Здоровьесберегающие технологии: валеологический подход на уроках физвоспитания

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии: валеологический подход на уроках физвоспитания.


В России самое лучшее образование в мире,

но сегодня это самое лучшее образование

достигается слишком дорогой ценой -

ценой ухудшения здоровья учащихся.

Лабутин Н. Ю.


В газетах и журналах, в радио и телепередачах приводятся удручающие данные о том, что «пораженность» современных школьников хроническими заболеваниями достигла предела (95-97%).

Небезынтересны будут данные небольшого опроса учащихся нашей школы с целью определения личных ценностей. Результаты меня шокировали. Так среди предложенных личных ценностей лидирующее место заняли: материальная обеспеченность, уверенность в себе, образование, престижная работа. Наши ребята здоровье поставили на 6-8 место - наглядный пример «зоны тревоги» в формировании потребности в здоровьесбережении, здоровье совершенствовании.

Обозначенная тема требует рассмотрения двух взаимосвязанных вопросов: что такое сберегающие технологии, и как они должны реализовываться через валеологичекий подход на уроках физвоспитания.

В формулировке всемирной организации здравоохранения здоровье это не только отсутствие болезней и физических дефектов и состояния полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье рассматривается как дополнительный показатель жизнеспособности человека. Нам близка следующая формулировка зоровьесбереающих образовательных технологий:

под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Если рассматривать использование здоровьесберегающих образовательных технологий учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задача минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то можно смело сказать, большая часть школьной программы выходит за рамки здоровьесбережения.

При этом моё понимание здоровьесбережения состоит в том, чтобы ежеурочно формировать в ребёнке потребность здорового образа жизни. Одно из важнейших условий успешности выполнения упражнений, когда ученик знает: "зачем ему это нужно?"

Существуют межпредметные требования сберегающим здоровье технологиям, которые востребованы и на уроках физвоспитания.

  1. Обеспечение мотивации.

  2. Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций.

  3. Обучение только значимому осмысленному материалу.

  4. Обеспечение адекватного восстановления сил.

  5. Осознание успешности обучения.

Я стараюсь объяснить цель каждого задания, опираясь на мотивацию его исполнения, для этого применяю различные приёмы: моделирую жизненные ситуации, привожу примеры.

Так, прежде чем выполнить корригирующие упражнения на исправления осанки, я объясняю детям, что из-за "некрасивой осанки" у них неправильно располагаются органы в грудной и брюшной полости. Достаточно высок риск получить тяжелые травмы: переломы конечностей, тел позвонков, при нарушении осанки придется отказаться от занятий теми видами спорта, которыми очень хотелось бы заняться.

Здоровьесберегающие образовательные технологи в понимании ученых - это социально-биологические факторы, компонентами которых служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизических особенностей поведения личности, уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи. В школе же этот вопрос можно успешно решить при условии, если она станет «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность будет соответствовать возрастно-половым физиологическим нормативом и осуществляться в допустимых санитарно-гигиенических условий.

В классах, где занимаются до 30 учащихся даже на уроках физвоспитания невозможно соблюдать все условия ЗОТ, не говоря уже об остальных предметах.

Академик, хирург Н.М.Амосов говорит о здоровье: «Здоровье необходимо. Это базис счастья… Добыть здоровье проще, чем счастье. Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать его высокий уровень здоровья вполне возможно». По-моему мнению именно поддержание здоровья ребенка - валеологическая составляющая моей педагогической деятельности.

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  1. в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

  2. в интеллектуальном плане - проявлять хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

  3. в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;

  4. в социальном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И.Ожегов).

При валеологическом подходе к организации урока физкультуры я помню об индивидуальном состоянии здоровья каждого ребенка, но и не забываю о факторах влияющих на здоровье детей.

Их можно сформулировать следующим образом:

  1. экологические: солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха.

  2. социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);

(Здесь большое значение имеет режим дня школьника, условия, для выполнения которого необходимо вмешательство семьи. Выполнение домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм - все это впрямую связано с душевным равновесием ребенка, его духовным комфортом. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности значительно выше).

- биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного.

Но особенно нужно помнить о педагогических факторах. Из многих педагогических факторов наиболее регулируемые учителем и администрацией школы можно назвать следующие:

- Факторы школьной среды - качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организационная система питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы;

- Организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режим учебной нагрузки;

- Динамика хронической и общей заболеваемости;

- Психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога);

- Рациональное питание (меню и режим питания);

- Интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются);

- Нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня);

И это только малая часть педагогических факторов, жизненно необходимых для формирования потребности каждого в своем здоровье и сохранении его на долгие годы. Без выполнения этого малого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

Ставя, во главу угла выше изложенные факторы на каждом уроке по физической культуре я, стараюсь объяснить детям, что здоровый образ жизни, это не только ежедневная зарядка, но и

- тренировка иммунитета и закаливание;

- рациональное питание;

- рациональный режим жизни;

- отсутствие вредных привычек;

- валеологическое образование и самообразование.

На каждом уроке я решаю комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных. Воспитательные и образовательные задачи проходят через весь процесс физвоспитания и решаются на каждом уроке.

Вместе с тем, отличительной особенностью моих учебных занятий является акцент на решении оздоровительных задач: профилактическая работа с учащимися корректирующая наиболее распространенные "школьные патологии". Из них наиболее ярко и часто проявляются глазные, состояние осанки, плоскостопие.

Исходя из вышесказанного целью школы является - организация образовательного процесса с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психологических особенностей учащихся, представление возможности учиться для творческой деятельности и самореализации личности. Обязательно наряду с педагогической проведение медико-профилактической деятельности. В этом случае будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.

© 2010-2022