Здоровьесберегающая двигательная активность школьников

Здоровье сберегающая двигательная активность школьников Здоровье ребенка в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, чрезвычайно важным не только ее полезными конечными результатами, но совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенност...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на ШМО начальных классов

Здоровье сберегающая двигательная активность школьников

Здоровье ребенка в значительной мере определяется уровнем его функциональных возможностей. Человек создан для активной деятельности, поэтому для нормального функционирования его организму необходима активность. Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, чрезвычайно важным не только ее полезными конечными результатами, но совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессивную тенденцию, состоит в сокращении объемов двигательной активности и мышечной работы в сочетании с нервно-психологическими перегрузками. Движение - важнейшее свойство живых организмов. В настоящее время не известно более естественного метода стимуляции различных систем человеческого организма и оздоровления, чем мышечная деятельность.

Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализоваться и удовлетворяться в различных формах. Здесь решающую роль играют те социальные институты, с которыми сталкивается ребенок по мере своего взросления, и соответственно, те возможности, которые эти институты предоставляют.

Может быть предложено несколько различных классификаций двигательной активности, в зависимости от критерия, по которому эта классификация проводится. При этом мы будем рассматривать только произвольную двигательную активность, то есть такую, которая находится под полным контролем со стороны сознания. Во-первых, таким критерием может служить наличие и характер цели. Если двигательная активность бесцельна, то она может быть названа спонтанной. Такова двигательная активность новорожденного, однако и взрослый человек, порой, способен проявлять спонтанную двигательную активность, особенно если он чем-то возбужден, напуган, озабочен. Человек, меряющий шагами комнату в глубоком раздумье, совершает свои ритмические движения без осознанной цели - однако это не означает, что они бессмысленные. С биологической точки зрения, такое движение - она из форм адаптации организма к необычной, напряженной ситуации, а ритмичные движения позволяют многим людям направить в нужное русло свои мысли, сконцентрироваться для принятия верного решения. Спонтанной также является двигательная активность человека во сне или под наркозом.

Если же цель двигательной активности четко просматривается, она должна быть отнесена к категории целенаправленной. К этой категории относится абсолютное большинство тех двигательных действий, которые мы совершаем в состоянии бодрствования.

Дальнейшая классификация может быть осуществлена на основании того, какова цель выполняемой двигательной активности. Наиболее типичными для ребенка и подростка вариантами в этом случае могут быть:

- игровая двигательная активность - направленная на эмоциональное подкрепление ;

- учебная двигательная активность - направленная на обучение двигательным действиям и воспитания физических и моральных качеств;

- оздоровительная двигательная активность - направленная на профилактику заболеваний и укрепление здоровья;

- спортивная двигательная активность - направленная на достижение спортивного результата;

- релаксационная двигательная активность - направленная на преодоление утомления;

- досуговая двигательная активность - направленная на активное проведение досуга;

- бытовая двигательная активность - направленная на решение бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами;

- производственная двигательная активность - направленная на освоение и применение профессиональных навыков;

- реабилитационная двигательная активность - направленная на восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей.

Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. В частности, двигательная активность может быть организованной и неорганизованной. Способность самостоятельно организовывать свою двигательную активность, подчиняя ее определенному плану и правилам, появляется у детей в старшем дошкольном возрасте - в 5-6 лет. До этого времени они нуждаются в наблюдении за их двигательною активностью и управлению ею со стороны старших. Это необходимо, в первую очередь, в целях профилактики травматизма. В неорганизованных формах чаще всего проявляется досуговая, игровая и релаксационная двигательная активность. Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе это - урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия, а так же разнообразные их сочетания.

Формы организации занятий физической культурой:

- Урок

- Гигиеническая гимнастика

- Специализированная зарядка

- Самостоятельные занятия

- Индивидуальные занятия с учащимися

- Физкультминутка

- Физкультпауза

- Подвижная перемена

- Спортивный час

- Спортивная секция

- Спортивные соревнования по отдельным видам

- Спортивный праздник

- День здоровья

По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную активность, может быть отнесено к обучающим, тренирующим и реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике безопасности. Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к новому виду физической нагрузки, позволяет довести технику его выполнения до автоматизма.

Реализующим может быть как состязание, так и систематическое выполнение хорошо освоенной двигательной задачи.

Организованная двигательная активность должна включать все эти три компонента в оптимальном сочетании, которое позволяет удерживать мотивацию к двигательной активности на достаточно высоком стабильном уровне - именно в этом залог оздоровительного успеха той или иной формы физической активности.

Неорганизованная двигательная активность обладает слабым оздоровительным эффектом. Этому есть целый ряд причин: нерегулярность, отсутствие систематичности, контроля за нагрузками, несоблюдение оптимальных физиологических параметров.

Организованные формы, такие как урок физкультуры, занятие спортивной секции, кружок, наиболее благотворно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей школьного возраста.

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры. Его преимущества: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны преподавателя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения и тренировки. В то же время урочная форма не позволяет решать некоторые специфические задачи оздоровления, она мало привлекательна и недостаточно эффективна для наиболее хорошо и наиболее плохо физически подготовленных учащихся.

Типичными формами организации физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются физкультминутки, подвижные перемены.

Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему. Если таких логических блоков в уроке нет, то и места для физкультминутки тоже нет. Ведь любая двигательная активность, даже незначительная, во время физкультминутки, требует переключение нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной , других систем организма. На это переключение необходимо время, положительный эффект может быть достигнут только через 3-4 минуты. Но за это время ученики отвлекаются от темы занятия, забывают, о чем шла речь, теряют логику работы на уроке. Это особенно характерно для детей, у которых хуже организованно внимание, хотя именно им, казалось бы, небольшая пауза в занятии была бы полезна, чтобы предотвратить утомление.

Кроме перечисленных. Существуют также и другие формы организованной физической активности, которые используются нерегулярно, а потому влияние на уровень здоровья и физическую подготовленность практически не оказывают. К ним можно отнести спортивные праздники и соревнования, дни здоровья. Все эти формы необходимы для поддержания интереса к занятиям, но этим их оздоровительная роль и ограничивается.

© 2010-2022