ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Цель создания данной программы – сформированность основных двигательных навыков  (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие, катание и бросание) детей раннего возраста (2 – 3 лет) в соответствии с возрастными нормами, посредством создания детско-родительских групп.  Ожидаемый результат. Результатом программы станут сформированные  навыки основных движений у детей раннего возраста (2 – 3 лет), способствующие  укреплению здоровья. Участники программы  - дети с проблемами в физическом раз...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ).

(компилятивная)
















Компилятивная программа

Координатор и исполнитель программы является:

Е. А. Ушакова, инструктор по физическому воспитанию



















Пояснительная записка.

В настоящее время многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается основа физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях будет протекать развитие, во многом зависит будущее ребенка и формирование его личности.

Бурный физический рост, характерный для первых двух лет жизни ребенка, на третьем году начинает постепенно замедляется. Но общие моторные умения ребенка развиваются по-прежнему с большой скоростью. Совершенствуются ранее приобретенные навыки - ходьба, бег, ползание, умение прыгать. Ребенок учится управлять своим телом, изучает свои физические возможности, осваивает новые умения. К концу третьего года ребенок может устойчиво стоять на одной ноге, подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Такие сложные движения требуют хорошей координации, умения сохранять равновесие и достаточной мышечной силы, поэтому ребенок без устали тренируется.

Многие родители в это время начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, порой забывая о том, что познавательное развитие тесно связано с физическим. Таким образом, движения и действия дают ребенку пищу для ума, поэтому любознательные дети всегда подвижны. В поисках новой информации ребенок может преодолевать большие расстояния, следовательно, нужно больше пространства для движения и больше возможностей для физического развития.

Цель создания данной программы - сформированность основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие, катание и бросание) детей раннего возраста (2 - 3 лет) в соответствии с возрастными нормами, посредством создания детско-родительских групп.

Ожидаемый результат. Результатом программы станут сформированные навыки основных движений у детей раннего возраста (2 - 3 лет), способствующие укреплению здоровья.

Участники программы - дети с проблемами в физическом развитии, в возрасте до 3-х лет и их родители.

Структура программы - программа построена с учетом принципов опережающего обучения и рассчитана на взаимодействие инструктора по физическому воспитанию, родителей и ребенка как единой учебной группы.

Планируя занятия с детьми третьего года жизни, мы затронули наиболее актуальные движения в физическом развитии ребенка, а также блоки просвещения родителей в области физического развития ребенка и организации здорового образа семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка. Отсюда, основные задачи данной программы:

  1. формирование основных двигательных навыков;

  2. воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;

  3. развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;

  4. развитие способности родителей наблюдать за ребенком и оказывать помощь в нужный момент

Курс обучения рассчитан на 2 месяца (16 занятий), это не может обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребенка в полной мере, но может стимулировать более активное развитие его способностей и взаимоотношений. Время занятия до 30 минут. Оптимальное число участников 5 детей и 5 родителей.

Разделы программы:

Физическое развитие и охрана здоровья:

  1. Ходьба и бег

  2. Гимнастика.

  3. Дыхательные упражнения

  4. Упражнения на развитие общей моторики.

  5. Упражнения с мячом

  6. Подвижные игры.

  7. Мини-массаж.


Учебно - тематический план.


Тема

Виды деятельности

Количество занятий, время проведения

Блок 1.

Знакомство.

1. Введение ритуала приветствия.

2. Ходьба и бег (ходьба парами по залу, взявшись за руки, с переходом на бег и наоборот).

3. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:

  • Поднимать руки вперед, вверх, в стороны;

  • Скрещивать руки перед грудью и разводить в стороны;

  • Отводить руки за спину;

  • Сгибать разгибать руки;

  • Хлопать руками перед собой, над головой;

  • Размахивать руками вперёд-назад, вниз-вверх.

4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).

5. Подвижная игра.

6. Введение ритуала прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 2.

Я сам.

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег (обычная, на носках, в колонне по одному с переходом на бег)

3. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:

  • Поворачиваться вправо-влево;

  • Наклоняться вперед и в стороны;

  • Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу;

  • Поднимать и опускать ноги, лежа на спи­не;

  • Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

5.Развитие общей моторики:

  • Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м);

  • По доске, лежащей на полу;

  • По наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см;

  • Лазанье под протянутой сверху веревкой (30-40 см.).

6. Упражнения с массажным мячом (массирование всех частей тела с речевым сопровождением).

7. Подвижная игра.

8. Ритуал прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 3.

Игрушки

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег.

  • Ходьба в прямом направлении с перешагиванием через игрушки (высота 10-15 см);

  • Бег всей группой в прямом направлении, друг за другом с игрушками в руках.

3. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:

  • Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддерж­кой) из и.п. стоя;

  • Приседать (держась за опору) потя­гиваться с поднятием на носки;

  • Выставлять ногу вперед на пятку;

  • Шеве­лить пальцами ног (сидя).

4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).

5. Подвижная игра - катание на модулях.

6. Дыхательные упражнения.

7. Ритуал прощания.

3 занятия.

По 30 мин.

Блок 4.

Животные

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба (по кругу, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному).

3. Прыжки (прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд на двух ногах через шнур; прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см до поднятой руки ребенка).

4. Ритмические упражнения с мячом.

5. Упражнения на развитие пространственных ориентировок («За забором - на лугу»).

6. Подвижные игры-подражания.

7. Ритуал прощания.

2 занятия.

По 30 мин.


Блок 5

Птицы

1. Ритуал приветствия.

2. Ходьба и бег с выполнением задания (изображение птиц).

3. Пальчиковая гимнастика с предметами.

4. Упражнения с мячами (катание, бросание, метание: катание мяча двумя руками и одной рукой родителю; бросание мяча вперед двумя руками снизу, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; метание мячей, на дальность).

5. Подвижные игры («Курочка с цыплятами», «Коршун и цыплята»).

6. Ритуал прощания.

2 занятия.

По 30 мин.

Блок 6.

Просвещение родителей в области физического развития ребенка.

1. Ознакомление родителей с физическим развитием ребенка: физическое развитие детей до 3-х лет (физические упражнения для детей до 3-х лет). Обучение приемам выполнения физических упражнений.

2. Ознакомление родителей с особенностями взаимодействия физического и психического развития ребенка до 3-х лет.

Расширение знаний об эффективных приемах развития эмоционально - волевой сферы детей.

2 занятия.

2 часа

Просвещение родителей в организации здорового образа жизни семьи (детей и родителей).

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

3. Физическое развитие ребенка раннего возраста (2 - 3 года).

1 занятие.

1 час

Содержание:

Физическое развитие и охрана здоровья:

  • воспитывать потребность в регулярном проведении закаливающих процедур, используя воду, воздушные ванны, элементарный игровой массаж тела;

  • приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;

  • способствовать приобретению уверенности в своих силах;

  • развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;

  • воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;

  • формирование положительных нравственно-волевых черт личности;

  • воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия.

Основные требования к уровню занимающихся по итогам прохождения курса:

Дети должны научиться:

  • Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.

  • Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д.

  • Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.

  • Ползать, подлезать под натянутую веревку (высота 30-40 см.).

Перечень методического обеспечения для реализации данного курса:

Мячи, модули, доска, шнур, мягкие игрушки, мелкие игрушки.

Организация занятий и условия реализации программы:

  • Заключение двустороннего договора о сотрудничестве с родителями.

  • Организация группы детей и их родителей в составе 10 человек на протяжении всего курса занятий. Состав группы должен быть постоянен.

  • Аудитория, по возможности, должна быть просторной - в ней должно быть пространство для выполнения упражнений и игр.

Мониторинг результативности программы: результативность осуществление программы и достижение ее целей может быть оценено в ходе двукратного (начального и финального) тестирования, по диагностике двигательного развития Н. О. Озерецкого И Н. И. Гуревича, они просты в применении, информативны по содержанию и статически достоверны.

Ф.И.О.

ребенка

Сформированность основных движений

Ходьба

Бег

Прыжки

Ползание,

лазание

Равновесие

Катание,

бросание

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




Критерии оценки выполнения:

3 балла - правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные движения, но навык автоматизирован;1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;

0 баллов - отказ от движения.

Список литературы:

Журнал «Логопедия» №4(6), 2004;

Жукова О. «Как вырастить умного ребенка» Санкт-Петербург 2003;

Политова Н. А. Двигательный практикум «Здоровячок» 2006;

7

© 2010-2022