Танцевальные шаги на уроках физкультуры для младших школьников

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Танцевальные шаги на уроках физкультуры для младших школьников

В учебной программе по физической культуре для начальных классов танцевальные упражнения включены в разделы гимнастики и представлены в виде подготовительных упражнений танцевальных элементов и их комбинаций - танцевальных игр и танцев. Подготовительные танцевальные упражнения помогают научить детей принимать правильное и устойчивое положение туловища, соблюдать точные направления в движениях рук и ног, избавиться от скованности.

Танцевальные элементы - это в основном шаги различных танцев. Они различаются по координации движения, характеру и манере исполнения. Для одних характерна скромность, сдержанность и плавность движений, для других - задор, сила, удаль. Эти отличительные особенности по-разному воспринимаются девочками и мальчиками. Девочки больше интересуются грациозными и плавными движениями, мальчики - резкими, энергичными.

Из большого объема танцевальных элементов для начальных классов могут быть использованы лишь самые основные и доступные, наиболее эффективные для выработки координации движений, чувства темпа и ритма. К таким движениям относятся подскоки, шаг галопа, приставной и переменный шаг.

Важнейшей особенностью детских танцев являются их простота и законченность танцевальной формы. Построены они преимущественно на народной основе. Первые танцевальные умения, которые приобретают школьники лучше всего закреплять в форме танцев-игр, которые помогают детям легче усваивать пройденный материал, способствуют развитию музыкальности и ритмичности. Дети прислушиваются к музыке, различают средства музыкальной выразительности и сочетают свои движения с музыкой.

Танец-игра строится на танцевальных и естественных движениях с использованием мелких предметов - флажков, лент и мячей. Танцевальные и ритмические игры целесообразно применять в первых и вторых классах, а в третьих и четвертых вводится и танец в паре.

С изучением нового материала включаются упражнения, которые помогают закреплению и усовершенствованию танцевальных умений и навыков, приобретенных в предыдущих классах. Целесообразно сначала повторить отдельные элементы и их комбинации, изученные ранее. Затем учащихся знакомят с новыми комплексами подготовительных упражнений, разучивают танцевальные элементы: русский переменный шаг, переменный шаг с притопом и танец «Попрыгушки». Основное внимание должно быть обращено на то, чтобы дети выразительно и четко исполняли отдельные элементы движений и их комбинации, приучались различать в движении музыкальные длительности: восьмые, четверти, половинные ноты.

Подготовительные упражнения.

Упражнение 1. Музыкальное сопровождение - марш. Перед началом упражнения класс строится в колонну по одному. 1-8 такты. Дети идут четким уверенным шагом. На каждую музыкальную четверть - один шаг. 9-12 такты. Все бегут легко, свободно. На каждую восьмую такта - один небольшой шаг.

Упражнение 2. Музыкальное сопровождение то же. До начала упражнения ученики становятся парами по кругу. Пары рассчитываются на «первые» и «вторые». 1-7 такты. Дети идут по кругу, сохраняя правильные интервалы между парами. 8 такт. На счет «раз» учитель подает команду: «Первые!» («Вторые!»). Пары, номер которых был назван, останавливаются и, повернувшись друг к другу лицом, берутся за обе руки, поднимают их вверх, образуют «ворота». 9-12 такты. Пары, оставшиеся неназванными, пробегают в «ворота». Первым пробегает в «ворота» ученик, стоящий справа. В конце 12-го такта принимают исходное положение, и упражнение повторяется.

Упражнение 3. Это упражнение игрового характера. Музыкальное сопровождение - вальс. До начала упражнения класс делится на четыре группы, каждая из них располагается в разных концах зала. В центре зала ставится стул, на который садится один из учащихся. Ему завязывают глаза. 1-6 такты. Дети одной из групп по указанию учителя с шестью медленными шагами направляются к центру. Идут как можно тише. На каждый такт - один шаг. 7-8 такты. Дети неслышно усаживаются на пол. На следующие восемь тактов выходит вторая группа, затем таким же образом третья и четвертая. Водящий должен сказать, какая группа выполнила упражнение тише всех. Один из состава этой группы становится новым водящим, и игра продолжается. Это упражнение можно включать в заключительную часть урока, учитывая его спокойный характер.

Танцевальные элементы. Русский переменный шаг. Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение - руки на поясе. На счет «раз» - шаг вперед правой ногой, на «и» - шаг вперед левой ногой. На счет «два» - шаг вперед правой ногой, на «и» - пауза.

Русский переменный шаг с притопом. Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение - руки на поясе или свободно в стороны вниз. На счет «раз» - шаг вперед правой ногой, на «и» - шаг вперед левой ногой. На счет «два» - «и» - шаг вперед правой ногой с притопом, слегка присесть; левую ногу чуть отделить от пола, вынести вперед. Из этих и разученных в предыдущих классах танцевальных элементов составляются небольшие комбинации, которые приучают детей к практическому применению движений в танце.

Русский танец - игра. Исполняется под веселую маршеобразную музыку. Перед началом танца дети встают в общий круг лицом к центру и берутся за руки. Девочка стоит рядом с мальчиком - партнером. В центре круга приседает водящий.

Первая фигура. 1-4 такты. Держась за руки и повернувшись слегка вправо, переменным шагом, начиная с правой ноги, все идут по кругу. В конце четвертого такта приставить левую ногу к правой с акцентом - притопом. 5-8 такты. Повторяются движения 1-4 тактов, но все идут влево. А в конце 8-го такта поворачиваются лицом к центру круга.

Вторая фигура. 1-2 такты. Исполняя переменный шаг с притопом, все идут вперед и поднимают соединенные руки вверх. Водящий постепенно поднимается, шутливо изображая рост березки. 3-4 такты. Исполняя переменные шаги, танцующие отходят назад и постепенно опускают руки вниз. В это время водящий поднимает обе руки вверх и плавно ими покачивает. 5-6 такты. Разъединив руки и положив их на пояс, каждый танцующий кружится на месте вправо четырьмя шагами на носках. Водящий, положив руки на пояс, кружится влево. 7-8 такты. Танцующие исполняют приставной шаг вправо и влево. В конце 8-го такта останавливаются и берутся за руки. В это время водящий выбирает новую «березку»-водящего, подходит у нему и легким поклоном головы приглашает в центр круга, а сам встает на его место. Танец - игра начинается сначала.

Попрыгушки. Музыкальное сопровождение - полька. Исполняет живо, весело. До начала танца учащиеся принимают исходное положение. Исходное положение - встают парами друг за другом, руки соединяют скрестно.

Первая фигура. 1-3 такты. Танцующие выполняя шесть подскоков, стремительно двигаются вперед по кругу. 4 такт. На первую четверть - шаг вперед правой ногой и, разъединив руки, девочка поворачивается влево на 180 градусов, встает лицом к мальчику. На вторую четверть такта - приставляя левую ногу к правой, оба танцующих берутся за руки. 5-9 такты. Приставными шагами, начиная с правой ноги, пары кружатся на месте вправо. В конце 8-го такта они принимают исходное положение. 9-16 такты. Повторяются движения 1-8 тактов, в конце 16-го такта танцующие, разъединив руки, встают лицом друг к другу (мальчики спиной к центру круга).

Вторая фигура. 17-20 такты. Мальчик, положив руки на пояс, двигается назад, к центру круга, исполняя шесть подскоков и один простой шаг правой ногой, и в конце движения приставляет левую ногу к правой. Одновременно девочка, стоя на месте, хлопает в ладоши на каждую четверть такта. 21-24 такты. Мальчик, стоя на месте, хлопает в ладоши, а девочка, положив руки на пояс, повторяет движения мальчика, указанные в 17-20 тактах, но идет вперед. В конце 20-го такта оба берутся за руки. 25-28 такты. Танцующие подскоками отходят от центра круга. Девочка исполняет движения назад, мальчик - вперед. 29-32 такты. Начиная с правой ноги, простыми шагами, пары кружатся на месте. На 32-ой такт принимается исходное положение, и танец исполняется сначала.

Планируя танцевальные упражнения учителю надо помнить, что вначале разучиваются подготовительные упражнения, затем танцевальные элементы и их комбинации. Нельзя забывать и о музыке при органическом единстве её с движениями танец приобретает осмысленность и выразительность, что помогает детям соблюдать правильный темп, ритм и характер движений.

Литература

1.Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности Е.М.Елизарова Волгоград «Учитель» 2012 г.

2. Физическая культура 1-4 классы Учебник для общеобразовательных учреждений В.И.Лях Москва «Просвещение» 2011г.

3. Физическая культура 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений А.П.Матвеев Москва «Просвещение» 2011г.

4. Физическая культура 2 класс. Пособие для учителей И.И.Должиков Москва «Айрис-пресс» 2004

5. Уроки физической культуры 1-3 классы А.А.Гугин Москва «Просвещение» 1977

6. Физическая культура в школе Методика уроков в 1-3 классах Г.П.Богданов Москва «Просвещение» 1971

© 2010-2022