Методика обучения передвижению на лыжах

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-методический центр Кукморского

муниципального района Республики Татарстан


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Нырья

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Методика обучения учащихся

передвижению на лыжах.










2007 г.

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Методика проведения занятий по лыжной подготовке 5

Инвентарь и одежда 12

Строевые приемы с лыжами и на лыжах 15

Подготовка к обучению основным способам передвижения на лыжах. 20

Военизированная лыжная эстафета 26

Примерное распределение учебного материала по классам 32

Инструкция по лыжной подготовке для школьников 35

Приложение. 40

Литература 45




Введение

В то время, когда большинство учителей считают третью четверть самой трудной и длинной, я получаю от нее огромное удовольствие, занимаясь с детьми лыжной подготовкой. Все время мы на свежем воздухе. Любуемся зимней природой и скользим по лыжне в свое удовольствие. При хорошем скольжении в один миг можем оказаться на другом конце деревни.

К сожалению, в настоящее время интерес людей к лыжному спорту несколько снизился. Способствуют этому и уроки физкультуры, провидимые в школах без особого энтузиазма и соблюдения требований методики и гигиены.

Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что школьники не учатся кататься на лыжах, а привыкают просто бегать. И даже окончив школу и выйдя на лыжную прогулку, они загоняют себя в первые же 15-20 минут. Тем самым они превращают прогулку в истязание, надолго отбивающее желание повторить ее еще раз. Выйдя на лыжах с семьей или друзьями, они начинают доказывать, кто са­мый выносливый и быстрый.

Практика показывает, что человек особенно любит то, что хорошо умеет делать. Поэтому детей надо учить кататься на лыжах и, делать это технически правильно, потому что техника движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется. Отсюда в школе крайне нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости, гораздо важнее обучать школьников лыжной технике. Кто умеет кататься, тот будет к этому стремиться, таким образом, работа над техникой будет развивать и выносливость.

Главной целью лыжной подготовки в школе является обучение детей и подростков владению лыжами.

Основные задачи лыжной подготовки:

- овладение техникой ходов, спусков, подъемов, торможений, поворотов;

- обучение выполнению военно-прикладных упражнений на лыжах (преодоление препятствий, метание, стрельба);

- развитие интереса к занятиям на лыжах;

- оздоровление, развитие выносливости.




Методика проведения занятий по лыжной подготовке

Работа по организации и проведению уроков по лыжной подготовке очень специфична и сильно отличается от аналогичной по другим разделам программы. Ее достаточно трудно заранее спланировать поурочно, а затем реализовать на конкретном уроке. Здесь многое зависит от погоды, которая в любой момент может преподнести сюрприз. Поэтому иногда бывает так, что уроки по одной и той же теме проводятся по разным схемам. Это нарушает стройную систему обучения и в то же время повышает требования к методике обучения, которая должна быть современной, быстро осваивать новые упражнения и повторять уже знакомые.

Суть предложенной ниже методики заключается в том, что в ней упор сделан на главные, ключевые моменты, без которых невозможно добиться высоких результатов. Это, прежде всего, упражнения на равновесие. Ниже подробно описаны наиболее эффективные из них, которые учитель может использовать все или выборочно при обучении технике. Неотъемлемой частью методики обучения являются игры, которые многократно сокращают время овладения навыками и дают возможность учащимся увидеть и понять свои ошибки. Кроме того, игры попытают интерес к занятиям и стимулируют обучение. Завершает предлагаемую методическую систему логическая последовательность изучения упражнений по классам. В этом случае одно разученное упражнение является подготовительным для другого. Это позволяет быстрее осваивать новые упражнения и постоянно повторять уже разученные.

На мой взгляд, при обучении детей целесообразно идти от их умений, а не от содержания программы, которая лишь показывает последовательность освоения упражнений и определяет возможности, детей того или иного возраста.

При обучении следует придерживаться принципа: «Усвоили одно - можно обучать другому». Это не значит, что на одном уроке надо повторять одно упражнение до тех пор, пока оно не получится. Нет, просто такие упражнения надо включать в содержание уроков чаще и более продолжительное время. Те же упражнения, которые получаются хорошо, достаточно лишь повторять, но в обязательном порядке.

Некоторые упражнения особенно на равновесие, имеют так называемый «отставленный эффект». Они получаются не сразу, а навыки и умения как бы накапливаются. Затем через 1 - 2 года они выполняются совершенно свободно, причем всеми, кто ходил на уроки. Это обстоятельство надо учитывать инее всегда ждать сиюминутного результата то предложенных ниже упражнений, так как многое зависит от возможности детей и уровня их предварительной подготовки.

Любой урок по лыжной подготовке целесообразно проводить по плану, который приводится ниже.

Разминка: медленный бег в течение 3 минут; общеразвивающие упражнения на равновесие и имитационные упражнения; передвижение на лыжах любым способом 250-500 м по кругу.

Основная часть: по плану учителя.

Заключительная часть: передвижение к школе; проверка учащихся; подведение итогов занятия; очистка лыж.

Являясь категорическим противником сдвоенных уроков физкультуры, в том числе и по лыжам, занятия провожу 2 раза в неделю по одному уроку во всех ( с 5 - го по 11 - й ) классах. Урок начинается со звонком и заканчивается тоже со звонком. По звонку на урок класс строится с лыжами у входа в школу, а перед звонком с урока учащиеся очищают лыжи у входа в школу.

Преимущества двух уроков в неделю по одному часу по сравнению с одним спаренным следующие:

• на уроках продолжительностью 45 минут дети почти не мерзнут и устают значительно меньше;

• в случае плохой погоды (сильный мороз или оттепель) пропадает один урок, а не два;

• ученик пропускаем один урок, а не два в случае, если что-то
забыл (из одежды и инвентаря) или сломал лыжи, или пришел после болезни

Занятия проводятся в 100 м от школы, где делаем сами трассу - очень удобную с препятствиями. с небольшой горкой. Трасса трамбуется очень просто. Достаточно на ней на нескольких уроках в течение одного дня по 10т 15 минут поиграть в салки на лыжах.

В зависимости от условий и возраста занимающихся на заняшях можно использовать два варианта лыжни. Вариант первый: для 5 - 8 классов по 300 - 500 м. Вариант второй: для 9-11 классов по 1000 м с маленькой горкой.

При выполнении упражнении на своих лыжнях учащиеся, получив задание, перемещаются по лыжне туда и обратно. После того как ученики возвратятся в исходное положение, они получают новое задание и т.д. При упражнениях на кругах учащиеся выполняют одно задание, преодолевая целый круг.

При обучении различным ходам, как классическим, так и коньковым, лучше разделить школьников, имеющих пластиковые и деревянные лыжи. Обучаемых в этом случае надо поставить на разные круги. Особенно это относится к обучению скользящему шагу классического и конькового хода. При выполнении классического скользящего шага учащиеся на деревянных лыжах располагаются на маленьком круге, на большом - школьники на пласти­ковых лыжах. При выполнении конькового скользящего шага - наоборот.

Выполняя классический скользящий шаг на пластиковых лыжах, даже в случае сильной отдачи лыж следует выполнять все упражнения, не обращая внимания на скорость передвижения. Главное, чтобы движения ученика были правильными.

При обучении подъемам и спускам горку разделяю на две половины. По одной половине ученики спускаются, а по другой поднимаются. Для разделения горки можно использовать лыжные палки, уложив их в одну линию, также деревянные ветки, если они под рукой, рядом, т.к. у меня трасса рядом с речкой. По возможности на каждой половине надо иметь несколько параллельных спусков и подъемов. Это значительно повысит плотность занятия. Горку надо делить на две половины не только на спуске, но и на выкате. Спустившись с горы, учащиеся должны свободно ехать до полной остановки, а затем пройти вперед и только потом поворачивать и переходить на другую половину для подъема. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не мешали друг другу, т. е. могли бы одновременно спускаться несколько человек, не опасаясь столкновений. Кроме того, подобное разделение помогает равномерно распределить учащихся по всей горке и не устраивать очередей.




Инвентарь и одежда

Следует твердо уяснить, что от лыжного инвентаря зависит многое. Здесь не годится принцип: «Научишься кататься купим хорошие лыжи». Поэтомy инвентарь должен быть хотя бы хорошим. На начальном этапе обучения совсем не важно, какие будут лыжи пластиковые или деревянные. Гораздо более важное значение имеют крепления. Они должны прочно крепить ботинки к лыжам и в то же время свободно расстегиваться и застегиваться. Причем школьник должен делать это сам. Очень часто родители регулируют крепления дома в тепле, а на занятиях на улице ученик не может их застегнуть. Это происходит потому, что крепления на морозе сжимаются, и резинки не растягиваются, а в отверстия ботинок попадает снег. Кроме того, дома учащиеся надевают лыжи в легкой одежде, а на улице в полной экипировке, с трудом сгибаясь. Поэтому подгонять крепления надо тоже на улице. В случае финансовых затруднений надо покупать хорошие ботинки и крепления (лучше с кантом впереди, под 3 штыря), а лыжи можно брать любые (главное, без пропеллера» скручивающегося изгиба скользящей поверхности). Маленьким детям бывает трудно найти ботинки по размеру, поэтому можно брать их на 1-2 размера больше, а носок ботинка заполнить ватой до нужного размера.

Если крепления плохие (ременные), лыжами очень сложно управлять, а если лыжи постоянно соскакивают трудно кататься и получать удовольствие. Учащиеся на таких лыжах, помучившись 1-2 урока начинают придумывать причины, чтобы на занятия по лыжной подготовке не ходить (что-то забыл, заболел и т. п.). Все это сразу заметно, так как школьники, имеющие хорошие лыжи, так никогда не делают. Они с удовольствием катаются и, что самое главное, делают успехи в освоении «лыжной науки».

На одежду надо обратить особое внимание, и прежде всего, на отношение к ней родителей и особенно учителей физкультуры. Очень часто вижу: учащиеся на уроках и на прогулках одеты во что угодно, но только не в спортивную одежду. Когда некоторые коллеги утверждают, что главное, чтобы ребенок катался, и не важно, во что он одет, это большое заблуждение. Школьник в неспортивной одежде или одетый слишком тепло, как правило, сильно перегревается и потеет. В этом случае в его нервной системе срабатывает охранительное торможение и у него пропадает желание двигаться. Ученик хочет охладиться, поэтому расстегивается и ест снег. Продолжение движений в этих условиях приводит к перегрузкам. Следовательно, учащийся не получает удо­вольствия от выполняемых заданий (упражнений), а после урока он чувствует себя уставшим и обессиленным. К тому же некоторые школьники не переодеваются после урока и ходят потом во влажной одежде. Отсюда неудивительно, что после подобных занятий они заболевают, а родители винят занятия на улице и еще теплее одевают своих детей. Такие ученики, позанимавшись на одном занятии, затем по болезни пропускают от 6 до 8 уроков. Кроме того, у них формируется отрицательное отношение к лыжной подготовке. Поэтому очень важно, чтобы спортивная форма учащихся соответствовала погодным условиям и интенсивности конкретного занятия.


Строевые приемы с лыжами и на лыжах

Заметим, что когда человек катается на лыжах самостоятельно, то ему строевые приемы не нужны. Однако на уроках без этих приемов не обойтись. Надо лишь исходить из принципа разумной достаточности и не превращать занятия в муштру.

В начале урока класс самостоятельно строится в одну шеренгу у входа в школу. Учащиеся встают в строй с развязанными лыжами и держат их в правой руке, а палки в левой. В этом случае все строевые приемы можно выполнять без предварительного размыкания.

Строевая стойка с лыжами отличается от обычной лишь наличием в руках лыж и палок. Лыжи обращены друг к другу скользящими поверхностями и стоят справа у носка правого ботинка одним креплением назад, а другим вперед. Лыжи удерживаются правой рукой выше крепления, большой палец сзади, а остальные спереди. Палки находятся в левой руке и стоят аналогично лыжам, но с другой стороны. Кисти обоих рук располагаются примерно на одном уровне.

По команде «Равняйсь!» учащиеся, поворачивая голову, лыжи и палки прижимают к плечам и подравниваются, а не просто крутят при том головой.

По команде «Смирно!» ставят голову прямо, а лыжи и палки подают вперед.

При поворотах на месте по предварительной команде школьники. лыжи и палки приподнимают и прижимают к себе, а после выполнения поворота опускают на снег. Аналогичным образом они выполняют перемещение на один, два и более шагов.

По команде «Лыжи - - положить!» обучаемые делают широкий шаг левой ногой вперед, лыжи и палки кладут на снег, после чего приставляют левую ногу к правой. Прием выполняется на два счета. Лыжи кладут на ребра, пятки лыж и наконечники палок должны остаться на прежнем месте.

По команде «Лыжи - - взять!» обучаемые делают широкий шаг левой ногой вперед, берут лыжи и палки, после чего, выпрямляясь, приставляют левую ногу к правой. Прием выполняется на два счета.

При выполнении команд «Лыжи положить!» и «Лыжи взять!» обучаемые одновременно кладут или берут лыжи и палки. Если надо положить (взять) только палки или лыжи, подают следующие команды: «Палки взять!», «Палки - - положить!», «Палки оставить, а лыжи - - взять!», «Палки оставить, а лыжи - - положить!».

Если учащиеся находятся на каком-то расстоянии от своих лыж, подают команду «К лыжам!». По этой команде учащиеся встают около своих лыж, как после команды «Лыжи - положить!».

При длительном передвижении с лыжами в руках их берут под руку. По команде «Лыжи под руку!» школьники приподнимают лыжи правой рукой и наклоняют их верхние концы вниз. Затем, поворачивая лыжи по часовой стрелке, кладут их на предплечье правой руки и прижимают локтем к боку. При этом палки остаются в прежнем положении. Учащиеся младших классов, если необходимо, помогают себе левой рукой удерживать лыжи. По окончании движения лыжи самостоятельно ставят на снег и принимают строевую стойку с лыжами.

Команда «На лыжи - становись!» выполняется обучаемыми из двух исходных положений. Первое: если лыжи и палки лежат на снегу, надо подойти и встать около креплений (лыжи находятся между ботинок), ели надо, переложить правую лыжу справа, а левую слева. Затем надо прикрепить лыжи к обуви, взять палки, надеть ремешки и принять с роевую стойку на лыжах. Второе: при выполнении приема из строевой стойки с лыжами школьники делают широкий шаг левой ногой вперед, лыжи и палки кладут на снег, а затем становятся на лыжи аналогично тому, как указано в первом случае. Встав на лыжи, обучаемые равняются по носкам ботинок, а не по носкам лыж. Палки они ставят около креплений.

При построении на лыжах в одну шеренгу движение школьники начинают поочередно. Направляющий выезжает вперед и начинает движе­ние в нужном направлении. Если выехать вперед невозможно, то он выполняет поворот переступанием вокруг пяток лыж, а затем начинает движение Когда он удалится на указанное расстояние, начинает движение следующий и т. д.

По команде «Лыжи - снять!» учащиеся снимают палки и кладут их с левой стороны, затем поочередно открепляют лыжи и сходят с них в стороны (лыжи находятся между ботинок). После этого они берут лыжи, ставят их пятками на снег и соединяют скользящими поверхностями, а левой рукой поднимают палки и принимают строевую стойку с лыжами.

По команде «Лыжи - - снять и очистить!» обучаемые выполняют команду «Лыжи - снять!». Затем берут одну лыжу, ставят ее вертикально пилкой на снег и очищают. После этого, прислонив лыжу к согнутой в локте левой руке, берут и очищают вторую лыжу. Очистив обе лыжи, школьники соединяют их скользящими поверхностями, берут палки и принимают строевую стойку с лыжами.

По школе лыжи (носками вверх) и палки учащиеся носят в вертикал ь ном положении.





Подготовка к обучению основным способам передвижения на лыжах.

Подготовку к обучению передвижению на лыжах надо начинать с главного. Основой техники такого передвижения является одноопорное скольжение, т. е. умение удерживать равновесие на одной ноге при движении. Поэтому упражнениям на равновесие следует уделить особое внимание. Их надо повторять каждый год во всех классах. Количество времени, отводимое на выполнение этих упражнений, зависит от степени освоения их учащимися, а не от возраста школьников.

Все упражнения на равновесие можно условно разделить на группы. Первая упражнения без лыж: общеразвивающие на равновесие до начала лыжной подготовки; общеразвивающие во время лыжной подготовки; имитирующие лыжную технику.

Вторая упражнения на лыжах: выполняемые на месте; выполняемые в движении на одной лыже.

Упражнения на равновесие без лыж.

Общеразвивающие упражнения на равновесие до начала лыжной подготовки выполняются в конце второй четверти на уроках гимнастики. При выполнении этих упражнений учащиеся стоят на одной ноге, слегка согнутой в колене.

Вторая нога свободно опущена или отведена назад, но не касается ни пола, ни другой ноги. Выполнив одно упражнение несколько раз, школьники меняют положение ног и повторяют упражнение. Первоначально все движения рук, туловища и ног они выполняют в передне-задней плоскости. Затем движения выполняются ими в плоскостях.

На занятиях можно использовать эспандер лыжника.

Учащим следует рекомендовать выполнять дома утреннюю зарядку, стоя на одной ноге. Кроме того, стоя на коньках или на роликах, они тоже могут выполнять упражнения на равновесие.

Общеразвивающие упражнения во время лыжной подготовки учащимися выполняются, стоя в одношереножном строю. В исходном положении они стоял на одной ноге, слегка согнутой в колене. Вторая нога на первых двух занятиях свободно опущена, а на остальных занятиях отведена немного назад и выпрямлена в коленном суставе. Свободная нога не должна касаться ни снега, ни другой ноги. Выполнив одно упражнение несколько раз, школьники меняют положение ног и повторяют упражнение. Руки при выполнении поднимают только до уровня плеч.

Из предлагаемых ниже упражнений для конкретного урока учитель выбирает от трех до шести, по одному-два на руки, туловище и ноги.

Упражнение 1: на счет 1 - руки вперед; на счет 2 - руки вниз, на счет 3 ; - руки назад, на счет 4 - руки вниз.

Упражнение 2: на счет 1 - руки вперед; на счет 2 - руки назад.

Упражнение 3: то же, но с небольшим подседанием в момент движения рук вниз.

Упражнение 4: на счет 1 правая рука вперед, левая назад; на счет - руки вниз; на счет 3 - левая рука вперед; на счет 4 - руки вниз.

Упражнение 5: то же упражнение, но смена рук на два счета.

Упражнение 6: то же упражнение, но с небольшим подседанием в момент движения рук вниз.

Упражнение 7: на счет 1 наклониться вперед и коснуться обуви и пальцами (не опираться); на счет 2 - - вернуться в и. п.

Упражнение 8: то же упражнение, но из и. п. - руки вперед.

Упражнение 9: то же упражнение, но из и. п. - руки назад.

Упражнение 10: то же упражнение, но во время наклона отвести руки максимально назад.

Упражнение 11: на счет 1 - наклониться и коснуться правой рукой ботинка опорной ноги; на счет 2 - вернуться в и. п.; на счет 3 - наклониться и коснуться левой рукой ботинка опорной ноги; на счет 4 вернуться в и. п.

Упражнение 12: то же упражнение, но одной рукой касаться ботинка, а вторую руку отводить максимально назад.

Упражнение 13: и. п. - руки и свободная нога впереди; на счет 1 наклониться и отвести руки максимально назад, а свободную ногу тоже назад но недалеко (немного за опорную); на счет 2 - вернуться в и. п.

Упражнение 14: махи свободной ногой вперед и назад, руки в произвольном положении.

Упражнение 15: то же упражнение, но руки соединены за спиной.

Упражнение 16: то же упражнение, но руки находятся впереди.

Упражнение 17: то же упражнение, но одна рука впереди, а другая отведена назад.

Упражнение 18: и. п. руки впереди, а свободная нога отведена назад одновременные махи руками и ногой в разных направлениях.

Упражнение 19: и. п. - правая рука впереди, а левая рука и правая нога отведены назад; попеременные махи руками и ногой; правая рука и правая нога всегда должны двигаться в разных направлениях.

Имитационные упражнения лыжной техники включают в себя выполнение отдельных элементов техники: работа рук, рук и туловища, рук и ног.

Упражнения выполняются на одной ноге без палок и с палками в руках. И это все у наших учащихся совершенствуется по дороге в школу и обратно на лыжах.



Работа лыжными палками

Многие люди не умеют надевать лыжные палки (правильно просунуть руки в ремешки). Наиболее частая ошибка - крепкий хват за лыжную палку. Из - за этого возникают ошибки в технике работы рук, на которые бесполезно указывать до тех пор, пока учащийся не научится отпускать палку и упираться руками в ремешки.

Ниже приводятся упражнения, позволяющие научиться правильно надевать лыжные палки, а также имитационные упражнения с палками. Все упражнения могут выполняться как на лыжах, так и без лыж.

Перед выполнением упражнений ремешки палок должны быть правильно подогнаны по длине.



Военизированная лыжная эстафета

После изучения того или иного раздела учебной программы необходимо проверить, насколько хорошо школьники усвоили пройденный материал, какого уровня физической подготовленности они достигли. Делается это для оценки применяемых методик и внесения, если потребуется, необходимых корректив.

Одним из способов такого контроля являются внутришкольные соревнования, в которых участвуют по возможности все учащиеся параллельных классов. В программу состязаний целесообразно включить все разученные на уроках элементы движений.

Такие соревнования, как, например, лыжные эстафеты, можно про водить в форме военизированных лыжных эстафет, которые представляют собой бег на лыжах с преодолением препятствий, метанием и стрельбой. Формы проведения эстафет различны и зависят от возраста учащихся. Для их подготовки к эстафете следует использовать урок физической культуры непосредственно перед состязаниями. В начале урока (в классе) целесообразно поставить школьникам задачу (как командир солдатам), изобразить схему дистанции эстафеты на доске (это «карта боевых действий»), объяснить условия прохождения маршрута, ответить на вопросы детей. После этого школьники берут лыжи, выходят мл улицу, и каждый самостоятельно направляется к месту предполагаемого старта - на лыжную трассу. Затем они проходят все вместе дистанцию и показывают, как идти по маршруту, что надо выполнять. Если учащиеся, допускают ошибки, сразу же надо поправить их. Отдельно необходимо объяснить, как выполняется метание на лыжах, и дать детям возможность 1-2 раза попробовать себя в метании. Если остается время, учащиеся по одному проходят дистанцию, имитируя метание и стрельбу, и подъем в гору.

Эстафета содержит следующие упражнения из учебной программы: передвижение ступающим и скользящим шагом, повороты на месте, подъем «лесенкой» или «ёлочкой», спуск. Длина дистанции примерно 200 - 300 м. Старт и финиш находятся в одном месте. так удобнее работать по одному секундомеру. Стартуют в парах и передвигаются по лыжне скользящим шагом до места стрельбы. Здесь они стреляют по мишеням (даются две попытки). При попадании в цель участник продолжает движение до следующего этапа. В случае промаха, он проходит штрафной круг (на схеме обозначен точками) и только после этого бежит к следующему этапу. На 2 этапе участники метают в цель гранаты. На 3 этапе подъем, после подъема учащиеся на 4 этапе преодолевают спуск и финишируют.

После финиша все участники военизированной эстафеты получают памятные призы (или дипломы, грамоты) и сразу же уходят в класс или домой. Результаты соревнований учитель объявляет на оче­редном уроке физической культуры, их также можно поместить на стенде и фойе школы.

Для проведения соревнований необходим следующий инвентарь: таблички «Старт» и «Финиш» или флаги; флажки для обозначения дистанции; 5-6 деревянных мячей; щит для метания; «ростовая мишень для стрельбы из личного оружия»; протоколы на твердой основе и мягкие карандаши (лучше иметь один большой протокол, в котором записывать стартующих и финиширующих); секундомер; сумки для противогазов.

Судейство соревнований проводится бригадой судей из числа учителей физической культуры и учащихся среднего звена. Как правило, на старте и финише находятся учителя, а на этапах располагается 6-7 судей-контролеров из учащихся. Двое находятся на метании и штрафном круге, один - на подъеме, один - на стрельбе, один - у лабиринта и один на последнем повороте, так как некоторые дети о нем забывают.

Учащиеся 3-4 классов соревнуются по аналогичной программе, но добавляется преодоление канавы. Кроме того, учащимся 4 классов целесообразно добавить петлю, которая вдвое увеличивает длину дистанции. Поэтому они должны уйти со старта в другую сторону, пройти петлю, а уже затем дистанцию с препятствиями.

Для среднего и старшего звена «гладкая» дистанция увеличивается на 1 км. Юноши 8-11 классов преодолевают дистанцию кросса с макетом автомата весом не менее 3,5 кг. Метание гранаты выполняется с расстояния 10-15м в щит размером 2x2 м (1x1). Каждому участнику даются две попытки. Учащимся 5-8 классов достаточно попасть в щит один раз (в случае двух промахов - один штрафной круг). Учащимся 9- 11 классов надо попасть в щит два раза (штрафной круг за каждый промах). Длина штрафного круга примерно 50-80 м.

Стрельба выполняется из пневматической винтовки по мишеням малого размера. Мишени устанавливают на расстоянии 8-10 м от столов, на которых находятся винтовки.

Учащиеся уходят на дистанцию через каждые 20-30 с

Порядок проведения эстафеты.

Старт по 1 девочке и 1 мальчику без палок с противогазом на спине, взявшись за руки передвигаются по лыжне скользящим шагом до места стрельбы. Стреляют по 2 патрона, в случае промаха они проходят штрафной круг 50-80 м.

2 этап: 1 девочка и 1 мальчик метают самодельные деревянные гранаты в щит (дается 2-3 попытки). При попадании в цель участник продолжает движение до 3 этапа.

3 этап: 1 девочка и 1 мальчик поднимаются на горочку «елочкой» или «лесенкой» при помощи палок или для младших и средних классов согласно схеме №1.

4 этап: 1 девочка и I мальчик должны спуститься с горы без палок, взявшись за руки в полуприсяде, где и финишируют.



Схема проведения военизированной эстафеты

Методика обучения передвижению на лыжах.

  1. этап старт, стрельба

  2. этак - метание в цель

  3. этап - подъем на горку (или согласно схеме)

  4. лак - спуск, финиш




Примерное распределение учебного материала по классам

1 класс (занимается без палок)

Правила поведения на уроках по лыжной подготовке. Выход из школы к месту сбора (построения). Передвижение с лыжами в руках (по школе и на улице). Упражнения на равновесие. Постановка на лыжи. Ступающий шаг (ознакомление). Передвижение по лыжне. Спуски (озна­комление). Игры на лыжах на утрамбованной площадке.

2 класс (занимается без палок)

Строевые приемы с лыжами. Постановка на лыжи. Упражнения на равновесие. Повороты на месте переступанием вокруг носков и пяток лыж. Ступающий шаг. Скользящий шаг (ознакомление). Спуск с небольшой горки. Подъем лесенкой. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 1 км без учета времени.

3 класс

Скользящий шаг. Спуск с большой горки.

Преодоление канавы. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 15 км без учета времени.

4 класс

Надевание палок и работа рук с палками. Попеременный двухшажный ход (ознакомление). Спуск с палками. Спуск лесенкой. Торможение плугом. Преодоление препятствий. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 2 км без учета времени.

5 класс

Строевые приемы с лыжами и на лыжах. Упражнения на равновесие. Попеременный двухшажный ход. Торможение плугом. Поворот переступанием на спуске. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 2 км без учета времени.

6 класс

Одновременный бесшажный ход. Подъем елочкой. Игры на лыжах. Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции 3 км без учета времени.

7 класс

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 3 км без учета времени.

8 класс

Одновременный одношажный ход (дистанционный вариант). Коньковый шаг (работа ног). Торможение и поворот плугом. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 5 км без учета времени.

9 класс

Одновременный двухшажный ход. Одновременный двухшажный коньковый ход. Игры на лыжах. Прохождение дистанции 5 км без учета времени.

10 класс

Одновременный одношажный коньковый ход. Игры на лыжах. Прохождение дистанции: юноши - 10 км, девушки - 5 км без учета времени.

11 класс

Попеременный двухшажный коньковый ход. Игры на лыжах. Прохождение дистанции: юноши - 10 км, девушки - 5 км без учета времени.



Инструкция по лыжной подготовке для школьников

Лыжи должны быть подобраны по росту и содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыжи и прочно скреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно

было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жесткие крепления (они более надежны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Подобранные по росту палки должны иметь наконечники» кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потертостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем сл> чае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жесткой. Надевать ботинки следует на два носка (хлопчатобумажный и шерстяной). Носки непременно должны быть сухими.

Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперед. Следует надеть белье из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе - две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своем приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомленный человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении по лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Но время спуска нельзя выставлять вперед лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники, Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет - это можно делать только рукой.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щек. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, так как при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекции.

Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя, инструктора). Это можно сделать лично, а также через контролера или товарища.

О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населенному пункту).

Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше ее снять до начала бега, а после его завершения надеть вновь.

По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а зайдя в помещение, связать их.

Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлажденные напитки (можно простудить горло).




Приложение.

Скорость ветра.

Сильный ветер 8 - 15 м\с.снег бьёт в лицо, хатрудняет дыхание и ходьбу, деревья резко качаются. Дым прибивается к земле.

Не ниже - 40 С ( занятия проводятся вблизи от школы продолжительностью не более 45 мин)

То же, но при -60 С

Ветер умеренный 2 - 7 м\с. Снег сдувает с крыш, деревья метёт по земле, дым отклоняется в направлении ветра.

Не ниже - 100 С

Не ниже - 120 С

Тихий ветер до 2 м\с. Снег падает тихо, деревья спокойны, дым из труб поднимается прямо или слегка отклоняется

Не ниже - 120 С

Не ниже - 140 С

Возраст и спорт

квалификация

учащегося.

Школьники

1 - 3 классов

Школьники

4 - 5 классов

То же, но при -80 С

Не ниже - 100 С

Не ниже - 120 С

Не ниже - 180 С

При штормовом ветре более 15 м\с занятия не проводятся.

Не ниже - 140 С

Не ниже - 160 С

Не ниже - 180 С

Не ниже - 200 С

Не ниже - 160 С

Не ниже - 180 С

Не ниже - 200 С

Не ниже - 250 С

Школьники

6 - 7 классов

Школьники

8 - 9 классов

Школьники

10 - 11 классов

Девушки и юноши, имеющие спортивный разряд не ниже третьего

Методика обучения передвижению на лыжах.

Минуты славы

Методика обучения передвижению на лыжах.

Методика обучения передвижению на лыжах.

В ожидании старта на лыжной спартакиаде школьников в г.Заинске, 2007 год

Методика обучения передвижению на лыжах.


Литература

  1. М.В.Видякин. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры. - Волгоград: Учитель, 2007

  2. М.В.Видякин. Физкультура. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий. -Волгоград: Учитель, 2006

  3. Голомидова С.Е. Нестандартные уроки физкультуры. 10-11 классы. -Волгоград: Учитель - ACT, 2005

  4. Дружинин Б.Л. Как поставить ребенка на лыжи. - М.: УЦ «Перспектива», 2003

  5. Лепешкин В.А. Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы: методическое пособие - М.: Дрофа, 2006

  6. Шиширин В.А. Дидактический материал для учителей физической культуры. 9-й класс. - Саратов: «Лицей», 2001



© 2010-2022