Программа элективного курса Семейный очаг

С целью выявления инновационных форм и направлений деятельности педагогов образовательных учреждений Республики Хакасия проводился конкурс программ элективных курсов, освещающих проблемы формирования семейных ценностей, где  Программа элективного курса заняла  II место.Разработка Программы обусловлена необходимостью проектированияи развития воспитательного пространства школ-интернатов,похволяющего воспитанника м приобрести прочные навыки семейных отношений. Программа рассчитана для детей с умств...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Элективный курс


«Семейный очаг»

Авторы; Файрушина Елена Павловна, учитель СБО; Ашихмина Нелля Владимировна, учитель -логопед


С целью выявления инновационных форм и направлений деятельности педагогов образовательных учреждений Республики Хакасия проводился конкурс программ элективных курсов, освещающих проблемы формирования семейных ценностей, где Программа элективного курса заняла II место.


Пояснительная записка

В последние годы в Российской Федерации остро стоит проблема социального сиротства. Однако общая тенденция увеличения числа учреждений опеки не означает решение проблем воспитания и социализации этих детей. Сама структура учреждений, особенности проживания в них детей способствует разрушению родственных связей, усугублению чувства одиночества, незащищенности. Для понимания сложившейся ситуации необходимо рассмотреть социально-психологический портрет воспитанника интерната, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект (способность применять на практике полученные знания, умение ориентироваться в социуме и взаимодействовать с ним), иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни. Фактически, девятый класс является для большинства молодых людей последней возможностью воспитательного напутствия в жизнь. По пути создания семейной жизни пойдут почти все, а о сути этого явления, факторах необходимых для образования и поддержания крепкой и здоровой семьи в школе говорится крайне мало. У выпускников детских домов, интернатов возникают проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы, созданием семьи, воспитанием своих детей. Более того, по статистике дети бывших воспитанников интернатов очень часто сами попадают в детские дома.

Наряду с положительной тенденцией развития специального (коррекционного) образования и общественного воспитания детей необходимо отметить ряд актуальных проблем, которые препятствуют полноценной реабилитации и социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа.

В проблеме совершенствования воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очевидны два аспекта. Первый связан с недостаточной разработанностью педагогической теории, отсутствием специальной литературы. Другой аспект обусловлен необходимостью проектирования и развития воспитательного пространства школ-интернатов, позволяющих воспитанникам приобрести прочные навыки семейных отношений. Сравнение развития детей из семей и из учреж­дений почти всегда подтверждает более плохое развитие детей из учреждений в области интеллекта, чувств и характера. Педагогический коллектив школы-интерната, несмотря на самоотверженность и достаточно высокий уровень профессиональной подготовки, не может служить адекватной заменой семьи и, следовательно, создать условия и обстановку воспитания детей, подобную семейной, а значит, и воспитать тот комплекс личностных качеств, которые позволят ему в дальнейшем относительно успешно адаптироваться в социуме, создать собственную семью.

Курс «Семейный очаг» следует рассматривать как пробный курс для учащихся, воспитанников девятого класса школы - интерната VIII вида, желающих ознакомиться с основными представлениями современной семьи. Программа ориентирована на попытку вовлечения подростков в неформальную, тёплую атмосферу, способствующую раскрытию каждого, воспитания у подростков стремления к высокой, чистой любви, созданию прочной семьи, которая обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни. Предлагаемый курс - прагматичный, нацеленный на приобретение определённых знаний и умений об устройстве семьи, взаимоотношениях, традициях. Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией «свободного секса», перечеркивающей этические нормы семьи.

Главной практической учебной целью курса является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья представлений о семье, её значении в жизни человека, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак, созданию крепкой и прочной семьи.

В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи.

Основные задачи курса

Образовательные

  • формировать представления о различных социаль­ных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

  • познакомить учащихся со значением психологического климата семьи;

  • обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

  • формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

  • сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание.

Развивающие

  • развивать коммуникативные умения;

  • пробуждать духовные силы растущего человека, способные противостоять цинизму и разврату.

Воспитательные

  • воспитывать уважение друг к другу;

  • воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми;

  • воспитывать уважение к труду.

Принципы построения курса.

  1. Принцип методологической доказательности (курс имеет методологическое и теоретическое обоснование подходов к определению цели).

  2. Принцип систематичности (предполагает разработку системы содержания и технологий организации учебного процесса, позволяет осуществлять итоговый контроль).

  3. Принцип непрерывности (содержание курса имеет взаимосвязанность, постепенность, делимость).

  4. Принцип нацеленности курса на решение практических задач (содержание курса ориентировано на планирование теоретического обоснования и практического результата).

Содержательная структура основных тем элективного курса составлена по принципу адекватного отражения его названия «Семейный очаг». Поэтому курс содержит три основных содержательных разделов: «Семья», «Взаимоотношения в семье», «Основы социализации».

Программа элективного курса изучается в течение года. Курс рассчитан на 18 занятий по 1 часу один раз в две недели. Наполняемость группы не более 10 обучающихся.

Воспитание качеств семьянина у старшеклассников и подготовка их к будущей семейной жизни, к семейным отношениям не ограничиваются рамками данного курса. Они являются общепедагогической задачей, которая может разрешаться в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе. Основное содержание курса «Семейный очаг»» обеспечивает межпредметные связи с чтением и развитием речи, социально - бытовой ориентировкой, обществознанием.

Организация работы по данному курсу

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

  • лекционные занятия (беседы, мини-лекции);

  • практикумы (тест, решение ситуаций);

  • встречи (образцовые семьи, работники ЗАГСа);

  • экскурсии, творческие задания (коллаж, игра);

  • тематические дни;

  • праздники.

Новизна курса в том, что он проходит в неформальной, уютной, тёплой обстановке, являющейся воспитывающей средой; имеет форму ролевой игры (мы играем в семейные отношения); адресован прежде всего детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющими диагноз умственная отсталость.

Для детей, имеющих такой диагноз, характерны: трудность обобщения, незрелость эмоционально - волевой сферы, плохое развитие речи, дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности, замедленная, затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. К этому присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхность мышления, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний. Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей.

Знание особенностей психофизического развития данной категории детей требует от учителя применение индивидуального и дифференцированного подхода. В ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростков, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятия проводятся на материале, адаптированном для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Работа в классе предполагает ведения записей учащимися и творческую работу с бумагой, подручным материалом. Учебное помещение должно быть оборудовано партами, стульями, компьютером, проектором, телевизором с DVD, фотоаппаратом, чайной посудой, скатертью. В учебном помещении должно быть организовано место, напоминающее семейный уголок, где можно заварить чай, накрыть стол, приготовить сюрпризы для участников курса (сделать выставку своих творческих работ, продемонстрировать свои успехи). Программа курса предполагает самостоятельную домашнюю работу учащихся с дополнительной литературой, с раздаточными материалами, подготовленными учителем для занятий.

Учебно-тематический план

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего содержания образования:

Наименование темы.

Время на изучение

Основные понятия

Формы работы

теория

практика

1.

Вводный.

1




Раздел «Семья»

Семья и её функции


1


Я - семь Я.

Мини-лекция,

коллаж «Семейный альбом»



Кто есть кто?


1

1

Родственники, забота о близких, оказание помощи близкому человеку, поддержка.

Мини-лекция,


вопросы-ответы, выставка рисунков

«7-я»

Виды семей

1


Супруги, родители, дети, полная, неполная, патронатная семьи

Мини-лекция, сюжетно-ролевая игра «Мама, папа, я - …»

Раздел «Взаимоотношения в семье»

Мир дому твоему


1

1

Отцовство, материнство, солидарность, правильный образ жизни родителей, обязанности супругов, атмосфера семьи

Беседа, решение ситуаций, встреча с образцовой семьёй, конкурс рисунков «Отдых в семье»

Что значит "уметь жить"


1

1

Нравственность, взаимовыручка, трудолюбие, ответственность.

Беседа, тест, памятка, ремонт одежды младших воспитанников

Семейное общение и его функции.


1


Контактная,

информационная,

побудительная,

амотивная (обмен эмоциями)

Мини-лекция,

упражнение «Допиши рассказ»

Раздел «Основы социализации»

Условия и порядок заключения брака


1


Брачный возраст, идеал, любовь, брак.

Экскурсия в ЗАГС. Встреча с работниками ЗАГСа

Традиции семьи

«Наш любимый рецепт».

«День именинника»

1

2

Традиции семьи, домашний очаг, подарок, юбилей, праздник.

Мини-лекция,

работа с бросовым материалом, тест, приготовление горячих бутербродов

Здоровье семьи и будущего потомства


1

1

Никотин, спиртосодержащие напитки, физиологическое развитие человека, потомство.

Встреча с медицинским работником, анкета, рисунки на тему «Семья против вредных привычек»

Мёд и яд любви

«День вежливых ребят»

1

1

«Семейный конфликт», неблагополучные семьи

Мини-лекция,

решение ситуаций, подбор и заучивание стихов о семье

Игра «Семейный очаг»


1


Игра, создание «Семейного альбома», конкурс поделок «Мой будущий дом»


Краткое содержание изучаемого курса

Вводное занятие.

Ознакомление с проблематикой элективного курса.

Раздел № 1 «Семья» 4часа

Состав семьи. Что такое семья? Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Родные люди, родственные отношения, кровное родство. Отношения детей с бабушками и дедушками, братьями и сёстрами. Виды семей.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • учащиеся должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека;

  • учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников;

  • учащиеся должны уметь различать виды семей.

Раздел № 2 «Взаимоотношения в семье» 4 часа

Отношения между членами семьи. Особенности отцовской и материнской любви. Отец - духовная опора, глава семьи. Мать - незаменимый помощник мужа, отца. Нравственные нормы, регулирующие отношения между членами семьи. Взаимоуважение старших и младших. Глубокие чувства между членами семьи, близкими людьми. Внутрисемейная солидарность. Психологическая совместимость супругов. Культура и эстетика труда, организация семейного досуга. Обязанности молодых супругов перед родителями, родственниками и близкими. Трудолюбие как качество личности. Участие детей в трудовой жизни семьи. Правила поведения в семье. Разница во взглядах, вмешательство и невмешательство родственников и т.д. Знакомство с основами семейного права.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни;

  • учащиеся должны усвоить основные нравственные правила поведения в семье;

  • учащиеся должны овладеть понятием «семейный досуг»;

  • учащиеся должны понимать основные функции семейного общения;

  • учащиеся должны понимать значимость труда как основу материального обеспечения семьи;

  • учащиеся должны знать основы семейного права.

Раздел № 3 «Основы социализации» 8 часов

Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью. Психологическая готовность молодёжи к браку. Этапы развития семьи. Значение здорового образа жизни семьи. Вред табакокурения, употребления спиртных напитков. Значение семейных традиций. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных культурных ценностей. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Устроение домашнего очага. Проведение праздников в семье. Духовная ранимость друзей и любящих. Семейное неблагополучие и его причины, как это влияет на формирование личности ребёнка. Факторы разрушения семьи: алкоголизм, измена, материальные трудности. Развод и его последствия, неполная семья. Игра «Семейный очаг».

Требования к знаниям и умениям учащихся:

  • учащиеся должны знать принципы здорового образа жизни;

  • учащиеся должны знать семейные традиции;

  • учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи;

  • учащиеся должны понимать и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;

  • учащиеся должны знать факторы разрушения семьи.

Основные содержательные компоненты по каждой теме

Раздел «Семья»

Тема 1. Вводное.

Основная цель курса - формирование представлений о семье, её значении в жизни человека, потребности в её создании, готовности к будущему вступлению в брак. Изучение курса позволит определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Люди являются участни­ками семейных отношений, в рамках которых социокультурный опыт передается традиционным - прямым и непосредственным - образом. Семья как первичная естественная школа кооперативного, совместного труда. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений.

Тестирование «Семейные отношения».

Тема 2. Семья и её функции.

Семья как малая социальная группа. Семейные роли как си­стемы прав и обязанностей. Понятие жизнедеятельности семьи как интегральная характеристика всех видов деятельности вну­три семьи. Семья и эмоционально-психологические потребности личности: в доверительно-дружеском общении; в близких лю­дях; быть любимым, уважаемым, ценимым; в психической и эмоциональной поддержке. Семья - одна из величайших ценностей, созданных челове­чеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, тради­ций, обычаев.

Социально-психологические роли в семье: родители, де­ти, отец, мать, ребенок, сын, дочь, брат, сестра. Семейные диады (подсистемы): мать - отец, мать - дочь, мать - сын, отец - дочь, отец - сын. Особенности эмоционально-психических отношений в каждой диаде.

Практическая работа: Создание «Семейного альбома» в технике коллажа.

Тема 3. Кто есть кто?

Система родственных отношений. Определение места каждого в системе родственных отношений. Введение детей в особенности родственных отношений. Не­обходимость бережного, заботли­вого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения.

Личность матери, ее потребности, духовный мир, ценност­ные ориентации, потребности и интересы. Психологическая зрелость личности женщины-матери, ее духовность и воспи­танность. Современные требования к женщине-матери. Мать как воспитатель, защитник, утешитель, помощник. Функции и роли отца в семье. Особенности отцовской любви по сравнению с материнской. Воспитательная функция отца. Стиль воспитательных функ­ций отца. Роль бабушек, дедушек, дядей, тётей, сестёр, братьев в системе родственных отношений.

Нравственные отношения в семье и отношение к другому человеку как к самому себе, уважение, забота и вни­мание к членам семьи, бескорыстная помощь, проявление со­чувствия и сострадания, глубокое понимание душевного состо­яния близких людей. Характеристика способности заботиться о близких людях, ее роль и значение в семейной жизни.

Тема 4. Практическая работа.

Подготовка к выставке рисунков «Семь-я»

Тема 5. Виды семей.

Социально-психологические проблемы материнства и отцовства. Брачные роли, взаимные права и обязанности. Мужчина: муж и отец в семье. Жен­щина: жена и мать в семье. Полная семья - благополучная семья. Особенности отношений в неполных семьях. Смешанные семьи (мужчина и женщина принимают решение о создании семьи, имея каждый своего ребенка или детей) сталкиваются с определенными проблемами. Что такое - смешанные семьи? Патронатная семья - это семья, в которую ребенок-сирота может приходить и проживать в ней в выходные и каникулярные дни. Нахождение в патронатной семье становится для ребенка чем-то вроде "санатория-профилактория" в сочетании с учебно-воспитательной деятельностью, формой поддержки, средством повышения уровня его самооценки. Ролевая игра «Папа, мама, я - ….».

Раздел «Взаимоотношения в семье»

Тема 6. Мир дому твоему.

Семейная среда, стиль родительского поведения, социаль­но-психологический климат семьи. Родители как главные субъекты социализации и воспитания ребенка. Обязанности супругов. Поведение от­ца и матери в повседневной жизни. Воспроизведение поведе­ния родителей их детьми. Психологические проблемы и пси­хологическая сущность авторитета родителей.

Семейное общение как установление контактов между членами семьи, в процессе которого происходит:

  • восприятие и понимание ребенком действий матери;

  • восприятие и понимание ребенком действий отца;

  • восприятие и понимание действий других членов семьи.

Традиционные формы семейной духовно-нравственной атмосферы: совместное проживание событий; назидательное чтение с последующим обсуждением прочитанного; совмест­ные прогулки на природу; семейные походы в театр; домашние праздники и постановки; посещение музеев и вы­ставок всей семьей

Музыка, живопись, литература и театр как средства фор­мирования у детей эстетического восприятия окружающего мира, средства духовно-нравственного воспитания: особен­ности методики семейного эстетического воспитания детей разного возраста (что слушать, что смотреть, над чем размы­шлять вместе с детьми).

Любовь и дружелюбие как необходимая основа родитель­ской позиции в общении с ребёнком. Родительское умение прощать и верить в своего ребенка. Оберегающее, воодушев­ляющее, доверяющее отношение родителей как основа конст­руктивного духовно-нравственного и личностного развития ребёнка.

Тема 7. Практическая работа.

Подготовка к выставке рисунков «Отдых в семье»

Тема 8. Что значит «уметь жить».

Организация домашнего труда и самообслуживания, рас­пределение домашнего труда и обязанностей между супруга­ми, детьми и другими членами семьи. Воспитание и самовос­питание в семье, формирование у детей потребностей в труде, самообслуживании, посильной помощи родителям в ведении домашнего хозяйства. Совместная деятельность в семье и включение ребёнка в эту деятельность. Формирование трудовых навыков и умений путём участия в домашнем труде и самообслуживании. Обучение навыкам, умениям со стороны матери, отца. Понимание ребёнком своих обя­занностей в семейной групповой деятельности, понимание об­щих целей и задач. Приспособление ребёнка к участникам совместной семейной деятельности, подчинение своих индивидуальных интересов общим интересам семьи.

Рукоделие и труд в семье. Сезонные работы как часть ук­лада: труд в природе, ручные работы, художественный труд. Традиционные формы привлечения детей к сезонным рабо­там.

Тема 8. Практическая работа.

Ремонт одежды младших воспитанников.

Тема 9. Семейное общение и его функции.

Семейное общение и его функции:

- контактная;

- информационная;

- побудительная;

- амотивная (обмен эмоциями).

Диалектика родительской власти и авторитета: се­мейная анархия, дисциплина, принуждение. Власть родителей над ребенком на различных этапах его развития. Стили взаи­моотношений родителей и детей.

Нравственное поведение в семье: отношение к другому че­ловеку как к самому себе, уважение, забота и внимание к чле­нам семьи, бескорыстная помощь, проявление сочувствия и со­страдания, глубокое понимание душевного состояния близких людей. Способность заботиться о близких людях, ее роль и значение в семейной жизни.

Детская привязанность и любовь к родителям как основа формирования эмпатии: сочувствия, соучастия, сострадания, сопереживания, жалости, милосердия. Значение эмпатии в формировании личности ребенка и преодолении его естест­венного эгоизма.

Идентификация ребенка с родными и близкими людьми. Формирование способности эмоционально-психологическо­го познания близких людей, понимания их психических со­стояний; умение заботиться о родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Забота о других как система реальных поступков, основанных на эмпатийных чувствах. Обучение ребенка взаимопомощи, поддержке других членов семьи и чув­ству ответственности за каждого из них.

Нравственное поведение ребенка: умение пользоваться свободой выбора и нести ответственность за этот выбор; аль­труизм, гуманизм, чуткость, способность заботиться о близ­ком человеке; умение преодолевать собственные эгоистичес­кие интересы и намерения.

Упражнение «Допиши рассказ».


Раздел «Основы социализации»

Тема 10. Условия и порядок заключения брака.

Встреча с работниками ЗАГСа.

Тема 11. Традиции семьи.

Правила и традиции как основа жизни и воспитания детей. Понятие об укладе, определенном строе жизни семьи. Не­обходимость формирования уклада. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных культурных ценностей. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Устроение домашнего очага. Проведение праздников в семье.

Размеренность будней, значение, духовный смысл и ра­дость праздников. Праздники как вехи календаря:

  • семейные праздники, события, памятные дни;

  • праздники гражданского календаря;

  • праздники церковного календаря;

  • праздники, связанные с жизнью малого социума (города, района, образовательного учреждения).

Подготовка к календарным праздникам как к встрече с тем или иным событием. Рассказ о празднике (не информа­ция, а повествование «от сердца к сердцу»). Особое значение семейных праздников. Цель проведения семейных праздников. Особенности ожидания праздника и подготовки к нему в семье. Праздничные изменения в интерьере.

Семейные праздники - особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости и эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с друзьями. Духовное, познавательное, игровое, коммуникативное содер­жание детского семейного праздника. Задача ро­дителей - помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол.

Тема 12. Практическая работа.

Изготовление подарков с использованием подручного материала.

Тема 13. Практическая работа.

Тематический день «День именинника». Приготовление горячих бутербродов «Наш любимый рецепт».

Тема 14. Здоровье семьи и будущего потомства.

Значение здорового образа жизни семьи. Вред табакокурения. Алкоголизация мужчин и женщин и её последствия для се­мейной жизни. Способы создания благоприятной обстановки в семье через оздоровление каждого её члена, потенциал здоровья семьи. Опасные привычки. Спортивные увлечения членов семьи. Здоровье родителей - здоровое будущее. Влияние образа жизни родителей на будущее потомства. Полезные привычки.

Встреча с медицинским работником.

Анкетирование «Вредные привычки»

Тема 15. Практическая работа.

Подготовка к выставке рисунков «Семья против вредных привычек».

Тема 16. Мёд и яд любви.

Тематический день «День вежливых ребят».

Психология семейной жизни:

  • дисгармония семейных отношений;

  • угроза развода.

Основные понятия о критических ситуациях в семье. Понятие «Семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие помощи), неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках. Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения. Удовлетворённость браком, социаль­ные и социально-психологические факторы, её определяю­щие (любовь, дружба, ласка, нежность, забота, понимание, согласие, уступчивость, необходимость компромиссов). Причины развода. Что такое неблагополучная семья? Сравнительный анализ благополучных и неблагополучных браков.

Тема 17. Практическая работа.

Решение ситуаций, подбор и заучивание стихов о семье. Тестирование «Семейные отношения».

Тема 18. Игра «Семейный очаг».

Цель: помочь детям осознать значение семьи в жизни человека, способствовать взаимопониманию детей и взрослых, учить ребят ценить такие качества, как дружба, трудолюбие, взаимопомощь.

Игра проходит в форме путешествия по улицам города «Семейный очаг».

Работа по созданию «Семейного альбома» - своеобразного рассказа детей о содержании курса, о себе (фотографии демонстрируют участие детей в занятиях). Создание этого альбома служит практическим примером появления семейных традиций.

Психологическое обеспечение программы:

  • создание доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • применение групповых, индивидуальных форм обучения;

  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Результативность

Об эффективности данного курса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что обучение тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в показателях - наблюдаемых признаках поведения и сознания учащихся: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, наличие нравственных норм, эстетических вкусов и пр. Для определения уровня полученных знаний используются методы наблюдения, беседы и др. Процессуальная оценка эффективности данного курса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы её, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого предлагается педагогический анализ проведённых занятий.

Ожидаемые результаты могут быть сведены к следующим:

  • Принятие ценности семьи, брака, рождения и воспитания детей и понимание трудностей, с этим связанных.

Требования к уровню подготовки

В результате проведённого учебного курса учащиеся должны иметь представление:

  • о личности;

  • о ценности жизни.

Учащиеся должны знать:

  • основы семейных отношений;

  • нравственно-духовные устои семьи, её трудовую атмосферу, психологический климат;

  • семейные традиции;

  • формы организации досуга и отдыха семьи;

  • возможные причины возникновения неблагополучных семей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные обязанности родителей по отношению к детям;

  • анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

  • беречь и приумножать духовно-нравственные ценности семьи;

  • организовать семейный праздник и приготовить подарок своими руками.

Формы подведения итогов и способы оценивания достижений учащихся

Обучение безотметочное, но анализируется работа каждого ученика. Контроль усвоения материала элективного курса состоит из трех частей:

  • вводный контроль сформированности представлений о семье;

  • промежуточный контроль уровня сформированности знаний;

  • итоговый контроль усвоения содержания программного материала.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться в следующих формах: интервьюирование, тестирование, анкетирование. Обычный опрос отдельных учеников с интеллектуальной недостаточностью не дает полного представления об усвоении всей группой содержания темы курса, имеющемся багаже учебных сведений. Поэтому на занятиях представляется возможным использование контроля знаний учащихся с помощью тестовых заданий, что обеспечивает всеобщий опрос, не занимающий много времени. Тестирование «Семейные отношения» проводится в начале и конце курса. Данная форма контроля позволяет учителю получить объективные данные и определить уровень усвоения программного материала учащимися. Аналитическая обработка анкетирования и тестирования выполняется на протяжении всего курса.

Уровни усвоения программного материала:

высокий уровень - правильное решение теста от 80% до 100% заданий;

средний уровень - правильное решение теста от 60% до 80% заданий;

низкий уровень - правильное решение теста до 60% заданий.

Анализ результатов выполнения тестовых заданий даёт возможность оказывать ученикам целенаправленную помощь.

Педагогическая игра «Семейный очаг» является итоговым результатом элективного курса. В завершении курса воспитанники совместно с учителем оформляют «Семейный альбом», фотографии которого отражают содержание курса, демонстрируют работу детей на занятиях. Создание этого альбома служит практическим примером появления семейных традиций.

Информационное обеспечение программы

Список литературы:

Основная литература

  1. Афанасьева, Т.М. СемьЯ, учебное пособие, - М., 1988.

  2. Бестужев-Лада, И.В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального программирования. - М.: 1986.

  3. Воспитание школьников, научно-методический журнал, за 2005, 2006, 2007.

  4. Рюриков, Ю.Б. Мёд и яд любви. - М.,1990.

  5. Самойлов, В.И. Я и ты. - М., 1990.

  6. Шаменкова, Л.Б. Счастье - какое оно? - М.,1984.

Дополнительная литература

  1. Мировоззрение. Учебное пособие, - М., 1995.

  2. Человек и общество, часть II. Учебное пособие, - М., 1995.

  3. Фридман, Л. Психология воспитания, - М., 1999.

  4. Янушкявичюс, Р., Янушкявичене, О. Основы нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2000.

Литература для учащихся

  1. Афанасьева, Т.М. СемьЯ, учебное пособие, М., 1988.

  2. Воспитание школьников, научно-методический журнал, 1997, 1998, 2000, 2001.

  3. Уроки экономики в быту, - М.,1985.

  4. Рюриков, Ю.Б. Мёд и яд любви, - М.,1990.

  5. Самойлов, В.И. Я и ты, - М., 1990.

  6. Семья и школа, научно-методический журнал, 1983-1990.

  7. Шамаева, С.Е., Рассказы о любви.- М.: Русский Хронограф, 2004.

  8. Шаменкова, Л.Б., Счастье - какое оно? - М.,1984.

Перечень видео - и аудиопродукции

  1. Кто качает колыбель? Видеофильм режиссера Валентина Матвеева, //Леннаучфильм, 2001. Для показа учащимся.

  2. Мамина песенка. Сл. И. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе.

  3. Песенка о бабушке. Сл. М.Танича, муз. В. Шаинского.

  4. Песенка про папу. Сл.М. Танича, муз. В. Шаинского.

  5. Под крышей дома твое­го. Сл., муз. Ю.Антонова.

  6. Чудо жизни. Москва, Медико-просветительский Центр «Жизнь», 2004.



Методические рекомендации

Преподавание данного курса лежит в пределах возможностей педагога-дефектолога, имеющего правильное представление о психофизических возможностях обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Руководствующим началом в деятельности педагога при выборе содержания, структуры и форм обучения должны быть специфические принципы, которые используются только в обучении детей и подростков с нарушением интеллекта.

  • Принцип коррекционной направленности обучения.

  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

  • Принцип связи обучения с жизнью.

  • Принцип научности и доступности в обучении.

  • Принцип сознательности и активности в обучении.

При изучении данных элективных курсов можно ис­пользовать учебно-методические пособия и публикации, а также имеющуюся научную и учебную литературу по основным темам курса. Необходимо помнить, что семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Брачно-семейные отношения в современной России претерпевают глубокие перемены, далеко не всегда способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности.

Учитель по своему усмотрению может изменить предложенное количество часов, отведенное для изучения той или иной темы.

При выборе методов работы по программе следует иметь в виду, что наряду с использованием традиционных методов об­учения таких, как рассказ учителя, беседа по теме и т.д., не­обходимо применять различные методы и приёмы работы, направленные на активизацию учащихся в процессе работы, а именно: элементы проблемных методов обучения, драмати­зации, создание уютной обстановки в комнате для проведения занятий, решение различных «жизненных ситуаций». Для решения возникающих вопросов должны приводиться примеры, почерпнутые из книг, газет, кинофильмов. Дети должны предста­вить, как в дальнейшем поступят герои в ситуации, заданной педагогом для совместного обсуждения поведения героев. Важно помнить, что в ходе занятий учащиеся не должны быть пассивными слушателями. На каждом занятии необходимо активное включение подростков в работу. В процессе занятия учащиеся учатся рассуждать о поступках других людей и своих собственных поступках, учатся находить мотив того или иного своего поступка и поведения окружающих, опи­раясь на собственный жизненный опыт и знания, полученные на занятиях, находить нужное нравственное решение в сложной жизненной ситуации. В процессе занятий подростки учатся уча­ствовать в обсуждении той или иной проблемы, учатся высказы­вать свою точку зрения, доказывать и отстаивать свою позицию или изменять её, учитывая убедительные аргументы дру­гих участников обсуждения. Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально.

Многие занятия имеют свою структуру: оргмомент, теоретические сведения, разбор различных ситуаций, подведение итога, может вырабатываться алгоритм действий. Каждое занятие начинается или заканчивается приготовлением чая. За столом учащиеся и учитель кратко рассказывают о новостях, прошедших за неделю, что служит примером «семейных минуток».

Таким образом, курс «Семейный очаг» отвечает требованиям к элективным курсам, т. к. является краткосрочным, нестандартизированным, использующим активные методы изучения.





© 2010-2022