Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по физической культуре 5-9 классРабочая программа по физической культуре 5-9 классРабочая программа по физической культуре 5-9 классРабочая программа по физической культуре 5-9 класс




























Пояснительная записка

к программе по физической культуре для учащихся 5-9 классов


Программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В.И. Лях, А..А.Зданевич.-М.: Просвещение, 2012), на основе стандарта основного общего образования и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура вводится как обязательный предмет. На его преподавание в 5-9 классах отводится 525 часов в год, 5кл - 105ч, 6кл - 105ч, 7кл - 105ч, 8кл - 105ч, 9кл - 105ч.

Для прохождения программы используются учебники Физическая культура: 5, 6, 7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др; под редакцией М.Я. Виленского - М.: Просвещение, 2012г.; 8 - 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012г.

В программе программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана.

I Базовая часть:

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-2 ч в триместре), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.

Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже 0 °С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1-2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2-3 захода по 3-7 мин).

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

  1. Легкая атлетика;

Основная направленность - на овладения техникой бега, на овладение техникой прыжка в длину и высоту, на овладение техникой метания, на развитие двигательных качеств.

  1. Спортивные игры (баскетбол, волейбол);

Основная направленность - на овладение техники передвижений, техники игры, тактики игры, на развитие двигательных качеств, на овладение игрой. В 7 - 9 классах только один избранный вид.

  1. Гимнастика с элементами акробатики;

Основная направленность - на освоение строевых упражнений, общеразвивающих упражнений, на овладение и совершенствование висов и упоров, на освоение опорных прыжков, на освоение акробатических упражнений, на освоение лазаний и перелазаний, на освоение навыков в равновесии, на развитие двигательных качеств.

  1. Лыжная подготовка.

Основная направленность - на освоение техники лыжных ходов, на освоение техники подъёмов и спусков, на развитие двигательных качеств.

*В 7-9 классах единоборства заменяются разделами легкой атлетики, лыжной подготовки, или спортивных игр. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура».

Вариативная часть включает в себя программный материал, связанный с региональными особенностями, а вторую часть определяет сам учитель.

II. Вариативная часть:

  1. Спортивные игры (волейбол,баскетбол);

  2. Легкая атлетика.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счёт увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и один час урочного времени в каждой четверти.

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности, соответствующий обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачёт.

* Лыжная подготовка проводится при наличии спортивного инвентаря и соответствующих погодных условий; при отсутствии возможности проведения уроков лыжной подготовки заменить спортивными и подвижными играми.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

  • обучение основам базовых видов двигательных действий;

  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической

саморегуляции.

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать:

  • основы истории развития физической культуры в России (в СССР);

  • особенности развития избранного вида спорта;

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

  • психофункциональные особенности собственного организма;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую Помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать:

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2


Лазанье по канату на


расстояние 6 м, с

12

-

Силовые

Прыжок в длину с места, см

180

165

Поднимание туловища из




положения лежа на спине, руки


18


за головой, кол-во раз

-


Кроссовый бег 2 км

8 мин 50 с

10 мин 20 с

К выносливости

Передвижение




на лыжах 2 км

16 мин 30 с

21 мин 00 с


Последовательное выполнение



К координации

пяти кувырков, с

Бросок малого мяча в

10,0

14,0

стандартную мишень, м

12,0

10,0

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомотоциях: с максимальной скоростью пробегать 60м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9-13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и разновысоких брусьях (девочки);

опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую, из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять

акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами борьбы в партере и в стойке (юноши).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам). Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условии и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила контроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет сам учитель.

Содержание курса

5 класс

I. Базовая часть:

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля.

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (2 ч в триместре), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

  1. Легкая атлетика

  2. Спортивные игры (баскетбол);

  3. Гимнастика с элементами акробатики;

  4. Лыжная подготовка.

II. Вариативная часть:

  1. Спортивные игры (волейбол);

  2. Легкая атлетика;

  3. Резервные уроки.

6 класс

I. Базовая часть:

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля.

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (2 ч в триместре), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

  1. Легкая атлетика;

  2. Спортивные игры (баскетбол)

  3. Гимнастика с элементами акробатики;

  4. Лыжная подготовка .

II. Вариативная часть :

  1. Спортивные игры ( волейбол);

  2. Легкая атлетика;

  3. Резервные уроки.

7 класс

I. Базовая часть:

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля.

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (2 ч в триместре), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

  1. Легкая атлетика;

  2. Спортивные игры (баскетбол);

  3. Гимнастика с элементами акробатики;

  4. Лыжная подготовка;

  5. Элементы единоборств;

  6. II. Вариативная часть:

  1. Спортивные игры ( волейбол);

  2. Легкая атлетика;

  3. Резервные уроки.

8 класс

I. Базовая часть:

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля.

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (2 ч в триместре), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

  1. Легкая атлетика;

  2. Спортивные игры (баскетбол);

  3. Гимнастика с элементами акробатики ;

  4. Лыжная подготовка;

  5. Элементы единоборств

  6. II. Вариативная часть:

  1. Спортивные игры (волейбол);

  2. Легкая атлетика;

  3. Резервные уроки.

9 класс

I. Базовая часть:

1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля.

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (2 ч в триместре), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

  1. Легкая атлетика;

  2. Спортивные игры (баскетбол);

  3. Гимнастика с элементами акробатики;

  4. Лыжная подготовка;

  5. Элементы единоборств.

II. Вариативная часть :

  1. Спортивные игры (волейбол);

  2. Легкая атлетика;

  3. Резервные уроки.










































Список литературы:


  1. Учебники Физическая культура: 5, 6, 7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова и др; под редакцией М.Я. Виленского - М.: Просвещение, 2010г.

  2. Учебники Физическая культура 8 - 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич; под общей редакцией В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2010г.

  3. Тематическое планирование по физической культуре.

  4. Поурочные разработки по физической культуре: 5 - 9 классы.

  5. Журнал Физическая культура в школе.

  6. Спортивные игры в школе.

  7. Гимнастика.



© 2010-2022