Использование физкультминуток на уроках в младшем школьном возрасте

Физкультурные минутки – необходимая составляющая любого урока учащихся младшего школьного возраста. Обучение является тяжелой нагрузкой для  младших школьников. Дети быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к деятельности. Физкультминутка  нужна для предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение. Они  являютс...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование физкультминуток на уроках в младшем школьном возрасте.

О.Н. Трощенкова,

МБ НОУ «Гимназия № 70»

г. Новокузнецк

Физкультурные минутки - необходимая составляющая любого урока учащихся младшего школьного возраста. Это - "минутка" активного отдыха. Физкультминутка - это весело, интересно, полезно, занимательно!

Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм младших школьников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Дети быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Учитель должен предупредить возникновение утомления у школьников, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Признаки утомления у детей в 7-8 лет проявляются через 12-15 минут. Утомление может проявляться зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности являются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность школьников. Физкультминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Целенаправленное обучение школьников специальным физическим упражнениям и двигательным навыкам имеет большое значение для развития костной системы, улучшает кровоснабжение и рост костных клеток.

Физические упражнения являются эффективным средством предупреждения нарушений осанки - сутулости, асимметрии плеч, сколиозов, вызываемых слабостью мышц и длительностью однообразных статических положений.

Занятия физическими упражнениями в сочетании с рациональным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний, особенно нарушений сердечно-сосудистой системы. Двигательная активность мобилизует жизненно важные качества организма - выносливость, силу, гибкость, быстроту, а также воспитывает волевые качества, необходимые для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связан творческий, продуктивный учебный труд. Положительное воздействие физических упражнений выражается и в развитии у детей жизнерадостности, оптимизма, активности, собранности, уверенности в себе.

Физкультминутки помогают снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности; добиться положительного эффекта от использования физических упражнений; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; сформировать представления о влиянии физических упражнений на самочувствие.

Существует множество видов физкультминуток, которые можно включать в любой урок. Их можно делать сидя за партой, стоя около парты, передвигаясь по классу. Физкультминутки в стихах, музыкальные, интерактивные очень интересны, полезны, а также повышают настроение.

С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие - зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья. Гимнастика для глаз спасение для сохранения зрения.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.

Глаза видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

1 Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2 Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3 Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4 Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5 В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Из этого следует, что физкультминутки необходимо использовать на уроках, так как они обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида работы на другой, являются профилактикой многих заболеваний, повышают внимание, настроение и активность учащихся.







© 2010-2022