Программа олимпийского образования

У нашей страны великое прошлое! Нам есть чем гордиться! Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских, и особенно, Паралимпийских играх – все это, собранное воедино должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом – признак гражданской зрелости. Проанализировав ситуацию в школе, можно сделать вывод, что учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр. Необходимо проделать интересную п...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа олимпийского образованияПрограмма олимпийского образованияПрограмма олимпийского образованияСОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы-интерната по внеклассной работе

/___________/____________

«____»____________2013 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната /_____________/___________

«___»______________2013 г.








ПРОГРАММА ОЛИПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

«БУДУЩИЕ ОЛИМПИЙЦЫ»




















Автор составитель:

Волков Игорь Александрович





с. Панаевск, 2013

Пояснительная записка


Проблема сохранения здоровья - одна из более актуальных проблем нашего времени. И с каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросления и социализации детей и подростков. С раннего детства необходимо воспитывать в детях желание заниматься спортом. И с раннего детства необходимо рассказывать детям об истории спорта, о рекордах, о великих спортсменах, об Олимпийском и Паралимпийском движениях в мире и в нашей стране.

Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов - очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека. Олимпийская педагогика является интересным, современным и перспективным средством для воспитания активного, спортивного, здорового подрастающего поколения. Освоение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх способствует формированию у подростков принципов благородного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и духовных способностей.

У нашей страны великое прошлое! Нам есть чем гордиться! Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских, и особенно, Паралимпийских играх - все это, собранное воедино должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом - признак гражданской зрелости.

Проанализировав ситуацию в школе, можно сделать вывод, что учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр. Необходимо проделать интересную познавательную интеллектуальную творческую работу и это должно носить необязательный характер, а добровольный.

Данная программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия на обучающихся и содержит материал, связанный с изучением истории Олимпийского и Паралимпийского движения, его героев, с воспитанием толерантности. Программа рассчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных мероприятии: олимпийских уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин, пресс-конференций, классных часов и других форм работы по олимпийской тематике.

В преддверии Олимпийских игр в Сочи 2014 году, данная программа дает учащимся возможность более обстоятельно познакомиться с историей Олимпийского движения, развивает творческий потенциал учителей, руководителей секций, способствует формированию здорового образа жизни.

Всё это находит подтверждение в нормативно-правовых документах:

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в числе приоритетных направлений социальной и молодежной политики рассматривается интеграция России в мировой культурный процесс с формированием положительного имиджа российской культуры, государства и общества1.

  1. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования2.

  2. В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2020 года одними из основных задач названы сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
    воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов3.

  3. Ориентиры для воспитания юного гражданина страны отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева: "В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

  4. В Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" в числе приоритетов обозначена популяризация массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений)4.

  5. В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" в числе основных целей и задач дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, а также внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы5.

  6. В проекте Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации в числе приоритетов обозначено формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры6.

Таким образом, сформулирован заказ современного общества и государства - потребность в формировании и развитии гражданской позиции подростков, воспитании социально активной личности. Именно эта потребность легла в основу создания программы олимпийского воспитания «Будущие олимпийцы».



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

создание условий для построения в школе здоровьесозидающей образовательной среды, становления инновационной системы физкультурно-спортивного образования.

Задачи программы:

  1. приобщение школьников, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.

  2. комплексное решение проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников, родителей, педагогов.

  3. выявление двигательно-одаренных детей для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных секциях с. Панаевск

  4. формирование гражданской идентичности через идею сплочения народа при подготовке к олимпийским играм 2014 года, организация олимпийского образования.

  5. модернизация деятельности школьного кабинета здоровья.

  6. дать школьникам наиболее полное представление об истории Олимпийских игр, включить их в активное освоение системы олимпийских ценностей.

  7. актуализация информации об Олимпийских играх, распространение олимпийских и паралимпийских ценностей для создания дружественной среды.

  8. пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей в спорт, развитие их творческих способностей.

  9. воспитание чувства гордости за российских спортсменов, за свою страну.

Целевая аудитория

в разработку, внедрение, апробацию и реализацию программы могут быть включены:

  • обучающиеся 1 - 11 классов школы любого уровня подготовленности и всех групп здоровья;

  • педагогический коллектив школы;

  • инструкторы по физической культуры;

  • родители обучающихся;

социальные партнеры по реализации программы

  • управления по культуре, спорту и делам молодежи МО Ямальский район

  • администрации МО с. Панаевск

  • КДЦ МО с. Панаевск

  • органы исполнительной власти и местного самоуправления.

ключевые направления программы «Будущие олимпийцы»

  1. олимпийское образование.

  2. вовлечение обучающихся школы в систему дополнительного образования спортивной направленности и волонтерское движение

  3. пропаганда здорового образа жизни.

  4. воспитание толерантности.

ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа

  1. проблема малого охвата занятиями физкультурой и спортом обучающихся и недостаточной двигательной активности.

  2. проблема низкого уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.

  3. проблема наличия большого числа ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков.

  4. проблема неравного доступа к занятиям физкультурой и спортом здоровых и ослабленных детей.

  5. проблема наличия значительного числа обучающихся, педагогов, родителей, имеющих вредные привычки.

  6. проблема низкого уровня просвещенности населения об олимпийском движении, отсутствие олимпийского образования.

  7. проблема низкой мотивации обучающихся к активной деятельности на уроках физической культуры, достижению положительных результатов.

  8. проблема отсутствия индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры.

  9. проблема несформированности системы целенаправленной работы со спортивно одаренными детьми.

  10. проблема психологической, методической, мотивационной, личностной, ресурсной неготовности педагогического коллектива к организации здоровье созидающей деятельности.

  11. проблема ресурсного обеспечения здоровье созидающей деятельности, работы по олимпийскому образованию и просвещению и пропаганде здорового образа жизни.

  12. проблема профессионального выгорания педагогов.

  13. проблема школьного травматизма.

  14. проблема отсутствия системы мониторинга состояния здоровья, двигательной активности, спортивных достижений, уровня культуры здоровья и других показателей здоровье созидающей деятельности.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Срок реализации программы: 2013-2016г.

I этап: сентябрь - декабрь 2013 г. - выявление перспективных направлений развития физической культуры и спорта в школе с целью построения здоровьесозидающей образовательной среды.

II этап: январь 2014 г. - май 2015 г. - реализация программы.

III этап: август 2015 г. - анализ и обобщение достигнутых результатов, выявление перспектив дальнейшего развития.

IV этап: сентябрь 2015 г. - декабрь 2016 г. - диссеминация опыта школы по реализации программы «Будущие олимпийцы»

План разработки и апробации программы

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап (сентябрь - декабрь 2013 г.)

1.

Проведение анализа состояния здоровье сберегающей и здоровье созидающей системы школы, нормативных документов, действующей образовательной программы, программы развития, иных локальных актов школы.

Администрация

2.

Совещание при директоре об участии школы в программе «Будущие олимпийцы»

Администрация

3.

Формирование творческой группы для реализации программы «Будущие олимпийцы»

Администрация

Педагогический коллектив

4.

Оценка уровня материального обеспечения МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» для реализации программы

Администрация, МО учителей ФК и ОБЖ

5.

Обсуждение проекта программы «Будущие олимпийцы»

Педсовет ОУ

6.

Заседания методического объединения по вопросу обновления учебных программ, реализуемых образовательным учреждением, и определения компонентов программ, подлежащих изменению

Председатель МО учителей ФК И ОБЖ

7.

Проведение общественной и профессиональной экспертизы проекта программы «Будущие олимпийцы» в образовательном учреждении

Администрация, участники образовательного процесса, учителя МО ФК и ОБЖ, инструктор по спорту КДЦ с. Панаевск

8.

Выработка мер по оптимизации системы поддержки учителей, внедряющих инновационные педагогические и образовательные технологии

Администрация

Основной этап (январь 2014 г.- май 2015 г.)

1.

Внесение изменений в образовательную программу школы

Педсовет

2.

Оптимизация учебного плана и расписания занятий

Администрация

3.

Разработка нормативных документов школы, направленных на реализацию программы

Администрация

4.

Планирование и организация работы через годовой план школы

Администрация

5.

Планирование и организация внутри школьного контроля реализации программы «Будущие олимпийцы»

Администрация

6.

Организация и проведение Школьных олимпийских игр

Администрация, педагоги дополнительного образования, учителя ФК

7.

Организация мониторинга реализации проекта, представление отчетов на совещании при директоре

Администрация, учителя ФК

8.

Отчеты творческой группы на педагогическом совете о ходе реализации проекта «Будущие олимпийцы»

Творческая группа

9.

Разработка пакета методических материалов для внедрения программы «Будущие олимпийцы»

Администрация

Творческая группа

10.

Организация информирования о ходе реализации программы участников образовательного процесса, общественности через публичный отчет, сайт школы

Администрация, творческая группа

11.

Проведение педагогического совета «Проектирование образовательного процесса как здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности всех его участников»

Администрация Педагогический коллектив

Кабинет здоровья

12.

Проведение семинара «Диагностика эффективности зоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности школы»

Администрация Педагогический коллектив

Кабинет здоровья

13.

Проведение методического дня «Инновационные технологии для организации здоровьесозидающей деятельности школы» с серией открытых уроков учителей-предметников

Администрация Педагогический коллектив

Кабинет здоровья

14.

Проведение мастер-классов «Организация олимпийского образования и просвещения»

МО учителей ФК и ОБЖ

15.

Проведение семинара «Разработка системы мониторинга реализации программы «Будущие олимпийцы»

МО учителей ФК и ОБЖ

16.

Проведение родительских собраний «Работа с родителями учащихся по вовлечению их в здоровьесозидающую деятельность школы»

Администрация, кл. руководители

17.

Проведение круглого стола участников образовательного процесса «Удовлетворенность участниками образовательного процесса реализацией программы «Будущие олимпийцы»

Администрация, творческая группа

18.

Организация обучения по программе дополнительного профессионального образования по проблеме инновационного проекта

Администрация ОУ, творческая группа

19.

Закупка и установка оборудования, техники и программного обеспечения

Администрация

22.

Публикации в СМИ

Администрация, творческая группа


Аналитический этап (август 2015 год)

1.

Анализ результатов реализации программы «Будущие олимпийцы»

Творческая группа

2.

Проведение общественной и профессиональной экспертизы результатов реализации программы «Будущие олимпийцы»

Администрация

Органы исполнительной власти и местного самоуправления

Научная и педагогическая общественность

3.

Обобщение и подготовка к диссеминации

Администрация, творческая группа

Диссеминация опыта школы по реализации программы «Будущие олимпийцы» (сентябрь 2015 - декабрь 2016г.)

1.

Накопление, обобщение, экспертиза и трансляция опыта реализации программы «Будущие олимпийцы»

Администрация, творческая группа

2.

Тьюторская поддержка школы

МО учителей ФК и ОБЖ

3.

Организация и стимулирование диссеминационной деятельности учителей

Администрация

4.

Правовая поддержка деятельности по распространению инновационного опыта

Администрация

5.

Информирование в СМИ достижений школы в данной деятельности и пропаганда занятий физической культурой и спортом

Администрация



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, и вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.). Опираясь на этот общий подход к пониманию педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, охарактеризуем более конкретно ее цели и задачи.

В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

  1. об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах "Фэйр плэй", идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

  2. о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

  3. о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

  4. о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:

  • интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

  • такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;

  • потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;

  • интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;

  • желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами "честной игры");

  • ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: "Возвышенный дух в развитом теле!";

  • стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;

  • гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д.

Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:

  • умений использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;

  • умений добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;

  • привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;

  • эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте "по законам красоты" и отображать его средствами искусства;

  • умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.;

  • умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;

  • умений разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Решение этих задач - одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения. Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

Программа включает в себя комплекс действий по организации информационных, познавательных, спортивно-развлекательных мероприятий на базе МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО». Мероприятия проводятся при поддержке Администрации школы и детско-юношеской организации МОРЖ.

Перечень мероприятий по реализации поставленных задач:

1. Мероприятия просветительской деятельности:

  • игры;

  • викторины;

  • беседы;

  • дискуссии;

  • тематические вечера;

  • конференции;

  • круглые столы;

  • открытые мероприятия;

  • олимпийские уроки;

  • олимпиады.

2. Воспитательная работа:

  • создание агитбригад;

  • создание отряда юных волонтеров;

  • проведение спортивных соревнований;

  • создание информационных листовок, буклетов, газет.

Ключевые направления программы «Будущие олимпийцы» по внедрению системы олимпийского образования в МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» на 2013-2016г.

Наименование мероприятия

Класс

Сроки

Ответственный

1

Включение уроков по олимпийской тематике в содержание учебных предметов

1-11

В течение года

учителя предметники

2

Ежедневная утренняя гимнастика

1-11

ежедневно
(до занятий)

учителя физической культуры

3

Обновление стенда «Олимпиада в Сочи», «Я выбираю спорт как альтернативу ЗОЖ», «Лучшие спортсмены школы»

1 - 11

В течение года

учителя физической культуры

4

Вовлечение учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, спортивные кружки и секции.

1-11

ежегодно

кл. руководители,

учителя физической культуры

5

Школьные соревнования по: настольному теннису, силовому многоборью, шахматам, волейболу, баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике, лыжным гонкам.

1-11

Ежегодно

учителя физической культуры

6

Участие в районных соревнованиях по различным видам спорта

5-11

ежегодно

учителя физической культуры

7

Беседы, лекции, круглые столы на темы «Сочи 2014», «Я выбираю спорт!», «Здоровым быть модно» и др.

1-11

В течение года

ежегодно

кл. руководители

8

Традиционный «День Здоровья»

1-11

сентябрь

кл. руководители, учителя физической культуры

9

Участие в конкурсах «Я выбираю спорт!», «Спорт вместо наркотиков», «Здоровье нации - в наших руках!»

5-9

ежегодно

кл. руководители

10

Конкурс рисунков «Олимпийские виды спорта»

1-4

декабрь

кл. руководители

11

Круглый стол «История Олимпийских игр»

5-7

октябрь

учителя истории

12

Спортивные соревнования
«Папа, мама, я - спортивная семья»

1-4

январь

Кл. руководители, учителя ФК

13

Месячник спортивно-оборонной массовой работы

1-11

февраль

учителя физической культуры

14

«Командарм-Патриот»

7-8;

9-11

февраль

ежегодно

учителя физической культуры

15

Спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!»

8 - 11

февраль

ежегодно

учителя физической культуры

16

Открытое интегрированное мероприятие «Олимпийские игры древности»

5-6

декабрь ежегодно

учителя физической культуры, и истории

17

Круглый стол для родителей на темы: «Личная гигиена школьника», «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Воспитание правильной осанки у детей)».

1-11

ежегодно

кл. руководители, учителя ФК

18

Конкурс презентационных работ «Олимпиада вчера, сегодня и завтра»

8-9

ежегодно

кл. руководители, учителя физической культуры

19

Районный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

5-11

ежегодно

учитель физической культуры

20

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре

7-11

октябрь, ноябрь ежегодно

учителя физической культуры

21

Международный «День Здоровья»

1-11

апрель

кл. руководители, учителя физической культуры

22

Мониторинг Олимпийского движения

1-11

ежегодно

учителя физической культуры








РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Примерные программы по учебным предметам Физическая культура. 5-9 классы

Д

1.3

Рабочие программы по физической культуре

Д

1.4

Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха

К

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Р.Ф., входят в библиотечный фонд;

Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд

1.5

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

1.7

Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

Д

В составе библиотечного фонда

2

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

2.2

Плакаты методические

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, ОРУ и коррегирующим упражнениям

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения

Д

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (в «цифре»)

Д

3.2

Аудиозаписи

Д

4

Технические средства обучения

4.1

Телевизор с универсальной приставкой

Д

Не менее 72 см.по диагонали

4.2

DVD-плеер или DVD-рекордер

(с набором дисков)

Д

4.3

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

4.4

Микрофон петличный

Д

4.5

Мегафон

Д

4.6

Мультимедийный компьютер

Д

4.7

Сканер

Д

4.8

Принтер лазерный

Д

4.9

Копировальный аппарат

Д

4.10

Цифровая видеокамера

Д

4.11

Цифровая фотокамера

Д

4.12

Мультимедиапроектор

Д

4.13

Экран на штативе

Д

Минимальный размер 1,25х1,25

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1

Стенка гимнастическая

Г

5.2

Бревно гимнастическое напольное

Г

5.3

Бревно гимнастическое высокое

Г

5.4

Козёл гимнастический

Г

5.5

Конь гимнастический

Г

5.6

Перекладина гимнастическая

Г

5.7

Канат для лазанья с механизмом крепления

Г

5.8

Мост гимнастический подкидной

Г

5.9

Скамейка гимнастическая жёсткая

Г

5.10

Комплект навесного оборудования

Г

В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания

5.11

Скамья атлетическая наклонная

Г

5.12

Гантели наборные

Г

5.13

Коврик гимнастический

Г

5.14

Акробатическая дорожка

Г

5.15

Маты гимнастические

Г

5.16

Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг)

Г

5.17

Мяч малый (теннисный)

К

5.18

Скакалка гимнастическая

К

5.19

Палка гимнастическая

К

5.20

Обруч гимнастический

К

5.21

Коврики массажные

К

5.22

Секундомер настенный с защитной сеткой

Д

5.23

Сетка для переноса малых мячей

Д

6

Легкая атлетика

6.1

Планка для прыжков в высоту

Д

6.2

Стойка для прыжков в высоту

Д

6.3

Флаги разметочные на опоре

Г

6.4

Лента финишная

Д

6.5

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

Г

6.6

Рулетка измерительная (10-50 м)

Д

6.7

Номера нагрудные

Г

7

Подвижные и спортивные игры

7.1

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д

7.2

Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой

Г

7.3

Мячи баскетбольные для мини-игры

Г

7.4

Сетка для переноса и хранения мячей

Д

7.5

Жилетки игровые с номерами

Г

7.6

Стойки волейбольные универсальные

Д

7.7

Сетка волейбольная

Д

7.8

Мячи волейбольные

Г

7.9

Табло перекидное

Д

7.10

Ворота для мини-футбола

Д

7.11

Сетка для ворот мини-футбола

Д

7.12

Мячи футбольные

Г

7.13

Номера нагрудные

Г

7.14

Ворота для ручного мяча

Д

7.15

Мячи для ручного мяча

Г

7.16

Компрессор для накачивания мячей

Д

8

Туризм

8.1

Палатки туристские (двухместные)

Г

8.2

Рюкзаки туристские

Д

8.3

Комплект туристский бивуачный

Д

9

Измерительные приборы

9.1

Пульсометр

Г

9.2

Шагомер электронный

Г

9.3

Комплект динамометров ручных

Д

9.4

Динамометр становый

Д

9.5

Ступенька универсальная

(для степ-теста)

Г

9.6

Тонометр автоматический

Д

9.7

Весы медицинские с ростомером

Д

10

Средства медицинской помощи

10.1

Аптечка медицинская


11

Дополнительный инвентарь

11.1

Доска аудиторная с магнитной поверхностью


Передвижная

12

Спортивные залы (кабинеты)

12.1

Спортивный зал игровой

2

С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

12.2

Спортивный зал гимнастический

-

12.3

Зоны рекреации


12.4

Кабинет учителя


12.5

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования


Включает в себя стеллажи, контейнеры

13

Пришкольный стадион (площадка)

13.1

Легкоатлетическая дорожка

Д

13.2

Сектор для прыжков в длину

Д

13.3

Сектор для прыжков в высоту

Д

13.4

Игровое поле для футбола

Д

13.5

Площадка игровая баскетбольная

Д

13.6

Площадка игровая волейбольная

Д

13.7

Гимнастический городок

Д

13.8

Полоса препятствий

Д

13.9

Лыжная трасса

Д


Примечание: Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26-30 учащихся). Условные обозначения: Д - демонстрационный экземпляр (I экз.); К - комплект (из расчёта на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Количественный показатель

Наименование показателя

Единица измерения

Целевой ориентир

1.

Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, олимпийским образованием

%

Не менее 90

2.

Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, олимпийским образованием

%

Не менее 75

3.

Удовлетворенность педагогического коллектива

%

Не менее 90

4.

Рейтинг школы среди школ Ямальского района

место

Не ниже 3

5.

Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием

%

100

6.

Доля обучающихся подготовительной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием

%

Не менее 90

7.

Доля обучающихся специальной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием

%

Не менее 60

8.

Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся

%

Не менее 25

9.

Доля обучающихся, имеющих вредные привычки

%

Не более 3

10.

Доля учителей и персонала школы, имеющих вредные привычки

%

Не более 2

11.

Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии

%

100

12.

Включенность педагогов и персонала школы в работу по реализации программы

%

100

13.

Включенность участников образовательного процесса в олимпийское образование и просвещение

%

90

14.

Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся

детодней

Не более 7

15.

Доля обучающихся, не имеющих пропусков занятий в связи с заболеваниями от общего количества обучающихся

%

Не менее 20

16.

Доля победителей в индивидуальном и командном зачете от общего числа проведенных соревнований

%

Не менее 30

17.

Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения, для которых сформированы индивидуальные образовательные маршруты от общего числа обучающихся

Чел.

18

18.

Доля обучающихся 1-х классов, для которых ведутся «Паспорта здоровья»

%

100


Планируемые изменения в целях и содержании образования

Одной из целей образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом, олимпийского образования и просвещения. В содержании учебных программ по физической культуре будут отражены вопросы олимпийской и параолимпийской тематики, разработана система здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая, в том числе, организацию олимпийского образования.

Планируемые изменения в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса

Программой предусматривается

  • освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий

  • приобретение и использование современных средств, для построения здоровьесозидающей среды, информационных ресурсов и технологий нового поколения

  • разработка методик работы с обучающимися подготовительной и специальной групп здоровья на уроках физической культуры

  • разработка методик мониторинга здоровьесозидающей деятельности и состояния здоровья обучающихся, эффективности вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества его условий, процессов и результатов.

Планируемые изменения в формах и способах организации обучения и воспитания

  • Организация системы школьного олимпийского образования и проведение соревнований «Олимпиада начинается в школе» по видам спорта для обучающихся основной группы и по видам спорта для групп поддержки.

  • Разработка системы здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности.

  • Изменение системы дополнительного образования школьников. Часы дополнительного образования, выделенные на спортивно-оздоровительные виды деятельности, будут направлены на выбор школьниками индивидуальных образовательных маршрутов во второй половине дня в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Дополнительное образование подразумевает привлечение родителей обучающихся, будет расширять спектр спортивно-оздоровительных программ.

Одной из задач дополнительного образования является выявление одаренных детей, привлечение их для освоения программ профессиональной направленности как внутри образовательного учреждения. Гибкость структуры образовательного процесса основного и дополнительного образования позволит учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по выбранной образовательной траектории.

  • Освоение новых способов организации воспитательной работы: школьное олимпийское движение, спортивное самоуправление; волонтерство, социальное проектирование, проведение специальных акций (реклама, видеоролики, агитбригады). Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, организацией встреч с выдающимися спортсменами, подготовкой массовых спортивных праздников.

Планируемые изменения в деятельности участников образовательного процесса

  • Объединение всех участников образовательного процесса общей идеей проведения школьных олимпийских игр.

  • Формирование основы осмысленного здоровьесбережения и здоровьесозидания для олимпийского образования и просвещения.

  • Формирование традиций общешкольных праздников Открытия и Закрытия школьных соревнований, совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, выпускников, родителей.

Таким образом, программа будет реализовывать инновационный подход к инвестированию в человеческий капитал. Предполагается создание модели управления инновационной деятельностью школы как эффективной системы информационного обеспечения и коммуникаций, сбора и анализа информации о результативности реализации программы, актуализации мотивационных ресурсов, включения педагогов в инновационную деятельность.

Реализация инновационной программы предполагает организацию интегративного взаимодействия всех элементов образовательной системы школы направленного на решение ее задач. Исходя из вышеизложенного, изменения в результате реализации инновационной образовательной программы по масштабности будут являться системными, охватывающими все образовательное учреждение и распространяющимися за его пределы.

Индивидуальный показатель


  1. Демонстрация подростком осознанного позитивного отношения к XXII Олимпийским играм зимним и XI Паралимпийским зимним играм в 2014 г. в г. Сочи и знаний о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движений, истории игр, особенностях подготовки к играм;

  2. Демонстрация культуры и норм поведения во время спортивных соревнований, культуры поведения болельщика, толерантного общения и отношения к сопернику;

  3. Наличие у учащихся собственного сформированного отношения к здоровому образу жизни как ценности;

4. Активное участие в предлагаемых образовательно-воспитательных пространствах;

5. Обогащение опыта организаторской, коммуникативной и аналитической деятельности;

6. Увеличение количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом;

7. Повышение уровня олимпийского образования в общеобразовательном учреждении;

8. Внедрению разнообразных форм проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков.



Критерии и способы оценки результатов реализации программы

целевые показатели эффективности реализации программы

Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса:

Обучающихся - в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности.

  1. Родителей - в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, в решении проблем разобщенности и конфликтов в семьях.

  2. Педагогического коллектива - в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе, в решении проблем профессионального выгорания педагогов.

  3. Образовательного учреждения - в позиционировании на рынке образовательных услуг как ОУ, внедряющего инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди школ Ямальского района, создании благоприятных условий для дальнейшего развития.

  • Увеличение охвата обучающихся и родителей, педагогов, персонала школы занятиями физкультурой и спортом.

  • Снижение количества обучающихся и их родителей, персонала школы, имеющих вредные привычки.

  • Выявление и формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения.

  • Увеличение числа призеров в индивидуальном и командном зачете в районных и окружных соревнованиях.

  • Снижение заболеваемости обучающихся и персонала школы.

  • Снижение травматизма обучающихся.

  • Организация комплексной программы мониторинга состояния здоровья обучающихся и сотрудников, программы мониторинга физической и двигательной активности, участия в спортивных соревнованиях.

  • Положительная динамика личностного роста обучающихся, наличие опыта социальных проб.

  • Положительная динамика сплоченности коллектива участников образовательного процесса.

  • Повышение профессионального уровня педагогов и руководителей школы.

  • Улучшение материально-технической базы школы для организации здоровьесозидающей, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы.

  • Расширение социального партнерства школы.

Критерии и способы оценки результатов индивидуально показателя реализации программы

Критерием оценки качества реализации программы является оценка индивидуального уровня достижения приоритетных для программы результатов. Приоритетные результаты, способы их оценки и фиксации представлены в следующей схеме:

№ п/п

Формулировка предполагаемого результата

Показатели достижения результата

Способы оценки и фиксации результата

1

Демонстрация подростком осознанного позитивного отношения к XXIIОлимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм в 2014 г. в г. Сочи

и знаний о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движений, истории игр, особенностях подготовки к играм, олимпийском наследии


  • Знания о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движений, истории игр, особенностях подготовки Сочи к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, олимпийском наследии

  • Динамика изменений ценностных ориентаций подростков

  • Диагностическая карта, педагогический дневник, (результаты наблюдений за учащимися)

  • Результаты диагностики ценностных ориентаций «Я болельщик»

  • Результаты интеллектуальной составляющей (игры, конкурсы, круглые столы и т.п.)

2

Демонстрация культуры и норм поведения во время спортивных соревнований, культуры поведения болельщика, толерантного общения и отношения к сопернику

  • Демонстрирование подростком в деятельности позитивных образцов поведения при поддержке спортивной команды

  • Наличие в поведении подростков толерантных норм общения и взаимодействия

  • Демонстрирование подростком в деятельности ценностей культуры мира


  • Диагностическая карта, педагогический дневник (результаты наблюдений за учащимися)

  • Дневник болельщика

3

Наличие у подростков собственного сформированного отношения к здоровому образу жизни как ценности

  • Демонстрация своей позиции по отношению к здоровому образу жизни

  • Включение подростком здорового образа жизни в ряд собственных жизненно важных ценностей

  • Диагностическая карта, педагогический дневник, (результаты наблюдений за учащимися)

  • Наблюдение за проявлением отношения к ценностям ЗОЖ в процессе деятельности, индивидуальные и коллективные беседы, опросные методики, отражающие мнение ребенка. Подведение итогов.

  • Результаты диагностики ценностных ориентаций «Я болельщик»

4

Активное участие в предлагаемых образовательно-воспитательных пространствах


  • Положительная динамика активности подростка в совместной деятельности

  • Индивидуальные достижения подростка в участии в совместной деятельности, в ее организации

  • Система стимулирования (количество дел, в которых учащийся принял активное участие, выступил как организатор)

  • Диагностическая карта, педагогический дневник, (результаты наблюдений за учащимися)

  • Дневник болельщика

5

Обогащение опыта организаторской, коммуникативной и аналитической деятельности


  • Знание подростком алгоритма подготовки и проведения дела

  • Успешное выполнение подростком конкретного поручения в творческой группе

  • Количество проведенных дел, в подготовке которых принимал участие подросток, умение подростка анализировать свою деятельность


  • Диагностическая карта, педагогический дневник, (результаты наблюдений за учащимися)

  • Система стимулирования

  • Результаты наблюдений учителей ФК и классных руководителей за подростками, при анализе деятельности участия в соревновательной деятельности команд и творческих групп

7

Увеличение количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом.


  • Положительная динамика участия учащихся в спортивных секциях соревнованиях и олимпиадах различного уровня

  • Результаты участия учащихся (диагностическая карта)

9

Внедрение разнообразных форм проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков.


  • Помощь в организации внеурочной деятельности при организации спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

(9-11класс)

  • Результаты участия учащихся (диагностическая карта)













































Литература, используемая при разработке программы

  1. Валентик Ю.В., Мартыненко А.В., Полесский В.А. и др. Монография «Формирование здорового образа жизни молодёжи». - М.: Медицина, 1988.

  2. Википедия - свободная энциклопедия. URL:: ru.wikipedia.org (дата обращения: 28.07.2011)

  3. Воспитательные формы и технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников. Концепция эксперимента Центра образования № 825 г. Москвы / Научн. рук. В. А. Караковский [электронный ресурс]

  4. Воспитательные формы и технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников. Концепция эксперимента Центра образования № 825 г. Москвы / Научн. рук. В. А. Караковский [электронный ресурс]

  5. Все о мотивации. Методическое описание опыта педагогов ВДЦ «Орленок». Сост. Л. И. Славкина. - ВДЦ «Орленок», 2007

  6. И. Л. Гуляева. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. - Вологда: Книжное наследие, 2007. - С. 683-686

  7. Измайлова Д. Нравственные смыслы гражданского образования. // Народное образование, 2007

  8. Кремль.org - политическая экспертная сеть [Электронный ресурс] / Стенографический отчет о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Москва, Кремль, 19 мая 2010 года - Электрон. дан. - М.: Интернет-портал kreml.org ,- Режим доступа: kreml.org/other/244850338, свободный. - Загл. с экрана

  9. Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 9

  10. Лубышева Л.И., Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества // Международный форум "Молодежь - Наука - Олимпизм", 14 - 18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. - М.: 1998,.Советский спорт

  11. Молодцова И.В. Становление гражданской позиции старших подростков: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Молодцова; Красноярский пед. гос. ун-т. Им.В.П. Астафьева - Красноярск, 2007г. - 23 с

  12. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. - М.: Издательство: "Академия", 2007.

  13. Олимпийская Хартия, М., 1996, с.7

  14. Официальный сайт [Электронный ресурс] Интернет-портал sochi2014.com,- Режим доступа: olymps.ru/sochi-2014/sochi_prog, свободный. - Загл. с экрана

  15. Словарь по этике [Электронный ресурс] Интернет-портал moralphilosophy.ru,- Режим доступа: moralphilosophy.ru/index.htm, свободный. - Загл. с экрана

  16. Хвыля-Олинтер Н.А. Национально-культурная идентичность современной российской молодёжи в условиях глобализации: методология социологического анализа: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук

1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждёна распоряжением Правительства Российской Федераций от 29.12.2001 № 1756-Р.

3 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена 4 октября 2000 года постановлением Правительства РФ № 751. г. Москва

4 Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 г. № 7

5 Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795

6 Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] / Проект. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации - Электрон. дан. - М.: Интернет-портал mon.gov.ru/ ,- Режим доступа: mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/, свободный.


© 2010-2022