осуществлять помощь в судействе; комплектование команд; подготовка мест проведения игры. Технически правильно выполнять основные приемы игры; комбинацию из освоенных элементов техники ведения и владения мячом не ниже оценки «3».

66-67

Перемещения в различных стойках.

2


68-69

Передача от груди двумя руками.

2


70-71

Передача мяча одной рукой.

2


72-73

Передача с отскоком об пол.

2


74-75

Ведение мяча с изменением направления и скорости.

2


76-77

Броски одной и двумя руками в прыжке.

2


78

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях.

1


79-82

Взаимодействие трех игроков(тройка и малая восьмерка).

4

к

83-84

Комбинации из освоенных элементов техники.

2

к

85-86

Технико-тактические действия в нападении.

2


87-88

Технико-тактические действия в защите.

2


89

Бросок мяча из опорного положения с отклонением туловища .

1


90-92

Учебная игра.

3



Раздел: Легкая атлетика

10


показывать результат не результата вначале учебного года при оценке физических качеств, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.


93

Развитие скоростных способностей.

1


94

Бег 60 м.

1

к

95

Бег 100 м.

1

к

96

Эстафетный бег.

1


97

Прыжок в длину с места.

1

к

98

Прыжок в длину с разбега.

1

к

99

Метание малого мяча на дальность.

1

к

100

Броски набивного мяча

1


101

Кроссовый бег.

1


102

Бег до 3000 м.

1

к

Содержание учебного предмета «физическая культура »отражено в авторской программе по физическому воспитанию для 9-х классов И.В. Лях, А.А. Зданевич. Москва «Просвещение 2011». \ ст.55 - 81.





Требования к уровню подготовленности.

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании 9-х классов должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

  • основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно- ориентированное);

  • о правилах личной гигиены и общественной гигиены, профилактики травматизма на занятиях физической культурой и оказания доврачебной помощи;

  • современные правила соревнований по видам спорта

  • методы развития физических качеств;

  • помощь и страховка при выполнении физических упражнений.

  • особенности собственного организма.

  • правила проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

  • правила планирования тренировочных занятий по спортивному совершенствованию, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями.

Уметь:

  • выполнять двигательные действия в условиях соревновательной деятельности;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма, гигиенические правила на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  • организовывать и проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • эффективно пользоваться спортивным инвентарем и спортивным оборудованием;

  • составлять план самостоятельных занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности (совместно с учителем).

  • составлять и выполнять комплексы ОРУ, для развития физических качеств и профилактики нарушений осанки;

  • уметь составлять индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела и коррекцию телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития;

  • технически правильно выполнять двигательные действия избранного вида спорта.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта, с

9,6

10,3

Скоростно - силовые

Прыжок в длину с места, см

160

145

Силовые

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

25

19

Лазание по шесту, на высоту 6 м, с

18

__

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

25

14

Выносливость

Кроссовый бег 2 км.

15,0

17,0

Передвижение на лыжах 2 км

17,0

20,30

Координация

Бросок малого мяча в мишень, м

11

9


Двигательные умения, навыки и способности которыми должны владеть учащиеся 9-х классов:


Легкая атлетика.

Циклические и ациклические локомоции - спринтерский бег, кроссовый бег по пересеченной местности; совершать прыжок в длину с места и с разбега, в высоту. Прыжки через препятствия, спрыгивание и запрыгивание с грузом на плечах

Метание - метать малый мяч с места и разбега в горизонтальную и вертикальную цель и вертикальную цель с 7-9 м., на дальность, метать гранату

Лыжная подготовка: владеть техникой основных лыжных ходов; торможение различными способами; спуски и подъемы; прохождение учебных дистанций до 4,5 км.; прохождение учебных дистанций с чередованием лыжных ходов.

Гимнастика: выполнять длинные кувырки вперед с разбега; гимнастическую комбинацию из 3 - 5 элементов; передвижение по гимнастическому бревну (юноши), лазание по шесту, с помощью рук, упражнения на перекладине (юноши). Упражнения общей физической подготовки.

Спортивные игры: играть в спортивные игры по правилам.

Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты движений, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, силы.

Физическая подготовленность : показывать результат не ниже "3" при оценке физических качеств, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Способы спортивной деятельности: участвовать в нескольких соревнованиях.

Способы физкультурно - оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать учителю и друг другу, поддерживать товарищей, имеющих не достаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Тестирования к уровню физической подготовленности учащихся 9-х классов отражено в авторской программе по физическому воспитанию И.В. Лях, А.А. Зданевич. Москва «Просвещение 2011». \ ст.45 - 46.

Средства контроля образовательных результатов


Физичес-кие способности

тест

баллы

мальчики

девочки

«3»

«4»

«5»

«3»

«4»

«5»

Скорост-ные

Бег

30 м,

(с)

5,8

5,5-5,1

4,7

6,1

5,9-5,4

4,9

Координа-циионные

Челночный бег 3х10, (м)

9,0

8,7-8,3

8,0

9,9

9,4-9,0

8,6

Скорост-но- силовые

Пры-жок в длину с места

(см)

160

180-195

210

145

160-180

200

Выносли-вость

6-минутный бег (м)

1050

1200-1300

1450

850

1000-1150

1250

Гибкость

наклон из поло-жения сидя, (см)

3

7-9

11

7

12-14

20

Силовые

Подтяг-ние из виса,ви-са лежа (кол-во раз)

2

6-7

9

5

13-15

16


Тестирование по разделу основы знаний:

(Пример.)

1. Физическая подготовленность характеризуется:

а) Высокими результатами в спортивной деятельности;

б) Устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов;

в) Уровнем работоспособности и разносторонностью двигательного опыта;

г) Эффективностью и экономичность двигательных действий.

2. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени, называется:

а) Двигательной реакцией;

б) Скоростными способностями;

в) Скоростью одиночного движения;

г) Скоростно-силовыми способностями.

3. Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется:

а) Подвижностью в суставах;

б) Специальной гибкостью;

в) Активной гибкостью;

г) Динамической гибкостью.

4. С помощью какого теста не определяется физическое качество выносливость?

а) 6- ти минутный бег;

б) Бег на 100 метров;

в) Лыжная гонка на 3 километров;

г) Плавание 800 метров.

5. Адаптация - это?

а) Процесс приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды;

б) Чередование нагрузки и отдыха во время тренировочного процесса;

в) Процесс восстановления;

г) Система повышения эффективности функционирования системы соревнований и системы тренировки.

6. К анаэробным упражнениям относятся … ?

а) Спринт;

б) Волейбол;

в) Лыжные гонки;

г) Плавание;

7. Укажите виды спорта, по которым соревнования проводятся только среди женщин.

а) Керлинг;

б) Художественная гимнастика;

в) Синхронное плавание;

г) Бобслей.

8. Основным средством физического воспитания школьника является

а) Солнечная радиация;

б) Личная гимнастика;

в) Закаливание;

г) Физические упражнения.

9. Упражнения, направленные на воспитание координационных способностей рекомендуется выполнять ……

а) В подготовительной части урока;

б) В начале основной части урока;

в) В конце основной части урока;

г) В заключительной части урока.

10. Возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени называется

а) Двигательной реакцией;

б) Скоростными способностями;

в) Скоростью одиночного движения;

г) Скоростно- силовыми способностями.

11. Укажите виды спорта, по которым проводятся соревнования только среди мужчин.

а) Биатлон;

б) Регби;

в) Прыжки на лыжах с трамплина;

г) Водное поло.

12. Выход мяча за пределы площадки или поля в спортивных играх называется ……

13. Состояние организма, возникающие при длительном выполнении какой-либо работы и приводящее к временному снижению работоспособности называется ……..

Учебно - методическое обеспечение программы

Учебно-методическое обеспечение включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, соответствующие Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ на предстоящий учебный год, пособия, входящие в УМК, рабочие тетради, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники, электронные справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы, видеоматериалы), медиа-ресурсы, оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на четыре группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Дидактический материал», «Оборудование и приборы», «Медиа-ресурсы». Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: указывается в алфавитном порядке и в соответствии с требованиями библиографического описания

(1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика. 4 класс. - Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005. - 134 с.).

Раздел «Литература» может содержать перечень изданий для педагога и для учащихся.

3.10. Лист внесения изменений и дополнений

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Причина изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись учителя, внесшего изменения
















Учебно- тематическое планирование

РАЗДЕЛ VI. Учебно - методическое обеспечение.

1) Учебник для учащихся 8-9 классов, В.И. Лях

2) Методическое пособие. Развивающие игра на уроках физической культуры 5-11 класс, Ю.Г. Коджаспиров.

3) Методическое пособие. Оздоровительные основы физических упражнений, Л.Д. Назаренко.

4) Контрольно - обучающая программа по правилам соревнований, А.Я.Долгов .








© 2010-2022