• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Основная образовательная школа №15











Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.













Выполнила учитель физической культуры:

Бабицкая О.В.__________

Череповец

2015 г.

Оглавление.

  1. Пояснительная записка

  2. Эстафеты без предметов

  3. Эстафеты с предметами

  4. Литература













  1. Пояснительная записка.

Эстафеты являются одним из любимых видов деятельности для детей из-за соревновательной направленности и двигательной активности. Интересные эстафеты для детей подготовить нетрудно: для этого понадобится минимум инвентаря (мячи, обручи, кубики, ракетки) и, конечно же, активные участники с болельщиками.

Эстафеты для детей дошкольного возраста направлены на:

  • укрепление здоровья и физической подготовки;

  • формирование умения выполнять командные задания и работать в коллективе;

  • привитие любви к здоровому образу жизни.

  • Эстафеты для детей можно проводить как на открытом воздухе, так и в помещении, главное, чтобы место позволяло беспрепятственно двигаться.

Плюсов множество - дети получают заряд бодрости и энергии, учатся играть в команде. И еще эстафета расшевелит самого стеснительного ребенка. Кстати, взрослым играть тоже не возбраняется, и чем смешнее эстафета, тем больше будут радоваться ваши гости.

Все эстафеты имеют сходные правила: две или больше команд с одинаковым количеством участников выстраиваются на старте. По сигналу ведущего первый игрок бежит (или передвигается иным способом, об этом ниже) к месту финиша, который находится на расстоянии от 3-х до 30-ти метров от старта. Точка финиша должна быть у каждой команды своя, во избежание столпотворения. Обежав точку финиша, игрок возвращается к своей команде, и передает эстафету следующему, например, коснувшись его рукой. Второй участник опять же бежит к финишу, возвращается, и так далее, пока вся команда не проделает этот путь. Ну и конечно, команда, закончившая эстафету раньше, выигрывает и получает поощрительные призы и подарки.

Игровые эстафеты любят дети всех возрастов за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности: быстроту, ловкость, находчивость, умение преодолевать препятствия. Важно и то, что эстафеты содействуют воспитанию коллективизма и дружбы среди ребят.

Для проведения игровых эстафет не требуется особых условий, достаточно небольшой дворовой площадки. Поскольку задания в эстафете участники выполняют по очереди, целесообразно составлять команды не более чем из 6-8 человек, чтобы дети меньше сидели, а больше двигались. Если желающих много, можно вместо 2-х команд организовать 3, 4, хотя это осложняет судейство. Возможен и другой путь: сначала соревнуются 2 команды, а затем еще 2. После этого победители соревнуются за 1-е и 2-е места, а остальные две - за 3-е.

При организации игровых эстафет важно соблюдать следующие правила:

  1. Количество игроков в командах (в том числе мальчиков и девочек) должно быть равное.

  2. Впереди в колоннах стоят ребята меньшего роста, сзади - большего.

  3. Забеги в командах выполняются строго по очереди, которую никто не пропускает.

  4. Раньше времени выбегать за линию старта (принимать эстафету) не разрешается.

  5. Заканчивает эстафету в команде всегда тот игрок, который ее начинал.

  6. Независимо от окончания игры одной командой, она продолжается до тех пор, пока задания не выполнят все игроки.

  7. Результат проводится по количеству завоеванных очков.

  8. За каждую ошибку в ходе игры начинается одно штрафное очко (судья при команде).

  9. При подведении итогов игры определяется порядок окончания командами эстафеты и опрашиваются судьи. Штрафные очки команд высчитываются из того числа очков, которое сохранила команда к концу игры.

  10. Побеждает команда, набравшая больше очков (не обязательно закончившая эстафету первой).

  11. Желательно, чтобы у главного судьи был общий протокол, где сводился бы итог обеих или нескольких команд. Еще нужно договориться о количестве баллов, присуждаемых победившей и проигравшей команде.

Приведен образец незаполненного протокола:

Название эстафеты

Штрафные очки

Очки

за место

Сумма

Итог

1


2


3




  1. Судьи отвечают за награждение команд, значит они должны заранее подготовить красивые грамоты или найти людей, которые согласятся их сделать.

Музыкальное сопровождение.

1. Большую роль в «Веселых стартах» играет музыкальное сопровождение. К музыке нельзя относиться легкомысленно. Первая песня, под которую дети войдут в зал, должна быть энергичной, веселой и знакомой участникам, чтобы они могли чувствовать себя комфортно. Хорошо подходит песня «Ничего на свете лучше нету» из сказки «Бременские музыканты».

2. Последующие песни должны иметь отношение к эстафете: или названием, или содержанием. Хорошо, если песни будут ритмичными - под них приятнее бегать, прыгать, они пробуждают бодрость, энергию. Желательно использовать песни на русском языке: они не отвлекают и не сбивают детей, в отличие от песен на иностранном языке, в которых дети пытаются узнать и разобрать незнакомые слова.

3. Заключительная песня должна быть чем-то вроде «Танца маленьких утят», чтобы увлечь детей легким, но интересным танцем.

4. Кроме названий команд в эстафетах используют эмблему и девиз:

Девиз - краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею поведения или деятельности.

Эмблема - это условное изображение идеи в рисунке, которому присвоен тот или другой смысл. Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать.

Название команд и девизы

Эмблемы

Команда "Дружба"
Девиз1:

Девиз наш: Дружба и успех!
Мы победим сегодня всех!

Девиз2:

Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех!

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Команда "Пингвины"
Девиз:

Мы пингвины просто класс,
Победи попробуй нас!

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Команда "Светлячок"
Девиз:

Хоть свет наш слаб и мы малы, Но мы дружны и тем сильны.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Команда "Комета"

Девиз 1:

Летим вперед и побеждаем!
Всем отстающим помогаем!


Девиз 2:

У кометы есть девиз:
"Никогда не падать вниз"

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Команда "Чебурашка"
Девиз:

Чебурашка - верный друг,
Помогает всем вокруг!

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Команда "Радуга"
Девиз:

Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Команда "Аврора"
Девиз:

Аврора знает, Аврора бьется,
Аврора всегда победы добьется.


Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.











Эстафеты соревнований "Веселые старты"

Эстафета «Каракатица»

1. Первый участник держит за руки второго участника, бегущего в полуприседе до ограничительного знака и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

2.На дистанции два участника: первый идет на четвереньках, второй, положив ноги ему на спину, передвигается на руках до ограничительного знака, обратно - оба бегут к команде.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

3.Два участника держат за третьего участника, а тот идет на руках туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

4.Два участника попеременно перешагивают через руки туда и обратно. Пробежки запрещены.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

5.Два участника на дистанции: первый опирается на ноги и руки (лицом вверх), второй положил ноги на плечи товарища и передвигается только на руках до ограничительного знака, обратно - оба бегут к команде.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

6.Первый участник блокирует движения двух других участников, держа их за руки под коленями. Первый бежит, а два других прыгают на одной ноге всю дистанцию туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Эстафета «Сиамские близнецы»

Два участника встают друг к другу спиной и крепко сцепляются руками. Бегут они боком. Спины игроков должны быть плотно прижаты друг к другу.

Эстафета «Чехарда»

1.Два участника на дистанции. Первый прыгает через спину второго, как в игре "Чехарда", второй пролезает между ног первого, а тот прыгает через второго и пролезает обратно. В этой последовательности участники проходят всю дистанцию до ограничительного знака и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

2.Два участника на дистанции, как в "Чехарде", перепрыгивают через спины друг друга туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

3.На дистанции четыре участника. По очереди ложатся на пол параллельно друг другу, последний игрок должен пробежать через живой "барьер" и лечь на пол, сразу первый игрок со стороны команды поднимается и бежит через "барьер" вперед. Упражнение выполняется на всей длине дистанции туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

4.На дистанции четыре участника. Три участника выстраивают "тоннель" с упором на руки и ноги, поднимая корпус вверх. Четвертый участник на четвереньках пробегает сквозь "тоннель" и тоже становится в ряд с остальными. Как только четвертый остановился, первый проходит через "тоннель" и т. д. Упражнение выполняется на всей дистанции туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.



Эстафета «Гусеница»

Команда стоит в колонну по одному. Первый участник добегает до фишки, возвращается в команду и берет за руку второго игрока. Затем они вдвоем добегают до фишки, возвращаются в команду и берут за руку третьего игрока, добегают до фишки и возвращаются в команду и т.д. Как только все участники выполнили задание - эстафету можно считать оконченной.

Эстафета «Китайские палочки»

Команда стоит в колонну по одному. В руках у первого участника две палочки и воздушный шарик. Его задача пронести шарик до фишки, вернуться в команду и передать реквизит следующему игроку. Как только все участники выполнили задание - эстафету можно считать оконченной.



Эстафета - «Полоса препятствий».

Добежать до скамейки, проползти по скамейке; добежать до обруча, продеть через себя; оббежать конус и обратно в такой же последовательности.



Эстафета с волейбольными мячами «Сбор урожая»

1.Три участника держат два волейбольных мяча: одной рукой один мяч - на уровне пояса, другой рукой - мяч над головой. Бегут до ограничительного знака и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

2.Участник удерживает в руках три волейбольных мяча и бежит всю дистанцию туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

3.Участник опирается на руки и ноги (лицом вверх), гонит ногами волейбольный мяч до знака, обратно - бегом.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

4.Участник удерживает три мяча, два - руками, один - бедрами, скачет всю дистанцию туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

5. Два участника держат мяч лбами, руки сцеплены, участники должны боком проскакать всю дистанцию туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

6. Два участника удерживают мяч одной рукой и пробегают игровое поле туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

7. Два участника друг за другом, удерживая мяч спиной и грудью, пробегают дистанцию туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

8.Три участника, удерживая лбами мяч и взявшись за руки, пробегают дистанцию туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.



Эстафета с баскетбольными мячами «Гонки с мячом»

1.Участник двумя руками проводит два баскетбольных мяча до ограничительного знака и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.



2.Два участника, удерживая три баскетбольных мяча, пробегают игровую площадку туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

3.Участник бежит в полуприседе всю дистанцию, удерживая мяч бедрами.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

4.Четыре участника от каждой команды, обняв друг друга за плечи, удерживают мяч головами и передвигаются как можно быстрее вдоль игрового поля туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

5.Три участника на дистанции выстраиваются, лежа на полу, друг за другом. Первый держит ступнями баскетбольный мяч, делает кувырок назад, бежит вперед и занимает положение после третьего игрока. Второй участник отдает мяч третьему и бежит вперед, чтобы подхватить мяч первого игрока. Упражнение повторяется на протяжении всей дистанции туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

6. Передача мяча над головой. Команда строится в одну колону. По команде судьи первый участник начинает передавать мяч назад команде. Как только мяч оказался в руках у последнего игрока - он сразу бежит вперед и точно так же начинает передавать мяч. И когда первый участник вновь станет первым - команда закончила игру.

7. Передача мяча под ногами. Команда строится в одну колону. По команде судьи первый участник начинает передавать мяч назад команде. Как только мяч оказался в руках у последнего игрока - он сразу бежит вперед и точно так же начинает передавать мяч. И когда первый участник вновь станет первым - команда закончила игру.

8. Команда стоит в колонну по одному. У первого участника в руках 2 мяча. Он бежит до обруча и оставляет мячи, затем возвращается в команду. Второй участник бежит до обруча, забирает мячи, с ними возвращается в команду и передает третьему участнику и т.д.

9. Эстафета с мячом и скакалкой. Команда стоит в колонну по одному. У первого участника в руках мяч, у второго - скакалка. Первый ведет мяч до фишки и возвращается в команду, затем отдает мяч третьему игроку. Второй бежит до фишки на скакалке и возвращается в команду. Затем отдает скакалку четвертому игроку и т.д. как только все участники команды примут участие в эстафете игру можно считать оконченной.

10. Мяч на ракетке. В руках у первого игрока мяч и теннисная ракетка. Его задача пронести мяч на ракетке до фишки и обратно, а затем передать мяч с ракеткой следующему участнику.

11. Передал - садись! Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают.

Эстафета с рогатым мячом «Полет Мюнхгаузена»

Участник скачет на большом мяче до ограничительного знака и обратно. Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Эстафета с досками «Спасатели»

1.Два участника несут доску, на которой сидит третий. Упражнение выполняется на протяжении всей дистанции туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

2.Два участника несут доску, на которой лежит третий - практически висит на доске - до ограничительного знака и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.



Футбольный конкурс «Только без рук»

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Игровая площадка разделена на две части волейбольной сеткой, укрепленной на уровне пола. От каждой команды играют пять человек: четыре мальчика и взрослый участник. Игроки, сидя на полу, играют по следующим правилам: три касания мяча на одной стороне, три - на другой. В этой игре можно касаться мяча головой, плечом, ногами, но только не руками. Мяч подается ногой игрока, сидящего спиной к сетке на расстоянии 1 м. Игра идет легким мячом по правилам волейбола. Нельзя задевать сетку ни ногами, ни мячом. Игра продолжается до счета "пять".

Конкурс «В обруч с головой»

1.Два участника команды стоят друг напротив друга на расстоянии 10 метров и катят друг другу обруч, сквозь который должны пробежать четыре участника из одной команды.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

2.Два участника стоят на противоположных концах игрового поля. Выступление солистов. Участник из одной команды должен как можно больше раз пробежать сквозь крутящийся обруч.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.



Скакалки

Команды выполняют задания конкурса друг за другом. Каждый удачный прыжок приносит команде 1 очко.

1.Участник прыгает через скакалку на правой ноге 10 раз или до ошибки.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

2.Два участника прыгают через скакалку 10 раз или до ошибки.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

Эстафета «Три прыжка»

На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча.

Эстафета «Веселое кольцо»

1.Один участник катит обруч, а два других бросают сквозь него мяч друг другу. Мяч должен удариться о пол. Упражнение выполняется по всей длине дистанции туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

2.Участник бежит и крутит на талии обруч туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

3.Один участник катит обруч, а два других бросают друг другу мяч. Мяч не должен удариться о пол. Задание выполняется до ограничительного знака и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.



4.Участник перепрыгивает через обруч, как через скакалку, по всей длине дистанции туда и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

5.Участники кладут обручи на пол в одну линию, ребята пробегают дистанцию туда и обратно, стараясь не задеть обручи.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

6.По два участника бегут внутри трех обручей до ограничительного знака и обратно.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

7.По три игрока выполняют такое же упражнение.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

«Круговая порука»

В кругу стоит вся команда вполоборота к центру круга. В правой руке у каждого участника - гимнастическая палка. По сигналу надо отпустить свою палку и успеть подхватить палку впередистоящего. Тот, кто уронит палку, покидает круг. У каждой команды - 10 попыток. Побеждает та команда, у которой больше игроков осталось в круге.

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

«Скокбол»

За каждую команду играют четыре участника. Сетка натянута на полу. Спортсмены играют двумя мячами. Ударом о пол мяч посылается через сетку на сторону соперников. Игра останавливается, когда на одной стороне окажется 2 мяча. Игра идет до счета "пять".

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.

«Стекбол»

За каждую команду играют шесть участников. Идет игра надувным мячом с помощью гимнастических палок. Подача: ударом снизу в 1 м. от сетки. Матч проводится по правилам волейбола до счета "пять".

Методические рекомендации по проведению спортивных эстафет на уроках физической культуры в начальных классах.



Литература.

  1. В. И. Ковалько, в помощь школьному учителю «Поурочные разработки по физкультуре», Москва «ВАКО»,2008 г.

  2. Л.П. Фатеева, Популярное пособие для родителей и педагогов «300 подвижных игр для младших школьников».

  3. «Раннее развитие детей razumniki.ru»











© 2010-2022