Исследовательская работа по Физической культуре

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа по Физической культуреРайонная научно-практическая конференция школьников «Первые шаги науку»


Секция ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



Развитие потребности в здоровом образе жизни

девочек 9 - 11 классов через систему домашнего задания

Выполнила: Наговицына Дина

МКОУ Ордынская средняя

Общеобразовательная школа №2

10 класс


Научный руководитель:

Чурносов Николай Викторович,

учитель физической культуры,

высшей квалификационной категории

р.п. Ордынское 2015







ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................стр.3

I. Организация, содержание и руководство учебно-воспитательным

процессом…………………………………………………………………..…стр.5

II. Основные методы, используемые при проведении занятий ритмической

Гимнастикой ………………………………………………………………..стр.10

III. Влияние занятий ритмической гимнастикой на организм девушек………………………………………………………….…………...стр.10

Практическая часть.

IV.Организация исследования………………………………………….......стр.13

Выводы…………………………………………………………………….…стр.16

Заключение…………………………………………………………………..стр.19

Приложение

Введение.

Актуальность выбранной темы.

Состояние здоровья девушек в Ордынской СОШ №2 в последнее время вызывает обоснованную тревогу. По данным проведенного медосмотра: около 90% девушек 9-11 классов имеют отклонения здоровья. Старшеклассницы средней школы, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата насчитывается 61%, у 43% учащихся обнаружены хронические заболевания, 18% имеют повышенное артериальное давление, у 45% к окончанию средней школы ухудшается зрение. Во многом причиной этого является их низкая двигательная активность. Так, согласно статистическим данным 85% времени своего бодрствования девушки проводят за рабочим столом, до 24 часов в неделю просмотру телевизора. Появившиеся в последнее время компьютеры также отвлекают внимание детей, что приводит к недостатку двигательной активности. Сколько же должны двигаться дети и подростки, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье?

Проблема проекта: в последние время идёт снижение интереса учащихся к урокам физической культуры и занятиям другими видами физкультурно-спортивной деятельности, что не позволяет создать предпосылки непрерывного физического совершенствования, овладеть способами творческого применения полученных знаний в своей жизни. Вследствие этого ухудшается здоровье подрастающего поколения.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование ритмической гимнастики при выполнении домашнего задания будет способствовать качественному воспитанию выносливости организма девушек, занятия будут проходить на высоком эмоциональном фоне.

Объект исследования: образовательный процесс девушек 9-11 классов .

Цель исследования: проверить эффективность использования ритмической гимнастики аэробного характера при выполнении домашнего задания.

Предмет исследования: Использование комплексов ритмической гимнастики аэробного характера при выполнении домашнего задания.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы, использования ритмической гимнастики при выполнении домашнего задания девушками 9 - 11 классов в литературных источниках.

2. Изучить возможность использования ритмической гимнастики в качестве домашнего задания.

3. Выявить эффективность использования ритмической гимнастики аэробного характера в физическом воспитании девушек 9-11классов.

4. Разработать практические рекомендации.

Для решения поставленных задач, проверки гипотезы были использованы методы научно-педагогического исследования:

1. Анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Тестирование и оценка уровня.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Практическая значимость исследования: Наша работа направлена преподавателям физической культуры, девушкам 9-11 классов и родителям. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе. Так как, используя ритмическую гимнастику, возможно, добиться высокого уровня развития выносливости организма при минимальных финансовых затратах.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТА ТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ.

Одной из задач Ордынской СОШ №2 является физическая подготовка и оздоровление обучающихся. В нашей школе общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди школьников, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на преподавателя физической культуры школы. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья школьников в течение учебного года осуществляется поликлиникой . [1] При выборе средств, метода проведения, дозировки занятий физической культурой следует строго соблюдать принцип индивидуализации. Необходимо учитывать не только возраст, но и главным образом состояние здоровья и физическую подготовленность.[2] В своих исследованиях Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения относительно психического развития. Эта идея находит отражение и в деятельности педагога, который предлагает домашние задания как продолжение процесса обучения. Учеными замечено, что через целенаправленное изменение содержания основного дидактического материала при обучении путем увеличения доли и меры самостоятельной работы можно стимулировать систематические занятия. Поэтому увеличения двигательной активности и повышения двигательной подготовленности школьников можно добиться через увеличение доли самостоятельных занятий школьников физическими упражнениями.

Первым этапом будет считаться систематическое выполнение всеми девушками домашних заданий по физической культуре. Чем же мотивирована необходимость проработки проблемы домашних заданий по физической культуре?

Во-первых, вопрос о домашних заданиях по физической культуре не нашел еще своего отражения в общепедагогической литературе и слабо изучается с точки зрения оздоровления и образования. Есть еще педагоги, которые не признают домашние задания по физической культуре, считая, что они увеличивают и без того очень большую учебную нагрузку школьников.

Во-вторых, домашние задания по физической культуре, решая определенные задачи, имеют свои характерные особенности, которые отличают их от заданий на дом по другим общеобразовательным предметам.

В-третьих, домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.

Основная задача домашних заданий по физической культуре - создать условия для подготовки обучающихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки обучающихся, обучение изготовлению несложного спортивного инвентаря, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры. Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня, называется оздоровительной, или физической тренировкой.

Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе эволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки. [3] «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости.

Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели» (Жак Далькроз).
Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться на том, что им преподается, делают это легко и весело, без большого направления. У детей формируются способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебы. Современная ритмическая гимнастика - это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей позволяет всесторонне воздействовать на организм. Для рациональной организации занятий ритмической гимнастикой с полного представления о многообразии функций педагога в работе следует выделять отдельные этапы. Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции. Ритмическая гимнастика является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений даёт возможность соединить преимущества циклических видов деятельности (бега, ходьбы, плавания и т.д.) из-за их аэробных возможностей с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечнососудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма. Ритмическая гимнастика для школьников параллельно решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи - оздоровительные, учебные, воспитательные.

К частным можно отнести следующие задачи:

- повышать эмоциональный настрой детей;
- воспитывать стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
- формировать двигательную культуру;

- способствовать формированию правильной осанки; повышать физическую работоспособность;

- развивать основные физические качества; совершенствовать чувство ритма, музыкальность.

Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Комплекс ритмической гимнастики состоит из вводной, основной и заключительной части, длительность которых составляет приблизительно 20-70 % времени. Например, в 30-минутном комплексе ритмической гимнастики 6 минут отводится на подготовительную, 21 минута на основную и 3 минуты - на заключительную части. Вводная часть, или разминка, занимает 5-10 мин и предназначена для подготовки организма к занятию. Ее содержание - простые упражнения для отдельных групп мышц : ходьба на месте с высоким подниманием бедра, ходьба с движениями рук и головы, выпады, наклоны, приседания и др. Разминка направлена на то, чтобы, во-первых, размять и разогреть мышцы спины и конечностей, а во-вторых, вызвать некоторое учащение темпа сердечных сокращений, так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе. Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта. Основная часть занятия обычно продолжается 20-30 мин и направлена на развитие различных мышечных групп, воспитание физических качеств силы, ловкости, выносливости и др. Для этой части характерна самая высокая нагрузка. Специалисты рекомендуют так чередовать движения, чтобы однотипные упражнения не следовали друг за другом, чтобы упражнениям силового характера предшествовали упражнения на растягивание, чтобы в проработку последовательно включались руки и плечевой пояс, ноги и туловище, а после этого выполнялись циклические упражнения - бег, прыжки, танцевальные шаги.[4] Как показывает практика, наиболее подходящая длительность каждого упражнения в комплексе - в среднем 50 секунд. Заключительная часть занятия длится около 3-5 мин и направлена на постепенное снижение нагрузки, приведение организма в относительно спокойное состояние. Используются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Завершается занятие спокойной ходьбой. Минимальная нагрузка в занятиях ритмической гимнастикой должна соответствовать в среднем частоте сердечных сокращений не ниже 130 уд/ мин. Оптимальный пульсовой режим для школьников 130-150 уд/мин. Тренирующий эффект достигается при 2-3 занятиях в неделю продолжительностью 30-45 мин. Основным главным критерием, лимитирующим дозировку, является самочувствие занимающихся. Разносторонне воздействовать на занимающихся, укрепить мышцы рук, ног, туловища, сделать тонкой талию можно проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений и упражнениями, отягощенными весом внешних предметов и сопротивлением, а также использование различных тренажеров.[5]


II. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ.

Музыка определяет ритм и темп движения. Необходимо подбирать музыку к определенным комплексам упражнений или, наоборот, к имеющейся фонограмме, подбирать упражнения с соответствующим ритмом и темпом. Для поддержания интереса необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

  • 1.Метод музыкальной интерпретации.

  • 2.Метод усложнений.

  • 3.Метод сходства.

  • 4.Метод блоков.

III. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ОРГАНИЗМ ДЕВУШЕК.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечнососудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствует двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества. По мнению Ю.В. Менхина и А.В. Менхина в целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии - в «зоне устойчивого здоровья»), гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка. Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают ритмическую гимнастику привлекательной для устранения и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность. Слушая музыку, занимающиеся, воспроизводят ее ритм, темп и характер движениями различных частей тела по заранее установленной форме, применяя различные по длительности и амплитуде движения и сочетая их во времени и пространстве (Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, 2003).[6] Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку.

Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся.

Вторая группа упражнений воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность.

Третья группа упражнений воспитывает музыкальность.

Четвертая группа средств направлена на регуляцию психического состояния занимающихся (Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева, 2001). [7]

К основным задачам следует отнести:

- развитие двигательных способностей, таких как: гибкость, координация движений, сила, выносливость, быстрота;

- повышение работоспособности, как общей, так и специальной;

- медицинский подход, который выражается в формировании правильной осанки и улучшении психического состояния девушек;

- развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности. Здесь решается одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель физической культуры: повысить интерес к урокам физической культуры и привить потребность в систематических занятиях, вести активный образ жизни.

Специалисты отмечают большое влияние упражнений ритмической гимнастики на физическое развитие и воспитание детей. Ритмическая гимнастика развивает внимание, жизнерадостность, находчивость, самостоятельность, она придает движениям естественную непринужденность и уверенность. Занятия ритмической гимнастикой не только физически развивают детей и повышают их физическую подготовленность, но и играют огромную роль в их воспитании. Творчески применяя упражнения ритмической гимнастики на уроках физической культуры, активизируется двигательная деятельность и повышается интерес к занятиям. В то же время выполняется одно из существенных требований к современному уроку - это сочетание образовательной направленности с достижением его высокой моторной плотности, динамичности и эмоциональности (Е.Г. Сайкина, Казакевич Н.В., Фирилева Ж.Е. 2001).[8] Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.

Обобщая вышеуказанное, можно утверждать, что ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.


Практическая часть.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование проводилось с сентября 2014 года по январь 2015 года. Экспериментальные исследования проходили в Ордынской СОШ №2 на девушках 9а, 9б, 10а, 11а классах.

На первом этапе исследования мы проводили обзор и анализ литературных источников по проблемам физического воспитания в школах. Первый этап продолжался с сентября 2014 года по ноябрь 2014 года. Подробно результаты этой работы представлены в главе I.

На втором этапе исследования проходившего с ноября 2014 года по январь 2015 года мы вели подготовку к эксперименту, который проходил в Ордынской СОШ №2 на девушках 9-11 классов, из которых организовались экспериментальная и контрольная группа. В экспериментальной группе занималось 10 человек в контрольной группе 11 человек. При выполнении домашнего задания экспериментальная группа занималась ритмической гимнастикой, контрольная получали стандартные задания на дом. Эксперимент длился в течении ноября - декабря 2014 года, всего было проведено 44 занятия в контрольной и экспериментальной группах. Перед проведением эксперимента мы решили исследовать отношение девушек к занятиям физической культуре в школе с помощью анкетирования. Участникам анкетирования предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.Ваше отношение к урокам физической культуры в школе.

2.Их необходимость для вашего физического развития.

3.Каково отношение к Вам учителей в процессе занятий физической культурой?

4.Доступны ли нагрузки для каждого занимающегося?

5.Узнали ли Вы что-либо новое о процессе обучения физическим упражнениям в школе?

6.Вы чувствуете себя комфортно на занятиях физической культурой?

7.Применялись ли новые средства и методы физического воспитания учителями физической культуры?

8.Изменилось ли Ваше отношение к формированию здорового образа жизни после начала обучения в школе?

9.Каково ваше отношение к ритмической гимнастике?

10.Изменилось ли Ваше отношение к предмету физическая культура после начала Вашего обучения в школе?

Далее мы провели исследование уровня развития работоспособности у школьников экспериментальной и контрольной группы. Для определения уровня развития работоспособности мы использовали тест Руфье-Диксона и пробу Штанге.

Физическая работоспособность - проявляется в различных формах мышечной деятельности. Поэтому под этим термином понимается способность человека проявить максимум физического усилия, в статической, динамической или смешанной работе. Физическая работоспособность величине интегральная, т.к. зависит, по сути дела, от всех систем организма в целом. Поэтому без сведений о физической работоспособности обследуемых лиц не представляется возможным судить о состоянии здоровья, об уровне подготовленности к трудовой деятельности, для расчета мощности нагрузки при тренировочных занятиях с целью оздоровления, развития физической работоспособности или ее поддержания на имеющемся высоком уровне.

Для определения физической работоспособности необходимо:

  1. Подсчитать пульс в покое (лежа) за I мин.

  2. Измерить ЧСС сразу после физ. нагрузки.

  3. Измерить ЧСС через I мин. восстановления.

  4. Рассчитать показатель сердечной деятельности (ПСД) по формуле Руфье-Диксона. ПСД =(Р1+Р2+ЕЗ) - 200 10

10

  1. Оценить полученные данные: 0,1 - 5 - отлично; 5,1 - 10 - хорошо; 10,1 - 15,0 - удовлетворительно; 15,1 и больше - плохо.

О физических резервах своего организма можно судить по пробам с задержкой дыхания, которые отражают состояние дыхательной и сердечнососудистой системы, обеспеченность тканей О2. По Штанге пробы производятся в нескольких вариантах: человек в положении сидя вначале подсчитывает ЧСС. Затем после трех спокойных предварительных вдохов и выдохов делает глубокий вдох и задерживает дыхание. При этом фиксируется время задержки дыхания и сразу после возобновления дыхания подсчитывается ЧСС. Критерии пробы Штанге следующие: если время задержки дыхания менее 40 с, то реакция неудов л.; 40-49 с - удовл.; больше 50с - хорошая. Отношение ЧСС после пробы и до нее (показатель пульсовой реакции) у здорового человека не должен превышать 1,2.

(приложение таблица 1) Исходя из исследований на достоверность, мы можем утверждать, что результаты нашего исследования имеют достоверность 95 %, т.е. 95 % из 100 % учащиеся МКОУ ОСОШ№2 имеют такой же уровень развития работоспособности как в вышеописанном случае.

После окончания предварительной работы мы организовали эксперимент, который проходил с 10 января 2015г. по 10 февраля 2015г, в нем принимали участие девушки Ордынской СОШ №2. В исследованиях принимали участие две группы, одна была экспериментальной другая контрольной. Экспериментальная группа в процессе домашнего задания использовала занятия ритмической гимнастикой, которая проходила под музыкальное сопровождение. После окончания эксперимента мы вновь провели анкетирование школьников контрольной и экспериментальной группы по тем же вопросам. Так же после окончания эксперимента мы провели исследование уровня физической работоспособности у девушек экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования представлены в таблицах (Приложение 3; Приложение 4). Исходя из исследований на достоверность, мы можем утверждать, что результаты нашего исследования имеют достоверность 95 %, т.е. при использовании нашей методики на такой же группе занимающихся в 95 % случаев из 100 % получен такой же результат.

ВЫВОДЫ

Разносторонне воздействовать на девушек 9-11 класса, укрепить мышцы рук, ног, туловища, сделать тонкой талию можно проводя аэробные танцевально-гимнастические упражнения методом круговой тренировки. Он предусматривает совмещение танцевально-гимнастических упражнений и упражнениями, отягощенными весом внешних предметов и сопротивлением, а также использование различных тренажеров. Обязательный элемент занятий ритмической гимнастикой - музыка. В подготовительной части занятия используются мелодии более спокойные и негромкие. В основной части энергичные и звучные мелодии чередуются с более спокойными, что дает возможность несколько отдохнуть в ходе занятия и слегка расслабиться. Для заключительной части достаточно одного произведения, медленного по характеру звучания, успокаивающего нервную систему занимающихся. При изучении возможности использования ритмической гимнастики в качестве домашнего задания в муниципальной средней общеобразовательной школе. Мы выяснили, что это возможно, если заменить некоторые задания на дом, это даст примерно такой же результат при воспитании общей выносливости и не требует дорогостоящего инвентаря и оборудования, что значительно сэкономит бюджет.

Перед проведением эксперимента вы решили исследовать отношение девушек к занятиям физической культуры в школе. Для этого мы применили метод анкетирования. Анкета состояла из 10 вопросов, на которые можно было ответить да, нет и иногда. После проведения анкетирования результаты были обработаны методом математической статистики. Ответы в контрольной и экспериментальной группе отличались незначительно средние показатели на все ответы находились в пределах 0,1%. Это свидетельствует о том, что большинство девушек из обследуемых относятся к занятиям физической культурой посредственно, не стремятся к всестороннему физическому развитию, большинство считает, что уроки физической культуры в школе не так важны для физического развития девушек. Так же мы перед экспериментом провели исследование уровня работоспособности по тесту предложенному Руфье - Диксаном и выяснили, что средние показатели уровня физического развития у экспериментальной группы находятся на уровне 13,27, у контрольной группы 13,22, что соответствует удовлетворительному уровню развития работоспособности. Как мы видим уровень развития работоспособности у контрольной и экспериментальной группы примерно одинаков. Так же мы провели исследование с использованием пробы Штанге которая направлена на исследование физических резервов организма, состояния дыхательной и сердечнососудистой систем. Результаты данного исследования, следующие для экспериментальной группы задержка дыхания, 42,1 сек, пульсовая реакция 1,21. Это говорит об удовлетворительном развитии резервов дыхательной системы, а пульсовая реакция немного превышает норму, что свидетельствует о недостаточном функциональном резерве сердечнососудистой системы. Аналогичное исследование мы провели и в контрольной группе - задержка дыхания у них составила 42 сек, а показатели пульсовой реакции 1,23. Следовательно, мы можем утверждать, что по основным показателям функциональных возможностей контрольная и экспериментальная группа схожи.

Чтобы узнать являются ли наши исследования объективными, мы провели проверку с использованием критерия Стьюдента, исходя из данных этой работы, мы можем утверждать, что полученные нами результаты достоверны, и они отражают уровень физического развития девушек 8-9 класса.

Далее мы провели эксперимент, который проходил с 10 января 2010 года по 27 марта 2012 года. Эксперимент заключался в следующем, экспериментальная группа при выполнении домашнего задания использовала ритмическую гимнастику выполняемая под музыку. В начале эксперимента продолжительность комплекса составляла 35-45 минут. После окончания эксперимента мы провели повторное анкетирование девушек контрольной и экспериментальной группе по той же анкете, что описана выше. Результаты анкетирования контрольной группы мало изменились и они улучшились на 0,1% .Результаты анкетирования экспериментальной группы изменились значительнее. Чем в контрольной группе и изменение составляет 5,7% - это говорит о кардинальном изменении отношения к занятиям физической культурой, большинство девушек перевели их из разряда ненужных и не имеющих значение в разряд необходимых. Большинство из испытуемых в экспериментальной группе отмечали, что их отношение к предмету физическая культура после нашего эксперимента поменялось в лучшую сторону. После окончания эксперимента мы провели повторное тестирование уровня работоспособности у контрольной и экспериментальной групп. Уровень работоспособности по тесту Руфье - Диксона в экспериментальной группе составил 12,1 против 13,27 до эксперимента. В контрольной группе результаты составили 12,9 против 13,22 до эксперимента. Как мы видим и в экспериментальной и в контрольной группе средние результаты работоспособности повысились. В экспериментальной группе на 1,17 в контрольной 0,32. Это свидетельствует о том, что использование ритмической гимнастики способствует развитию работоспособности у занимающихся. Мы провели исследование функциональных резервов организма с использованием пробы Штанге, которая показала, что функциональные возможности дыхательной системы в экспериментальной группе составили 43,3 сек. против 42,1 сек до эксперимента, в контрольной группе 42,6 сек. против 42 сек. до эксперимента. Показатели повышения резерва сердечнососудистой системы возросли незначительно. Как мы видим, функциональные резервы организма более повысились у экспериментальной группы. Подробно результаты представлены в таблицах. (Приложение 3; Приложение 4)

Так же мы проверили полученные результаты на достоверность с использованием критерия Стьюдента. Результаты на достоверность подтвердили наше предположение о качественном улучшении процесса физического воспитания при использовании ритмической гимнастики .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, ведь использование ритмической гимнастики при выполнении домашнего задания способствует качественному воспитанию выносливости организма девушек.

Цель исследования: проверить эффективность использования ритмической гимнастики аэробного характера при выполнении домашнего задания, считаю достигнутой.

Проанализированные нами литературные источники подтверждают мнения авторов о том, что проблема организации и проведения урока физической культуры у девушек требуют интеграции.

1. Литературные данные по использованию ритмической гимнастики у девушек 8-9 класса являются одной из разновидностей средств домашнего задания. Процессу физического воспитания в средней школе уделяется огромное значение от правильного использования физического упражнения во многом зависят и уровень работоспособности человека, сохранения и укрепления здоровья.

2. При изучении возможности использования ритмической гимнастики в физическом воспитании школьников муниципальной средней общеобразовательной школе. Мы выяснили, что это возможно, если заменить некоторые разделы домашнего задания ритмической гимнастики ,это даст примерно такой же результат при воспитании общей выносливости и не требует дорогостоящего инвентаря и оборудования, что значительно сэкономит бюджет школы.

3. Проведя исследование в Ордынской СОШ №2 с целью внедрению ритмической гимнастики мы выяснили, что данная методика организации выгодно отличается от существующей ныне. Ритмическая гимнастика способствует более рациональному развитию общей выносливости у девушек, развивает потребность в регулярном движении, обогащает фонд двигательных умений и навыков способствует рациональному и гармоничному физическому развитию функциональных систем организма, поэтому мы рекомендуем внедрять данный вид физических упражнений в домашние задания.

4.На основании проделанной работы, нами были разработаны практические рекомендации:

а). Для внедрения ритмической гимнастики в домашние задания необходимо детально разработать программы ритмической гимнастики, посоветоваться с опытными преподавателями данного вида спорта.

б). Ритмическую гимнастику проводить необходимо под музыкальное сопровождение, музыка является как бы универсальным средством дозирования тренировочной нагрузки. При подборе музыкальных произведений необходимо сочетать медленные композиции с быстрыми в соотношении 1:2.

в). Оптимальным временем для выполнения одного упражнения является продолжительность 45-50 секунд.

г). Комплексы ритмической гимнастики необходимо менять после 6-8 занятий, более частая смена противопоказана, так как занимающиеся еще не освоили в должной мере весь комплекс, а смена комплексов после 8-10 занятий приводит к тому, что комплексы не будут вызывать должного оздоровительного эффекта, так как организм привыкнет к ним



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альтер, М. Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Альтер - Киев: Олимпийская литература, 2010г. 422 стр.

2.Ашмарин, Б. А. Педагогика физической культуры / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин - СПб.: Изд-во ЛГОУ, 2009 г. 258 стр.

3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студ. физкульт. вузов /Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина - М.: Просвещение, 2009г. 287 стр.

3.Баско, С. Стретчинг для всех /С. Баско, К. Освальд - М.: Эксмо-пресс, 2010г. 192 стр.

4. Власова, З.Н. Развитие физических способностей младших школьников подготовительной группы / З.Н. Власова, Т.В. Забалуева // Технологии образования в области физической культуры: сб. науч. метод. труд. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013г. 92 стр.

6.ru.wikipedia.org/wiki


[1] ЗимкинН.Ф. Физиологические основы физической культуры и спорта/Н.Ф.Зимкин-М,2005г. 366 стр.

[2] Глахен Л.М.Две стороны одной монеты/Л.М.Глахен -М:Сила и красота,2009г.162 стр.

[3] Ротерс Т.Т.Служа красоте/Т.Т.Ратерс //Физическая культура в школе-2011г. 132 стр.

[4] Годик М.А.Стретчинг:подвижность,гибкость,элегантность./М.А.Годик,А.М.Барамидзе,Т.Г.Киселева-М.,2011г. 96 стр.

[5] Е.С.Ключек.Аэробика: Содержание и методика проведения оздоровительных занятий./Е.С.Ключек.-С-Пб,2009г.107 стр.

[6] Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, Ритмическая гимнастика,М;П;2003г. 96 стр.

[7] Н.В. Казакевич, Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева, ,Ритмическая гимнастика,СПб;П;2001. 167 стр.

[8] С.А. Возовиков, П.В. Родичкин, Стретчинг в физическом воспитании дошкольников,СПб;РГПУ;2008. 289 стр.

[9] Е.Г. Сайкина, Казакевич Н.В., Фирилева Ж.Е;Фитнес в школе; СПб;утро;. 2005г. 98 стр.





Приложение

Таблица 1. Исследование работоспособности у школьников экспериментальной группы до проведения эксперимента.


Учащиеся

Тест Руфье-Диксона

Проба Штанге

Задержка дыхания

Пульсовая реакция

1

12,3

40

1,2

2

14,2

30

1,4

3

16

45

1,1

4

11

38

1,2

5

11,5

28

1,2

6

13,6

44

1,3

7

14,3

39

1,3

8

15

40

1,2

9

14,8

52

1,1

10

12,3

48

1,1

11

12,1

37

1,2

12

14,4

28

1,3

13

13,5

30

1,2

14

14

46

1,1

15

16,2

41

1,2

16

14,4

39

1,2

17

13

51

1,3

18

15

49

1,1

19

12,1

43

1,2

20

10,8

52

1,2

21

9,2

63

1,1

22

12,4

48

1,3

23

16,5

39

1,2

24

14

46

1,2

25

10,2

38

1,2

26

13,5

35

1,3

27

14,2

42

1,3

28

11,3

50

1,1

Х±σ

13,27±0,3

42,1±0,5

1,21±0,1



Таблица 2. Исследование работоспособности у школьников контрольной группы до проведения эксперимента

Учащиеся

Тест Руфье-Диксона

Проба Штанге

Задержка дыхания

Пульсовая реакция

1

14,3

37

1,3

2

15

28

1,2

3

14,8

30

1,2

4

12,3

46

1,2

5

12,1

41

1,3

6

4,4

39

1,3

7

13,5

51

1,2

8

14

49

1,2

9

16,2

43

1,1

10

14,4

52

1,1

11

9,2

46

1,2

12

12,4

38

1,4

13

16,5

35

1,1

14

14

42

1,2

15

10,2

50

1,2

16

13,5

43

1,3

17

14,2

63

1,3

18

11,3

48

1,4

19

12,1

39

1,3

20

10,8

40

1,2

21

12,3

30

1,1

22

14,2

45

1,2

23

16

38

1,3

24

11

28

1,3

25

11

44

1,2

26

13,6

39

1,3

Х±σ

13,22±0,4

42±0,2

1,23±0,1

Таблица 3. Исследование работоспособности у школьников экспериментальной группы после проведения эксперимента

Учащиеся

Тест Руфье - Диксона

Проба Штанге.

Задержка дыхания сек.

Пульсовая

реакция.

1

11,4

42

1,2

2

12,5

36

1,3

3

13,2

45

1,1

4

11,2

38

1,2

5

11,2

30

1,2

6

13,3

44

1,3

7

12,5

42

1,3

8

13,2

40

1,1

9

14,4

55

1,1

10

11,3

48

1,1

11

12,2

39

1,2

12

13,4

31

1,3

13

11,5

30

1,2

14

12,4

46

1,1

15

13,2

43

1,2

16

12,4

41

1,2

17

10,2

54

1,3

18

13

49

1,0

19

12

45

1,2

20

10,8

54

1,2

21

8,8

63

1,1

22

11,3

44

1,3

23

15,2

33

1,1

24

12,4

46

1,2

25

10,2

38

1,2

26

13,5

43

1,3

27

12,2

42

1,3

28

11,2

54

1,0

x±σ

12,1±0,4

43,3±0,3

1,18±0,1

Таблица 4. Исследование работоспособности у школьников контрольной группы после проведения эксперимента

Учащиеся

Тест Руфье - Диксона

Проба Штанге.

Задержка

дыхания сек.

Пульсовая реакция.

1

14,6

39

1,2

2

15,2

28

1,2

3

13,8

30

1,2

4

12,6

46

1,2

5

12,1

48

1,3

6

14,4

46

1,2

7

13,3

56

1,2

8

14,4

49

1,2

9

14,2

50

1,1

10

14,4

52

1,0

11

9,8

46

1,2

12

12,2

38

1,4

13

16,5

32

1,1

14

14,4

42

1,2

15

10,2

50

1,2

16

13,5

43

1,3

17

13,5

60

1,3

18

11,3

48

1,4

19

12,5

35

1,3

20

10,8

40

1,2

21

11,5

30

1,2

22

12,4

45

1,2

23

14,3

35

1,4

24

11,2

30

1,3

25

10,5

45

1,2

26

12,8

41

1,2

x±σ

12,9±0,3

42,6±0,4

1,22±0,1







© 2010-2022