«Влияние двигательной активности на умственные способности младшего школьника. »

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Влияние двигательной активности на умственные способности младшего школьника.»

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».(Гиппократ)

«Здоровье - не всё, но все без здоровья - ничто! »( Сократ )

« Слабое здоровье и отставание в физическом развитии многие исследователи отмечают как один из одних возможных факторов « умственной слабости ».( А. Бине )

Актуальность исследования. Недостаток движения - причина многих заболеваний. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности.Движение - обязательное условие здорового образа жизни.

Данная проблема возникла в середине 20 века. Некоторые ученые утверждают, что физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз по сравнению с предыдущими столетиями. «…80% школьников ведут малоактивный образ жизни»

Задачи нашей работы: найти значение терминов «двигательная активность», «гипокинезия», «гиподинамия», «гимнастика» в толковых словарях; познакомиться с литературой, раскрывающей значение двигательной активности на психические и умственные способности детей младшего школьного возраста.

В специальной литературе для обозначения состояний ограничения мышечной деятельности используют два термина:

* гипокинезия - недостаток мышечных движений;

*гиподинамия - недостаток физического напряжения.

А что же такое двигательная активность?

«Двигательная активность - это деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое развитие ребёнка, это средство всестороннего развития детей.» (Шебеко В. Н. и другие). «Двигательная активность - это физиологическая потребность растущего организма в движении, недостаточность которой отрицательно сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, что приводит к задержке сенсорного развития. » (Е. Зайченко) Гимнастика - это система подобранных физических упражнений.

Дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные детективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети - само послушание! С чего все начинается? С замечательного изобретения, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно! А теперь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в коляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за родителями, а он едет, головку свесил, спит.

Интересные факты науки . Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту и двигательная активность снижается на 50%.«…Не надо мешать ребенку играть, резвиться…он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ножке…это заложено природой…Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь» - подчеркивает И.А. Аршавский. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 15-20 тыс. шагов, а дошкольник 12 тыс. шагов. Сегодня нормальный день младшего школьника - 5 уроков в день, плюс 2-3 часа дома на самоподготовку, 3-4 часа телевизор, плюс чтение книг. «Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель были одинаково бодры» - убеждал учителей И.А. Сикорский.

Увеличение количества интересных и полезных физкультминуток способны укрепить здоровье, снизить утомление во время урока, повысить работоспособность и двигательную активность. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий.»К.Д.Ушинский.

При появлении первых признаков утомления необязательно надолго прерывать работу. Можно прямо сидя на месте в течение 1-2 минут выполнить 2-3 упражнения и «убрать» признаки утомления. Это и есть физкультурные минуты.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Для восстановления глаз

пальчиковая гимнастика,

игровой самомассаж,

музыкально подвижные игры,

игры- путешествия,

креативная гимнастика,

Эвристическая гимнастика.

Для восстановления утомленных мышц.. Для снижения возбуждения.. Для возбуждения нервной системы.

Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.

Эврестическая гимнастика. Это гимнастика,когда детское вооброжение соединяется с физическими движениями в ритм биологическим законам природы.Представление : ернышка, веточки, почки, тучки. И.т.д

Обратите внимание на то, как дети реагируют на звуки музыки. Их части тела начинают постукивать, притопывать в такт и в конечном итоге они пускаются в пляс, который не поддается ограничению ни одним танцем мира. Их движения неповторимы и своеобразны, одним словом индивидуальны. Благодаря тому, что дети так чувствительны к музыке, они очень любят детские подвижные игры под музыку. В свою очередь подобные игры помогают им раскрыться, выявить у них таланты: музыкальные, певческие. Дети становятся коммуникабельнее, легко идущими на контакт с коллективом. Ещё один большой плюс подвижных игр под музыку - вся полезная информация для ребёнка поступает в легкой игровой форме, что упрощает процесс усваивания и делает его привлекательным. Всё это совместно с активными действиями, такими как ходьба, бег, движения руками, прыжки, приседания и многими другими оказывает положительное влияние на физическое развитии ребёнка. Я использую такие игры,как: «Найди свое место», « Космическая Одиссея», « Танец на газетах», «Музыкальная импровизация» и т.д.

Танец - физкультминутка.

Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно стоя на двух ногах. А разве нельзя танцевать лежа или сидя? Конечно, можно. Мне показалось это очень необычным и увлекательным. Я стала пробовать с детьми танцевать на занятиях по физической культуре. Ребятам очень понравилось. Это разнообразило занятия, внесло свежую струйку воздуха. «Полечка», «Солнышко лучистое» и т.д. Выбор очень богат, подключайте свою фантазию и вперёд……При обучении детей танцам сидя важно посадить ребенка с необходимым интервалом, чтобы движения детей были не скованы. Постоянно обращайте внимание детей на прямую спинку. Вначале обучения мы танцевали с детьми без предметов, а уже на следующем этапе обучения я добавила предметы. Использование предметов поддерживает интерес к занятию, делает движения более разнообразными. С целью профилактики плоскостопия я использую в танце массажные подушечки, массажные валики (детки танцуют без обуви), Уважаемые взрослые, попробуйте, разнообразьте двигательную активность вашего ребёнка.

Попробуйте убедиться, что это не менее интересно, а в чем-то и более трудно. А может и сами станцуете? Исполните, не поднимаясь со стула, танец...Ламбада, твист, хип-хоп, макарена……Фантазируйте!!!

Вывод:

* Физические упражнения приводят к возникновению полезного эффекта в организме. Повседневные нагрузки повышают все возможности и способности организма, в том числе и умственные.

*Физкультминутки благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение учащихся, снимают статические мышечные нагрузки.



© 2010-2022