Курсовая работа на тему Роль мотивации на уроках Физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Содержание

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы мотивации обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности

4

1.1. Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности

4

1.2. Теоретические основы мотивации

14

1.3.Мотивация обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности


Глава 2. Исследование мотивов обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности

30

2.1.Программа исследования мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности

30

2.2. Анализ результатов исследования мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности

32

Заключение

35

Список используемой литературы

37

Введение


Физкультурно-оздоровительная деятельность имеет огромное значение. Она содействует повышению дви­гательной активности обучающихся, воспитанию привычки к сис­тематическим занятиям физическими упражнениями.

Физкультурно-оздоровительная деятельность - это сознательно регулируемая двигательная активность человека, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережному к нему отношению. Эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний, ну и собственно с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности.

Результат ФОД сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, натуральное здоровое и рациональное питание (поддержание энергетического баланса организма), очищение (имеется в виду выведение ненужных метаболитов, шлаков из организма), физическая активность и физическая тренировка, включающая в себя все возможные технологии массового спорта и оздоровительной физической культуры, рекреация (отдых, развлечение, восстановление), здоровая среда жизнедеятельности; режим труда и отдыха; психическое оздоровление.

Актуальность избранной нами темы исследования определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы и практическими нуждами формирования мотивации обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, которое обеспечить успешность деятельности. Ведущим фактором физкультурно-оздоровительной деятельности являются мотивы.

Авторы, изучавшие проблемы, заявленную в теме: физкультурно-оздоровительная деятельность - Е. Г. Сайкина, мотивацию - Хекхаузен X., Лейман Портер и Эдвард Лоулер, А. Вруман, Ф.Герцберга, Д.Мак Клелланда А. Маслоу мотивацию к физкультурно-оздоровительной деятельности - Д. М. Шептицкий, Е.Г.Сайкина, Е.Г. Еделева, И.Г. Келишева Р. А. Ахундов, Ильин Е.П., Виханский О.С., деятельности - Леонтьев А.Н.

Цель курсовой работы - теоретическое и практическое изучение мотивации обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать особенности физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Раскрыть теоретические основы мотивации

3. Определить основы мотивации обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

4. Исследовать мотивы обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Объект курсовой работы - физкультурно-оздоровительная деятельность.

Предмет курсовой работы - мотивация к занятиям физкультурой и сохранению здоровья.

Методы исследования: теоретические - изучение и анализ научной и методической литературы.

Практические - тестирование.

Структура работы: работа опытно-практического характера состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретическое обоснование мотивации обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

  1. Особенности физкультурно-оздоровительной деятельности.


Одной из отличительных особенностей всех живых существ является активность. У человека она проявляется в форме деятельности. Таким образом, деятельность - это специфический человеческий вид активности.

Деятельность - это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Деятельность играет важную роль в жизни человека, благодаря ей развивается сознание, осуществляются психические процессы. Учитывая то, что деятельность человека осуществляется в большинстве случаев коллективно, в деятельности развивается и социальная природа человека, то есть его личность.

Деятельность как психологический процесс представляет собой сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие различных элементов. Основными компонентами деятельности являются действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией, целями, задачами. Рассмотрим структуру деятельности подробнее.

Основной структурной единицей деятельности является действие. Действие - это целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане.

Действие всегда связано с целью.

Цель - это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Цель - это осознанный образ результата, который удерживается в сознании до тех пор, пока осуществляется действие. Отсюда цель можно определить как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Цель всегда существует в некоторой предметной ситуации и конкретизируется в задачах.

Задача - цель, данная в определенных условиях.

Каждое действие следует рассматривать как решение этой задачи. Таким образом, действие включает в себя акт сознания в виде постановки и удержания цели. Действия человека предметны. Они реализуют биологические, социально-производственные и культурные цели.

Итак, деятельность осуществляется только в виде действия. Но деятельность и действия как психические процессы не тождественны друг другу, потому что одно и то же действие может осуществлять различные виды деятельности и в то же время одна и же деятельность может включать в свой состав различные действия. Действия осуществляются в виде конкретных операций [15, с. 160].

Операция - способ осуществления действия.

Всякое действие делится на операции. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия и направлены на решение конкретных задач в определенных условиях.

С психологической точки зрения операции бывают двух видов: приспособительные и сознательные.

Приспособительные операции возникают путем адаптации, непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуаций. В ходе неоднократного повторения какое-либо действие превращается в автоматическую операцию, практически не осознается.

Сознательные операции всегда находятся на границе сознания, поэтому при необходимости всегда осознаются и могут воспроизводиться последовательно, например, для обучения других.

В структуре деятельности также анализируют психофизиологическую и мотивационную основы осуществления деятельности.

1. Психофизиологические функции

Самый низкий уровень в структуре деятельности - ее психофизиологические функции.

Психофизиологические функции деятельности - это физиологическое обеспечение психических процессов деятельности.

К ним относится ряд способностей человеческого организма (способность к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, двигательные способности и т. д.). Соответственно можно выделить сенсорные, мнемонические, мыслительные, моторные функции деятельности [12,с. 134].

Особую роль играют моторные функции деятельности, поскольку любое внешнее действие реализуется в движениях. Движения бывают врожденные, основанные на безусловных рефлексах, и приобретенные, базирующиеся на условных рефлексах.

Выделяют четыре основных вида движений:

1) предметные движения, направленные на изменение свойств окружающего мира;

2) движения, перемещения (ходьба, бег);

3) коммуникативные движения - речевые, невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимика);

4) установка и поддержание поз (сидеть, стоять, лежать и т. д.).

Психофизиологические функции составляют одновременно предпосылки и средства деятельности.

Однако на этом уровне рассматривается лишь операционно-техническая сторона деятельности как психического процесса. Более высоким является мотивационный (смысловой, содержательный) уровень анализа деятельности.

2. Мотивационно-личностный уровень

Человека побуждает к деятельности его потребность, то есть состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования организма и личности. Помимо биологических потребностей, человек обладает ещё и социальными, познавательными, эстетическими и другими потребностями.

А.Н. Леонтьев выделяет два этапа в функционировании каждой потребности: первый - до встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй - после этой встречи, когда потребность превращается в мотив. С момента преобразования потребности в мотив и зарождается деятельность, потому что мотив побуждает к действиям, направленным на предмет, удовлетворяющий потребность.

Действия человека чаще всего побуждаются сразу несколькими мотивами. По своей роли, или функции, не все мотивы равнозначны. Как правило, один из них главный, другие - второстепенные. Главный мотив называется ``ведущим мотивом''. Второстепенными называются ``мотивами - стимулами''. Если первые мотивы побуждают, инициируют деятельность, то вторые больше дополняют, стимулируют её.

Мотивационная сторона деятельности не является постоянной. В ходе жизнедеятельности человека происходит развитие мотивов: старые мотивы отступают на второй план и уходят, на их месте образуются новые мотивы. Один из механизмов изменения мотивационной сферы деятельности А. Н. Леонтьев назвал механизмом превращения цели в мотив или сдвига мотива на цель. Суть этого механизма состоит в том, что цель, образуемая ранее каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом. Эмпирические исследования показывают, что превращение в мотив может произойти только в том случае, если при совершении этого вида деятельности накапливаются положительные эмоции.

Для понимания психологии деятельности большое значение имеет рассмотрение деятельности и её проявлений во внешнем и внутреннем плане, то есть взаимоотношения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность - деятельность, которая осуществляется в движениях и доступна для наблюдения.

Внутренняя деятельность - деятельность, осуществляющаяся в сознании субъекта в виде смены идей, образов, плана действий.

Внешняя деятельность невозможна без внутренней деятельности, которая, подготавливая внешние действия, тем самым дает возможность достаточно быстро выбирать нужное действие. Внутренняя же деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, отличаясь от неё лишь формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность произошла от внешней предметной деятельности в результате процесса интериоризации.

Интериоризация - это переход действия из внешнего плана во внутренний.

Процесс, обратный интериоризации, называется экстериоризацией.

Экстериоризация - процесс реализации внутренней деятельности во внешнем плане.

В результате деятельность представляется как взаимодействие процессов интериоризации и экстериоризации: 1) действия с внешними вещами преобразуются в процессы, протекающие в сознании; 2) на основе деятельности и сознания формируются цель, мотивы, умственный план действий и операций, которые реализуются во внешней деятельности.

3. Приемы деятельности

Любая деятельность может быть представлена как взаимодействие двигательных актов, регулирования, контроля.

Приемы деятельности - способы исполнения контроля и регулирования.

К основным приемам деятельности относят навыки, привычки, умения.

Важнейшим приемом деятельности является навык.

1.Навык - автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Навыки образуются на основе упражнений, многократных повторений действий. В результате происходит количественное и качественное преобразование действий. Произвольные действия превращаются в непроизвольные, автоматизированные.

Различают несколько видов навыков: перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Перцептивный навык - это автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

Интеллектуальный навык - автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи, достижения цели.

Двигательный навык - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движения с целью его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Формирование навыков может осуществляться двумя методами:

1) методом ``проб и ошибок'';

2) через систему сознательных процедур.

Метод ``проб и ошибок'' малоэффективен, поскольку он требует длительного времени на освоение навыка и не гарантирует его надежного закрепления. Высокоэффективной считается выработка навыка через систему сознательных процедур.

Метод сознательных процедур основывается на понимании. В выработке навыка по этой методике осуществляются четыре этапа:

1) предварительное ознакомление, осмысливание действий, которые выполняются некачественно;

2) подготовительный этап, на котором действие совершается сознательно, но неумело;

3) стандартизирующий этап, на котором происходит частичная автоматизация действий;

4) варьирующий (ситуативный) этап, который характеризуется свободным выполнением действия в разных условиях в автоматическом режиме.

2. Привычка. Близкой навыку по механизмам формирования и характеру осуществления является привычка.

Привычка - это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.

Привычка, как и навык, формируется путем многократного повторения, но отличается от него. Навык - это возможность выполнения действия, которое в себе не содержит стимуляции к данному действию. Привычка же предполагает побуждение производить данное действие.

3. Умение. Навык и привычка тесно связаны с умением.

Умение - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умение - основа мастерства. В отличие от привычки, оно создает возможность выполнения действия не только в привычных условиях, но и в изменившейся ситуации. [6,с. 181]

В психологии выделяют разнообразные виды деятельности и одна из них физкультурно-оздоровительная деятельность.

Физкультурно-оздоровительная деятельность имеет огромное значение. Она содействует повышению дви­гательной активности обучающихся, воспитанию привычки к сис­тематическим занятиям физическими упражнениями.

Увеличение двигательной активности обучающихся отвечает требованиям физического воспитания при условии охвата занятиями физическими упражнениями всех без исклю­чения обучающихся в объеме 1,5-2 часов в день.

Физкультурно-оздоровительная деятельность(ФОД) - одна из форм человеческой деятельности, направленная на формирование полноценного здорового индивида, деятельность с целью улучшения физического состояния и здоровья. Физкультурно-оздоровительная деятельность - это сознательно регулируемая двигательная активность человека, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережному к нему отношению. Эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний, ну и собственно с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности.

Цель физкультурно-оздоровительной деятельности: создание оптимальных условий для формирования физической культуры личности обучающегося.

Основные задачи:

1. Укрепление индивидуального здоровья детей, обеспечение пра­вильного физического развития, совершенствование функцио­нальных возможностей организма.

2. Оптимальное развитие двигательных качеств и формирование умений и навыков.

3. Содействие гармоничному физическому развитию, умственной, физической и психической работоспособности.

4. Воспитание морально-волевых качеств.

5. Воспитание интереса детей к организованным и самостоятель­ным занятиям физическими упражнениями.

Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности входит использование оздоровительного эффекта физических упражнений в сочетании со всем тем, что называют «здоровым образом жизни» (правильное питание, режим дня, приемы психорегуляции, использование гигиенических оздоравливающе мероприятий).

Результат ФОД сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, натуральное здоровое и рациональное питание (поддержание энергетического баланса организма), очищение (имеется в виду выведение ненужных метаболитов, шлаков из организма), физическая активность и физическая тренировка, включающая в себя все возможные технологии массового спорта и оздоровительной физической культуры, рекреация (отдых, развлечение, восстановление), здоровая среда жизнедеятельности; режим труда и отдыха; психическое оздоровление. Определение и качество реализации поставленных целей и задач в полной мере находится в прямой зависимости от подготовленности и включенности всех максимально возможных субъектов формирования системы физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении. Среди них необходимо обозначить следующих участни­ков моделирования и реализации системы физкультурно-оздоровительной деятельности в практике организации жизнедеятельности образовательного учреждения:

- Руководители образовательного учреждения

- Учителя физической культуры

- Инструкторы по физической культуре

- Медицинские работники

- Педагоги-воспитатели

- Психологи, логопеды

- Технический и обслуживающий персонал

- Родители обучающихся

Все они в своей совокупности и каждый отдельно оказывают влияние на развитие возможностей в процессе реализации системы физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях образовательного учреждения. [9]

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность имеет неотъемлемое значение в формирование физической культуры, развитию и совершенствованию собственного здоровья и бережному к нему отношению в жизни обучающихся. Вывод не соответствует содержанию. Нет сносок.

  1. Теоретические основы мотивации.


Мотивация - побуждение к чему-либо. Слово произошло от французского motif - побуждение. В организационном управлении под мотивацией понимается процесс создания побуждения к достижению целей. Завершается такой процесс формулировкой и внедрением организационной системы мотивации.

Мотивация - структура, система мотивов деятельности и поведения субъекта. Различают внутреннюю (побуждение к деятельности определяется личными целями субъекта - потребностями, интересами, ценностями) и внешнюю мотивацию (побуждение к деятельности определяется целями, заданными извне, путем принуждения). Внешнюю мотивацию целесообразно назвать мотивированием (стимулированием).

Мотивация - одна из основных функций управления людьми.

Стимул - внешнее побуждение к деятельности. «Стимулом» в Древнем Риме называли тонкий заостренный металлический шест для управления лошадьми, запряженными в колесницу. Ученые не употребляют слово «стимул»: обычно для обозначения внешнего воздействия используется термин «внешняя мотивация».

Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, проходя через его сознание и может побуждать или не побуждать человека к деятельности. Внутренние побудители - мотивы. Процесс применения системы стимулов и возникновении и мотивов, побуждающих человека к достижению личных или групповых целей представляет собой стимулирование или мотивацию. [7,с. 228]

Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом - как совокупность мотивов. В третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность и так далее. Для однозначности восприятия понятия «мотивация» в данном тексте будем рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). Довольно часто психологи в своих теоретических работах пытаются рассмотреть отдельно мотивацию внешнюю и внутреннюю. Но на практике человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние. Важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так и отрицательную (в случаи неразделенной любви). Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель. Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "требовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять. Третья стадия - определение целей действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;

  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

Четвертая стадия - осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.Начало формы Пятая стадия - получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию. Шестая стадия - устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. [15,с. 360]

Типы мотивации

Внешняя мотивация.

Внешняя мотивация обеспечивается внешним вознаграждением и подкреплением. Общими примерами внешних мотивов категории поощрения являются деньги, похвала, награда, приз и так далее. Внешними мотивами категории подкрепления являются законы, предписания, дисциплинарные меры, штрафы и тому подобное. Отмечу также, что по двухфакторной теории Герцберга, многие внешние вознаграждения, в том числе заработная плата и другие виды поощрения, в действительности не мотивируют человека, однако, их отсутствие лишает человека всякого желания действовать.

Внутренняя мотивация.

Это второй из наиболее распространенных типов мотивации. В данном случае мотивация обеспечивается внутренней наградой или подкреплением. Так, достигнув успеха в том или ином деле, мы поощряем себя, празднуем, веселимся, радуемся, совершая же ошибки, мы начинаем испытывать злость и ругать себя. Внутренней наградой может быть удовольствие, чувство завершённости и ощущение собственной компетентности, способности делать что-либо. Общими примерами внутреннего подкрепления являются наши «должен», «обязан», совесть, чувство вины и стыда. Наиболее сильна внутренняя мотивация, когда мы делаем что-либо ради забавы или из чувства выполненного долга.

Зависимость.

Это ещё один из наиболее распространённых типов мотивации. Здесь мотивом для наших действий служит желание получить удовлетворение от приёма очередной дозы наркотика, встречи или общения с любимым человеком, получения одобрения или похвалы, в общем, всего, в чём мы испытываем сильную потребность и без чего ощущаем пустоту или дискомфорт. К этому типу мотивации относится потребность в еде и воде. Так подкреплением служит неприятное чувство голода, ну а вознаграждением - удовольствие от принятия вкусной пищи. Отказываясь от сильных наркотиков, мы испытываем крайние формы дискомфорта, продолжая принимать их длительное время, перестаём получать удовольствие, однако тяга от этого только усиливается.

Ориентация «от» и «к».

Это наиболее популярный тип мотивации, больше всего известный под названием «метод пряника и кнута». Люди по-разному относятся к раздражителям. Одних людей легко мотивировать возможным поощрением или «пряником», других возможным наказанием или «кнутом». Ориентация «от» и «к» это всего лишь другой способ описания этого метода. Люди, которых легче всего мотивировать возможным наказанием, ориентированы «от» - желают уйти от наказания или боли, которая может быть им причинена. Люди, которых легче мотивировать возможным поощрением, ориентированы «к» - стремятся к получению удовольствия. Иногда появляется необходимость комбинировать эти методы мотивации, в некоторых случаях это способно усилить стремление человека к совершению тех или иных действий. [8,с. 282]

Структура мотивации:

Мотивационные теории.

Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к действиям. Однако исследование поведения человека дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации.

Теории мотивации разделяют на две категории:

  • содержательные

  • процессуальные

Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей, объясняющие поведение человека мотивами, основой которых являются те или иные потребности человека. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно сначала усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения.

Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять, об их существовании можно судить по поведению людей. Потребности - это мотив к действию. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.Начало формы Вознаграждение - это то, что человек считает для себя ценным. Используются внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели).

Содержательные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

К содержательным теориям относят:

  • теорию А. Маслоу

  • теорию Д. Мак Клелланда

  • двухфакторную модель Ф.Герцберга

Теория Маслоу.

Абрахам Маслоу раскрывает систему человеческих потребностей и выстраивает их в иерархическом порядке в соответствии со степенью значимости ее элементов. В своей теории он выделяет пять уровней потребностей:

1) физиологические потребности (жилье, пища, тепло);

2) потребность в чувстве защищенности (безопасность, уверенность);

3) социальные потребности (чувство духовного родства, любовь);

4) потребность в уважении (самоуважение, признание, статус);

5) потребность в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).

Человек в первую очередь старается удовлетворить самые важные потребности. Когда ему это удается и удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей, человек стремится к удовлетворению следующей по значимости потребности.[3,с. 164]

Теория Мак Клелланда.

Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полная, Мак Клелланд дополнил ее, введя понятие потребностей власти, успеха и принадлежности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Потребность успеха также находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения.[2,с. 160]

Начало формы

Теория Ф. Герцберга.

В основе двухфакторной теории Ф. Герцберга лежат две большие категории потребностей: гигиенические факторы и мотивирующие факторы. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивирующие - с характером работы.

Герцберг назвал первую категорию потребностей гигиеническими, употребив медицинское значение слова «гигиена» (предупреждение), так как, по его мнению, эти факторы описывают окружение сотрудника и обслуживают первичные функции, предупреждая неудовлетворенность работой. Вторую категорию факторов Герцберг назвал мотивирующими или способствующими, так как они побуждают сотрудников к лучшему исполнению.[1,стр154]

Процессуальные теории мотивации.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации:

  • теория ожиданий

  • теория справедливости

  • модель Портера - Лоулера.

Теория ожиданий А. Врума.

Теория ожиданий А. Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого, ценного вознаграждения.

Теории справедливости.

Сущ­ность этой теории заключается в том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затра­ченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением дру­гих людей, выполняющих аналогичную деятельность. Если они об­наруживают неопределенность в отношении оценки своей деятельности, то будут стремиться уменьшить ее интенсивность. Если же они узнают, что личное вознаграждение выше, чем у других за аналогичную деятельность, то в большинстве случаев это не ока­зывает положительного стимулирующего влияния на повыше­ние интенсивности их деятельности. Человек в таких случаях стремится всего лишь сохранить интенсивность деятельности на достигнутом уровне.

Модель Портера-Лоулера.

Лейман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости. В их модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.

Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты деятельности зависят от приложенных усилий, способностей и характерных особенностей индивида, а также от осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в этой теории устанавливается соответствие между вознаграждением и результатами, то есть человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения за достигнутые результаты.

Таким образом, результативная деятельность дает удовлетворение. Портер и Лоулер полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности, значит, высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. [13]

Это не вывод

1.3.Мотивация обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.


Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности вытекает из трех групп потребностей: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей обучающегося и потребность в спортивной деятельности.

Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность студентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица более активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Для обучающихся с низкой двигательной активностью требуется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учителя и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактивными обучающимися. [11]

С возрастом потребность в двигательной активности изменяется. (Р. А. Ахундов, 1970; Д. М. Шептицкий, 1972). Если у детей 5-7 лет среднесуточный объем основных локомоций составляет, по данным ряда авторов, 7-8 км у мальчиков и 6,5-7,5 км у девочек, то у младших школьников, соответственно, 12 и 8,5 км - в 7 лет, 18,5 и 14,5 км - в 9 лет. Затем суточная активность начинает снижаться и в 13-15 лет составляет 12-16 км, а в 10-м классе - 10-12 км в сутки. У студентов объем локомоций за сутки становится еще меньше, но это можно объяснить не только, а может быть, и не столько уменьшением потребности в двигательной активности, сколько режимом учебы. С возрастом объем суточных локомоций даже возрастает, несмотря на то, что обследованные (30-60 лет) по-прежнему занимались умственным трудом.

Конечно, эти данные весьма приблизительны, так как двигательная активность человека определяется многими климатическими и социальными факторами. Однако, несмотря на это, можно констатировать, что самая большая потребность в двигательной активности - у младших школьников и что у мужчин эта потребность выражена больше, чем у женщин.[10]

Абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90 %. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом, «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой инфорации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив.

Среди обучающихся, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.

По данным И. Г. Келишева (1978), в начальных классах интерес к занятиям физкультурой у школьников, как правило, недифференцированный: им нравится все; чем старше они, тем чаще начинает проявляться интерес к какому-то одному разделу учебной программы (в средних классах - к спортивным играм, в старших классах - к легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм). Постепенно интересы школьников начинают вступать в противоречие с учебной программой, согласно которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих школьников средних и особенно старших классов к занятиям физкультурой в школе. По данным Е. Г. Еделевой (1989), только 50 % юношей и 40 % девушек старших классов положительно относятся к урокам физкультуры. Причинами отрицательного отношения к этим урокам являются: неинтересное их содержание и проведение, недостаточная физическая подготовка, потеря уверенности в себе. У большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть - чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков уроков или низких отметок по этому предмету, часть - просто подвигаться. И только около 40 % школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки - как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п. (Е. Г. Еделева). Недостаточный интерес девочек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то степени и данные Е. Г. Сайкиной (1998), изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры девушками старших классов. Доминирующим (у 87 % школьниц) является формирование красивой фигуры и походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 76 % школьниц, повысить уровень двигательных способностей - у 61 %, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье - у 31 % школьниц.

У части учащихся мотив долженствования в отношении посещения уроков физкультуры отсутствует, они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции, сами выбирая вид занятий. [5,стр184]

Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкультуре являются:

  • отсутствие интереса к урокам физкультуры в связи с тем, что на них не удовлетворяются потребности и склонности учащихся;

  • натянутые или откровенно неприязненные отношения с учителем физкультуры;

  • стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и не-посильностью даваемых заданий (что может вызывать насмешки товарищей).

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. Как сказал один известный в нашей стране футболист, в юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями. Это можно отнести и к другим видам спорта. [14,Загл с экрана]

На начальном этапе (у новичков, начинающих спортсменов) причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. вида спорта) могут быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).

3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам, желание получить материальные блага).

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотиваторы являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств.[4,с.289]

Таким образом, мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности вытекает из трех групп потребностей: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей обучающегося и потребность в спортивной деятельности. Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Было выяснено, что в начальных классах интерес к занятиям физкультуро-оздоровительной деятельности у обучающихся, как правило, недифференцированный: им нравится все; чем старше они, тем чаще начинает проявляться интерес к какому-то одному виду деятельности. Постепенно интересы обучающихся начинают вступать в противоречие с программой физкультурно-оздоровительной деятельности, согласно которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих обучающихся средних и особенно старших классов к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельности. У части обучающихся мотив долженствования в отношении посещения уроков физкультуры отсутствует, они стараются пропускать их.Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении всей жизни.

Глава 2. Исследование мотивов обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

2.1. Программа исследования мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности.

Рассмотрев в предыдущей главе особенности физкультурно-оздоровительной деятельности, теоретические основы мотивации и мотивацию обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, посчитал необходимостью провести исследование мотивов обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель: определить мотивы обучающихся к физкультурно- оздоровительной деятельности.

Объект: обучающиеся в возрасте 18 - 20 лет.

Предмет: мотивы обучающихся.

Выборка: 20 человек

База исследования: ГПОУ Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова.

Этапы:

  1. исследовательский

  2. аналитический

Исследовательский этап.

Цель: исследовать мотивы обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи:

  1. исследовать мотивы обучающихся.

Методы:

  1. исследовательский

  2. аналитический

Характеристика методов.

1.Анкета для определения мотивов обучающихся [Приложение 1].

Анкета предназначена для определения мотивов обучающихся. В данной методике рассматривается 12 видов мотивов.

Характеристика мотивов:

1.Сохранение и поддержание здоровья (сохранение и поддержание того здоровья что уже есть).

2.Для обеспечения собственной безопасности (желание приобретать необходимые знания, умения и навыки необходимые для личной безопасности)

3.Самосовершенствование (совершенствование своих умений и навыков).

4.Оценка окружающих (внешняя стимуляция) (получение положительной оценки окружающих)

5.Самоуважение (желание получить внутренне положительную оценку самому себе)

6.Приобретение практических навыков (желание получить практические навыки)

7.Авторитет в группе сверстников (желание получить авторитет уважение и внимание товарищей)

8.Познание себя и своих возможностей (желание понять свои возможности)

9.Реализация своих возможностей (желание реализовать свои скрытые возможности)

10.Для реализации физкультурно-спортивных интересов (желание реализовать свои спортивные интересы)

11.Для получения удовольствия, для развлечения (приятное времяпрепровождение)

12.За компанию (занятие физкультурно-оздоровительной деятельностью не из личных побуждений)

2.Аналитический этап.

Цель: проанализировать результаты исследования и выявить мотивы обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

Задачи:

  1. проанализировать результаты исследования мотивов обучающихся.

  2. выявить мотивы обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

2.2. Анализ результатов исследования мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности.


Было проведено исследование мотивов обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.

В процессе исследования мотивов обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности было выявлено следующее (Приложение 1).

При определении средних показателей мотивов обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности был составлен профиль мотивов обучающихся (Рис. 1).


Курсовая работа на тему Роль мотивации на уроках Физической культуры

Рис.1 Диаграмма исследования мотивов обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности

Мотивы обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности:

1.Сохранение и поддержание здоровья

2.Для обеспечения собственной безопасности

3.Самосовершенствование

4.Оценка окружающих (внешняя стимуляция)

5.Самоуважение

6.Приобретение практических навыков

7.Авторитет в группе сверстников

8.Познание себя и своих возможностей

9.Реализация своих возможностей

10.Для реализации физкультурно-спортивных интересов

11.Для получения удовольствия, для развлечения

12.За компанию

Профиль мотивов обучающихся представлен следующим образом.

На I месте - мотив обеспечения собственной безопасности (средний показатель - 4,8). Это означает, что обучающиеся, занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью для того, чтобы приобрести знания, умения и навыки необходимые для личной безопасности.

На II месте - мотив сохранения и поддержания здоровья, самосовершенствования и познания себя и своих возможностей, реализация своих возможностей (средний показатель - 4,6). Это означает, что обучающиеся, занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью для того, чтобы сохранять и поддерживать своё здоровье, самосовершенствоваться, познавать себя и свои возможности, реализовать их.

На III месте - мотив, связанный с оценкой окружающих (внешняя стимуляция), мотивы приобретения практических навыков, получения удовольствия и развлечения (средний показатель - 4,5). Это означает, что обучающиеся, занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью для того, чтобы иметь какую-либо оценку среди окружающих, приобрести практические навыки, получить удовольствие.

На IV месте - мотив, связанный с авторитетом в группе сверстников и мотив реализации физкультурно-оздоровительных интересов (средний показатель - 4,4). Это означает, что обучающиеся, занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью для того, чтобы получить авторитет, уважение и внимание товарищей и реализовать свои спортивные интересы.

На 5 месте - мотив, связанный с самоуважением (средний показатель - 3,1). Это означает, что обучающиеся, занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью для того, чтобы получить внутренне положительную оценку самому себе.

На 6 месте мотив, связанный с тем, что обучающиеся занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью за кампанию. Это означает, что обучающиеся, занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью не из личных побуждений.

Таким образом, преобладающим мотивом обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности является мотив «обеспечения собственной безопасности».

В исследуемой выборке у всех обучающихся наблюдается присутствие нескольких мотивов к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельности.



Заключение


Рассмотрев в курсовой работе основные вопросы мотивации обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности можно сделать определенные выводы.

Мотивация обучающихся к физкультурно-оздоровительной деятельности вытекает из трех групп потребностей: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей обучающегося и потребность в спортивной деятельности. Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Было выяснено, что в начальных классах интерес к занятиям физкультурой у школьников, как правило, недифференцированный: им нравится все; чем старше они, тем чаще начинает проявляться интерес к какому-то одному разделу учебной программы (в средних классах - к спортивным играм, в старших классах - к легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм). Постепенно интересы школьников начинают вступать в противоречие с учебной программой, согласно которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих школьников средних и особенно старших классов к занятиям физкультурой в школе. У части учащихся мотив долженствования в отношении посещения уроков физкультуры отсутствует, они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции, сами выбирая вид занятий. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры.

Проведя исследование, были получены результаты, свидетельствующие о том, что среди опрошенных преобладает мотив обеспечения собственной безопасности, это свидетельствует о том, что обучающиеся занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью для того, чтобы приобрести знания, умения и навыки необходимые для личной безопасности. Наименьший средний показатель мотивы «за кампанию», это свидетельствует о том, что обучающиеся занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью из личных побуждений.




Список используемой литературы

  1. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И Наумов - М.: Гардарики, 1998. - 154с.

  2. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И Наумов - М.: Гардарики, 1998. - 160с.

  3. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент [Текст] / О.С. Виханский, А.И Наумов - М.: Гардарики, 1998. - 164с.

  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П.Ильин - СПб.: Издательство «Питер», 2000 - С.286 - 289.

  5. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий - М.: Издательствово «НЦ ЭНАС», 2006. - 184 с.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев - М.: Гардарики, 1975. - 181с.

  7. Маклаков А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков - СПб.: издательство «Питер», 2001 - 228с.

  8. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков - СПб.: Издательство «Питер», 2001 - 252с.

  9. Методическая разработка по учебной дисциплине «Методика физкультурно-оздоровительной работы с детьми школьного возраста» для специальности 050720 «Физическая культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: zanud.ru/docs/index-1015971.html. - Загл. с экрана.

  10. Мотивация деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpa://ru.znatock.com/docs/index-44817.html - Загл. с экрана.

  11. Мотивация учебно - физкультурной и спортивной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sarapylov-a-e.ucoz.ru/FGOS/prilozhenie_7_3_motivacija_zanjatij_fizkulturoj.doc. - Загл. с экрана.

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: издательство «Питер», 1999 - 134с.

  13. Типы мотивации [Электронный ресурс]. - Режим доступа.: newtomorrow.ru/motivation/tipi_motivacii.php. - Загл. с экрана.

  14. Физкультурно - оздоровительная и спортивно - массовая работа [Электронный ресурс].-Режим доступа: webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:kL7dCmMGQNQJ:30vol-novokrasin-ooh.edusite.ru/DswMedia/sportivno-ozdorovitel-nayaprogrammashkolyi.doc+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru - Загл. с экрана.

  15. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность - 2-е изд. [Текст] / Х. Хекхаузен, - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 160 с.


© 2010-2022