- Преподавателю
- Физкультура
- Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермак Н.Х. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Доклад на педагогический совет 02.04.2015 года.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Внедрение стандартов второго поколения требует комплексного подхода к организации образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Понимая, что результат образования в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо достигать на уровне каждого ребенка и рассматривать его в единстве предметной, метопредметной и личностной составляющей, особую важность для развития школьников имеет грамотная организация всех видов деятельности обучающегося и целенаправленное воздействие всех структур образовательного учреждения для получения качественного результата
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи внеурочной деятельности:
-
определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся;
-
отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
-
разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
-
разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Опыт внеклассной работы в общеобразовательном учреждение (нашей школе) достаточно велик. Педагогов всегда заботило то, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы и дополнительного образования использовать, чтоб сделать жизнь школьников более интересной насыщенной и комфортной? Как разнообразить досуг, удовлетворить их потребности в освоении внешкольного образования?
Единой модели реализации внеурочной деятельности для всех ОУ быть не может, т.к. условия в муниципальных образованиях разные. С учетом изменений в нормативной базе, а именно вынесения внеурочной деятельности из учебного плана, министерство образования предлагает прописывать программу внеурочной деятельности отдельно, поскольку внеурочная деятельность введена ещё и для того, чтобы усилить эффект достижения результатов освоения основной образовательной программы и, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
Что бы эффективно проводить занятия по внеурочной деятельности необходимо:
-
Изучены интересы и потребности учащихся и их родителей.
-
Разработать положение о внеурочной деятельности на начальной и средней ступени образования.
-
Рабочие программы педагогов, организующих внеурочную деятельность учащихся.
-
Введена должностная инструкция учителя, организующего внеурочную деятельность учащихся.
-
Определен кадровый состав, организующий и внедряющий внеурочную деятельность.
-
Приглашены для работы преподаватели из клубов дополнительного образования.
-
Разработаны и введены в действие программы внеурочной деятельности.
Данные программ должны соответствовать основным направлениям развития личности и определять:
-
формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;
-
развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;
-
формирование представления о трудовой деятельности, уважения к труду и его результатам;
-
ознакомление с миром искусства, профессий, их социальной значимостью и содержанием.
В нашей школе успешно работают: кружки, секции, танцевальный коллектив.
-
Юный художник
-
Цветочно-декаративное оформление школы
-
Спортивные секции по баскетболу и волейболу
-
Танцевальный коллектив «Премьера»
Результат внеурочной деятельности связан с обретением такого важного качества, как эффективность. Известно, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:
-
продуктивность деятельности;
-
удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Эти же критерии можно применить для определения эффективности внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности.
Эффект - это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения способствуют формированию компетентности. Например, неправильно полагать, что для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника будет достаточно классных часов и бесед. Однако, если дети участвуют в спортивных соревнованиях, участвуют в исследовательской деятельности, с учителем составляют режим дня и стараются следовать ему, то вероятность заинтересованности и привитие навыков ЗОЖ значительно возрастает.