Рабочая программа по физической культуре 5 класс (ФГОС)

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новопокровская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МС

Протокол №____

От ____________2015

Согласовано

Зам. директора по УВР

Лукьянчикова Л.В.

«__» ___________2015

Утверждаю

Директор школы

Демидова Т.В.­­­­­­_______

Приказ № от __. ___.2015








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету физическая культура

класс 5

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 17.12.2010 г.

Обеспечена учебниками М.Я. Вилен­ский. Физическая культура. 5-7 классы. - М.: Просвещение.


Автор-составитель Демидов Дмитрий Николаевич



1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и авторской программы Ляха В. И. Физическая культура. 5-9 классы. -Москва; «Просвещение», 2012г.

Данный учебный предмет имеет своей целью формирование разносторонне физически разви­той личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного со­хранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следую­щих задач:

-содействие гармоничному физическому развитию, за­крепление навыков правильной осанки, развитие устойчиво­сти организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жиз­ни и привычки соблюдения личной гигиены;

-обучение основам базовых видов двигательных действий;

-дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстро­та и точность реагирования на сигналы, согласование движе­ний, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифферен­цирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

-формирование основ знаний о личной гигиене, о влия­нии занятий физическими упражнениями на основные систе­мы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

-выработку представлений о физической культуре лич­ности и приёмах самоконтроля;

-углубление представления об основных видах спорта, со­ревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил тех­ники безопасности во время занятий, оказание первой помо­щи при травмах;

-воспитание привычки к самостоятельным занятиям фи­зическими упражнениями, избранными видами спорта в сво­бодное время;

-выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

-формирование адекватной оценки собственных физиче­ских возможностей;

-воспитание инициативности, самостоятельности, взаимо­помощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

-содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеуроч­ные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.

Принимая во внимание главную цель развития отечествен­ной системы школьного образования и необходимость реше­ния вышеназванных задач образования учащихся 5 класса в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы являются: демократизация и гуманизация педагогиче­ского процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация; соблюдение дидак­тических правил; расширение межпредметных связей.

В основу планирования учебного материала в логике по­этапного его освоения было положено соблюдение дидакти­ческих правил от известного к неизвестному и от простого к сложному.

Все разделы авторской программы в основном сохранены. В связи с климатическими условиями, региональными особенностями и материально-технической базы школы раздел «Плавание» - заменены на «Лёгкая атлетика.»

2.Общая характеристика учебного предмета «физическая культура».

Предметом обучения физической культуре в 5классе является двигательная активность человека с образовательной направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

«Физическая культура» изучается в 5- м классе из рас­чёта 3 ч в неделю

Третий час на препо­давание учебного предмета «Физическая культура» введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

«Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Обучающиеся познают:

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения ос­новной образовательной программы основного общего обра­зования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для

5 класса направ­лена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

-воспитание российской гражданской идентичности: пат­риотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального на­рода России;

-знание истории физической культуры своего народа, сво­его края как части наследия народов России и человечества;

-усвоение гуманистических, демократических и традици­онных ценностей многонационального российского общества;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Ро­диной;

-формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

-готовности и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нём взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом регио­нальных, этнокультурных, социальных и экономических осо­бенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в ре­шении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведе­ния, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

-формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективно­го безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожа­ющих жизни и здоровью людей, правил поведения на транс­порте и на дорогах;

-осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи.

Личностные результаты отражаются в готовности обучаю­щихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, ко­торые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы граждан­ской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использо­вать ценности физической культуры для удовлетворения ин­дивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

-владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о со­ответствии их возрастно-половым нормативам;

-владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, спо­собах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражне­ниями;

-владение знаниями по организации и проведению заня­тий физическими упражнениями оздоровительной и трениро­вочной направленности,

-составлению содержания индивиду­альных занятий в соответствии с задачами улучшения физи­ческого развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

-способность управлять своими эмоциями, владеть куль­турой общения и взаимодействия в процессе занятий физи­ческими упражнениями, во время игр и соревнований;

-способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

-владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

-умение планировать режим дня, обеспечивать оптималь­ное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

-умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

-умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготов­ку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

-умение длительно сохранять правильную осанку во вре­мя статичных поз и в процессе разнообразных видов двига­тельной деятельности;

-формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

-формирование культуры движений, умения передвигать­ся легко, красиво, непринуждённо.

В области коммуникативной культуры:

-владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справоч­ных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;

-владение умением формулировать цель и задачи инди­видуальных и совместных с другими детьми и подростками занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоро­вительной деятельностью, излагать их содержание;

-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимо­действия с партнёрами во время учебной, игровой и сорев­новательной деятельности.

В области физической культуры:

владение умениями:

- в циклических и ациклических локомоциях: с макси­мальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого стар­та; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совер­шать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега пры­жок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;

в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использова­нием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюде­нием ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10- 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м;

в гимнастических и акробатических упражнениях: вы­полнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девоч­ки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, пал­ка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элемен­тов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и на­зад в полушпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном ко­лене (девочки);

в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);

-демонстрировать результаты не ниже, чем средний уро­вень основных физических способностей;

-владеть способами физкультурно-оздоровительной дея­тельности: самостоятельно выполнять упражнения на разви­тие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

-владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;

-владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе,

правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; по­могать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имею­щих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Метапредметные результаты

-умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наи­более эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами,

-осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совме­стную деятельность с учителем и сверстниками;

-умение работать индивидуально и в группе: находить об­щее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в со­ответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных об­ластях культуры.

В области познавательной культуры:

-овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психиче­ских и нравственных качеств;

-понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, расширяющего возмож­ности выбора профессиональной деятельности и обеспечива­ющего длительную творческую активность;

-понимание физической культуры как средства организа­ции и активного ведения здорового образа жизни, профилак­тики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм) поведения.

В области нравственной культуры:

-бережное отношение к собственному здоровью и здо­ровью окружающих, проявление доброжелательности и отзыв­чивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

-проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

ответственное отношение к порученному делу, проявле­ние дисциплинированности и готовности отстаивать соб­ственные позиции, отвечать за результаты собственной дея­тельности.

В области трудовой культуры:

-добросовестное выполнение учебных заданий, осознан­ное стремление к освоению новых знаний и умений, повы­шающих результативность выполнения заданий;

-приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места заня­тий и обеспечивать их безопасность;

закрепление умения поддержания оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности посред­ством активного использования занятий физическими упраж­нениями, гигиенических факторов и естественных сил приро­ды для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

-знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасных последствий;

-понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно важными двигательными уме­ниями и навыками, исходя из целесообразности и эстетиче­ской привлекательности;

-восприятие спортивного соревнования как культурно- массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

-владение культурой речи, ведение диалога в доброжела­тельной и открытой форме, проявление к собеседнику вни­мания, интереса и уважения;

владение умением вести дискуссию, обсуждать содержа­ние и результаты совместной деятельности, находить компро­миссы при принятии общих решений;

-владение умением логически грамотно излагать, аргу­ментировать и обосновывать собственную точку зрения, до­водить её до собеседника.

В области физической культуры:

-владение способами организации и проведения разнооб­разных форм занятий физическими упражнениями, их плани­рования и наполнения содержанием;

-владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздорови­тельной физической культуры, активно их использовать в са­мостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

-владение способами наблюдения за показателями инди­видуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, исполь­зования этих показателей в организации и проведении само­стоятельных форм занятий.

Предметные результаты

В 5 классе в соответствии с Федеральным госуда­рственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая куль­тура» должны отражать:

-понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивиду­ального здоровья;

-овладение системой знаний о физическом совершен­ствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для само­стоятельных систематических занятий с различной функцио­нальной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индиви­дуальных возможностей и особенностей организма, планиро­вать содержание этих занятий, включать их в режим учебно­го дня и учебной недели;

-приобретение опыта организации самостоятельных сис­тематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в орга­низации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

расширение опыта организации и мониторинга физиче­ского развития и физической подготовленности; формирова­ние умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него за­нятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнени­ями с разной целевой ориентацией;

-формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использо­вать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;

-расширение двигательного опыта за счёт уп­ражнений, ориентированных на развитие основных физиче­ских качеств, повышение функциональных возможностей ос­новных систем организма.

Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

-знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

-знания о здоровом образе жизни, его связи с укрепле­нием здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового обра­за жизни.

В области нравственной культуры:

-способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий физическими упражне­ниями, доброжелательное и уважительное отношение к участ­никам с разным уровнем их умений, физических способно­стей, состояния здоровья;

-умение взаимодействовать с одноклассниками и свер­стниками, оказывать им помощь при освоении новых двига­тельных действий, корректно объяснять и объективно оцени­вать технику их выполнения;

-способность проявлять дисциплинированность и уваже­ние к товарищам по команде и соперникам во время игро­вой и соревновательной деятельности, соблюдать правила иг­ры и соревнований.

В области трудовой культуры:

-способность преодолевать трудности, добросовестно вы­полнять учебные задания по технической и физической под­готовке;

-умение организовывать самостоятельные занятия физи­ческими упражнениями разной функциональной направлен­ности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

-умение организовывать и проводить самостоятельные за­нятия по базовым видам школьной программы, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

-умение организовывать самостоятельные занятия с ис­пользованием физических упражнений по формированию те­лосложения и правильной осанки, подбирать комплексы фи­зических упражнений и режимы физической нагрузки в зави­симости от индивидуальных особенностей физического развития;

-умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упраж­нений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

-способность вести наблюдения за динамикой показате­лей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соот­носить с общепринятыми нормами и нормативами.

В области коммуникативной культуры:

-способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело применяя соответствующие по­нятия и термины;

-умение определять задачи занятий физическими упраж­нениями, включёнными в содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и проводить;

-способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, проводить занятия в качестве коман­дира отделения, капитана команды, владея необходимыми информационными жестами.

В области физической культуры:

-способность отбирать физические упражнения, естест­венные силы природы, гигиенические факторы в соответ­ствии с их функциональной направленностью, -составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоро­вительной гимнастики, использования закаливающих проце­дур, профилактики нарушений осанки, улучшения физиче­ской подготовленности;

-способность составлять планы занятий с использовани­ем физических упражнений разной педагогической направ­ленности, регулировать величину физической нагрузки в за­висимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

-умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализи­ровать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаб­людения.

6. Содержание учебного предмета.

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся до­стижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здо­ровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня и его основ­ное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиени­ческие требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осан­ки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комп­лексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкульт- пауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физи­ческой подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культу­рой.

Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздорови­тельной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устране­ния ошибок в технике выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с по­мощью функциональных проб.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Оздоро­вительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и кор­ригирующей

физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приёмы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика.

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом скамейке (де­вочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической переклади­не (мальчики).

Лёгкая атлетика.

Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Спортивные игры.

Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка.Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности.Обще­физическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики.Развитие гибко­сти, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика.Развитие выносливости, силы, быст­роты, координации движений.

Баскетбол.Развитие быстроты, силы, выносливости, ко­ординации движений.

Футбол.Развитие быстроты, силы, выносливости.

7.Тематическое планирование.

№п/п

Разделы программы

Рабочая программа

Классы

5

I

Знания о физической культуре

1

История физической культуры

В процессе урока

2

Физическая культура (основные понятия)

В процессе урока

3

Физическая культура человека

В процессе урока

II

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

В процессе урока и самостоятельных занятий

III

Физическое совершенствование

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

В режиме учебного дня и учебной недели

2

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

В режиме учебного дня и учебной недели

2.1

Легкая атлетика

28ч

2.2

Гимнастика с основами акробатики

24ч

2.3

Спортивные игры:

32

2.3.1

Баскетбол

8

2.3.2

Волейбол

10

2.3.3

Футбол

15

2.4

Лыжная подготовка

21

Всего:

105ч

№ п\п

Тема раздела, тема урока 5

Количество часов

дата

Характеристика деятельности обучающихся



Факт

План


Раздел 1. Основы знаний




В процессе урока

Раздел 2. Двигательные умения и умения




В процессе урока

I

Легкоатлетические упражнения

14




1

Вводный инструктаж по ОТ. Ускорения 30-40м.

1



Соблюдать правила техники безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений

2

Высокий старт. Повторный бег 30м с высокого старта.

1



Развивать физические качества

3

Тест - бег 30м.

1



Развивать физические качества

4

Тест - прыжок в длину с места.

1



Развивать физические качества

5

Тест - подтягивание на перекладине.

1



Развивать физические качества

6

Челночный бег 3 х 10м.

1



Развивать физические качества

7

Тест - челночный бег 3 х 10м.

1



Развивать физические качества

8

Метание мяча с места.

1



Развивать меткость

9

Повторение метания мяча с места.

1



Развивать меткость

10

Метание мяча в горизонтальную цель.

1



Развивать меткость

11

Равномерный бег до 500м

1



Развивать скоростные способности

12

Равномерный бег до 800 м.

1



Развивать скоростные способности

13

Бег равномерный 1000м.

1



Развивать скоростные способности

14

Тест - 6-минутный бег.

1



Развивать скоростные способности

II

Спортивные игры. Баскетбол

7




15

Основные правила игры в баскетбол.

Основные приёмы. Правила техники безопасности

1



Овладевать основными приёмами игры в баскетбол

16

Стойки игрока. Перемещения. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижения.

1



Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов.

17

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении.

1



Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов

18

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения в скорости.

1



Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов, соблюдают ПТБ

19

Комбинация из освоенных элементов

1



Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов.

20

Тактика свободного нападения.

Взаимодействие двух игроков.

1



Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов

21

Игра по упрощённым правилам ми-ни- баскетбола. Игры и игровые задания.

1



Используют игру как средство активного отдыха.

III

Гимнастические упражнения

9




22

Правила Т Б.перестроение из 1 шеренги в3 уступом.

1



Соблюдать

правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений.


23

Повторение перестроения.

1



Развивать координационные способности

24

Упражнения в равновесии.

1



Развивать координационные способности

25

Разучивание комбинации упражнений в равновесии.

1



Развивать координационные способности

26

Повторение комбинации упражнений в равновесии.

1



Развивать координационные способности

27

Совершенствование комбинации упражнений в равновесии.

1



Развивать координационные способности

28

Контрольное выполнение комбинации упражнений в равновесии.

1



Развивать координационные способности

29

Полоса препятствий с использованием упражнений в равновесии.

1



Развивать координационные способности

30

Танцевальные упражнения: сочетание шагов галопа и польки.

1



Развивать координационные способности

IY

Лыжная подготовка

21




31

Правила Т Б. Надевание и переноска лыж.

1



Соблюдать правила техники безопасности при лыжной подготовке


32

Ступающий шаг без палочек.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

33

Скользящий шаг без палочек.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

34

Повороты на месте переступанием.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

35

Скользящий и ступающий шаг с палочками.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

36

Повторение скользящего шага с палочками.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

37

Попеременный двухшажный ход без палочек.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

38

Повторение попеременного двухшажного хода без палочек.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

39

Попеременный двухшажный ход с палочками.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

40

Повторение попеременного двухшажного хода с палочками.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

41

Совершенствование попеременного двухшажного хода.

1



Развивать умения правильно передвигаться на лыжах

42

Спуски со склона в основной стойке.

1



Развивать координацию движения

43

Спуски в низкой стойке.

1



Развивать координацию движения

44

Торможение «плугом».

1



Развивать координацию движения

45

Торможение упором.

1



Развивать координацию движения

46

Передвижение на лыжах до 1км с равномерной скоростью

1



Развивать координацию движения

47

Передвижение на лыжах 1км с равномерной скоростью

1



Развивать координацию движения

48

Передвижение на лыжах до 2км с равномерной скоростью

1



Развивать координацию движения

49

Передвижение на лыжах 2км.

1



Развивать скоростные способности

50

Передвижение на лыжах до 2.5км.

1



Развивать скоростные способности

51

Катание с горы.

1



Развивать скоростные способности

Y

Гимнастические упражнения

15



Развивать силовые способности

52

Правила Т Б. Перестроение из колонны по1 в колонну по3 и 4 поворотом в движении.

1



Соблюдать

правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений

53

Подтягивания на перекладине.

1




54

Опорный прыжок. Вскок в упор стоя на коленях.

1



Развивать координационные способности

55

Акробатика. Стойка на лопатках, «мост» из положения лёжа.

1



Развивать координационные способности

56

Кувырок вперед, кувырок назад.

1



Развивать координационные способности

57

Разучивание комбинации вольных упражнений.

1



Развивать координационные способности

58

Повторение комбинации вольных упражнений.

1



Развивать координационные способности

59

Совершенствование комбинации вольных упражнений.

1



Развивать координационные способности

60

Контрольное выполнение комбинации вольных упражнений.

1



Развивать координационные способности

61

Полоса препятствий с акробатическими элементами.

1



Развивать координационные способности

62

Лазание по канату в 3 приема.

1



Развивать физические качества

63

Повторение лазания по канату в 3 приема.

1



Развивать физические качества

64

Совершенствование лазания по канату в 3 приема.

1



Развивать физические качества

65

Контрольное выполнение лазания по канату в 3 приема.

1



Развивать физические качества

66

Полоса препятствий с лазанием и перелазанием.

1



Развивать физические качества

YI

Спортивные игры. Футбол

16




67

Основные правила игры в футбол.

Основные приёмы иг­ры в футбол.

Подвижные игры для ос­воения передвижения и остановок.

Правила техники безопасности

1



Овладевают основными приёмами игры в футбол. Соблюдают правила, чтобы избежать травм при занятиях футболом. Выполняют контрольные уп­ражнения и тесты

68

Стойки игрока.

Перемещения в стой­ке приставными шагами боком и спи­ной вперёд,

ускорения, старты из раз­личных положений.

1



Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выяв­ляя и устраняя типичные ошибки.

69

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения

1



Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

70

Ведение мяча по прямой с изменени­ем направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой

1



Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выяв­ляя и устраняя типичные ошибки.

71

Дальнейшее закрепление техники

1



Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

72

Удары по воротам указанными спосо­бами на точность (меткость) попада­ния мячом в цель.

1



Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выяв­ляя и устраняя типичные ошибки

73

Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, ос­тановка, удар по воротам

1



Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимо­сти от ситуаций и условий, возникающих в про­цессе игровой деятельности

74

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мя­чом

1



Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимо­сти от ситуаций и условий, возникающих в про­цессе игровой деятельности

75

Тактика свободного нападения.

Позиционные нападения без измене­ния позиций игроков.

1



Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности.

76

Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота

1



Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуа­ций и условий, возникающих в процессе игро­вой деятельности

77

Игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров.

1



Организуют совместные занятия футболом со сверстниками, осуществляют судейство игры.

78

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

1



Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмо­циями.

79

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

1



Применяют правила подбора одежды для заня­тий на открытом воздухе, используют игру в футбол как средство активного отдыха

80

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

1



Применяют правила подбора одежды для заня­тий на открытом воздухе, используют игру в футбол как средство активного отдыха

81

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

1



Применяют правила подбора одежды для заня­тий на открытом воздухе, используют игру в футбол как средство активного отдыха

82

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

1



Применяют правила подбора одежды для заня­тий на открытом воздухе, используют игру в футбол как средство активного отдыха

YI

Легкоатлетические упражнения

14




83

Правила Т Б. Тест - прыжок в длину с места.

1



Соблюдать правила техники безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений

84

Челночный бег 3х10м.

1



Развивать скоростные способности

85

Тест - челночный бег 3 х 10м.

1



Развивать скоростные способности

86

Повторный бег 30м с высокого старта.

1



Развивать скоростные способности

87

Тест - 30м с высокого старта.

1



Развивать скоростные способности

88

Тест - подтягивание на перекладине.

1



Развивать силовые способности

89

Метание мяча с места.

1



Развивать физические качества

90

Повторение метания мяча с места.

1



Развивать физические качества

91

Метание мяча с места на результат.

1



Развивать физические качества

92

Прыжки в длину с разбега.

1



Развивать физические качества

93

Повторение прыжков в длину с разбега.

1



Развивать физические качества

94

Равномерный бег до 1000 м.

1



Развивать скоростные способности

95

Тест - 6-минутный бег.

1



Развивать скоростные способности

96

Равномерный бег 1000м.

1



Развивать скоростные способности

YII

Спортивные игры. Волейбол

9




97

История волейбола.

Основные прави­ла игры в волейбол.

Основные при­ёмы игры в волейбол.

Правила техники безопасности

1



Изучают историю волейбола и запоминают име­на выдающихся отечественных волейболистов - олимпийских чемпионов.

Овладевают основными приёмами игры в волей­бол

98

Стойки игрока.

Перемещения в стой­ке приставными шагами боком, ли­цом и спиной вперёд.

1



Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выяв­ляя и устраняя типичные ошибки.

99

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения впе­рёд.

1



Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выяв­ляя и устраняя типичные ошибки.

100

Игра по упрощённым правилам ми­ни-волейбола

1



Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.


101

Эстафеты, круговая тренировка подвижные игры с мячом,

двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

1



Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игро­вые действия для развития выносливости

102

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мя­чом

1



Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимо­сти от ситуаций и условий, возникающих в про­цессе игровой деятельности

103

Терминология избранной спортивной игры;

техника ловли, передачи, веде­ния мяча или броска;

тактика нападе­ний (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита).

1



Овладевают терминологией, относящейся к из­бранной спортивной игре. Характеризуют техни­ку и тактику выполнения соответствующих игро­вых двигательных действий. Руководствуются правилами техники безопасности. Объясняют правила и основы организации игры

104

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мя­чом

1



Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимо­сти от ситуаций и условий, возникающих в про­цессе игровой деятельности

105

Игра и игровые упражнения

1



Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Физическая культура: программа для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005.

2. Физическая культура. Сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волго­градской области / авт.-сост. Е. И. Колусева. - Волгоград: Учитель, 2010.

3. Комплексная программа для учащихся 1-11 классов Лях В.И., Кофман Л.Б., Мэйнсон Г.Б.

4. Настольная книга учителя физической культуры под редакцией профессора Л.Б.Кофмана.

5класс

Гимнастика с основами акробатики

Перекладина гимнастиче­ская

1

Бревно гимнастическое напольное

1

Маты гимнастические

6

Козел гимнастический

1

Брусья гимнастические

па­раллельные

1

Стенка гимнастическая

4

Канат для лазанья с меха­низмом крепления

1

Мост гимнастический под­кидной

1

Акробатическая дорожка

-

Лыжные гонки

Лыжи детские

1 на 1 чел.

Номера нагрудные

1 на 1 чел.

Легкая атлетика

Эстафетные палочки

-

Скакалка гимнастическая

1 на 1 чел

Номера нагрудные

-

Планка для прыжков в высоту

1

Стойка для прыжков в высоту

2

Мяч для метания (150 гр.)

-

Баскетбол

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

2

Мячи баскетбольные

1 на 2 чел

Сетка для переноса и хранения мячей

-

Жилетки игровые с номерами

8

Волейбол

Стойки волейбольные уни­версальные

-

Сетка волейбольная

1

Мячи волейбольные

1 на 3 чел

Сетка для переноса и хранения мячей

-

Табло перекидное

-

Футбол (мини-футбол)

Табло перекидное

-

Ворота для мини-футбола

2

Сетка для ворот мини-фут­бола

2

Мячи футбольные

2

Жилетки игровые с номерами

8

Флажки разметочные на опоре

-


© 2010-2022