- Преподавателю
- Физкультура
- Проект уроков по волейболу для девочек
Проект уроков по волейболу для девочек
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Калеев А.В. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект учебно-тренировочных занятий на 1 четверть
Учебная работа по волейболу в течение учебного года осуществляется преимущественно в первой и третьей четверти, количество уроков распределяется примерно поровну. Уроки, на которых изучаются приемы игры в волейбол, планируются подряд, в этом случае эффективность обучения будет больше.
В отдельных случаях возможно изучение волейбола в третьей четверти, когда уроки сдвоены для лыжной подготовки и по каким-либо причинам не могут быть проведены на открытом воздухе.
Следует практиковать самостоятельные занятия учащихся и домашние задания, в которые включены упражнения для развития физических качеств, совершенствования техники игры, проведения подготовительных к волейболу игр и двусторонней игры в волейбол (1Х1, 2Х2, 3Х3 и т. д.).
В содержании примерных уроков отражается главным образом материал для основной части урока. При повторении изученного ранее надо ориентироваться по конкретному контингенту учащихся, их подготовленности и т. д.
План урока для девочек 11-и лет.
В 11 лет учащиеся должны изучить основные способы перемещений в волейболе; рациональные исходные положения для выполнения приемов игры волейболиста; изучить передачу мяча сверху двумя руками; освоить игры, подготовительные к волейболу.
1-й урок. Перемещения: ходьба и бег, по сигналу «остановка» и поворот налево, направо, присесть, встать, принять стойку волейболиста (в различной последовательности и сочетаниях). Передача: броски набивного мяча (1 кг) и ловля в положении «передача сверху»; вкладывание волейбольного мяча и расположение рук в положении «передача», передача подвешенного мяча. Игра «Пионербол».
2-й урок. Перемещения: остановка скачком после ходьбы и бега, по сигналу, ходьба окрестным шагом. Передачи: то же, что в уроке 1, передача мяча, подброшенного над собой. Игра «Пионербол».
3-й урок. Перемещения: из уроков 1 и 2. Передача: то же, что в уроках 1 и 2, передача мяча, наброшенного партнером. Игра «Пионербол».
4-й урок. Перемещения: то же, что в уроках I- -3, во время перемещения по сигналу имитация передачи мяча. Передача: то же, что в уроке 3. Игра «Мяч в воздухе».
5-й урок. Перемещения: ходьба, бег. бег окрестным шагом, по сигналу «остановка» принятие стойки волейболиста, имитация передачи. Передача: броски набивного мяча, передача мяча, подброшенного партнером, передача в парах (расстояние 1-2 м). Игра «Мяч в воздухе».
6-й урок. Перемещения: то же, что в уроке 5. Передача: то же, что в уроке 5, передачи у стены многократно, с ударом о стену. Игра «Мяч в воздухе».
7-й урок. Перемещения: из предыдущих уроков. Передача: то же, что в уроке 6. Игра «Мяч в воздухе».
8-й урок (контрольный). Упражнения в перемещениях и передача мяча, игра «Мяч в воздухе». Оценка усвоения изученного материала.
План урока для девочек 12-и лет.
Продолжается обучение перемещениям и стойкам, изучаются приставные шаги правым и левым боком вперед, лицом и спиной вперед, обращается внимание на скорость перемещения различными способами; закрепляется навык передачи мяча сверху двумя руками; начинается обучение приему мяча снизу двумя руками.
1-й урок. Перемещения: приставными шагами правым, левым боком вперед. Передача: после подбрасывания над собой с набрасывания партнера (увеличивается высота подбрасывания и расстояние передачи). Прием: снизу двумя руками, мяч набрасывает партнер. Игра «Пионербол».
2-й урок. Перемещения: приставные шаги правым, левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед. Передача: то же, что в уроке 1. Прием: то же, что в уроке 1. «Мяч в воздухе».
3-й урок. Перемещения: сочетание приставных шагов боком, лицом и спиной вперед. Передача: с набрасывания партнера. Прием: прием снизу двумя руками, мяч набрасывает партнер, посылает передачей. Игры «Пионербол», «Мяч в воздухе».
4-й урок. Перемещения: чередование способов. Передача: с набрасывания партнером через сетку, многократные передачи в стену. Прием: снизу мяча, наброшенного партнером. То же, мяч набрасывается через сетку. Игра «Передал - садись!».
5-й урок. Перемещения: чередование способов ускорения при передвижении определенным способом. Передача: передачи в стену, передачи в парах в зонах 6-3, 4-3, 2-3. Прием: то же, что в уроке 4. Игра «Передал - садись!».
6-й урок. Перемещения: то же, что в уроке 5. Передача: то же, что в уроке 5. Прием: то же, что в уроке 5. Игра «Передал - садись!».
7-й урок. То же, что в уроке 6. Игры «Мяч в воздухе», «Передал - садись!».
8-й урок (контрольный). Упражнения из всех разделов по усмотрению учителя с целью определить степень усвоения программного материала.
Таблица 1
Контрольные испытания по физической и технической подготовке для занимающихся в секции волейбола
Виды испытаний
11 лет
12-13 лет
девочки
Бег 92 м
32,0
31,0
(к 6 точкам), с
Бег 6Х 5 м, с
12,8
12,4
Прыжок толч
ком двух ног,
см
с места
35
40
с разбега
40
45
Метание теннисного мяча
2,0 м
2,1 м
через сетку в прыжке
2
2
из зоны 4 в зону 5
(попадание в
2
3
цель- гимнастический мат,
пять попыток): более сильной
1
2
рукой, более слабой рукой.
Содержания программного материала по физической подготовке в разделе «волейбол»
Для разработки пакета методического обеспечения раздела физической подготовки по разделу «волейбол» необходимо уточнить перечень предлагаемого учебного материала, изложенного в программах по волейболу. Бег с остановкой и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6,10м (общий пробег за одну попытку 20-30м). «Челночный» бег, но отрезок в начале пробегают лицом, а затем спиной и т. д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) с поясом-отягощением или в куртке с отягощением.
Бег (приставными шагами) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определённого задания; ускорение, остановка, изменение направления или способа перемещения, поворот на 3600 прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т. д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определённое действие.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номера», «Попробуй, унеси», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнение на развитие прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом в руках (до 3 кг). Из положения, стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением. Различные прыжки с сопротивлением партнера (прыжки с «полотенцем»).
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). Броски набивного мяча в парах различным способом.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперёд, боком и спиной вперёд. Тоже с отягощением. Напрыгивание на тумбу, постепенное увеличение высоты и количество прыжков подрят. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты. Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий. Прыжки с места вперёд, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами, прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной или обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и разбега с доставанием теннисных мячей, укреплённых на разной высоте.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплён на уровне плеча), руки за головой, движение из-за головы вперёд и вверх. То же одной рукой (правой, левой).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперёд, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижения на пальцах влево (вправо) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперёд вверх, перейти в упор лёжа (при касании пола руки согнуты). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперёд и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста). Многократные передачи баскетбольного мяча о стену и ловля его. Поочерёдные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнёры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым экспандером. Сжимание теннисного мяча. Многократные волейбольные передачи набивного мяча в парах. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенное увеличение расстояния до неё. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность.
Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнёром (двумя, тремя); в зависимости от действия партнёра изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направление первой и второй передачи). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой максимальной быстротой.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперёд, руки назад (амортизатор укреплён на уровне плеча), руки за головой, движение из-за головы вперёд и вверх. То же одной рукой (правой, левой) и правым боком к стенке (амортизатор укреплён на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой левой, левой-правой. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. с набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.
Метод контроля уровня специальной физической подготовленности основывался на использовании следующих тестов:
-
бег 30 м. испытание проводится по обще принятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»). Тест характеризует собственно-скоростные способности.
-
бег 30 м: 5х6 м. на расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз, при изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию. Тест характеризует сопряжено ловкостно-скоростные способности
-
прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трёх попыток учитывается лучший результат. Тест характеризует скоростно-силовые способности мышц ног.
-
метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держать мяч двумя руками снизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперёд. Тест характеризует скоростно-силовые способности мышц рук в положении стоя.
-
метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками сидя. При этом плечи должны быть на уровне линии отсчёта (а не ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат. Тест характеризует скоростно-силовые способности мышц рук в положении сидя.
Перечень средств специальной физической подготовки.
Силовая подготовка /С/
С.01. Растягивание рук в стороны напряженно сцепленными пальцами.
С.02. Стоя друг перед другом и держась за руки, один стремится поднять руки вверх, другой оказывает сопротивление.
С.03. Ходьба с выпадами и поворотами туловища.
С.04. Ходьба со взмахами ногами.
С.05. Ходьба на четвереньках, на руках и ногах спиной вниз.
С.06. В упоре лежа руки шире плеч поочередное сгибание рук, перенося тяжесть тела на согнутую руку.
С.07. В упоре лежа поднимать разноименные руку и ногу.
С.08. В упоре лежа сгибать и разгибать руки, партнер держит за ноги.
С.09. Ходьба на руках. В упоре лежа партнер держит за ноги.
С.10. Стойка ноги врозь пошире, набивной мяч в руках внизу - круговые движения туловищем, поднимая руки вверх.
С.11. Сидя согнув ноги в коленях, руки за головой - партнер становится в упор на колени, руками упирается в ступни ног первого, который медленно наклоняется назад и возвращается в исходное положение.
С.12. Стоя на коленях, руки за головой, партнер, стоя на коленях сзади, удерживает за ноги- выполнять наклоны вперед.
С.13. Ходьба с товарищем, сидящим верхом на спине.
С.14. Переноска товарища: один поддерживает под плечи партнера, другой за ноги.
С.15. В упоре присев, одна нога вытянута вперед, носок оттянут - круговые и восьмеркообразные движения.
С.16. Партнеры, стоя спиной друг к другу и держась руками, согнутыми в локтях, приседают и встают.
С.17. Приседание с партнером, стоящим на плечах.
С.18. Броски набивного мяча двумя руками из-за головы.
С.19. В парах. Игроки, выпрыгивая с разных сторон сетки, соприкасаются ладонями и сильно надавливают на них.
Ловкостная подготовка /Л/
Л.01. Ходьба по гимнастическому бревну, делая движения руками в различных направлениях.
Л.02. Прыжки с места и разбега с поворотом на 180,270,360 градусов.
Л.03. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.
Л.04. То же, но кувырок назад.
Л.05. Кувырок через плечо: с шагом вперед опереться на одноименную руку, оттолкнувшись ногой, опуститься на плечо, поворачивая голову, выполнить перекат и возвратиться в исходное положение.
Л.06. Кувырок: с шагом и выпадом в сторону повернуться спиной в сторону и, касаясь тазом пола, вытолкнуть мяч, а затем выполнить кувырок.
Л.07. Падение назад с поворотом: оттолкнувшись ногами, принять мяч, после чего, резко повернув голову в сторону падения, повернуться и, встретив пол руками, мягко через грудь перекатиться в упор лежа.
Л.08. Бег с прыжком вперед, паданием на руки и перекатом через грудь.
Л.09. В парах. Игрок в упоре лежа левой и правой рукой поочередно отбивает мяч, набрасываемый партнером.
Л.10. В парах. Игрок зажимает мяч ступнями и резким движением ног вперед в прыжке бросает мяч партнеру.
Л.11. Игрок зажимает мяч пятками, стопы параллельны. В прыжке сгибает ноги и, выбрасывая мяч назад - вверх, ловит его.
Л.12. Стоя спиной к стене на расстоянии 2м, бросить мяч за голову, повернуться и поймать его.
Л.13. Игра в кругу двумя, тремя мячами.
Л.14. В парах на расстоянии 6м. Игрок выполняет передачу мяча над собой, а затем партнеру, после чего делает кувырок вперед. Тоже выполняет партнер.
Л.15.Переменные подскоки на левой и правой ноге с передачей мяча над собой.
Л.16. Игра в защите одного против двух.
Л.17. Имитация нападающего удара в прыжке с переключением на блокирование.
Л.18. Ходьба по гимнастической скамейке с одновременной передачей мяча над собой.
Л.19. Передача мяча над собой с хлопком ладоней за спиной.
Развитие быстроты /Б/
Б.01. Рывки и ускорения из разных и.п. (сидя, лежа, стоя) по сигналу.
Б.02. Рывки с резкой сменой направления перемещения.
Б.03. Имитационные упражнения (например, выполнение движений как при ударе по мячу).
Б.04. Быстрые перемещения с последующей имитацией передачи мяча или нападающего удара.
Б.05. Быстрые переключения от одних действий к другим (например, кувырки вперед после нескольких передач мяча)
Б.06. Игроки в парах располагаются на боковых линиях: один подбрасывает мяч повыше и убегает к противоположной линии, другой бежит и подбивает мяч двумя руками снизу. Подбив мяч, игрок ловит его и подбрасывает вверх.
Б.07. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно.
Б.08. Бег спиной вперед с оптимальной величиной шагов (упражнения бегового характера обязательно выполнять с мгновенными остановками).
Б.09. Блокирование нападающих ударов в зонах 3 и 4(2) одним спортсменом.
Б.10. Нападающий удар из зоны 4(3,2) без пауз между ударами, быстро возвращаясь после приземления к линии нападения.
Развитие игровой выносливости /В/
В.01. Серии прыжков - 15-20 сек: в первой серии прыжки выполняют с максимальной частотой; после минутного отдыха - серия прыжков на максимальную высоту и т.д.
В.02. Перемещения в низкой стойке в различных направлениях - 1-1,5 мин., затем отдых 30 сек. Итак несколько серий, можно с отягощением весом 2-5 кг.
В.03. Имитация нападающего удара (блокирования) около сетки и падение (или кувырок) поочередно. Серия 10 прыжков и 10 падений.
В.04. Бег с ускорениями и изменением направления - 1 мин.
В.05. Падения на грудь (или на спину) с последующим переворотом. 6-10 падений в серии.
В.06. В парах. Игрок набрасывает мяч ближе, дальше, влево, вправо, партнер подбегает под мяч и выполняет передачу.
В.07. Выполнение нескольких подач подряд на силу.
В.08. Выполнение нескольких нападающих ударов
В.09. Прием 6-8 нападающих ударов.
В.10. Выполнение 6-8 блокирований.
В.11. Прыжки на возвышение высотой 80-100 см - 1 мин.
В.12. Прыжки на одной ноге, подтягивая бедра к груди -15 прыжков на каждой ноге.
В.13. Челночный бег от лицевой линии до линии нападения и обратно с броском (падением) на грудь (спину) на линиях. Без пауз отдыха - 5 падений; через 30 с выполнить еще раз.