Программа по физической культуре для 10 класса

Раздел Физкультура
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Волченковская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

___________/А.И.Устинова/

«__» ______ 2012 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ДЛЯ 10 КЛАССА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

на 2013-2014 учебный год


Составитель: ЧЕРКАСОВ А.Ю. -

учитель физической культуры



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре для 10 класса разработана на основе документов:

Закона Российской Федерации «Об образовании», Примерной программы по физической культуре, Учебного плана МБОУ Волченковской СОШ на 2013-2014 учебный год,Федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год, Авторской программы под редакцией В.И.Лях, А.А.Зданевич, «Просвещение», Москва, 2010,Федерального образовательного стандарта ,утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации 05.03.2004г №1089

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гормональному физическому развитию, закаливание, повышение работоспособности;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

- стремление к физическому совершенству.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Урок физической культуры - основная форма физического воспитания в общеобразовательной школе. Важнейшие требования к уроку: обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В разделе программного материала «Основы знаний» даны общие теоретические положения о значении физической культуры, влияние занятий физическими упражнениями на организм, методике самостоятельных занятий и т.д. Кроме того сообщаются учащимся дополнительные специальные сведения, способствующие лучшему, сознательному освоению учебного материала.

При проведении подвижных игр рекомендуется использовать кроме повсеместно распространенных и национальные игры.

Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям, упражнения подбираются исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий. Пройденный программный материал систематически повторяется в последующих классах.

Качество учебного процесса во многом зависит от правильного планирования. Для этого необходимо составлять годовой план распределения прохождения учебной программы и на его основе разрабатывать план каждого урока.

Успеваемость по предмету «Физическая культура» определяется уровнем выполнения учебных нормативов, полнотой приобретенных знаний, прочностью освоения двигательных навыков и умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.

Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.

В соответствии с этим к основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

Деление на подгруппы - это тот фактор, который определяет режим занятий. На особенностях этого режима в подготовительной и специальной медицинской группах мы и остановимся более подробно. Дети, включенные в подготовительную медицинскую группу, как говорилось выше. отличаются слабой физической подготовленностью, но посещают обязательные уроки физической культуры вместе с детьми основной медицинской группы. Занятия с этими школьниками имеют некоторые методические особенности:

- физическая нагрузка должна дозироваться индивидуально для каждого ребенка подготовительной медицинской группы;

- особое внимание в занятиях с этими детьми следует уделять качеству выполнения заданий, связанных с обучением технике двигательных действий;

- при выполнении заданий на развитие двигательных способностей следует ограничивать их интенсивность (интенсивность не должна быть выше средней);

- длительная нагрузка должна быть стандартной по характеру и иметь интервалы отдыха или смену вида деятельности;

- общеподготовительные упражнения (общеразвивающие, общего воздействия, облегченные варианты техники выполнения сложнотехнических элементов), а также специальные упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса, на формирование крупных мышц верхних и нижних конечностей, специальные дыхательные упражнения, формирующие навык согласования дыхания и движений, должны составлять основу занятий с детьми подготовительной группы;

- при делении учащихся на команды в момент подготовки к игре необходимо равномерно распределять детей подготовительной группы по всем подгруппам;

- обязательным для детей подготовительной медицинской группы является посещение занятий группы общей физической подготовки и регулярное выполнение домашних заданий по физической культуре.

При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а также правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.

Уроки необходимо в основном проводить на открытом воздухе. Это способствует закаливанию организма учащихся, профилактике заболеваний, повышает результативность занятий физической культурой, позволяет учителю использовать широкий арсенал средств и методов обучения, воспитания и развития школьников.

Уроки физической культуры, внеклассная и внешкольная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа проводятся с использованием исправного спортивного инвентаря и оборудования.

На уроке физической культуры учащиеся занимаются в спортивной форме и обуви. Учащиеся, освобожденные от занятий физической культурой, присутствуют на уроках в спортивной обуви и выполняют отдельные поручения учителя. В зависимости от условий и объективной необходимости объем времени на различные виды спорта изменен.

0 3535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535353535 В базовой части авторской программы в качестве проведения занятий указано плавание. В нашей школе в виду отсутствия бассейна занятия по плаванию не проводятся.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД В 10 КЛАССЕ

Вид программного

материала

1 четверть

27 часов

2 четверть

21 час

3 четверть

30 часов

4 четверть

24 часа

Легкая атлетика

9

-

-

9

Гимнастика

-

14

-

-

Лыжная подготовка

-

-

18

-

Баскетбол


5

4

3

6

Волейбол


8

-

5

5

Мини-футбол


5

3

4

4

В целях контроля за результативностью урока физической культуры во всех классах два раза в год проводится проверка физической подготовленности учащихся ( сентябрь, май ): бег 30 метров с высокого старта, челночный бег 3х10 метров, бег в течение 6 минут, прыжки в длину с места, подтягивание из виса (мальчики) и из виса лежа (девочки), бросок набивного мяча весом 1 кг из положения сидя двумя руками из-за головы, наклон вперед в положении сидя. Итоги проводимых испытаний анализируются, доводятся до сведения учащихся.

Задачи физического воспитания учащихся 10 класса:

1. Содействие гармоническому физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды представлений для укрепления состояния здоровья, противостояния

стрессам, формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности.

2. Расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях.

3. Дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.

4. Формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнения функций отцовства и материнства, подготовки к службе в армии.

5. Закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видам спорта.

6. Формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания.

7. Дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

На уроках физической культуры в 10 классе решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели среднего образования - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым юношей и девушкой личной физической культурой.

Прежде всего на всех уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физической культуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.

В процессе усвоения различного материала программы углубляются знания старшеклассников по закономерностям спортивной тренировки, двигательной активности, значение занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функций материнства и отцовства, даются конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического развития и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение физической культуры в 10 классе отводится 102 часа.

Задачи физического воспитания, решаемые в старших классах, возрастные и половые особенности юношей и девушек накладывают свою специфику и организацию в методику учебно-воспитательного процесса.

В старшем школьном возрасте интенсификация обучения идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения проблемно-поисковых методов, учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познавательных игр и упражнений, самостоятельной работы, алгоритмизации, метода сопряженного развития кондиционных и координационных способностей. Цель применения этих методических подходов - воспитание у старшеклассников стремления к самопознанию, усиление мотивации и развитие познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями.

Более отчетливо, чем в среднем школьном возрасте, появляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств, методов и организации занятий. Поэтому, необходимость раздельного проведения занятий еще более очевидна, чем ранее.

На уроках физической культуры продолжается обучение учащихся знаниям по вопросам физической культуры, основам здорового образа жизни, спортивной тренировки. Их необходимо учить пользоваться специальной литературой.

Для одновременного закрепления и совершенствования двигательных навыков (техники) и развития соответствующих координационных и кондиционных способностей следует многократно повторять специально подготовленные упражнения, целенаправленно и чаще изменяя отдельные параметры движений или их сочетания, условия выполнения этих упражнений, постепенно повышая интенсивность и объем физической нагрузки.

Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями, могут одновременно воспринимать сложные действия, отмечаются большей организованностью, целенаправленностью, глубиной и точностью мышления. Поэтому в занятиях с ними рекомендуется значительно шире применять так называемые специализированные средства, методы и методические приемы: наглядные пособия, схемы, модели, раскрывающие особенности биомеханики движений, видеозапись, метод «идеомоторного» упражнения; средства и приемы дублирования, ориентирования и избирательной демонстрации; приемы и условия направленного «прочувствования» движений, методы срочной информации.

Большое внимание следует уделять оздоровительным и воспитательным задачам, которые решаются на каждом уроке в тесной взаимосвязи с образовательными задачами и развитием двигательных способностей. Успешному решению оздоровительных задач способствует систематическое проведение занятий на открытом воздухе, постепенное повышение нагрузки, включение в урок закаливающих процедур (босохождение, самомассаж, точечный массаж), приемов регуляции и саморегуляции психических и физических состояний.

Одним из важных методических требований является реализация на уроке физической культуры межпредметных связей.

В первой половине сентября и первой половине мая рекомендуется провести тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки и прошедшие за учебный год сдвиги в развитии конкретных координационных и кондиционных качеств.

В работе со старшеклассниками используются все известные способы организации урока: фронтальный, групповой и

индивидуальный. При организации занятий с юношами нужно помнить, что они должны быть готовы к службе в армии.

При оценке успеваемости отдавать предпочтение следует качественным критериям: степени владения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, уровень технико-тактического мастерства, умениям осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Как и на предыдущих возрастных этапах, юноши и девушки должны поощряться за систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом, умения самостоятельно заниматься, вести здоровый образ жизни, познавательную активность к вопросам физической культуры и укрепления здоровья.

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих среднюю школу.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Объяснять:

- роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

- роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек , ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

- индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;

- особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;

- особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

- особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

- особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

- личной гигиены и закаливания организма;

- организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

- культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

- профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

- экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

- самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально- прикладной и

оздоровительно-корригирующей направленностью;

- контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

- приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

- приемы массажа и самомассажа;

- занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

- судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

- индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;

- планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

- уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

- эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

- дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Скоростные

Бег 30 м.

Бег 100 м.

5,0 с

14,3 с

5,4 с

17,5 с

Силовые

Подтягивание из виса на высокой перекладине

Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, раз

Прыжок в длину с места. см

10 раз

-

215 см

-

14 раз

170 см

К выносливости

Кроссовый бег на 3 км

Кроссовый бег на 2 км

13 мин 50 с

-

-

10 мин 00 с

4. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Предметными результатами являются:

- организация отдыха и досуга средствами физической культуры;

- изложение факторов истории физической культуры;

- измерение показателей физического развития;

-бережное отношение с оборудованием и инвентарем.

5.ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 10 КЛАССЕ 1 ПОЛУГОДИЕ ( 1 четверть)

СОДЕРЖАНИЕ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

9

2

0

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

Основы знаний

в

п

р

о

ц

е

с

с

е

у

р

о

к

о

в



Легкая атлетика.

Бег 100 м

+

+






Равномерный бег до 4км(д), до 5 км (ю)

+

+

+

+

+

+

+

+

+





Старт в эстафетном беге

+

+

+






Метание гранаты на дальность с разбега

+

+

+






Метание гранаты на точность из положения с колена в горизонтальную цель 2,5 м х2,5 м с расстояния 15-20 м (ю), 10-12 м (д)


+

+

+





Бег 3000м(ю) , 2000 м (д).


+

+





Кросс 800 метров (ю)


+






Контрольные тесты

+

+







Волейбол

Прием подачи, первая передача в зоны 3 , вторая в 4 и 2 - нападающий удар (ю) или передача в прыжке (д)




+

+

+

+



Прием подачи



+

+

+




Прямой нападающий удар после подбрасывания партнером (д)




+

+



Двусторонняя игра



+

+

+

+

+

+

+

+



Баскетбол

Ловля мяча после отскока от щита





+

+

+


Передвижения в нападении и защите






+

+


Двусторонняя игра





+

+

+

+

+


Мини-футбол.Удар-откидка мяча подошвой






+

+

+

Удар по опускающемуся мячу через голову






+

+

+

Удар боковой и затылочной частью головы






+

+

+

Прием опускающегося мяча серединой подъема






+

+

+

+

Прием летящего на игрока мяча грудью и головой






+

+

+

+

Прием мяча животом и голенью






+

+

+

+

Учебная игра






+

+

+

+

+

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 10 КЛАССЕ 1 ПОЛУГОДИЕ ( 2 четверть)

СОДЕРЖАНИЕ

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

4

2

4

3

4

4

4

5

4

6

4

7

4

8

Основы знаний

в

пр

оц

ес

се

ур

ок

ов



Гимнастика

Строевые упражнения - Повороты в движении кругом

+

+

+

+

+

+




Упражнения на бревне (д)


+

+

+

+

+

+

+


Упражнения на брусьях (д)

+

+

+

+

+

+

+




Акробатика (д)

+

+

+

+

+

+

+




Опорный прыжок (д)


+

+

+

+

+

+

+


Упражнения на перекладине (ю)

+

+

+

+

+

+

+




Упражнения на брусьях (ю)


+

+

+

+

+

+

+


Опорный прыжок (ю)

+

+

+

+

+

+

+




Акробатика (ю)


+

+

+

+

+

+

+


Поднимание туловища

+





Поднимание туловища за 1 минуту


+




Отжимание от пола



+



Лазанье по канату

+

+

+

+




Прыжок через скакалку за 1 минуту

+





Отжимание на брусьях (ю)




+



Угол на брусьях (ю)



+



Угол в седе - руки в стороны


+





Подъем переворотом (ю)

+





Подъем силой (ю)


+




Подтягивание

+






Поднимание ног на гимнастической стенке




+


Понимание гири 16 кг (ю)



+



Баскетбол

Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости




+

+


Передача мяча от головы





+

+

Двусторонняя игра




+

+

+

+

Мини-футбол. Отбивание вратарем катящегося и низколетящего мяча в шпагате





+

+

+

Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по воротам





+

+

+

Ловля полувысоких и высоких мячей, летящих в сторону от вратаря в бровке





+

+

+

Учебная игра





+

+

+

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 10 КЛАССЕ 2 ПОЛУГОДИЕ ( 3 четверть)

СОДЕРЖАНИЕ

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

6

9

7

0

7

1

7

2

7

3

7

4

7

5

7

6

7

7

7

8

Основы знаний

в

п

р

о

ц

е

с

с

е

у

р

о

к

о

в




Лыжная подготовка

Переход с одновременных ходов на попеременные

+

+

+

+

+







Преодоление подъемов и препятствий (перешагивание, перелазание, пролезание, проползание)




+

+

+

+




Прохождение дистанции до 5км

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+




Бег на лыжах 3 км )д), 5 км (ю)


+


+

+




Попеременный двухшажный ход


+

+

+

+

+






Одновр. однош. коньковый ход



+

+

+

+

+

+




Волейбол

Прием мяча снизу от нападающего удара и передачи в прыжке через сетку





+

+

+



Прием снизу одной рукой с падением (ю)






+

+

+


Верхняя прямая подача






+

+



Двусторонняя игра





+

+

+

+

+


Баскетбол

Позиционное нападение






+

+

+


Двусторонняя игра






+

+

+


Мини-футбол. Финт «убирание мяча подошвой»







+

+

+

Отбор перехватом







+

+

+

Комбинация «смена мест»







+

+

+

Удар головой в броске







+

+

+

Учебная игра







+

+

+

+







ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 10 КЛАССЕ 2 ПОЛУГОДИЕ ( 4 четверть)

СОДЕРЖАНИЕ

7

9

8

0

8

1

8

2

8

3

8

4

8

5

8

6

8

7

8

8

8

9

9

0

9

1

9

2

9

3

9

4

9

5

9

6

9

7

9

8

9

9

1

0

0

1

0

1

1

0

2

Основы знаний

в

п

р

о

ц

е

с

с

е

у

р

о

к

о

в


Волейбол

Передача сверху во встреч. колоннах вдоль сетки и ч\сетку

+

+






Блокирование нападающего удара (ю), стоя на подставке (д)

+

+

+





Боковая верхняя подача (ю)

+

+






Двусторонняя игра

+

+

+

+

+





Баскетбол

Зонная защита


+

+

+





Штрафной бросок



+

+




Броски мяча в движении и с места


+

+

+




Двусторонняя игра


+

+

+

+

+

+




Легкая атлетика

Равномерный . бег до 4 км(д), до 5 км (ю)




+

+

+

+

+

+

+

+

+

Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий без опоры




+

+


Прыжок в высоту способом «перешагивание»




+

+

+


Прыжок в длину способом «согнув ноги»





+

+

+

+

Бег 3000 м(ю) , 2000 м (д)





+

+

Контрольные тесты






+

+

Мини-футбол. Тактика игры. Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля



+

+



Схема 3+1




+

+



Схема 2+2



+

+

+

+



Действия обороняющихся против соперника без мяча



+

+

+



Основные положения правил игры в мини-футбол



+

+

+

+



Нормативные требования



+

+

+

+



Руководство вратарем действиями партнеров в обороне



+

+

+

+



Учебная игра



+

+

+

+




6. Двигательные умения, навыки и способности:

В метании на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5х2,5 м с 10-12 м (девушки) и 15-25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1х1 м с 10 м (девушки) и с 15-20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях и перекладине (юноши), на бревне и разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши);выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы(юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость(юноши); выполнять комплекс вольных упражнений.

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия в играх волейбол, баскетбол и мини-футбол.

Физическая подготовленность: Соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в школьных, зональных и районных соревнованиях; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической подготовленности учащихся 10 класса


№п\п

Физические способности





Контрольные

упражнения

(тест)

Уровень

юноши

девушки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

скоростные

Бег 30 м, с

4,5

5,1

5,3

5,0

5,6

5,9

2

Координа-

ционные

Челночный бег

3х10 м, с

7,6

8,0

8,2

8,0

8,4

8,8

3

Скоростно-

силовые

Прыжки в длину

с места, см

225

200

190

180

160

150

4

выносливость

6-минутный

бег, м

1500

1350

1100

1300

1100

900

5

гибкость

Наклон вперед

из положения

стоя, см

13

9

6

17

13

10

6

силовые

Подтягивание

на высокой

перекладине из виса, кол-во раз (юноши),

на низкой перекладине из положения лежа, кол-во раз (девушки)

11


-

9


-

8


-

-


25

-


21

-


18

7

Силовые

Бросок 1 кг мяча двумя руками из-за головы из положения сидя, см

800

650

450

550

450

400


7. Содержание программного материала.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Социально-культурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения, их социальная направленность и формы организации.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений из современных систем физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование коррегирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.

Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, лыжные гонки, гимнастика, плавание). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.

Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.

Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового образа жизни.

Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, пользование баней. Изменение дозировки процедур следует проводить с учетом индивидуальных особенностей юношей и девушек.

Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.

Спортивные игры.

В 10 классе продолжается углубленное изучение трех спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники в игре баскетбол (перемещений, остановок, поворотов, ловля, передачи, ведение, броски и др.), в игре волейбол (верхняя передача, прием снизу, подачи, атакующий удар, блокирование и др.) и игре в мини-футбол (удары по мячу, ведение, отбор, игра вратаря и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств. Большой удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы.

Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий в 10-11 классах продолжается овладение более сложными приемами техники, групповыми и командными тактическими действиями.

В процессе занятий необходимо чаще использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех или других двигательных способностей. Среди способов организации учащихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие конкретных координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда учащиеся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае учащийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение.

Техника игры в баскетбол.

Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки баскетболистов. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом - рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых ситуациях. Техническое мастерство баскетболиста.

Техника нападения. Техника передвижения. Повороты в движении. Сочетание способов передвижения.

Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока, одной рукой на уровне груди.

Передача одной рукой от плеча, одной рукой сверху, одной рукой снизу.

Броски мяча одной рукой сверху в движении, штрафной бросок.

Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости передвижения, обводка противника с изменением высоты отскока, обводка противника с изменением скорости.

Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход.

Техника защиты. Техника передвижения. Сочетанное способов передвижения с техническими приемами игры в защите.

Техника овладения мячом. Накрывание мяча спереди при броске в корзину. Перехват мяча при ведении. Выбивание мяча при ведении.

Тактика игры в баскетбол.

Тактика нападения. Индивидуальные действия: выбор места на площадке с целью адекватного взаимодействия с партнерами по команде, применение изученных приемов техники нападения в зависимости от ситуации на площадке. Действия одного защитника против двух нападающих в системе быстрого прорыва.

Групповые действия: взаимодействие двух игроков с заслонами (внутренним и наружным). Взаимодействие двух игроков - переключение.

Командные действия: Позиционное нападение с применением заслонов. Организация командных действий против применения быстрого прорыва.

Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие при бросках мяча в корзину.

Групповые действия: взаимодействие двух игроков - проскальзывание.

Командные действия: плотная личная система защиты.

Техника игры в волейбол.

Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки волейболистов. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом - рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых ситуациях. Техническое мастерство волейболиста.

Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперед; двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещения.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от нее.

Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность, верхняя прямая подача.

Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1,2,3 шага) по мячу, подвешенному на амортизаторах; установленному в держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.

Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.

Действия с мячом. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2.

Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,2, стоя на подставке.

Тактика игры в волейбол.

Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах 3, 2 для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2 ).

При действиях с мячом. Чередование способов передач на точность, в ближнюю, дальнюю половину площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу ( в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии. При первой передаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй передаче: игрока зоны 3 с игроком зон 2 и 4 , игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3 ( в условиях чередования подач в зоны).

Командные действия. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая в зону 3.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи.

При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приеме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1,5,3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4.

Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.

Гимнастика.

В старших классах продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях. Вместе с тем в программный материал включены для освоения новые гимнастические упражнения.

На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерам; на занятиях с девушками - более сложные упражнения с предметами.

Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.

Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также значительный набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.

Гимнастические упражнения для юношей играют большую роль для подготовки их к будущей трудовой деятельности и службе в армии. Материал для девушек содержит упражнения для развития грациозности, красоты движений, способствует развитию мышечных групп, важных для выполнения функции материнства.

Во время уроков учитель должен обращать внимание учащихся на большие возможности гимнастических упражнений не только для развития физических способностей, но и для воспитания волевых качеств (особенно в упражнениях на снарядах), формирования красивой осанки, фигуры, походки, движений. В этих целях он сообщает необходимые сведения о влиянии гимнастических упражнений и об особенностях методики самостоятельных занятий.

Примерный материал по гимнастике.

Основная направленность

10 класс

юноши

девушки

На совершенствование строевых

упражнений

Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении.

На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов

Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении.

На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами

С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами.

Комбинации упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами

На освоение и совершенствование висов и упоров

Пройденный в предыдущих классах материал. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь, подъем разгибом до седа ноги врозь, кувырок вперед в сед ноги врозь, соскок махом назад.

Из размахивания изгибами (или толчком ног) вис присев на нижней; толчком ног упор на верхней; спад назад в вис лежа и поворот в сед на бедре; перехват руки в хват снизу спереди и соскок у с поворотом кругом.

На освоение и совершенствование опорных прыжков

Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой

115 см

Прыжок углом с бокового разбега толчком одной (конь в ширину, высота 110 см)

На освоение и совершенствование акробатических упражнений

Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; длинный кувырок с 2-3 шагов разбега; махом одной и толчком другой стойка на руках; выпрямляя ноги кувырок назад ;силой стойка на голове и руках; переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов.

Шаг левой; махом правой вперед поворот кругом с одновременным кругом руками вперед; упор присев и перекатом назад стойка на лопатках; перекат вперед до седа углом руки в стороны (держать); сед слева (справа) руки вперед; стойка на коленях; глубокий наклон назад, руки вверх; выпрямиться; встать «волной», руки дугами назад вверх; шагом левой (правой) поворот налево (направо), руки через стороны вниз.Комбинации из ранее освоенных комбинаций.

На развитие координационных способностей

Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика.

Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика. Упражнение на гимнастическом бревне - наскок перемахом двумя влево с опорой на левую ногу в сед на правом бедре, правая рука вперед вверх; поставить правую согнутую на бревно, руки вперед; зацепом левой ногой снизу встать, руки в стороны; правая нога перед левой в третьей позиции; два слитных прыжка со сменой ног с передвижением вперед; шаг правой, шаг левой; правая нога скрестно перед левой, руки вверх и в темпе поворот налево кругом в стойку, правая спереди, руки в стороны; шаг левой; шаг правой поворот налево в полуприсед, руки назад; соскок прогнувшись ноги врозь.

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Лазанье по канату с помощью ног на скорость. Подтягивание. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами

Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах. Лазанье по канату

На развитие скоростно-силовых способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивных мячей

На развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами.

На знания о физической культуре


Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах.

На овладение организаторскими умениями

Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями.

Легкая атлетика.

В 10-11 классах продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Усиливается аспект на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений) способностей. Увеличивается процент упражнений, сопряжено воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в этих классах в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению с основной школой увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега и количество способов в прыжках и метаниях. С юношами и девушками продолжается углубленное изучение освоенных в 8-9 классах различных спортивных способов прыжков.

Для усиления прикладной роли занятий и разностороннего воздействия на кондиционные и координационные способности рекомендуется чаще проводить занятия на местности в условиях преодоления естественных и искусственных препятствий. К тому же занятия на открытом воздухе обеспечивают выраженный оздоровительный эффект, способствуют закаливанию организма, укреплению здоровья.

На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у учащихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках физической культуры следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях с тем расчетом, чтобы учащиеся могли использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии.

Примерный материал по легкой атлетике в 10 классе.

Основная направленность

Юноши

Девушки

На совершенствование техники спринтерского бега

Высокий и низкий старт до 40 м

Стартовый разгон

Бег на результат на 100 м

Старт в эстафетном беге

Бег на 800 м

Финиш в беге на различные дистанции

Высокий и низкий старт до 40 м

Стартовый разгон

Бег на результат на 100 м

Старт в эстафетном беге

Финиш в беге на различные дистанции

На совершенствование техники длительного бега

Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин.

Бег на 3000 м

Бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин.

Бег на 2000 м

На совершенствование техники прыжка в длину с разбега

Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега способом «согнув ноги»

На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега

Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега способом «перешагивание»

На совершенствование техники метания в цель и на дальность

Метание гранаты 700 гр с места на дальность, с колена, лежа; с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2х2 м) с расстояния 12-15 м, по движущейся цели (2х2 м) с расстояния 10-12 м.

Бросок набивного мяча (3кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного - четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.

Метание гранаты 500 гр с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние.


Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного - четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.

На развитие выносливости

Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка

Длительный бег до 20 мин

На развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки и многоскоки. Метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и.п., толкание набивных мячей, круговая тренировка

На развитие скоростных способностей

Эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов

На развитие координационных способностей

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и.п. в цель и на дальность обеими руками

На знание о физической культуре

Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований

На совершенствование организаторских умений

Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой

Лыжная подготовка

Обучение элементам лыжной подготовки должно строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма учащихся. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности.

Паузы, возникающие во время отдыха, нужно заполнять малоинтенсивными упражнениями, желательно с закреплением ранее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого можно использовать спуски с гор, отработку элементов техники лыжных ходов в медленном темпе, обращая особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.

Интервалы отдыха после интенсивной работы устанавливаются таким образом, чтобы частота пульса снизилась примерно до 130 уд/мин. Не следует резко увеличивать скорость, ее нужно повышать постепенно от урока к уроку. Учитель должен указать учащимся на конкретные участки дистанции, где необходимо повысить скорость.

Нужно научить учащихся равномерно распределять силы для прохождения всей дистанции, что позволит улучшить функциональные возможности их организма.

Программный материал по лыжной подготовке

Основная направленность


Содержание

На освоение техники лыжных ходов

Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий (перешагивание, проползание, перелезание, пролезание). Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный коньковый ход. Прохождение дистанции до 4-5 км (девушки) и до 5-6 км (юноши). Бег на лыжах 5 км (юноши) и 3 км (девушки).

На знание о физической культуры

Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.









Техника и тактика игры в мини-футбол.

Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом - рациональность и быстрота выполнения, эффективность применения в конкретных игровых ситуациях. Техническое мастерство футболиста.

Техника игры с мячом. Удар-откидка мяча подошвой. Удар по мячу боковой и затылочной частью головы. Удар по опускающемуся мячу через голову. Удар головой в броске.

Прием опускающегося мяча серединой подъема. Прием летящего на игрока мяча грудью. Прием головой мяча, прямо летящего на игрока. Прием мяча животом и голенью. Ведение мяча.

Обманные движения - финты. Финт «убирание мяча подошвой». Отбор перехватом.

Игра вратаря. Ловля полувысоких и высоких мячей, летящих в стороне от вратаря в броске. Отбивание катящихся и низколетящих мячей в шпагате.

Тактика игры. Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля. Передачи мяча. Комбинация «смена мест». Удары по воротам. Схемы 3+3, 2+2.

Тактика обороны. Персональная и зонная система обороны. Действия обороняющихся против соперника без мяча. Руководство действиями партнеров в обороне.

Основные положения правил игры в мини-футбол.

Нормативные требования: 1.Жонглирование мяча ногами (поочередно правой и левой ногой из трех попыток) - мальчики 36 раз, девочки 26 раз. 2. Жонглирование мяча головой ( три попытки ) - мальчики 26 раз, девочки 18 раз.

3.Бег 30 м с ведением мяча ( не менее трех касаний мяча) - мальчики 5,1 сек., девочки 5,4 сек.4.Ведение мяча по восьмерке (две попытки). 5.Комплексный тест (ведение мяча, обводка стоек и удар в ворота). Дается три попытки.

6. Удар ногой по неподвижному мячу в цель (число попаданий) - мальчики и девочки 4 попадания. 7. Вбрасывание вратарем мяча в цель ( количество попаданий)- выполняется 2 упражнения, мальчики 4, девочки 3 попадания. 8. Удар вратарем ногой с полулета в цель (число попаданий) , мальчики 4, девочки 3 попадания из 6 попыток.






ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


№ п\п

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1.

Бег 100 м (с)

14,5

14,9

15,5

16,5

17,0

17,8

2.

Бег 800 м (мин.,с)

2.37

2.47

3.00

-

-

-

3.

Бег 2000 м (мин.с)

-

-

-

10.10

11.40

12.40

4.

Бег 3000 м (мин.,с)

15.00

16.00

17.00

-

-

-

5.

Метание гранаты (м)

32

26

22

18

13

11

6.

Прыжок в высоту (см)

135

130

115

120

115

105

7.

Прыжок в длину (см)

440

400

340

375

340

300

8.

Подтягивание

11

9

8

25

21

18

9.

Поднимание туловища

32

27

23

22

13

17

10.

Поднимание туловища за 1 минуту

50

45

40

35

25

20

11.

Отжимание от пола

39

30

24

19

8

3

12.

Отжимание на брусьях

10

7

4

-

-

-

13.

Угол на брусьях (с)

5

4

3

-

-

-

14.

Поднимание ног на гимнастической стенке до угла 90 град.

12

10

8

11

10

8

15.

Подъем переворотом

3

2

1

-

-

-

16.

Подъем силой

3

2

1

-

-

-

17.

Лазанье по канату на скорость (с)



14,0

17,0

19,0

-

-

-





№ п\п

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

18.

Тест. Упор присев - упор лежа - упор присев - о.с. повторение 6 раз

8,2

10,2

13,6

11,5

12,6

14,8

19.

Из положения лежа поднимание ног с опусканием за головой

27

25

23

23

20

18

20.

Поднимание ног на брусьях до угла 90 гр.

18

15

12

13

10

9

21.

Угол в седе руки в стороны (с)

35

30

25

30

25

20

22.

Поднимание гири 16 кг

15

10

8

-

-

-

23.

Прыжки через скакалку за 1 минуту

130

125

120

130

110

70

24.

Бег на лыжах 3 км

-

-

-

19.00

20.00

21.00

25.

Бег на лыжах 5 км

27.00

29.00

31.00

Б.у.в.

Б.у.в.

Б.у.в.

26.

Бег на лыжах 10 км

Б.у.в.

Б.у.в.

Б.у.в.

-

-

-







8.Описание планируемых результатов

(требования к знаниям и умениям учащихся, критерии их оценки)

Одним из основных способов подведения итогов работы по учебной программе является соревнование. Насколько правильно был поставлен учебный процесс показывает результат команды, отдельных игроков в различного ранга соревнованиях. Также немаловажное значение имеет знание игроками правил игры в баскетбол, волейбол и футбол, умение проводить соревнования по баскетболу, волейболу и футболу, умение организовать проведение соревнования.

Одним из способов оценки результатов является также проведение различных конкурсов знатоков баскетбола, волейбола и футбола. Чтобы такой конкурс превратился в настоящий праздник и прошел успешно, следует заранее провести предварительную подготовку: наметить сроки проведения, определить состав команд, форму проведения конкурса, установить четкую и понятную для всех систему оценки результатов и подведения итогов. Конечно, успех данного мероприятия будет во многом зависеть от организаторов этих состязаний. Вот почему в состав жюри следует включить знающих ребят, пригласить опытных спортсменов, судей.

Для выяснения меры удовлетворенности учащихся учебным процессом и его результатами и выявления влияния всего процесса на развитие учащихся необходимо применять социологические и психологические тесты.













9.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Гимнастические брусья - 1 шт.

2.Гимнастическая перекладина - 1 шт.

3.Гимнастическое бревно - 1 шт.

4.Гимнастический мост - 1 шт.

5.Гимнастический конь - 1 шт.

6.Гимнастический козел - 1 шт.

7. Гимнастические маты - 10 шт.

8.Гимнастические палки - 13 шт.

9.Гимнастическая скакалка - 13 шт.

10.Мяч баскетбольный - 15 шт.

11. Мяч волейбольный - 15 шт.

12. Мяч футзальный - 11 шт.

13.Лыжи - 20 пар

14.Лыжные ботинки - 20 пар

15. Лыжные палки - 20 пар

16.Мяч теннисный - 12 шт.

17. Граната для метания - 6 шт.

18. Тренажеры для развития физических качеств - 12 шт.

19. Стойка для обводки - 15 шт.

20. Обруч гимнастический - 6 шт.

21. Секундомер - 2 шт.

22. Рулетка измерительная - 1 шт.

23. Планка для прыжков в высоту - 1 шт.

24.Стойки для прыжков в высоту - 1 пара






10.Литература.

1.Айриянц А.Г.. Волейбол.,Москва,1990,Физкультура и спорт

2.Брязгунов И.П.. Беседы о здоровье школьников. Саратов.1997.Собр

3.Железняк Ю.Д..Тактическая подготовка волейболистов., Смоленск,1975

4.Железняк Ю.Д.. К мастерству в волейболе. Москва.,1978.,Просвещение

5.Жаров К.П.. Волевая подготовка спортсменов. Москва.,1976., Просвещение

6. Лях В.И.,Зданевич А.А.Физическая культура, 10-11 классы, Москва. Просвещение, 2006

7.Зинин А.М. Детский баскетбол. Москва, 1969

8.Загорский Б.Н. Физическая культура. Москва.1998.Просвещение

9.Зинин А.М. Первые шаги в баскетболе. Москва, 1972, Просвещение

10.Коротков И.М. Подвижные игры. Москва,1982,Просвещение

11.Коробейников Н.К. и др.Физическое воспитание.Москва.1999.Просвещение.

12 Лаптев А.М., Горбунов В.В.. Твой режим дня. Москва.2001.Просвещение

13. Масленников И., Смирнов Г. Лыжные гонки. Москва, 1999. Физкультура и спорт.

14.Николаев С.И.. Олимпийский учебник. Москва.2001.Просвещение.

15.Нестеров О.И.. Волейбол - твоя игра. Москва.2003.Физкультура и спорт

16.Николаев М.М.. Волейбол в школе. Москва. 2004.,Просвещение

17.Правила игры в баскетбол.

18.Портных Ю.И. Мини-баскетбол в школе. Москва, 1976, Просвещение

19.Правила игры в волейбол

20. Синяков А.Ф. Познать себя. Москва. 1990. Советский спорт.

21.Фидлер М. Волейбол. Москва., 1999, Просвещение

22.Яхонтов Е.Р. Баскетбол. Москва, 1978., Просвещение

23. Бутин И.М.Лыжный спорт. Москва, 1988., Просвещение

24.Палыга В.Д. Гимнастика. Москва, 1982, Просвещение

25. Андреев С.Н.,Алиев Э.Г..Мини-футбол в школе.Москва,2008, Советский спорт

26.Воронкина В.И. Легкая атлетика. Москва, 1989, Физкультура и спорт

27.Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Москва., 2005 , Просвещение

11.ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ




























СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ В.Н.Ососкова

«___» августа 2013 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании Т/О «Овладение новыми

педагогическими технологиями»

Руководитель ТО

______________ /_____________/

Протокол № от августа 2013 г.

35

© 2010-2022