• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья на тему Развитие координационных способностей у детей 8-10 лет, занимающихся баскетболом, на основе учебных и подвижных игр

Статья на тему Развитие координационных способностей у детей 8-10 лет, занимающихся баскетболом, на основе учебных и подвижных игр

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие координационных способностей у детей 8-10 лет, занимающихся баскетболом, на основе учебных и подвижных игр.



По мнению Н. Г. Озолина- «наиболее ярко проявляется способность строить и координировать движения в спортивных играх, непрерывное изменение игровой ситуации требует от спортсменов мгновенной ориентировки, сноровистых и точных действий. Неслучайно говорят, что в спортивных играх нужна незаурядная ловкость».

Наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ловкости создаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Если был упущен этот период, то после окончания школы ловкость практически не поддается совершенствованию.

Возрастное развитие координационных способностей у школьников до 10 лет протекает более интенсивно по сравнению с последующими ближайшими годами жизни. Во многом это объясняется преобладанием у младших школьников процессов возбуждения над процессами торможения, несовершенством механизма мышечной регуляции. Однако детям доступны довольно точные координированные движения руками с участием мелких групп мышц.

Воспитание ловкости у младших школьников должно создавать важную основу для успешного овладения сложными по координации двигательными действиями в более старших классов.

Под координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Координация - одна из важных функций употребления движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, соответственно поставленных двигательных задач.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Игра развивает ум, совершенствует восприятие, формирует механизмы координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций с орудиями труда и различными предметами; развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждого человека потребность в движении и творческой деятельности на протяжении всей его жизни.

Огромное значение в подвижных играх уделяется развитию физических качеств. Одним из ведущих физических качеств, которое развивается у человека благодаря подвижным играм, являются координационные способности.

В учебных играх, необходимо отметить ,что они не должны проводиться по так называемым упрощенным правила, которые на практике сводятся к одному- разрешению нарушать общепринятые правила игры. Упрощенные правила должны лишь учитывать условия, в которых проводиться игра, а в остальном общие правила должны соблюдаться неукоснительно.

Кроме того, всегда надо помнить о том, что чёткое соблюдение правил баскетбола во всех играх стимулирует обучение, заставляя школьников работать над техникой.

Учитывая возрастные особенности детей, мы использовали разнообразные подвижные и учебные игр.

Подвижные игры:

1.«Быстро в строй».

2.«Коршун и цыплята».

3.«Выбей мяч».

4.«Бегай, как я».

5.«Слушай сигнал».

6.«Свободные перебежки» (вариант 1, 2,3).

7.«Бег по дугам».

8.«Дирижер».

Учебные игры:

1.«Баскетбол без ведения мяча».

2.«Личная защита».

Подробное описание игр.

Подвижная игра «Быстро в строй».

Участники делятся на две группы.

Играющие стоя на краю площадки в одну шеренгу, затем по команде разбегаются по всей площадке, и свободно бегают в разных направлениях. По сигналу все стараются, как можно быстрее встать в строй. Команда, построившаяся быстрее, получает 1 очко, после чего игра повторяется.

Подвижная игра «Бегай, как я».

Ученики делятся на пары. Первый номер бежит разными способами и с разной скоростью, используя остановки и повороты, а второй повторяет за ним. Через некоторое время игроки меняются ролями.

Подвижная игра « Коршун и цыплята».

Игра проводится в группах по 4 человека: один- «коршун», остальные- «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в одну колонну, лицом к «коршуну», и держат руки на поясе впереди стоящих игроков. При этом первый держит сзади стоящего игрока за кисти. «Коршун» старается осалить последнего игрока в колонне, а «цыплята», перемещаясь, стараются помешать ему. Если водящий осалит последнего игрока, о встает на его место, а первый в колонне становиться водящим.

Игра может проводиться на время- в этом случае, за каждое осаливание присуждаются очки. Побеждает тот, кто набирает больше очков.

Подвижная игра « Дирижер».

Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии 3-4 метра. Один (без мяча) выполняет имитацию различных вариантов ведения мяча на месте,второй ( с мячом), как можно точнее повторяет их, выполняя ведение. По

сигналу учителя игроки меняются ролями.

Подвижная игра «Бег по дугам».

Выполняется в парах. По сигналу «крестик» и «нолик» стартуют одновременно и выполняют бег вокруг баскетбольной площадки, последовательно переходя с одного круга, на другой. «Крестик» старается убежать, а «нолик» догоняет его. Если «нолик» осалит «крестика», он получает 1 очко, если нет - очко получает «крестик». На линии наступать нельзя: кто наступил, тот считается проигравшим. В зале размером 24x12 метров бег прекращается за противоположной лицевой линией, или после осаливания.

Подвижная игра « Свободные перебежки».

Вариант 1. Учащиеся выполняют свободные перебежки по всей площадке от одной лицевой линии до другой, не наступая на них. Каждый раз, когда учитель поднимает руку вверх. Ученики должны остановиться и выполнить различные упражнения (3-5 раз): например, поднимать и опускать руки, выполнить наклон вперед, приседать, прыгать на одной ноге или пробежать 5 метров с ускорением и т.п. Выполняемое по сигналу упражнение, заранее оговаривается.

Вариант 2. Можно вводить сразу два упражнения и более, которые будут выполняться по разным сигналам.

Вариант 3. Учитель объясняет правила выполнения 6-8 упражнений и их последовательность. По первому сигналу выполняется первое упражнение, по второму - второе и т.д. Количество повторений - 10.

Подвижная игра «Выбей мяч».

Играющие, выполняют ведение мяча, стараясь при этом свой мяч не терять, а чужой выбить. Если игроку это удается, он получает 2 очка, а игрок у которого выбили мяч, - минус 1 очко. Игрок, который не дал выбить свой мяч, но и не пытался выбить его у других, получает в конце игры минус 10 очков. Игра проводится в течение определенного времени.

Подвижная игра «Слушай сигнал».

Играющие по команде руководителя идут вокруг зала. Руководитель внезапно дает условный сигнал (хлопок). Если он хлопает один раз, играющие должны остановиться, если два раза - бежать и пр. Играющий, допустивший ошибку, становиться в колонну последним. Побеждают игроки, не допустившие ни одной ошибки.

Учебная игра «личная защита».

Участникам команд присваиваются номера по порядку, начиная с четвертого. Игроки, имеющие одинаковые номера, «прикрепляются» друг к другу: они должны постоянно находиться рядом и играть друг против друга в течении всей игры. Если кто - то из игроков не находиться рядом со «своим» игроком соперником, когда его команда играет без мяча (в защите), то команда получает 1 штрафное очко, которое добавляется к счету соперников. Штрафные очки присуждаются за каждого игрока, допустившего ошибку.

Учебная игра «Баскетбол без ведения мяча».

Игра проводится по основным правилам, запрещено лишь ведение мяча.

По методике развития координационных способностей их нужно развивать в конце вводной, или в начале основной части, так как, координация не развивается на фоне утомления.



© 2010-2022