«Основные понятия технологии дифференцированного обучения, её применение в учебно-спортивной работе»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ









Доклад




Тема: «Основные понятия технологии дифференцированного

обучения, её применение в учебно-спортивной работе»



Составил: тренер-преподаватель

Инкерев Анатолий Валнетинович






2015 г.







Основные понятия технологии дифференцированного обучения


В педагогической психологии, дидактике, а также в школьной практике широко используются термины «индивидуальный подход», «индивидуализация обучения», «дифференцированное обучение», «дифференциация» и другие. Эти термины нередко употребляются как синонимы, но в то же время в содержании каждого из этих понятий имеются свои существенные признаки.

Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою весьма неопределенных значениях. К таким понятиям относится «дифференцированное обучения». Анализ литературы показывает, что более точное определение дает Селевко Г.К. [1].

Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.

К наиболее существенным понятиям теории дифференцированного обучения, которыми мы будем оперировать в процессе исследования, относятся:

Дифференцированное обучение - это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Дифференциация - организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.

Дифференцированное обучение - это не разделение детей на классы по уровням, а технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником. Однако процесс усвоения знаний может быть одинаков, совпадать у детей данной группы, класса. Можно выявить общее в индивидуальном развитии детей в процессе обучения. Общее может характеризовать уровень развития детей, сходство в мотивах деятельности и поведении. Обычно таким общим уровнем обладают дети одинакового возраста. Поэтому знание общих психологических особенностей детей данной группы, данного возраста обеспечивает в обучении возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на намеченную тему. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его индивидуальные качества.

В дидактике и предметных методиках предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы. Одни ученые предлагают объединить учащихся по успеваемости, устойчивости интереса и уровню познавательной самостоятельности; другие исходят из устойчивости восприятия, уровня развития памяти, типа мышления, уровня выполнения мыслительных операций, темпераменту; третьи называют следующие признаки: успеваемость по предмету, темп работы, информированности по предмету, способности.

В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные классы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и др. группы, направления, отделения, школы);

- по уровню умственного развития (способные, одаренные, дети с ЗПР);

- по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие);

- по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.);

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация.

1.Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», автор В. В. Фирсов

Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведёт к снижению уровня требований, процентомании.

В технологии предлагается введение двух стандартов (принцип минимакса): для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь ученик;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню ученик, должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

- наряду с базовым уровнем ученику предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.

Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта (ножницы). Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения (Л.В. Занков).

Особенности методики

Особенностями методики преподавания являются:

• блочная подача материала;

• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации пересдачи зачётов.

Оценивание знаний

Существенная особенность технологии уровневой дифференциации обучения - её органическая связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основе которой - минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение его обязательно для каждого ученика. Критерии более высоких уровней строятся на базе учёта того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачётов.

Предусматривается:

- тематический контроль;

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

- оценка методом сложения (общий зачёт = сумма частных зачётов);

- двоичность в оценке обязательного уровня (зачёт-незачёт);

- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);

- возможность «дробных» зачётов;

- кумулятивность итоговой оценки (годовая оценка вытекает из всех полученных).

Зачёты проводятся в учебное время, при этом:

- предусматривается резерв времени для доработки;

- возможна помощь учителя во время зачёта;

- учащимся даются «ключи» к проверочным знаниям;

- на каждого ведётся лист учёта и контроля;

- в случае, если учащийся претендует на оценки «4» и «5», итоговый кон¬троль предусматривает экзамен «на подтверждение» по всему материалу.

2. Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик

Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», ее отличительные особенности: внутриклассная дифференциация по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом. Первый - уроки общего разбора темы (лекции). Второй - комбинированные семинарские занятия с углубляющей проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (от трех до пяти уроков по каждой теме). Третий - уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачеты). Четвертый - уроки межпредметного обобщения материала (защита тематических заданий). Пятый - уроки практикумы.

Из-за неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке.

Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Задания этой программы должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Задания содержат дополнительные сведения и расширяют материал первого уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Программа содержит развивающие задания, углубляющие материал.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого ученика). Учет знаний по системе «зачет-незачет».

3. Личностно-ориентированное обучение в современной школе, автор И.С.Якиманская

Основываясь на высказывание Л. С. Выготского: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», Якиманская И.С. осознала, что индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения. Актуальной является необходимость реализации индивидуального подхода, связанного с существующими противоречиями между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальными особенностями восприятия, памяти, интересов, определяющими индивидуальный характер освоения учебного материала конкретным школьником.

Главной задачей в технологии, считает Якиманская, создание условий для личностного развития школьника, независимо от индивидуальных способностей и особенностей. В ходе профессиональной деятельности, системной работы по психолого-педагогической поддержке учащихся, она проводит диагностику и формирует мониторинг личностных достижений учащихся по следующим показателям:

• Изучение мотивации учащихся.

• Уровень учебных возможностей.

• Адекватность уровня учебных возможностей учащихся уровню их обученности.

• Показатели проявления самостоятельности в учебной деятельности.

• Уровень сформированности ОУУН.

• Техника чтения.

Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью.

Ученики с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнять многие задания, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. А дети с высокой обучаемостью тоже нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, требуется дифференцированный подход к учащимся. Именно он является основным путем осуществления индивидуализации обучения.

С точки зрения Ираиды Сергеевны дифференцированное обучение преследует цель оптимальной организации обучения, возможной благодаря эффективной, плодотворной учебной деятельности каждого ученика; задачу - определить наилучшие возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися.

Смысл дифференцированного обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.

При внедрении дифференцированного обучения на уроках необходимо создать условия его осуществления:

- глубокое изучение индивидуальных и типологических особенностей учащихся и групп учащихся;

- умение анализировать учебный материал, выделять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;

- составление технологической карты, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;

- умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале каждого ученика);

- организация учебного процесса, предоставляющая ученику возможность выбирать его содержание, вид, форму при выполнении заданий, решении задач;

- осуществление оперативной обратной связи, создание такой атмосферы на уроке, которая расковывает учащихся;

- создание мотивации успешности учения;

- активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

По характеру избирательной направленности познавательных процессов (опираясь на критерии Г. И. Щукиной) Якиманская подразделила класс на группы:

С высоким уровнем развития познавательных интересов

дети в этой группе интенсивно и с увлечением самостоятельно работают, стремятся разобраться в трудных вопросах.

Со средним уровнем развития познавательных интересов

учащиеся проявляют познавательную активность при побуждении учителя, интерес к самостоятельной работе в зависимости от ситуации, трудности преодолевают при помощи учителя.

С низким уровнем развития познавательных интересов

отличаются познавательной инертностью, мнимой самостоятельностью в работе, часто отвлекаются при затруднениях, их характеризует полная бездеятельность.

Тем самым, включение пассивных школьников в игровую деятельность способствует их активизации. А ученики, которые проявляют «страстное отношение к знанию» умеют длительно сосредоточивать свое внимание в процессе работы, используют рациональные приемы запоминания, проявляют мыслительную деятельность.

У группы учащихся, в которой отсутствует целенаправленность, стойкие интересы, внимательность и настойчивость проявляется только в короткие периоды, у них низок уровень требований к себе.

Но в практике обучения даже методически совершенные уроки, основанные на одних фронтальных формах работы, не приносят полного успеха, т.к. дети по-разному усваивают материал и неодинаково относятся к тому, что нужно узнать, понять, запомнить. Это объясняется наличием у школьника разных уровней обучаемости, темпов продвижения в усвоении учебного материала.

Для осуществления дифференцированного обучения на уроке необходимо создавать условия, которые бы давали возможность учителю управлять процессом обучения.

Приняв за два доминирующих качества в учебных успехах школьников - обучаемость и учебную работоспособность - то всех обучающихся Якиманская разделила на ряд типологических групп, поскольку эти группы за неодинаковые промежутки времени могут достигать высокого уровня знаний, то их подразделила по этому признаку на три ступени: высокую, среднюю, низкую.

Дифференцированный подход необходим на всех этапах учебного занятия:

Этап изложения новых знаний, умений (первичного восприятия материала).

Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и может быть, не один раз, для отдельных групп.

Можно использовать и такой прием: объяснить новый материал кратко на высоком уровне сложности (внесение проблемности в содержание учебных заданий), в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же, более развернуто и доступно.

Во время объяснения нового материала важно учитывать психофизиологические особенности учеников. Дополнительные вопросы адресую детям со слабой слуховой памятью, невнимательным, рассеянным. Учащимся с хорошей зрительной памятью помогает наглядность, с моторной - практическая работа на доске.

Этап закрепления и применения знаний и умений.

Основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы.

Готовится 2-3 варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант заранее предназначается определенной группе учеников.

Для учеников, обладающих низкими и средними учебными возможностями, временами даются задания по образцу, алгоритмического вида, носящие реконструктивный характер.

Отдельным группам дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок.

Некоторым учащимся оказывается помощь (в качестве вспомогательного средства используются схемы, чертежи, начало решения, теоретическая справка или указание на страницу учебника, где можно найти справку и т.д.). И только затем рекомендуются задания творческого характера.

Для школьников с высокими и высшими учебными возможностями подбираю в основном задания творческого характера, задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию различной трудности и характера, чтобы наиболее успешно способствовать их развитию.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и тоже знание, умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся и понижающейся трудности. Каждая серия должна отражать определенный уровень усвоения материала.

В процессе обучения, задания разной трудности полезны, они помогают подтянуть учащихся, отстающих в учебе, дают пищу для ума наиболее способным. Одни овладевают суммой знаний, определенных учебной программой, другие, вследствие высокой обучаемости, сочетаемой с огромным трудолюбием, смогут выйти за пределы программы, перенося знания в нестандартную ситуацию.

Творческая деятельность на уроке сильных учеников, обгоняющих своих наиболее слабых товарищей, часто ставят последних в положение копирующих, воспроизводящих. Этим объясняется дифференциация заданий ученикам, принадлежащим к разным типологическим группам.

Всякая работа на уроке, имеющая характер новизны по внутреннему содержанию материала, способов его познания, стимулирует развитие учеников. При этой работе каждый учащийся, постоянно преодолевая трудности, испытывает счастье удовлетворения от познанного, решенного, овладевает постепенно методами познания.

4. Технология индивидуализации обучения, автор И.Э.Унт

Основным понятием исследования является «индивидуализация обучения». Индивидуализацию обучения Инге Унт понимает как учет в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того какие особенности и в какой мере учитываются.

По мнению И. Унт, понятие индивидуализации, популяризируемое в педагогической литературе, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого, чаще всего исследователи ограничиваются учетом групп учащихся сходных по какому-либо признаку.

Инге Унт считает, что на практике, речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитывая лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, умственные способности), наряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента);

3) иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это важно для данного ученика (талантливость, свойство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

По мнению автора, индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования, построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая - создание учебных планов, программ, учебной литературы и составление заданий, предъявляемых учащимся, и третья - формирование различных типов школ и классов.

На наш взгляд, создание учебных планов и программ, создание различных направлений в обучении неизменно учитывает индивидуальные особенности, но носит скорее общий характер, объединяет учеников в группы по какому-либо признаку, то есть имеет место уже дифференциация.

В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Однако, надо иметь ввиду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы ведется дифференциация по возрастному, половому, национальному и другим признакам. Тем самым осуществляется дифференцированный подход, который подразумевает, с одной стороны, опираться на актуальный уровень развития и знаний различных учеников, а с другой, обнаруживал «зону их ближайшего развития», постепенно переводить их к более совершенному овладению знаниями и способами их приобретения. Этот подход опирается на гуманистическую основу воспитания и дает перспективу в развитии каждого ученика.

5. Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания, автор Е.А.Юнина

Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным. (Дж.Восс).

Данная технология основывается на изучении и понимании человека, учете его особенностей при построении отношений с ним.

В основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных, биоэнергетических) учащихся, воспитанников, влияющих на эффективность усвоения учебной информации в течение урока, занятия.

Технология дифференцированного

(том числе индивидуализированного) обучения и воспитания

Направлено на <цель>

Обеспечение адресного построения педагогического процесса

Опирается на <принципы>

Научности Личностно-деятельностный Природосообразности

Достигаются через

Внутреннюю дифференциацию Внешнюю дифференциацию Мониторинг качества урока, занятия

Приводит к <результатам>

- Успешности учащихся, воспитанников в учебно-познавательной деятельности

- Созданию здоровьесберегающей среды

- Гуманистическому мышлению и гуманному поведению

Зависит от < ресурсов >

Кадровых Информационных Временных

По мнению Е.А. Юниной, дифференцированный подход представляет собой следующую последовательность действий:

• Педагог изучает особенности учащихся, прежде всего при помощи наблюдения (тестирование можно подключать, но только как дополнительный метод диагностики).

• Педагог мысленно объединяет учащихся или воспитанников в микрогруппы по определенным признакам (например, по психосоматическим типам, уровням понимания и пр.).

• Педагог дает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом определенных признаков дифференциации.

Таким образом, технология дифференцированного обучения, понимается нами как ориентация на психологические особенности учеников, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.

Необходимость учитывать индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в технологии дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения Е.А.Юниной.




Применение технологии дифференцированного обучения

в учебно-спортивной работе тренера-преподавателя по футболу.


Цель использования технологии.

Создание наиболее благоприятных условий для обучения в одной группе детей с разными способностями, для развития личности обучающегося как индивидуальности, организация учебного процесса с учётом доминирующих особенностей групп обучающихся, не разделение детей на группы по уровням, а обучение в одной группе детей с разными способностями.

Описание внедрения технологии в практическую профессиональную деятельность.

Тренер-преподаватель изучает особенности обучающихся при помощи наблюдения, тестирования, объединяет в микрогруппы по определённым признакам (силе, выносливости, психосоматическим типам, уровням восприятия, памяти, внимания и др.) и организует работу на занятии с учётом определённых признаков дифференциации. Дифференцированный подход в обучении - это ориентация на психологические особенности учеников, выбор и применение соответствующих методов и приёмов, различных вариантов заданий, дозировка учебно-тренировочной работы, заданий, упражнений. В организации процесса обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, ведь они по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Обучение в одной группе детей с разными способностями, обеспечение возможности понимания и усвоения учебно-тренировочного материала каждым обучающимся.

Результат использования технологии дифференцированного обучения.

Обучаясь в одной группе, дети с разной степенью подготовленности (физической, технической, тактической) разными способами и с применением различных методов тренировки осваивают учебно-тренировочный материал полностью.

Список использованной литературы


1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006г.- 816с.

2. Солодникова С.В., Юнина Е.А. Психология человека: учебно-методическое пособие. - Пермь, Изд-во ПРИПИТ, 2003. - 68с.

3. Е.А. Юнина. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2008. - 148 стр.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.- 94с.

© 2010-2022