Урок: Региональный компонент на уроках физической культуры. Подвижные игры

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Одно из важных условий успешного внедрения казачьих подвижных игр в учебно-воспитательный процесс – эффективное их проведение. Задача педагога – умело преподнести игру, создав предварительно необходимое настроение у школьников. Народные казачьи игры не требуют специального оборудованного места: играт...
Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: Региональный компонент на уроках физической культуры. Подвижные игры.

Учитель физической культуры Жукова Марина Дмитриевна БОУСОШ№13 МО Динской район Краснодарский край.

Аннотация

Игра на уроке физической культуры - это важная составляющая в решении образовательных задач. Играя, дети тренируют себя физически, обогащаются новыми представлениями.

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети привыкают к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Таким образом, игры (подвижные, спортивные), включаемые в обучающий процесс, являются одним из ценных способов развития положительных черт характера.

Бытовавшие на Кубани народные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила между игроками, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручить пойманных и т. д.

Одно из важных условий успешного внедрения казачьих подвижных игр в учебно-воспитательный процесс - эффективное их проведение. Задача педагога - умело преподнести игру, создав предварительно необходимое настроение у школьников. Народные казачьи игры не требуют специального оборудованного места: играть можно на открытой площадке, лужайке, спортзале. Для проведения игр, как правило, не нужен и специальный спортивный инвентарь.

Региональный компонент на уроках физической культуры. Подвижные игры.

Цель: Формирование у учащихся осознанной потребности в занятиях физической культурой.

Задачи: - воспитание гражданственности и любви к малой Родине у учащихся школы,

- развитие двигательных качеств учащихся через средства физического воспитания казаков.

- пропаганда спорта, как альтернатива негативным привычкам.

- помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях казачьих игр.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь:

  1. Теннисный мяч

  2. Гимнастические палки

Ход урока:

п\п

Содержание

Дозировка

Организационно - методические указания

I

Вводная часть

1.Построение, сдача рапорта, сообщение темы, задач урока.

Вы знаете, что у каждого народа есть свои подвижные игры. Попробуйте отгадать с подвижными играми, какого народа мы познакомимся сегодня?

Ученик читает стихотворение - загадку

Он воин особый - он воля и ветер,

Простор и дыханье степей.

Нет для него больше счастья на свете,

Чем топот и хрип лошадей.

Он воин особый - он совесть и правда,

Борьба за Отчизну и честь,

То самая главная в жизни награда

За то, что у Бога он есть!..

О ком это стихотворение? (о казаках)

Мы живем с вами в казачьей станице, и должны помнить, бережно хранить казачьи традиции. Сегодня на уроке мы познакомитесь с элементами физического воспитания казаков их играми, в которые играли наши деды и прадеды.

2.Проведение разминки

ОРУ в движении

ОРУ на месте + подвижная игра «Казачий гопак»

Игра «Ляпка».

10 мин.

Построение учащихся в одну шеренгу. Обратить внимание на внешний вид. Напомнить о соблюдении правил безопасного поведения во время урока.





























Выполняется в обход по спортивной площадке, в колонну по одному. Следить за соблюдением дистанции, осанкой, правильностью выполнения упражнений.

II

Основная часть

1.Подвижная игра «Четыре угла» («По уголкам»).

На земле чертится квадрат. Четверо учащихся становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей- нибудь угол. Оставшийся без угла, становится «мышкой».

Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим.

2.«Пивнячие (петушиные) бои» (единоборства в парах):

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь спинами;

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо правым боком;

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо левым боком;

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь грудью, руки за спиной.

«Иголка, нитка и узелок»
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Увернись от мяча»

По сигналу игроки произвольно передвигаются по площадке, увертываясь от мяча, метаемого в них атаманом. Участник, в которого попали мячом, поступает в группу поддержки атамана и вместе с ним осаливают остальных игроков с использованием вспомогательных передач мяча. В результате число осаленных игроков увеличивается. Победителем объявляется последний, оставшийся неосаленным игрок, признается самым быстрым и ловким.

Перетяжка»

Капитан одной команды берётся за палку, а за него берутся участники его команды, другой капитан также берется за палку, а за него берётся его команда. Каждая команда старается перетянуть соперника.

25 мин.







7мин.















4 мин.









5 мин.



















3 мин.























6 мин









































Учащиеся разбиваются на группы по 5 человек.

Водящего («мышку») выбирают, «канаясь» на палке.







игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».




участники игры расходятся по площадке, в центре которой располагается водящий с теннисным мячом в руках.



по сигналу учителя.

Каждая группа по очереди выполняет по пять попыток.




III

Заключительная часть

Игра «К своим флажкам»

В каждой команде есть хорунжий, он держит флажок определённого цвета.

Команда собирается в круг около него.

По свистку учителя члены команды разбегаются по залу, по второму свистку группируются (садятся, закрыв глаза и прижав голову к коленям)

В это же время хорунжие меняют места.

По команде учителя: «К своим флажкам!» команда должна собраться около своего хорунжего.

«Ребята, я надеюсь, что урок вам понравился. Сегодня мы играли в игры и забавы, в которые играли такие же мальчишки и девчонки только сто-двести лет назад. Мы должны хранить наши традиции, и когда у вас будут свои семьи, вы научите играть в эти игры своих детей».

«Славься ты Кубань родная,

В память вольной старины.

В час невзгоды - честь свободы

Отстоят твои сыны!».



Подведение итогов урока. Домашнее задание.

5 мин.

Команды делятся пополам, получается 4 (или оставить две).







Домашнее задание: сделать сообщение об играх, забавах своих бабушек, дедушек, родителей. Подготовить одну, две считалки, которые они применяли в детстве.



Список учебно-методической литературы

1.Организация воспитательной работы: Практика реализации краевой антикризисной программы «Система духовного и физического оздоровления населения Кубани»: Выпуск 1. - Краснодар: «Кубанский учебник» Р. П. Юхняк, Н. Ю. Ожеред. 2000 г.

2.Казачьему роду нет переводу. Методические рекомендации по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на примере жизни кубанских казаков. Н. В. Алисова, В. К. Голубева. Апшеронск. 2007 г.

3.Кубанская школа. Научно-методический журнал № 2 2007 г.

4.Кавказская библиотека, 1993г.Детские казачьи игры и забавы.

Приложение к уроку.

Подвижная игра «Четыре угла» («По уголкам»).

На земле чертится квадрат. Четверо учащихся становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей- нибудь угол. Оставшийся без угла, становится «мышкой».

Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим.

«Пивнячие (петушиные) бои» (единоборства в парах):

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь спинами;

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо правым боком;

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь плечом в плечо левым боком;

- вытолкнуть друг друга за линию, упираясь грудью, руки за спиной.

Игра «Копна, тропинка, кочка»

Ученики строятся в колонны по ____ человек.

Каждая колонна движется до тех пор пока не прозвучит команда: «Копна!»

(по ней каждая колонна образует тесный круг и поднимает руки вверх, изображая стог сена) Движение возобновляется. Учитель командует: «Тропинка»

(по ней каждая команда выстраивается в линию, каждый человек должен положить руки на плечи впереди стоящего)

Движение возобновляется. Учитель командует: «Кочка»

(по ней каждый в колонне приседает)

Игра «Казачий гопак»

И.п. - руки в стороны

1. - левую руку за голову, кистью правой руки коснуться пятки согнутой левой

ноги

2 - правую руку за голову, кистью левой руки коснуться пятки согнутой правой

ноги

Можно добавить:

3 - левую руку за голову кистью правой руки коснуться пятки согнутой назад

левой ноги

4 - правую руку за голову кистью левой руки коснуться пятки согнутой назад

правой ноги

Игра «К своим флажкам»

Команды делятся пополам, получается 4 (или оставить две).

В каждой команде есть хорунжий, он держит флажок определённого цвета.

Команда собирается в круг около него.

По свистку учителя члены команды разбегаются по залу, по второму свистку группируются (садятся, закрыв глаза и прижав голову к коленям)

В это же время хорунжие меняют места.

По команде учителя: «К своим флажкам!» команда должна собраться около своего хорунжего

Игра «Ляпка».

Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии,

проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.

Ход игры: Один из игроков - водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого-то осалить.

Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.

Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

«Иголка, нитка и узелок»
Цель: Развитие чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

«Увернись от мяча»

(у казачат вместо теннисных мячей были скрученные в комок веревки) Цель: развитие быстроты и ловкости, оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с метаниями мяча в цель.
Ход игры: участники игры расходятся по площадке, в центре которой располагается водящий с теннисным мячом в руках.
По сигналу игроки произвольно передвигаются по площадке, увертываясь от мяча, метаемого в них атаманом. Участник, в которого попали мячом, поступает в группу поддержки атамана и вместе с ним осаливают остальных игроков с использованием вспомогательных передач мяча. В результате число осаленных игроков увеличивается. Победителем объявляется последний, оставшийся неосаленным игрок, признается самым быстрым и ловким.



© 2010-2022