Лекция по физической культуре Здоровый образ жизни

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего среднего образования РСО-А

Профессиональный лицей №4



Лекция

Основы здорового образа жизни


Составитель: Тезиева Альбина Александровна



Владикавказ 2013

Здоровье - это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой, и отсутствуют болезненные проявления.

Основной признак здоровья- это высокая приспособляемость организма к воздействиям внешней среды. Здоровый человек способен перенести огромные психические и физические нагрузки, значительные колебания факторов внешней среды, не выходя за рамки физиологических колебаний, сохраняя целостность организма и трудоспособность. Это свидетельствует о том, что здоровье является физическим состоянием; для каждого человека существует множество его вариантов, ибо с изменениями условий внешней среды иным становится состояние физических функций, от которых зависит состояние здоровья. Особенно велики возможности поддержания состояния здоровья у физически тренированных лиц, так как у них очень хорошо развит защитно-приспособительная и компенсаторные реакции организма.

Высокая приспособляемость здорового организма человека к проявлению факторов внешней среды обусловлена тем, что живой организм представляет собой сложную самоуправляющуюся систему. Возможности саморегуляции организма даже на уровне клетки чрезвычайно велики. Так клетка способна автоматически настраиваться на наивыгоднейший режим работы в непрерывно меняющихся условиях внешней среды, и делает это она в десять тысяч раз быстрее чем компьютер.

Характерный признак здоровья - сохранения известного постоянства внутренней среды в организме, так называемой гомеостазис. Он проявляется в том, что в норме в организме подразумевается определённая температура тела, химический состав крови и др. Причинами нездоровья могут быть: физические, химические, биологические, социальные, психические влияния, а также недостаточная двигательная активность, на которой хотелось бы остановиться подробнее.

Ещё греческий философ Аристотель сказал: « Ничего так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Недостаток физической активности в профессиональной деятельности и в быту, представляет собой характерную черту современного общества, является болезнью всех. Механизация и автоматизация производства, широкое развитие транспортных средств и многое другое, привели к тому, что большая часть людей малоподвижна.

Малоподвижный образ жизни чрезвычайно неблагополучно отражается на здоровье. При гипокинезии страдают прежде всего сердечно-сосудистая система. Так, например, уровень смертей от сердечно-сосудистых заболеваний в высокоразвитых странах в наши дни по сравнению с началом  века вырос.

Гипокинезия, является фактором, который ослабляет весь организм, может способствовать развитию заболеваний в любом органе, в любой системе организма. Так сказать, что при пересадке злокачественной опухали животным, приспособленным к физической работе, рост опухали проходил менее интенсивно чем у нетренированных; у некоторых выпущенных в вольер взрослых зайцев, которые находились 20-25 дней в тесной клетке, ломались кости задних ног.

При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, ухудшается деятельность всех систем организма, резко снижается его сопротивляемость к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Поэтому долг каждого специалиста физического воспитания- пропаганда физической культуры и спорта как мощных оздоровительных средств. Девизом здесь могут быть слова выдающегося французского врача Тиссо (18 век) «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства в мире не в состоянии действия движения».

Итак, ещё раз, здоровье- это состояние позволяющее учиться, работать, служить в армии. Один восточный мудрец мечтал, чтобы в его школе преподавали четыре предмета: урок здоровья, урок любви, урок мудрости и урок труда. Итак, урок здоровья давным-давно стоял на первом месте. Думая о здоровье, мы обязаны готовить молодое поколение к перегрузкам. Не столь важно, будут то стрессовые ситуации, эмоциональная тяжесть, груз лет или физическое перенапряжение.

Современный молодой человек сидит на занятиях и дома 85% времени бодрствования. Поэтому разумнее рассматривать здоровье, ориентируясь на три основные составляющие: питание  закаливание  движение. Третье составляющее мы уже рассмотрели.

Обратимся к питанию. По данным большинства исследователей 30-40% взрослого населения также имеют избыточный вес. И не удивляемся, услышав, что 40% взрослого населения также имеет избыточный вес. Это тревожно! И не потому, что полная девушка выглядит несимпатично, очень часто вырастет в излишне полную женщину, что как бы программирует серьёзное нарушение сердечно-сосудистой системы. Ну а далее - многократно подтверждающаяся закономерность. Между избыточным весом и гипертонией тесная связь.

С пищей человек должен получить все вещества, необходимые для роста и развития организма, затрачиваемые при умственном и физическом труде. В результате сложных химических превращений, пищевые вещества в организме растворяются, или, как говорят, сгорают. При этом выделяется энергия, которая измеряется в килокалориях (ккал).

Калорийность питания в наибольшей степени определяет параметры массы тела. При нормальной калорийности суточного рациона, пропорциональной расходу энергии, масса тела колеблется в небольших пределах, как правило, не более 2-3 кг. Внезапное увеличение массы тела за счет обильного обложения жира при отсутствии заметного развития мускулатуры, указывает на то, что энергетическая ценность питания чрезмерна. Устойчивое снижение массы тела, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной калорийности пищи.

Но дело в том, что качественный рацион питания также важен как и количественный. Основную энергию для организма дают углеводы, белки и жиры. Углеводы - самый главный источник энергии организма. Они необходимы для работы мышц, сердца, печени и других внутренних органов и нервной системы. К пищевым углеводам относятся: сахар, крахмал, а также клетчатки, содержащиеся в зерне и зерновых продуктах, фруктах, овощах, молоке, молочных продуктах и т.п. Очень много углеводов в различных сладостях, и если слишком увлекаться конфетами, вареньем, пирожными, то можно нарушить обмен веществ и стать грузным и неуклюжим. Однако при недостатке в пище углеводов у человека возникает слабость, снижается работоспособность.

Белки - строительный материал нашего организма, активнейшее участие создания и постоянного обмена клеток и тканей организма, обмена веществ и других жизненно необходимых функций. При недостатке белков может замедлиться рост организма, снизиться сопротивляемость к болезням, ухудшается умственная и физическая работоспособность. В период роста и развития особенно необходимы организму животные белки, которых больше всего в мясе, рыбе, молоке, яйцах, сыре. Растительные белки содержаться в гречневой крупе, хлебе, сое, бобах, горохе.

Жиры - также важный источник энергии. При сгорании в организме они выделяют в два раза больше энергии, чем белки. Жиры входят в состав клеток, нервной ткани, гормонов. В жирах содержаться ценные витамины (А, Д, Е, К), полиненасыщенные кислоты (в растительных маслах), играющие важную роль в нормализации холестеринового обмена и других функций. Так называемые насыщенные жиры содержаться в мясе, в цельном молоке, яйцах и молочных продуктах, в сливочном масле. Ненасыщенные жиры поступают в организм с подсолнечным маслом, с орехами. Избыток жиров вреден, так как ухудшает аппетит, может нарушиться обмен веществ и возникнуть ожирение.

Витамины обладают мощным биологическим воздействием, обеспечивая рост и восстановление клеток и тканей организма, нормальное течение обменных прочесов, сопротивляемость организма каким-либо внешним воздействиям, разрушают биохимические реакции.

Минеральные вещества участвуют в клеточных процессах, формирование ногтей и тканей, образовании белковых структур, регулирует обмен веществ жидкости в организме, поддерживают кислотно-молочное равновесие.

Правила питания:

Никогда не переедайте.

Не перекусывайте между основными приёмами пищи и поздно вечером.

Ешьте неторопливо, хорошо пережевывая пишу.

Питайтесь четыре раза в день.

Теперь обратимся к третьей составляющей здоровья - закаливанию. Оно одарит вас приятным цветом и упругостью кожного покрова, надежно защитит от простуды. Для успешного применения закаливающих процедур не требуется специального инвентаря, дорогостоящего оборудования. Важно лишь соблюдать принципы постепенности и последовательности, систематичности, разнообразия, сочетание общих и местных процедур.

Систематическое закаливание рекомендуется с воздушных ванн. Весьма полезны прогулки и занятия спортом на свежем воздухе, сон при открытой форточке, дозированное нахождение в обнаженном виде.

Более эффективны и легче регулируемы водные процедуры. При общем закаливание водой рекомендуется следующая последовательность процедур по нарастающей: обтирание, обливание, душ, купание.

Как же стать здоровым? Конечно же многое зависит от родителей, но это только основа! В остальном всё зависит от самого человека. И для того, чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о факторах, в той или иной степени влияющих на уровень здоровья. На этот счет есть много мнений, но главное - это полный отказ от дурных привычек (алкоголь и курение) и широкий выбор средств, очерченных триадой, избранных для укрепления здоровья. Но главная из них - это физическая нагрузка, способная изменить и тело, и характер, потому что любая нагрузка прежде всего заставляет преодолеть себя.

Здоровым и счастливым хочется быть и в двадцать, и в тридцать, и в сорок.

Итак, важно помнить: питание, закаливание, движение!

Литература:

1. Физкультура для всей семьи.- Сост. Козлова Т.В., Рябухина Г.А.-М.: Физкультура и спорт, 1990

2. Физическая культура: Учеб. Для учащихся 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений/ В.И. Лях, Л.Е. Любомирский. - М.: Просвещение, 2001

3. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учебник для техн. Физкульт./Под ред. С.Н. Попова. - М.: Физкультура и спорт, 1985



© 2010-2022