• Преподавателю
  • Физкультура
  • Программа дополнительного образования по волейболу для старших школьников. Продолжительность образовательного процесса 1 год

Программа дополнительного образования по волейболу для старших школьников. Продолжительность образовательного процесса 1 год

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Программа дополнительного образования

по волейболу для старших школьников.

Продолжительность образовательного процесса 1 год.








Содержание


  1. Введение …………………………………………………………………..3

  2. Пояснительная записка…………………………………………………...4

    • Актуальность ………………………………………………………5

    • Новизна программы………………………………………………..5

    • Цель программы……………………………………………………5

    • Задачи программы………………………………………………..5-6

    • Ожидаемый результат……………………………………………...6

  3. Учебно-тренировочное планирование…………………………………6-10

  4. Содержание программы…………………………………………………...10

  5. Методическое обеспечение программы……………………………..10-12

  6. Литература……………………………………………………………..…13






1. Введение

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировывать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе освоения учебного материала данной образовательной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального человека, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы. Физическая культура имеет свои учебным предметом одним из видов культуры и общества, в основании которого лежит физическая деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как условие и результат формирования физической культуры личности.


2. Пояснительная записка.

Программа разработана на основе нормативных документов, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, рекомендациями Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующих работу спортивных школ, а также в соответствии с Типовым планом-проспектом учеб­ной программы для ДЮСШ и СДЮШОР (приказ Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для ДЮСШ и СДЮШОР»), Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 № 212 (с изменениями и дополнениями).

Ухудшение состояния здоровья и уменьшение двигательной активности учащихся, увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки без учета принципа оздоровительной направленности, ориентация современного образования на целостное развитие личности определяют необходимость в существенном обновлении основ образования школьников в области физической культуры:

- создания целостной школьной системы разнообразных форм физкультурно-оздоровительных занятий физическими упражнениями с целью профилактики физического и умственного утомления, полноценного физического развития учащихся разных медицинских групп;

- осуществления дифференцированного подхода к учащимся с учетом возрастно-половых особенностей физического и психического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности;

- формирования знаний и умений по основам физкультурной деятельности с целью активного включения учащихся в самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом в разнообразных формах активного отдыха и досуга;

- учета интересов и потребностей выпускников в углубленном образовании в области физической культуры, обеспечивающем достаточную подготовленность к последующему обучению в профильных вузах.

Актуальность


В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования. Это подтверждает анализ учебных планов отечественной и зарубежной школ, где физическая культура занимает одно из приоритетных мест.

Такое положение этой области культуры обусловлено тем, что она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно действительно разностороннее развитие личности.

Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека, понижение двигательной активности детей и подростков (аудио, видео - техника, компьютеры, транспорт и др.), слабая физическая подготовка учащихся, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводит к негативным нравственным и функциональным изменениям в состоянии здоровья. По данным Министерства здравоохранения России, здоровье российского школьника находится на низком уровне, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна, хотя в генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Учитывая это, возрастает значение предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе, как важнейшей части всей программы оздоровления молодежи, сохранения и укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.

Новизна программы


Отличие данной программы от других программ по волейболу предполагает привлечение старших школьников к занятиям спорта и волейболу, а не достижение высоких спортивных результатов в этом виде спорта. Направленность данной образовательной программы - физкультурно-оздоровительная. Разработана для реализации в общеобразовательном учреждении. Занятия проходят два раза в неделю, а ДЮСШ минимум по три раза в неделю.

Цель программы

Средствами волейбола содействовать решению задач физического воспитания школьников, обучить их основам навыков игры в волейбол и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями.


Задачи:


  1. Развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

  2. Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности;

  3. Воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально - ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности;

  4. Освоение знаний о физической культуре и спорте; их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  5. Привитие интереса к виду спорта волейбол.

Продолжительность реализации программы - 1 год.

В реализации данной программы участвуют дети 14-17 лет.

Программа предлагает процесс обучения во внеурочное время по 120 минут

2 раза в неделю.

Численность группы 12-15 человек.

Форма занятий


  • Тренировочное занятие

  • Индивидуальные занятия

  • Соревнования

Ожидаемые результаты


  • привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу;

  • развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата;

  • развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры в волейбол;

  • обучение основам техники и тактики игры в волейбол;

  • приучение к игровой и соревновательной деятельности.

  • повысить уровень развития физических и координационных способностей, специфичных для игры в волейбол;

  • создание школьной команды юношей по волейболу

  • выступление на школьных и городских соревнованиях

3.Учебно - тематическое планирование на 68 занятий

(2занития в неделю)

Распределение времени на различные виды подготовки:

  1. Теоретическая подготовка - в процессе занятий.

  2. Физическая подготовка - 20 часов.

  3. Техническая подготовка - 20 часов.

  4. Тактическая подготовка - 20 часов.

  5. Игровая и соревновательная подготовка - 8 часов.

Тематическое планирование на I четверть.

урока

Содержание материала

дата

план

факт

1

1.Вводное занятие.

2.Силовые упражнения.

3.Передача верхняя.

4.Верхняя подача.




2

1.Верхняя подача.

2.Силовые упражнения.

3.Передача верхняя.

4.Верхняя передача мяча у стенки




3

1.Передача верхняя.

2.ОРУ

3.Многоскоки.

4.Нижняя и боковая подача мяча.




4

1.Работа в парах на месте и в движении с мячом.

2.Верхняя и нижняя передача.

3.Верхняя подача



5

1.Круговая тренировка.

2.Передача мяча на месте и в движении у стенки.

3.Волейбол по упрощенным правилам.



6

1.ОРУ

2.Передача мяча на месте и в движении у стенки.

3.Волейбол по упрощенным правилам.



7

1.Передача мяча на месте и в движении у стенки.

2.Нижняя подача и нижний прием мяча.

3.Волейбол по упрощенным правилам.



8

1.Нижняя подача и нижний прием мяча.

2.Нижняя подача и верхний прием мяча.

3.Верхняя подача и нижний прием мяча.



9

1.Нижняя подача и верхний прием мяча.

2.Верхняя подача и нижний прием мяча.

3.Разнообразные подачи и приемы мяча.



10

1.Разнообразные подачи и приемы мяча.

2.Учебная игра.


11

1.Многоскоки, упражнения с набивными мячами.

2.Учебная игра.


12

1.Скоростно-силовые упражнения

2.Волейбол по упрощенным правилам.

3.Верхняя подача в прыжке.

4.Нападающий удар у стенки.




13

1.Круговая тренировка.

2.Скоростно-силовые упражнения.

3.Волейбол по упрощенным правилам.



14

1.Нижняя подача и верхний прием мяча.

2.Верхняя подача и нижний прием мяча.

3.Разнообразные подачи и приемы мяча.



15

1.Верхняя подача в прыжке.

2.Нападающий удар у стенки.

3.Волейбол по упрощенным правилам.



16

1.Верхняя подача в прыжке. Нападающий удар у стенки.

2.Скоростно-силовые упражнения.

3.Волейбол по упрощенным правилам.



17

1.Нижняя подача и верхний прием мяча.

2.Верхняя подача и нижний прием мяча

3.Игровая тренировка



18

Контрольные испытания:

1.Челночный бег 4x9 метров.

2.Прыжки в длину с места.

3.Передача мяча над собой

4.Передачи мяча в стенку





Тематическое планирование на II четверть.

урока

Содержание материала

дата

план

факт

1

1.Скоростно-силовые упражнения, волейбол по упрощенным правилам.

2.Нападающий удар через низкую сетку.

3. Постановка блока.



2

1.Разнообразные подачи и приемы мяча

2.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №3.

3.Игровая тренировка.



3

1.Круговая тренировка.

2.Нападающий удар через низкую сетку.

3.Постановка блока.



4

1.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №3

2.Подбор мяча, работа по группам.

3.Волейбол.



5

1.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №2 и №4.

2.Постановка одиночного и двойного блока.

3.Учебная игра.

6

1.Многоскоки, упражнения с набивными мячами

2.Нападающий удар через сетку с передачи из зоны №2 и №4.

3.Постановка одиночного и двойного блока.



7

1.Нападающий удар и постановка тройного блока.

2.Освоение падения в волейболе.


8

1.Нападающий удар и постановка тройного блока.

2.Разнообразные подачи и приемы мяча.


9

1.Верхняя подача и нижний прием мяча.

2. Освоение падения в волейболе.


10

1.Разнообразные подачи и приемы мяча.

2.Падения. Нападающий удар с зон №2,3,4.


11

1. Нападающие удары с первой линии и блокирование.

2.Учебная игра.

12

1.Нападающие удары с первой линии.

2.Постановка тройного блока.

3.Учебная игра.



13

1.Круговая тренировка.

2. Подачи и приемы подач.

3.Упражнения на скакалках в сочетании с упражнениями с мячом.



14

Контрольные испытания:

1.Поднимание туловища из полож. лежа (30с.)

2.Сгибание разгибание рук (1мин.)

3.Нападающий удар ч/з сетку



Тематическое планирование на III четверть.

урока

Содержание материала

дата

план

факт

1

1.Упражнения с набивными мячами и со скакалкой.

2.Нападающие удары со второй линии.


2

1.Круговая тренировка

2.Нападающие удары со второй линии.


3

1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №3.

2.Упражнения с отягощениями.


4

1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №2.

2.Скоростные упражнения


5

1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №4.

2.Прыжковые упражнения


6

1.Нападающие удары с высоких и низких передач.

2.Учебная игра


7

1.Нападающие удары с коротких и длинных передач.

2.Индивидуальная работа с мячом.

3. Упражнения в группах с мячами.



8

1.Подачи и прием мяча с переводом в зону №2,№4

2.Нападающий удар с зон №2,3,4.


9

1.Тактические действия в защите.

2.Нападающие удары с высоких и низких передач.


10

1.Круговая тренировка.

2.Нападающие удары с коротких и длинных передач.

3.Отработка защитных действий при нападающих ударах.


11

1.Тактические действия в нападении.

2.Нападающие удары с высоких и низких передач.


12

1.Отработка нападающих действий после верхних подач.

2.Верхние планирующие подачи.

3.Учебная игра


13

1.Круговая тренировка.

2.Верхние подачи в прыжке.


14

Игровая тренировка.

15

1.Верхние планирующие подачи.

2.Верхние силовые подачи.

3.Тактические действия в защите и нападении.



16

1.Тактические действия в защите и нападении.

2.Учебная игра.


17

1.Товарищеские встречи с различными командами.


18

1.Тактические действия в защите и нападении.

2.Упражнения с отягощениями.


19

1.Игровые комбинации.

2.Подачи и прием подач.

3.Нападающие удары.



20

1.Игровые комбинации.

2.Сброс мяча при нападающем ударе.


Тематическое планирование на VI четверть.

урока

Содержание материала

дата

план

факт

1

1.Подачи и прием подач.

2.Нападающие удары.

3.Игровые комбинации.


2

1.Круговая тренировка

2. Тактические действия в защите.


3

1. Тактические действия в нападении.

2.Упражнения с отягощениями.


4

Игровая тренировка.

5

Товарищеские встречи.

6

1Сброс мяча при нападающем ударе.

2.Игровые комбинации.


7

1.Верхние планирующие подачи.

2.Тактические действия в защите.


8

1.Подачи и прием мяча.

2.Нападающий удар.

3.Учебная игра.


9

1. Тактические действия в нападении.

2.Нападающие удары с высоких и низких передач.


10

Товарищеские встречи.

11

1.Игровые комбинации.

2.Тактика игры в защите и нападении.


12

Игровая тренировка.

13

1.Подачи и прием подач.

3.Нападающие удары.

3.Игровые комбинации.


14

1.Тренировка игрока либеро.

2.Игровые комбинации.

15

1.Первый темп.

2.Нападающий удар с зон№4,5,6


16

1.Нападающий удар с зон№4,5,6

2.Игровые комбинации.


17

Игровая тренировка.


18

Товарищеские встречи.


4. Содержание программы


  1. Теоретическая подготовка - история волейбола, техника безопасности, правила игры.

  2. Физическая подготовка - многоскоки, прыжки со скакалкой, бег с изменением направления, отжимания, работа с набивными мячами, упражнения с утяжелениями.

  3. Техническая подготовка - верхняя подача, нижняя подача, боковая подача, верхняя силовая подача, верхняя подача в прыжке, нижняя передача, верхняя передача, нападающий удар, блокирование мяча, финты.

  4. Тактическая подготовка - игровые комбинации, тактические действия в защите и нападении.

  5. Игровая подготовка - игровые тренировки, игра в волейбол по упрощенным правилам, товарищеские встречи, выступления в школьных и городских соревнованиях.

5. Методическое обеспечение программы.

Методы работы

Методы организации учебной деятельности


  • Фронтальный метод - организации секционной деятельности включает несколько разновидностей, имеющий общий признак - выполнение одного и того же задания всеми занимающимися под руководством тренера.

  • Поточный - когда занимающиеся располагаются в колонну по одному и один за другим выполняют задания. Тренер должен находится непосредственно в том месте, где выполняется заданное упражнение (например, около спортивного снаряда)

  • Групповой - организация деятельности занимающихся, предусматривает одновременное выполнение несколькими группами разных упражнений

  • Индивидуальный - метод организации характеризуется определением двигательных заданий для каждого занимающегося отдельно

  • Метод круговой тренировки - характеризуется серийным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью является то, что занимающиеся выполняют разные двигательные задания посменно.

Методы усвоения учебного материала


  • Словесный метод - сообщение теоретических сведений, постановка конкретных задач, формирования отношения к выполнению задания.

  • Метод обеспечения наглядности - применяют для создания зрительных, слуховых, двигательных образов, представлений в процессе технической, тактической, физической подготовки.

  • Целостный метод - заключается в слитном выполнении всего двигательного действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения, т.е. технику движений осваивают сразу после показа и объяснения.

  • Расчлененный метод - характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик для поочередного освоения с последующим соединением их в целое.

  • Равномерный метод - выполнение физических упражнений непрерывно в течение относительного длительного времени с постоянной интенсивностью, с сохранением заданной скорости, темпа, ритма, величины усилий, амплитуды движений.

  • Переменный метод - характеризуется изменением структуры и интенсивности повторяющихся двигательных заданий.

  • Повторный метод - многократное выполнение упражнения с определенными интервалами отдыха, в течении которых достаточно полно восстанавливается работоспособность.

  • Интервальный метод - характеризуется повторным выполнением двигательных заданий, при котором существенное значение придается интервалам отдыха. Интенсивность упражнения и длительность интервалов заранее регламентируются и изменяются по мере улучшения тренированности занимающихся.

  • Игровой метод - игровая двигательная деятельность, упорядоченная определенным образом в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими способами в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.

  • Соревновательный метод - один из способов для проверки эффективности учебно-тренировочного процесса, стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.

Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие средства обучения:

  • спортивный зал

  • волейбольная сетка

  • волейбольные и набивные мячи

  • скакалки, гимнастические скамейки и маты

Примерные показатели двигательной подготовленности

Наименование контрольных упражнений

Нормативы

Юноши

5

4

3

1

Челночный бег 4х9м. (с.)

9,4

9,6

9,9

2

Сгибание разгибание рук (1мин.)

42

30

15

3

Прыжок в длину с места (см.)

220

200

180

4

Поднимание туловища из полож. лежа (30с.)

31

26

15

5

Бег 1000м. (мин, с.)

5,45

6,20

7,35

6

Передача мяча над собой

25

20

15

7

Передачи мяча в стенку

25

20

15

8

Передачи мяча в парах

30

25

20

9

Подачи мяча в зоны

5-3

5-2

5-1

10

Нападающий удар ч/з сетку

5-4

5-3

5-1

Литература:

Для педагогов.


  1. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М., 1998. - 496 с.

  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - ХI классов общеобразовательной школы. М.,1985.- 46 с.

  3. Киселев П.А. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. М.: Глобус, 2008 - 320с.

  4. Железняк Д. Ю. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры.

Для детей.


  1. Физическая культура: учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /под общ. ред. А.Т. Парщикова. 2003г.

  2. Физическая культура: учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /под общ. ред. А.Т. Парщикова. 2003г.


© 2010-2022