- Преподавателю
- Физкультура
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Метание аркана как средство развития физической подготовки учащихся»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Метание аркана как средство развития физической подготовки учащихся»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мантаев Д.Б. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЦРМО
МОБУ "ТРОИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ.Б.Б.ГОРОДОВИКОВА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Метание аркана как средство развития физической подготовки учащихся»
(для учащихся 8 - 11 классов)
Автор: Мантаев Д.Б.
Учитель физической культуры
"Отличник физической культуры и спорта РФ"
"Почетный работник общего образования РФ"
Пояснительная записка.
Одним из основных направлений преобразований в российском образовании является здоровьесберегающее сопровождение учащихся. В связи с этим возрастает роль уроков физической культуры в школе, подтверждением чему служит увеличение часов по этой учебной дисциплине.
Но в рамках традиционной программы трудно поддерживать интерес учащихся к физической культуре, практически невозможно в полном объеме осуществлять работу со спортивно одаренными детьми. Следует искать новые формы деятельности.
В течение нескольких лет я занимался поиском форм и приемов внедрения национально-регионального компоненте в учебный процесс. Мною был разработан, апробирован курс «Региональные, национальные компоненты на уроках физической культуры». Данный курс был утвержден на УМС РИПКРО и рекомендован для использования учителями физической культуры. Работа в этом направлении показала, что использование национально-регионального компонента не только повышает интерес учащихся к предмету, служит дополнительным материалом для развития их двигательных навыков, но и имеет большое воспитательное значение.
Анализируя уже проведенную работу, я пришел к выводу, что такого рода деятельность в настоящее время приобретает особую актуальность так, как в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) нового поколения главное место отводится проблемам патриотического воспитания учащихся.
Это послужило одной из причин для разработки курса по теме: «Метание аркана как средство развития физической подготовки учащихся». Метание аркана является важным явлением калмыцкой нематериальной традиционной культуры.
Но в настоящее время, к сожалению, этот вид деятельности несправедливо забывается. Участие в соревновании общереспубликанского значения «Малая Джагариада» показало, что как взрослые, так и дети практически незнакомы с этим явлением калмыцкой культуры. Это связано, в первую очередь с тем, что не выработаны единые требования, отсутствует серьезное отношение к метанию аркана как отдельному виду спортивных состязаний. А между тем, метание аркана позволяет развивать двигательные умения, зрение, внимание. Словом, все качества, которые необходимы человеку в повседневной жизни. На мой взгляд, целесообразно обучать учащихся этому виду деятельности на уроках и секциях.
Таким образом, целью данного курса является обучение учащихся искусству метания аркана.
Задачи:
-
Изучение теории вопроса (чтение литературы, связанной с темой; встречи и беседы с людьми, обладающими навыками метания аркана; изучение Интернет ресурсов);
-
Изучение воспитательного аспекта (метание аркана как явления
нематериальной культуры калмыцкого народа); -
Разработка техники метания аркана;
-
Составление правил по метанию аркана как вида спортивных
состязаний.
Ожидаемые результаты:
-
у учащихся повысится мотивация посещения уроков и секций по физической культуре;
-
получат развитие двигательные навыки учащихся;
-
у учащихся активизируется такие психические процессы как память, внимание, мышление;
-
учащиеся расширят свои знания по истории культуры калмыцкого народа, они приобщатся к традиционным видам деятельности калмыков.
Основные разделы программы курса по теме:
«Метание аркана как средство развития двигательных
навыков учащихся».
-
Метание аркана - явление нематериальной традиционной
культуры калмыков. На этом этапе учащиеся знакомятся с
историей метания аркана (как, когда и почему калмыки
метали аркан). Возможна организация их знакомства со
старожилами села, района, владеющих искусством метания
аркана.
-
Метание аркана как вид спортивных состязаний.
Данный этап предусматривает ознакомление учащихся с историей
включения метания аркана в спортивные состязания. Важно дать
учащимся понимание того, что использование этого традиционного вида искусства в спортивных соревнованиях способствует сохранению этого явления калмыцкой культуры.
-
Правила и техника метания аркана.
На этом (основном) этапе проводятся занятия по обучению учащихся навыкам и умению метания аркана. Учащиеся должны понять, что данные навыки приобретаются через усвоение некоторых обязательных правил, которых традиционно придерживались калмыки при метании аркана.
Правила и техника метания аркана.
По всей длине аркана, начиная с маленькой петли через каждый метр делаем отметку шириной 1 сантиметр. Только между отметками №3 и №4 расстояние 10 сантиметр.
№ 7 №4 10см №3 №8 №6
№ 5 1метр №9
№1 №2
Каждый игрок, подходя к месту метания должен уметь сматывать аркан.
-
Для этого он берет большую петлю за отметку №2 в правую руку, а левой рукой придерживает маленькую петлю между №3 и №4 отметкой на основной части веревки.
рис.№ 1.
-
Левой рукой он наматывает виток веревки вокруг правой ладони снизу вверх и соединяет отметки №2 и №3.
рис.№ 2 рис.№3
-
Далее играющий, сгибая основную веревку на себя и соединяя отметку №4 к отметкам №2 и №3, перекладывает в правую руку.
рис.№ 4
-
Оставшуюся часть веревки он продолжает наматывать таким же способом, соединяя последующие отметки, пока не останется конец длиной 50 - 60 сантиметров.
рис.№ 5 рис.№ 6
-
Конец аркана надо держать левой рукой и принять устойчивое положение (ноги на ширине плеч, левая нога впереди, вполоборота левым плечом к цели). Метающий отводит правую руку с арканом (левша левую) в сторону до отказа и, не останавливая движение, метает аркан в цель.
рис.№ 7 рис.№ 8
-
Петля при этом летит к цели, витки веревки разматываются.
рис № 9
-
Когда петля обхватывает цель, надо затянуть петлю, потянув веревку на себя. Бросок считается удачным, если петля не соскочила с заарканенного предмета и при этом конец аркана должен оставаться в левой руке.
Соревнование по метанию аркана проводятся среди учащихся на ровной площадке размером 20 х 20 метров.
Аркан делается специальным способом из конского волоса. В детских состязаниях можно использовать плетеную веревку (1 - 2,5 см. в диаметре) из капроновых или обычных ниток. В центре площадки устанавливается макет с головой лошади, высотой 2 метра. От его нижнего основания проводится круг радиусом 6 метров, который и является линией броска.
Метание производится с любой точки круга. В соревнованиях все участники могут выполнять броски одним и тем же арканом или каждый своим по согласованию с судейской коллегией.
Очередность бросания аркана каждым участником устанавливается по жребию. На выполнение метания участник вызывается судьей по команде «На старт!» и начинает метать по команде судьи «Можно!».
Каждому участнику для выполнения упражнения дается 2 минуты (количество бросков не ограничено). Собирать аркан участник должен самостоятельно. Результат броска аркана на макет с головой лошади засчитывается, если участник произвел бросок и не заступил линию круга. Когда петля обхватывает цель, надо затянуть петлю, потянув веревку на себя. Бросок считается удачным, если петля не соскочила с заарканенного предмета и при этом конец аркана должен оставаться в левой руке.
Победителем становится участник, накинувший аркан наибольшее количество раз. В случае равенства попаданий учитывается время первого точного броска и т д.
Участнику разрешается входить в круг по разрешению судьи.
Бросок аркана не засчитывается, если после команды «Можно!» участник состязания заступил линию круга, при броске конец аркана выпустил из рук, петля аркана упала мимо мишени.