Развитие физических способностей у обучающихся во внеурочное время

Актуальность темы определяется тем, что физическое развитие детей их здоровье во многом зависит от их двигательной деятельности, которое обуславливает и психические процессы, предусматривает решение задач по формированию навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Р А З В И Т И Е

ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Пухляк Л.В учитель по физической

культуре МБОУ «СОШ №53»

г.Астрахани

Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья населения лишь на 10 % определяется уровнем медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% - наследственными факторами, на 20-25 % состоянием окружающей среды и на 40-45 % образом жизни.

Основой здорового образа жизни является физическая культура, целенаправ- ленно, естественным путем повышающая жизнеспособность систем и функций организма человека.

Актуальность темы определяется тем, что физическое развитие детей их здоровье во многом зависит от их двигательной деятельности, которое обуславливает и психические процессы, предусматривает решение задач по формированию навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта.

Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть "физически совершенный" человек. Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного развития человека. Достигнуть высокого физического совершенства , избавится от некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно лишь путем правильного и систематического использования физических упражнений. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта , не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников , активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Рассматривая двигательную деятельность детей, мы наблюдаем её в различных по форме движениях, в которой проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств.

Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей , внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований. Занятия должны быть не утомительными для детей , обеспечивать переключение с одной деятельности на другие , способность укреплению здоровья и физическому развитию школьника.

Одним из ежедневных выполняемых комплексов несложных упражнений является утренняя гимнастика , которая обычно сочетается с закаливающими процедурами и применяется главным образом с целью укрепления здоровья, повышения жизнедеятельности и общей работоспособности школьника.

Физкультминутки проводятся в классе , во время уроков и когда проявляются признаки утомления детей (невнимательность, беспокойное поведение).

Гимнастика перед сном. В сочетании с прогулкой и водными процедурами легкая гимнастика создает благоприятные условия для отдыха. Нужно приучать к ней детей. Такая гимнастика состоит главным образом из дыхательных упражнений.

Закаливание - это постепенное приспособление организма к неблагоприятным воздействием среды.

Активно занимаясь во внеурочное время и внедряя физическую культуру и спорт в повседневный быт, мы повышаем уровень физической подготовленности и тем самым способствуем воспитанию основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости , а также гибкости и ловкости.

СИЛА - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Для развития силы используют метод повторного поднимания тяжести , а также метод динамических усили при прыжковых и метательных движений.

Примерные упражнения для развития силы:

- сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа);

- приседание на одной, двух ногах;

- подтягивание ;

- бег на коньках ;

- спортивные и подвижные игры.

БЫСТРОТА - комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений. Упражнения для развития быстроты выполняются сериями.

Примерные упражнения для развития быстроты :

- бег у упоре стоя с максимальной скоростью ( 20-30 сек.) ;

- семенящий бег ( 8-12 м) ;

- бег с ускорением 10-15 м (3-6 раз) ;

- бег на коньках на скорость, 15-20 м ( 4-6 раз) ;

ВЫНОСЛИВОСТЬ - способность организма противостоять утомлению, то есть длительно работать не уставая.

Дети, подростки и юноши не способны к выполнению длительной работы, так как она требует значительных энергетических затрат, которые в это время идут на обеспечение роста организма. Специально над развитием выносливости начинают работать после 16 лет, а до этого возраста объём применяемых методов невелик.

Примерные упражнения для развития выносливости:

- ходьба в среднем темпе ;

- длительная ходьба и бег в медленном темпе ;

- кроссовый бег в переменном темпе ( 300- 1000 м);

- занятия греблей , катание на коньках, велосипеде;

- спортивные игры.

ГИБКОСТЬ - это способность выполнять движения с большей амплитудой. Гибкость развивают систематически, используя небольшое количество упражнениц, часто их повторяя.

Примерные упражнения для развития гибкости:

- из положения стоя ( сидя) наклоны вперед, ноги не сгибать. То же с отягощением;

- в различных положениях выпада ( вперед, назад, в сторону) растягивание в коленных и тазобедренных суставах;

- из положения лежа сделать "мост";

- стоя спиной к стенке ( в шаге от неё), прогибаясь назад, опираясь руками о стенку, прийти в положение "мост";

- маховые движения ногами.

ЛОВКОСТЬ- это умение человека быстро совершать точные движения и двигательные действия.

Примерные упражнения для развития ловкости:

- жонглирование теннисными мячами;

- всевозможные кувырки ( вперед, назад в группировки, боком);

- прыжки через скакалку ( на одной, двух ногах, со скрещение рук впереди);

- подвижные игры;

- спортивные игры ( баскетбол, волейбол, настольный теннис).

Разнообразие основных физических способностей, двигательных умений и навы-ков, получаемых школьниками в процессе занятий по физической культуре и во внеурочное время, направлено на повышение уровня общей физической подготовленности обучающихся. Повседневная жизнь подтверждает то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую производительность труда, высокую работоспособность. Основными показателями общей физической подготовленности обучающихся были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе видно умение владеть своим телом, умение выполнять движения экономно, быстро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических качеств и способностей, скорости, ловкости, силы, быстроты, выносливости и гибкости.

Чем больше число двигательных условных рефлексов приобретает ученик, тем сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед своими учениками, тем легче приобретается навык. А двигательные навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действий в целом. Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысления действия.



© 2010-2022