Статья на тему: Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Хомутовская СОШ №2»


Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры

Учитель физической культуры: Парфенова Л.Г.


Забота о здоровье учащихся в нашей школе является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физической культуры. Работая в рамках реализации программы «Здоровье» мы используем здоровьесберегающие технологии

В физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
2. Знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Мы используем физкультурно-оздоровительные технологии, т.к. они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть - температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно-гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

№ п\п

Средства здоровьесберегающей направленности

Виды деятельности

1.

Двигательная

направленность

- физические упражнения;

-упражнения на формирование правильной осанки

физкультминутки и подвижные перемены;

- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

-подвижные игры;

-специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);

-оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся

2.

Использование оздоровительных сил природы

Проведение занятий на свежем воздухе:

Осень -весна (легкая атлетика, мини-футбол, подвижные игры, соревнования)

Зима (лыжная подготовка)

3.

Гигиенические факторы

Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами,

проветривание и влажная уборка спортивного зала и раздевалок,

Соблюдение режима двигательной активности,

Обучение детей навыкам здорового образа жизни


Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с применением функциональной музыки; с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, работа с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни.

Тема по самообразованию над которой я работаю это - «Формирование сознательного отношения у учащихся к ведению здорового образа жизни и физическому самосовершенствованию». Свою работу я планирую на основе личностно-деятельностнного подхода. Опираясь на результаты диагностического мониторинга, учитывает способности и возможности, склонности и потребности учащихся. Дифференцированно подхожу к оцениванию освоения новых упражнений ребятами и определению уровня их физической подготовленности. В 10-11 классах ведется деление на группы по половозрастному признаку(использование гендерной технологии). Подбираем специальные упражнения и дозируем нагрузку с учетом состояния здоровья каждого ученика, его типа телосложения и развития двигательных качеств. Это укрепляет их веру в себя, в свои силы, поддерживает стремление к занятиям, создавая "ситуацию успеха". С 2003 года ведет отслеживание результатов отдельных учеников, командных результатов по видам спорта, успеваемости, участия в соревнованиях, что очень важно для повышения качества знаний и уровня физической подготовленности учащихся.

Для повышения уровня индивидуальной, технической подготовленности ученики в процессе уроков физкультуры получают теоретические сведения из области физической культуры и спорта. Вместе с учителем учащиеся анализируют упражнения по фазам, систематизируют элементы физической подготовки. Для детей важно понимать, что овладения новыми умениями и двигательными навыками, их совершенствование пройдут успешнее тогда, когда будут базироваться на хорошо усвоенных теоретических знаниях об основах техники движений, о физиологических закономерностях развития и деятельности человеческого организма.

В результате применения данной методики работы повысилась посещаемость уроков, появился интерес для получения отличных и хороших результатов, сократилось количество освобожденных по состоянию здоровья от уроков физкультуры учеников, увеличивается число желающих, заниматься в спортивных секциях, возросла конкуренция за вхождение в состав сборной команды школы по всем видам спорта.

Активно используем на уроке информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют при выполнении упражнений, как в разминке, так и в основной части, применять специально подобранную музыку. Главное, что музыкальное сопровождение очень нравится учащимся, а значит, мы добиваемся желаемого результата: у детей повышается мотивация к выполнению упражнений.

В учебно-воспитательном процессе используем современные образовательные технологии, которые способствуют формированию ключевых образовательных компетенций. Они позволяют выстроить структуру личностного самосовершенствования ученика, это умение вырабатывать и закреплять позитивные привычки, регулировать и контролировать свое поведение, создавать ситуацию успеха в повседневной жизни, планировать и организовывать деятельность, постоянно совершенствовать в себе положительные личностные качества, заниматься ежедневной физической культурой, совершенствованием своего тела и духа. Способствует развитию положительных качеств ученика, таких как: взаимопонимание, взаимовыручка, взаимоуважение.

Применение инновационных технологий, учит ребят не просто запоминать и воспроизводить задания, но и творчески применять их на практике. Например, использование игровой технологии, позволяет детям раскрыть свои возможности в непосредственной обстановке, помогает преодолеть психологический барьер и обрести веру в собственные силы, развивает творческие и мыслительные способности учащихся.

Освоение информационных технологий позволило создать электронную библиотеку в своём рабочем кабинете. На уроках она использует различные мультимедийные пособия по технике безопасности, интерактивные тесты, тесты для подготовки к предметным олимпиадам, презентации по различным видам спорта, методические разработки, паспорта здоровья учащихся и диагностические материалы, презентации. Данная технология помогает привлечь ребят к выполнению домашних заданий, связанных с поиском спортивных новостей в Интернете, с подготовкой реферативных заданий по теории физкультуры и спорта, здоровому образу жизни: («Правильная осанка в жизни школьника», «Вперед к олимпийским рекордам!», «Выполняем зарядку дома» «Нет вредным привычкам!», «Спорт в жизни моей семьи», «Москва-80», «История спортивного Иркутска», «Сочи-2014» и др

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.


© 2010-2022