Влияние темперамента учащегося на результативность спортивной деятельности

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение результатов, требует от учащегося большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе и психических возможностей. Темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Учет темперамента при занятиях спортом позволит эффективнее строить трениров...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Влияние темперамента учащегося на спортивную деятельность







Коптев Евгений Сергеевич - учитель

высшей квалификационной категории








Содержание


Актуальность темы………………………………………………………………3

1. Понятие о темпераменте и влиянии его на спортивную деятельность……4

2. Роль темперамента в специальных способностях………………………….11

3. Взаимодействие типологической предрасположенности человека

и его спортивной деятельности……………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………………………………..16

Приложение …………………………………………………………………….17



Актуальность темы.

Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе и психических возможностей. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств нервной системы человека. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом. На фоне выраженных физиологических проявлений перетренированности, зачастую скрытыми, но очень важными являются психологические изменения, поскольку участие спортсменов в соревнованиях различного уровня требует, прежде всего, внутренней устойчивости человека.

Нагрузки, которые могут явиться причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме спортсмена, вынуждают его снизить объем тренировок или вообще уйти из спорта. Если эти изменения будут зафиксированы в стадии их возникновения, то ряд профилактических мер будут способствовать их возникновению. Для этого тренер и сам спортсмен должны помнить, что успех в спорте зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процесса обучения, воспитания, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности занимающихся, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы и темпераменту тренирующегося.

Тип высшей нервной деятельности характеризуется, прежде всего, врожденными и индивидуальными психическими свойствами, то есть данный феномен является генетически заложенным свойством организма. Но, наряду с этим, особенности и свойства того или иного данного от природы темперамента, могут претерпевать различные изменения в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека, на которые оказывает влияние окружающая действительность, в данном случае занятия спортом. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она относится к разряду спорных и до конца не разрешенных в современной науке. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако, большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Учет темперамента при занятиях спортом позволит эффективнее строить тренировочный процесс, помогая тренеру расширить составляющие индивидуального подхода и определить методы работы с каждым спортсменом.

2. Понятие о темпераменте и влиянии его на спортивную деятельность.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она относится к разряду спорных и до конца не разрешенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Доказано, что на Земле нет двух людей одинаковых кожными узорами на пальцах рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей. Однако человек не рождается уже готовой личностью. Ею он становится постепенно. Но, уже с ранних лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства (взгляды, убеждения, черты характера), они образуют своеобразную почву, на которой в последствие в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности .

Следовательно, к темпераменту относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально своеобразные (приобретенные) психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, уравновешенно и даже медлительны. Они редко сменяются, движения скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность приобретает скачкообразный характер. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны.

Таким образом, свойства темперамента определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.

Темперамент лишь относительно устойчивая особенность личности, претерпевающая определенные изменения под влиянием воспитания и условий жизни. У людей, в зависимости от обстановки, могут проявляться различные его черты. Таким образом, темперамент сам по себе характеризует личность лишь с точки зрения ее реактивности и раскрывает динамические возможности высшей нервной деятельности человека в определенных условиях.

Существует четыре типа темперамента. Под типом следует понимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимосочетающихся между собой у определенной группы людей. Определить его можно с помощью предложенной анкеты (приложение 1).

1. Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое. Такие люди быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методического напряжения, усидчивости, внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Сангвиник - воплощение непостоянства. Он может приспособиться к любой ситуации. Резко сказанное замечание он воспринимает с юмором, в печали - постарается хорошенько развлечься. Он непоседа. Для него долго выполнять какую-либо работу - настоящая пытка: очень скоро становится скучно и неинтересно. Он подобен рыбе, которая ищет, где глубже, и которую голыми руками не возьмешь - выскользнет. Этот тип темперамента - сильный, уравновешенный и подвижный как ртуть. Если холерика можно сравнить с автомобилем, летящим во весь опор без тормозов, то у сангвиника, с тормозами все в порядке. В спорте отдает предпочтения видам, которые связаны с большой подвижностью. Эти лица легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены в однообразной тренировочной деятельности. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в с состоянии «боевой готовности».

2. Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям. Такие люди отличаются высокой возбудимостью, действия их порывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощается больше чем следует. При наличии у холерика общественных интересов темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Холерик - напоминает ураган. Этот человек может взорваться, как бомба, из-за пустяка и броситься на вас с кулаками, высказывая все, что он о вас думает. В следующий момент он задушит вас в своих объятиях. Такого человека всегда «много», он заполняет собой все, вовлекая окружающих в вихрь своего темперамента. Он может работать день и ночь без сна и отдыха, а затем свалиться от усталости. Ребенок-холерик может заласкать котенка или щенка до смерти. Это - сильный и неуравновешенный тип. Спортсмены холерического типа предпочитают высоко эмоциональные виды спорта (баскетбол, гандбол, спринт и т.д.). Он охотно начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную работу на силу и выносливость, но способны многократно выполнять трудное и опасное задание или упражнения, если оно вызвало не затруднения, а сильный интерес холерика. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеют склонность к «предстартовой лихорадке».

3. Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются. У данного типа отмечаются сравнительно низкий уровень активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами, основательностью и т.д., в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Флегматик - напоминает каменный утес. Так же неприступен и неповоротлив. Он может часами перекладывать почтовые марки с места на место, не обращая ни на что внимания. В классе такого часто называют «тормозом» - ведь у него процессы торможения, как говорят физиологи, преобладают над процессами возбуждения нервной системы. Вы не услышите от него бурной радости по поводу подарка ко дню рождения. Вывести его из себя очень сложно. Но - бойтесь. Если чаша терпения флегматика переполниться - лавина возмущения сметет все на своем пути и будет долго катиться. Будет мало места всем, и правым, и виноватым. Этот тип темперамента - сильный, уравновешенный и инертный (малоподвижный). В спорте этот тип темперамента проявляется прежде всего в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида к другому виду деятельности. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтения не быстрым, спокойным, однообразным движениям. Флегматики не отличаются высокой общительностью. Соревновательный результата стабильный . Этот тип, так же, как и сангвиник, находится перед стартом в «боевой готовности».

4. Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и их длительностью он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства. У представителей данного типа реакции часто соответствуют силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно надолго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях - человек глубокий, сдержанный, может быть хорошим тружеником, успешно справляется с жизненными задачами. При неблагополучных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Меланхолик - медлителен, сдержан. Он быстро устает. В его настроении преобладает грусть. Легко замыкается в себе. Он очень чувствителен к внешним воздействиям, очень раним. Оскорбить меланхолика - значит нанести ему настоящую душевную рану - он еще глубже забьется в свою раковину и будет жестоко страдать, жалея себя. Этот тип темперамента - слабый, малоподвижный и неуравновешенный. Улитка, да и только. В спортивной деятельности меланхолика отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно - двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям. Человек с меланхолическим типом нервной системы отдает предпочтение индивидуальным видам спорта. Соревновательные результаты не стабильны. У меланхолика перед стартом возникает состояние «апатии».

Однако было бы ошибочно думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же наблюдается сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

Нельзя ставить вопрос о том, какой темперамент лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхоликов, спокойствие и отсутствие торопливости флегматиков - вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которой связано с отдельными темпераментами и которые так необходимы в спорте, для достижения высокого результата. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический тип может привести к легкомыслию, склонностью разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым и безучастным ко всем впечатлениям жизни. Все эти негативные черты, при правильном подходе к спортсмену и выборе метода тренировки, могут принести свои плоды в результативности деятельности.

3. Роль темперамента в специальных способностях.

Современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет весьма разнообразные и высокие требования к психических качествам юного спортсмена. Специфическими особенностями спортивной деятельности, общими для всех видов спорта являются:

  • наличие установки на достижение высоких и наивысших спортивных результатов;

  • наличие общих и специальных интеллектуальных способностей (быстрота и гибкость тактического мышления, быстрота исполнения действий и т.д.);

  • наличие систематических интенсивных и даже максимальных физических усилий, необходимых для повседневной жизни и крайне редких в других областях человеческой деятельности.

Имеется ряд работ, авторы которых не ставили своей целью специальное изучение влияние типов нервной системы на особенности деятельности спортсменов, но индивидуальные различие при оценке полученных ими показателей деятельности в спорте выступают настолько отчетливо, что авторы вынуждены делать заключения о положительном влиянии на разнообразные стороны спортивной деятельности таких типологических особенностей нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов или связанных с ними свойств темперамента.

В отличие от распространенного утверждения о зависимости успеха в любой спортивной деятельности от свойств типа нервной системы и темперамента, можно говорить о том, что не только в массовом спорте, но и в отдельных видах «большого» спорта высокой квалификации могут добиваться люди при любых имеющихся свойствах темперамента.

Имеются две точки зрения относительно той роли, которую играет темперамент в спортивной деятельности. Одна точка зрения предполагает, что в силу специфических особенностей деятельности успех в любой спортивной специальности предопределен свойствами типа нервной системы и темперамента, которые в этом случае выступают как общие способности к спортивной деятельности. Другая точка зрения предполагает, что в массовом спорте вообще, а также в отдельных видах «большого» спорта, свойства типа нервной системы и темперамента не являются способностями. Следовательно, сторонники этого направления признают возможность достижения одинаково высокого уровня деятельности спортсмена с различными свойствами типа нервной системы и темперамента.

Какие бы точки зрения не существовали, по моему мнению прием новичков в секцию «баскетбол» должен проводиться на базе научно обоснованной системы спортивного отбора и для этого должен использоваться не только критерий физической подготовленности, но и критерий индивидуально - психологической особенности, а также такие немаловажные критерии как: талант, трудолюбие и интерес.

4. Взаимодействие типологической предрасположенности человека и его спортивной деятельности

Для занятий со студентами необходимо обязательно знать и учитывать особенности типов темперамента полноценного спортсмена. Необходимо знать в какой мере темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных уровнях спортивной деятельности.

Какой же темперамент лучше? У представителей любого типа темперамента могут быть развиты различные общественно значимые свойства. Так, иной сангвиник оказывается в жизни «верхоедом», потому что все давалось легко, он подчас серьезно не вникал в суть дела. Холерик тоже может иметь отрицательные стороны: при половом воспитании становится невыдержанным. Меланхолик, воспитанный в духе правильного отношения к труду, к себе, к товарищам, может быть душевным, добросовестным человеком. При любом типе темперамента человека можно развить отдельные качества личности. Юный спортсмен в процессе учебно-тренировочных занятий вырабатывает собственный стиль решения задач и здесь определенную роль играют особенности его темперамента. Но этот процесс не идет стихийно, а под руководством тренера.

Существуют общепринятая градация свойств темперамента, которые предопределяют занятия теми или иными видами спорта.

Так, например, сангвиник отдает предпочтение видам спорта, которые связаны с большой подвижностью, активностью, требуют смелости. Эти лица легко переходят от выполнения одного упражнения к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной (тренировочной) деятельности. При изучении новых двигательных действий они быстро схватывают основу изучаемого движения, могут довольно легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой длительной работы по совершенствованию техники. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, в соревнованиях бывают выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены находятся в состоянии «боевой готовности».

Холерик как спортсмен предпочитает высокоэмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки), интенсивные и темповые движения. Он охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом спорта, но энтузиазм его быстро пропадает. Такие спортсмены неохотно выполняют длительную тренировочную работу на силу и выносливость, но способны многократно повторять трудное и опасное упражнение, если оно вызвало интерес. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им полностью реализовать свои возможности в соревнованиях.

Флегматик в спорте проявляет прежде всего себя в недостаточно быстрой выработке и переделки двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и устойчивы к внешним раздражителям. Спортсмены данного типа ВНД отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого-либо физического качества и т.д. Такие лица не отличаются высокой общительностью. Как правило, очень настойчивы. Перед стартом чаще всего находятся в «боевой готовности».

Меланхолики в спортивной деятельности отличаются чрезмерно высокой ответственностью, высоким развитием мышечно-двигательного чувства. Их отличает тонкое тактическое чувство, но недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям. Эти лица являются высоко тревожными, порождающими неуверенность в своих силах. Меланхолики отдают предпочтение индивидуальным видам спорта, не связанным с единоборством и командной борьбой. Их соревновательные результаты нестабильны, так как присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов.

Знание особенностей темперамента является обязательной составляющей индивидуального подхода. Без оценки типа темперамента характеристика спортсмена теряет свою рельефность и не дает полного преставления о его облике и возможностях. Часто даже такие простые сведения о спортсмене, как «подвижен, энергичен» или «медлителен, вял», позволяют правильно понять воспитанника и определить методы работы с ним.

В зависимости от динамических особенностей психики спортсмена по разному воспринимают тренировочный материал. Впечатлительность, сообразительность, готовность у одних спортсменов и инертность, медлительность, малая продуктивность у других в значительной степени зависит от темперамента.

Заключение.

1. Рост достижений в спорте уже в ближайшее будущем будет связан не только с совершенствованием методики тренировки, сколько с поиском уникальных дарований.

2. Исходя, из изученной темы, можно сделать следующие выводы:

- детей слабого типа темперамента вовлекать в те двигательные действия, которые требуют высокой координации и точности движений. Неуравновешенность и слабость нервных процессов не является препятствием к достижению высоких спортивных результатов;

- флегматики требуют особого внимания при смене двигательных упражнений, им очень трудно переключиться в одного вида деятельности на другой. Дети с этим типом темперамента очень работоспособны и тренеру надо обращать на это внимание;

- единственным недостатком сангвиников является неусидчивость и не сосредоточенность. Дети с этим типом темперамента не могут заниматься однообразной деятельностью. Они также работоспособны, как и флегматики, поэтому тренеру остается только разнообразить тренировки.

3. Влияние темперамента и уровня притязаний в спортивной деятельности имеет большое значение для достижения поставленной цели, а значит и для развития спорта в целом.



Список литературы

1. Баскетбол - 90 // сост. С.А. Микулин. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

2. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. М., 1983

3. Стонкус С.С. Индивидуальная тренировка баскетболиста. М.: Физкультура и спорт, 1987.

4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.

5. Темперамент и спорт. - Пермь, 1982.

6. Психологический справочник учителя. М., 2003.

7. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М., ФиС, 1974.

8. Шаблинский В. На разных скоростях. Интервальные нагрузки в тренировках баскетболистов. //Спортивные игры. - 1961, № 10.

9. Энциклопедический словарь юного спортсмена. - М., 1979.





Приложение 1.

Анкета «Определение типа темперамента» (А.В. Белов)

Необходимость определения темперамента в спортивной деятельности очевидна, так как спорт в настоящее время не борьба мускулов, а борьба нервов. Определение темперамента должно проводиться совместно с психологом в форме анкетирования (анкета прилагается ниже). Анкета, предложенная А.В. Беловым, состоит из 80 вопросов. Зачитывается перечень показателей темпераментов. Дети выбирают наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номером вопросов, которые располагаются столбиком, ставят «+» или «- ».

  1. Вы спокойны, хладнокровны?

  2. Последовательны и обстоятельны в делах?

  3. Осторожны и рассудительны?

  4. Вы умеете ждать?

  5. Молчаливы и не любите болтать попусту?

  6. Вы говорите спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?

  7. Вы сдержанны и терпеливы?

  8. Доводите начатое дело до конца?

  9. Вы не растрачиваете попусту сил?

  10. Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка дня, системы в работе?

  11. Легко ли вы сдерживаете порывы?

  12. Восприимчивы к одобрению и к порицанию?

  13. Вы незлобивы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?

  14. Вы постоянны в своих отношениях и интересах?

  15. Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую?

  16. Ровны ли вы в отношениях со всеми?

  17. Любите ли аккуратность и порядок во всем?

  18. Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?

  19. Вы инертны, малоподвижны, вялы?

  20. Обладаете ли вы выдержкой?

  21. Вы веселы и жизнерадостны?

  22. Вы энергичны и деловиты?

  23. Часто ли вы доводите начатое дело до конца?

  24. Способны ли вы схватывать новое?

  25. Ваши интересы и склонности неустойчивы?

  26. Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?

  27. Легко ли приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?

  28. Склонны ли вы переоценивать себя?

  29. С увлечением ли беретесь за новое дело?

  30. Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?

  31. Вы быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую?

  32. Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?

  33. Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми?

  34. Вы выносливы и работоспособны?

  35. Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?

  36. Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденных ситуациях?

  37. У вас всегда бодрое настроение?

  38. Вы быстро засыпаете и просыпаетесь?

  39. Часто ли вы бываете, не собраны, проявляете поспешность в решениях?

  40. Склонны ли вы иногда отвлекаться?

  41. Вы неусидчивы, суетливы?

  42. Вы невыдержанны, вспыльчивы?

  43. Вы нетерпеливы?

  44. Вы резки, прямолинейны в отношениях с людьми?

  45. Вы решительны и инициативны?

  46. Вы упрямы?

  47. Находчивы ли вы в споре?

  48. Вы работаете рывками?

  49. Склонны ли вы к риску?

  50. Вы не злопамятны и необидчивы?

  51. Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью?

  52. Вы неуравновешенны и склонны к горячности?

  53. Можно ли вас назвать агрессивным забиякой?

  54. Нетерпимы ли вы к недостаткам?

  55. Обладаете ли вы выразительной мимикой?

  56. Способны ли вы быстро действовать и решать?

  57. Стремитесь ли вы неустанно к новому?

  58. Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?

  59. Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?

  60. Вы склонны к резким сменам настроения?

  61. Вы стеснительны и застенчивы?

  62. Теряетесь ли вы в новой обстановке?

  63. Затрудняетесь ли вы установить контакт с незнакомыми людьми?

  64. Вы не верите в свои силы?

  65. Вы легко переносите одиночество?

  66. Чувствуете ли подавленность и растерянность при неудачах?

  67. Склонны ли вы уходить в себя?

  68. Быстро ли вы утомляетесь?

  69. У вас тихая, неторопливая речь?

  70. Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?

  71. Вы впечатлительны до слезливости?

  72. Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?

  73. Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружающим?

  74. Склонны ли вы к мнительности?

  75. Вы болезненно чувствительны, легко ранимы?

  76. Вы чрезвычайно обидчивы?

  77. Вы скрытны, необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?

  78. Вы малоактивны и робки?

  79. Вы безропотны, покорны?

  80. Стремитесь ли вы вызвать сочувствие и помощь окружающих?


Обработка результатов:

Число плюсов в вопросах от 1 до 20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100% - это принадлежит флегматическому темпераменту.

Число плюсов на вопросы 21-40 нужно разделить на общее количество плюсов и умножить на 100% - это признаки сангвиника.

Число плюсов в ответах на вопросы 41-60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100% - это холерик.

Число плюсов в ответах 61-80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100% - это меланхолик.

При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая;

При 30-40% достаточно яркая выраженность;

При 20-29% - средняя выраженность;

При 10-19% - малая.


© 2010-2022