- Преподавателю
- Физкультура
- ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ушакова Е.А. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ).
(компилятивная)
Компилятивная программа
Координатор и исполнитель программы является:
Е. А. Ушакова, инструктор по физическому воспитанию
Пояснительная записка.
В настоящее время многих педагогов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается основа физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях будет протекать развитие, во многом зависит будущее ребенка и формирование его личности.
Бурный физический рост, характерный для первых двух лет жизни ребенка, на третьем году начинает постепенно замедляется. Но общие моторные умения ребенка развиваются по-прежнему с большой скоростью. Совершенствуются ранее приобретенные навыки - ходьба, бег, ползание, умение прыгать. Ребенок учится управлять своим телом, изучает свои физические возможности, осваивает новые умения. К концу третьего года ребенок может устойчиво стоять на одной ноге, подпрыгивать, отрывая обе ноги от пола. Такие сложные движения требуют хорошей координации, умения сохранять равновесие и достаточной мышечной силы, поэтому ребенок без устали тренируется.
Многие родители в это время начинают уделять больше внимания интеллектуальному развитию ребенка, порой забывая о том, что познавательное развитие тесно связано с физическим. Таким образом, движения и действия дают ребенку пищу для ума, поэтому любознательные дети всегда подвижны. В поисках новой информации ребенок может преодолевать большие расстояния, следовательно, нужно больше пространства для движения и больше возможностей для физического развития.
Цель создания данной программы - сформированность основных двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие, катание и бросание) детей раннего возраста (2 - 3 лет) в соответствии с возрастными нормами, посредством создания детско-родительских групп.
Ожидаемый результат. Результатом программы станут сформированные навыки основных движений у детей раннего возраста (2 - 3 лет), способствующие укреплению здоровья.
Участники программы - дети с проблемами в физическом развитии, в возрасте до 3-х лет и их родители.
Структура программы - программа построена с учетом принципов опережающего обучения и рассчитана на взаимодействие инструктора по физическому воспитанию, родителей и ребенка как единой учебной группы.
Планируя занятия с детьми третьего года жизни, мы затронули наиболее актуальные движения в физическом развитии ребенка, а также блоки просвещения родителей в области физического развития ребенка и организации здорового образа семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка. Отсюда, основные задачи данной программы:
-
формирование основных двигательных навыков;
-
воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;
-
развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;
-
развитие способности родителей наблюдать за ребенком и оказывать помощь в нужный момент
Курс обучения рассчитан на 2 месяца (16 занятий), это не может обеспечить раскрытие внутреннего потенциала ребенка в полной мере, но может стимулировать более активное развитие его способностей и взаимоотношений. Время занятия до 30 минут. Оптимальное число участников 5 детей и 5 родителей.
Разделы программы:
Физическое развитие и охрана здоровья:
-
Ходьба и бег
-
Гимнастика.
-
Дыхательные упражнения
-
Упражнения на развитие общей моторики.
-
Упражнения с мячом
-
Подвижные игры.
-
Мини-массаж.
Учебно - тематический план.
Тема
Виды деятельности
Количество занятий, время проведения
Блок 1.
Знакомство.
1. Введение ритуала приветствия.
2. Ходьба и бег (ходьба парами по залу, взявшись за руки, с переходом на бег и наоборот).
3. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса:
-
Поднимать руки вперед, вверх, в стороны;
-
Скрещивать руки перед грудью и разводить в стороны;
-
Отводить руки за спину;
-
Сгибать разгибать руки;
-
Хлопать руками перед собой, над головой;
-
Размахивать руками вперёд-назад, вниз-вверх.
4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).
5. Подвижная игра.
6. Введение ритуала прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 2.
Я сам.
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег (обычная, на носках, в колонне по одному с переходом на бег)
3. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника:
-
Поворачиваться вправо-влево;
-
Наклоняться вперед и в стороны;
-
Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу;
-
Поднимать и опускать ноги, лежа на спине;
-
Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
5.Развитие общей моторики:
-
Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м);
-
По доске, лежащей на полу;
-
По наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см;
-
Лазанье под протянутой сверху веревкой (30-40 см.).
6. Упражнения с массажным мячом (массирование всех частей тела с речевым сопровождением).
7. Подвижная игра.
8. Ритуал прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 3.
Игрушки
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег.
-
Ходьба в прямом направлении с перешагиванием через игрушки (высота 10-15 см);
-
Бег всей группой в прямом направлении, друг за другом с игрушками в руках.
3. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног:
-
Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из и.п. стоя;
-
Приседать (держась за опору) потягиваться с поднятием на носки;
-
Выставлять ногу вперед на пятку;
-
Шевелить пальцами ног (сидя).
4. Упражнения с мячом (катание, бросание, метание).
5. Подвижная игра - катание на модулях.
6. Дыхательные упражнения.
7. Ритуал прощания.
3 занятия.
По 30 мин.
Блок 4.
Животные
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба (по кругу, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному).
3. Прыжки (прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд на двух ногах через шнур; прыжки вверх, касаясь предмета, находящегося в 10-15 см до поднятой руки ребенка).
4. Ритмические упражнения с мячом.
5. Упражнения на развитие пространственных ориентировок («За забором - на лугу»).
6. Подвижные игры-подражания.
7. Ритуал прощания.
2 занятия.
По 30 мин.
Блок 5
Птицы
1. Ритуал приветствия.
2. Ходьба и бег с выполнением задания (изображение птиц).
3. Пальчиковая гимнастика с предметами.
4. Упражнения с мячами (катание, бросание, метание: катание мяча двумя руками и одной рукой родителю; бросание мяча вперед двумя руками снизу, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребенка; метание мячей, на дальность).
5. Подвижные игры («Курочка с цыплятами», «Коршун и цыплята»).
6. Ритуал прощания.
2 занятия.
По 30 мин.
Блок 6.
Просвещение родителей в области физического развития ребенка.
1. Ознакомление родителей с физическим развитием ребенка: физическое развитие детей до 3-х лет (физические упражнения для детей до 3-х лет). Обучение приемам выполнения физических упражнений.
2. Ознакомление родителей с особенностями взаимодействия физического и психического развития ребенка до 3-х лет.
Расширение знаний об эффективных приемах развития эмоционально - волевой сферы детей.
2 занятия.
2 часа
Просвещение родителей в организации здорового образа жизни семьи (детей и родителей).
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
3. Физическое развитие ребенка раннего возраста (2 - 3 года).
1 занятие.
1 час
Содержание:
Физическое развитие и охрана здоровья:
-
воспитывать потребность в регулярном проведении закаливающих процедур, используя воду, воздушные ванны, элементарный игровой массаж тела;
-
приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде;
-
способствовать приобретению уверенности в своих силах;
-
развивать резервы детских организмов, способствующие повышению иммунитета;
-
воспитание интереса к различным, доступным данного возраста, видам двигательной деятельности;
-
формирование положительных нравственно-волевых черт личности;
-
воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия.
Основные требования к уровню занимающихся по итогам прохождения курса:
Дети должны научиться:
-
Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга.
-
Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед и т.д.
-
Брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
-
Ползать, подлезать под натянутую веревку (высота 30-40 см.).
Перечень методического обеспечения для реализации данного курса:
Мячи, модули, доска, шнур, мягкие игрушки, мелкие игрушки.
Организация занятий и условия реализации программы:
-
Заключение двустороннего договора о сотрудничестве с родителями.
-
Организация группы детей и их родителей в составе 10 человек на протяжении всего курса занятий. Состав группы должен быть постоянен.
-
Аудитория, по возможности, должна быть просторной - в ней должно быть пространство для выполнения упражнений и игр.
Мониторинг результативности программы: результативность осуществление программы и достижение ее целей может быть оценено в ходе двукратного (начального и финального) тестирования, по диагностике двигательного развития Н. О. Озерецкого И Н. И. Гуревича, они просты в применении, информативны по содержанию и статически достоверны.
№
Ф.И.О.
ребенка
Сформированность основных движений
Ходьба
Бег
Прыжки
Ползание,
лазание
Равновесие
Катание,
бросание
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Критерии оценки выполнения:
3 балла - правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла - неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные движения, но навык автоматизирован;1 балл - ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов - отказ от движения.
Список литературы:
Журнал «Логопедия» №4(6), 2004;
Жукова О. «Как вырастить умного ребенка» Санкт-Петербург 2003;
Политова Н. А. Двигательный практикум «Здоровячок» 2006;
7