Роль самооценки и самоконтроля учащихся в становлении их субъективности

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль самооценки и самоконтроля учащихся в становлении их субъективности.


Контроль знаний и умений учеников должен базироваться на выполнении ряда требований. Педагог обязан исходить из принципов гуманизации и гарантировать каждому воспитаннику право на улучшение отметки. Для всех учеников рекомендуется создать условия, в которых можно выбрать уровень сложности задания. Мониторинг нужно проводить своевременно и целенаправленно.

Контроль и оценка достижений школьников является важной составной частью процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.

Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью. На уроках физической культуры оценивается:

Физическая подготовленность учащихся.

Практические умения и навыки.

Теоретические знания.

Навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности.

Динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными знаниями (учитывая базовый уровень здоровья, физической подготовленности).

При оценке физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся.

Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие или наличие у учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания. Для оценки достижений учащихся использую методы наблюдения, опросы, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока.

Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры:

  • Метод оценивания по пятибалльной системе.

  • Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.

  • Метод компетентно-ориентированных заданий (КОЗ). Методология заключается в отслеживании сформированности критериев, предъявляемых ФГОС второго поколения.

  • Методы оценки техники владения двигательными действиями

  • Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель.

  • Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получается и просит продемонстрировать классу образец выполнения двигательного действия.

  • Метод упражнения, предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями навыками и качества выполнения домашних заданий.

  • Комбинированный метод, при котором учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику способствующих двигательных действий.

Самоконтроль на занятиях физической культурой позволяет оценивать влияние нагрузок на организм и регулировать режим тренировок. Те ребята, которые в системе занимаются Физическими упражнениями, имеют хорошее самочувствие, настроение и аппетит я сон, желание заниматься дальше, то это доказывает, что их организм хорошо справляется с нагрузками. Поэтому для меня принципиально важно создать на уроке такие условия, когда ученик не только сам оценивает, но и принимает участие в выработке критериев оценки, учится применять критерии в разных ситуациях. Так важным показателем является и частота сердечных сокращений. Свою задачу я вижу в освоении учащимися способов самоконтроля. Для меня важно, чтобы все дети овладели определёнными способами самоконтроля за частотой сердечных сокращений:

  • тремя пальцами на запястье.

  • большим и указательным пальцем на шее.

  • кончиками пальцев на виске.

  • ладонью на груди в области сердца .

Чаще всего I способ на уроках используем в начале учебного занятия, когда ребята находятся в спокойном состоянии. После физических нагрузок нащупать пульс на запястье и подсчитать очень сложно, поэтому пользуются одним из оставшихся трех способов. Учащиеся знают показатели своего состояния, а значит, могут самостоятельно планировать свою деятельность.

В спокойном состоянии 70-80 ударов.

Легкая физическая нагрузка 100-120 ударов.

Средняя нагрузка 130-150 ударов.

Большая нагрузка 150-180 ударов.

Очень большая от 200 ударов и выше.

После тренировки пульс восстанавливается через 5-10 минут.

Граница - в начальной школе 130-140 ударов ученик никогда не переутомится. На уроках в начальной школе можно наблюдать, если ученик устал, он не будет дальше выполнять упражнения, он сядет отдыхать, но быстро восстанавливается и включается в игру.

Учащихся 5,6,7,8 классов пульс работает до I50-160 ударов, а в старших классах I70-180 ударов.

Ежеурочная система оценивания своего состояния призвана помочь учащимся обрести, с одной стороны здоровую, спокойную уверенность в себе (без самолюбования), с другой стороны, столь же здоровую самокритичность.

Воспитание здоровой самооценки школьников на уроках физкультуры, позволяет учащимся выстроить свою индивидуальную траекторию физического самоусовершенствования, а значит, помогает достичь одну из основных целей уроков физкультуры - воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Опасна в старших классах болезнь юношеская гипертония, но, владея способами самоконтроля за своим состоянием, учащиеся могут саморегулировать свои учебные нагрузки.

Другое средство самоконтроля - проба с приседаниями.

На уроке выделяется специальное время для овладения следующим алгоритмом самоконтроля:

  • измеряете пульс

  • 20 приседаний за 30 секунд

  • через три минуты снова измеряете пульс

  • если он вернулся к тому, что был до приседаний, значит, ваш организм хорошо справился с нагрузкой.

  • А самое главное, какое самочувствие и пульс на следующее утро. Если после нагрузки самочувствие плохое, то нужно временно прекратить или снизить физическую нагрузку.

  • На уроках с начальных классов пытаюсь научить ребят качественному выполнению упражнений, учитывать на какие части тела выполняется то или иное упражнение. Со среднего звена стараюсь научить ребят самим проводить разминочные упражнения, вести правильно счет, выдерживать выполнения и контролировать выполнение упражнений учащихся.

3


© 2010-2022