Рабочая программа групп начального обучения Легкая атлетика

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теплогорская ООШ»













Рабочая программа групп начального обучения «Легкая атлетика»







Срок реализации 3 года

Возраст учащихся от 7 до 10 лет

Руководитель: Пахомова О.Р.







д. Теплогорье

2014г.

Пояснительная записка.



Программа разработана на основе: «Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ» Москва 2005г. по ред. И.И. Столова-М: спорт 2005г.

Программа секции легкой атлетики рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях.

Цель программы - создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма.

Целостная система подготовки решает следующие основные задачи: .

1. Формирование представления об образе здоровой жизни, т.е. необходимых двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта за счет разнообразных упражнений;

2. Оказать содействие в разносторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся;

3. Оказать помощь в приобретение навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, умение оценивать правильность выполнения своих движений;

4.Освоить правила личной и общественной гигиене; самоконтроля.

5 Освоить и отработать основы техники и тактики легкоатлетических упражнений. и дальнейшее повышение уровня овладения техникой и тактикой легкой атлетикой . Освоить необходимые для занятий легкой атлетикой навыки физических качеств.

6. Воспитание социальной активности учащихся, развития волевых и лидерских качеств, инициативы, дисциплинированности, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;







Принципы обучения и воспитания:

1. Принцип систематичности.

Суть принципа раскрывается в ряде положений, касающихся спортивных занятий это чередования нагрузки и отдыха.

2. Принцип индивидуализации.

Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

3. Принцип развивающего обучения.

При обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.

4. Принцип воспитывающего обучения.

В процессе которого решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств).

5.Принцип оздоровительной направленности.

Специфический принцип физического воспитания - средствами физических упражнений укреплять здоровье, физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровня физического развития и здоровья, сочетают двигательную активность с обще доступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости, повышать двигательную активность.

6. Принцип сознательности.

Основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.

7. Принцип наглядности.

Заключается в создании у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.

8. Принцип доступности.

Предусматривает обучение с учетом возрастных , половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Обучение надо вести в несколько замедленном действии.

Методы обучения:

1. Словесные, направленные на обращение к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, подача команд, сигналов, вопросы, словесные инструкции и др.);

2. Наглядные, направленные на создание зрительных представлений о движении - (наглядно-зрительные приемы, показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.);

3. Практические, закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных движений (повторение упражнений без изменения и с изменениями, проведение упражнений в игровой форме, проведение упражнений в соревновательной форме и др.)

4. Игровые, активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние учащихся. Ученики забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом. Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, учащиеся в играх совершенствуют свою координацию.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЯ :

1.ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три этапа : образовательно - познавательной , образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

-образовательно - познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала.

-образовательно -предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр.

-образовательно-тренировочной направленности используются для приимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки.

АКТУАЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психологопедагогической и медицинской помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.

НОВИЗНА данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально-волевых и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся на основе их собственной предметной деятельностью также является отличительной чертой данной программы .Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем возрасте ,что повышает самооценку ребенка, и его оценку в глазах окружающих.Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРОГРАММЫ является то, что основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В программе отражены основные задачи на этапе трех годичного цикла тренировки, построение учебно - тренировочного процесса на этапе начальной подготовки, участие в соревнованиях по их значимости. В рамках этой программы осуществляется свободный отбор учащихся. Данная программа создает условия для развития потребности учащихся заниматься легкой атлетикой.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ можно считать, что программа по легкой атлетике является одним «механизмом» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений ,а также укреплению здоровья, через всестороннее развитие двигательной активности школьника при занятиях легкой атлетикой.

Программа включает в себя развития основных качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта.

ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ программы являются:

-тестирование

-умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.

-знания основ техники легкоатлетических упражнений, специальных беговых упражнений, и способность применять их на практике.

- способность самостоятельно осуществлять и организовывать занятия по легкой атлетике. Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий 2 раза в год по выбору учителя. Тесты выбираются исходя из цели занятий. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: вводный ,который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам.

Итоговый , проводимый после завершения всей учебной программы.

ОСНОВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ выполнения программных требований:

-выполнение контрольных нормативов.

-овладение теоритическими знаниями.

-знание и выполнение правил легкоатлетических ,специальных беговых упражнений.

-способность применять основные премы самоконтроля.

-знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

-знание основ истории развития легкой атлетики.

Тематический план занятий секции «Лёгкая атлетика»

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Физическая культура и спорт в России

1

2

2.

История развития легкоатлетического спорта

1

1

3.

Гигиена спорта и закаливания

2

2

4.

Места занятий и их оборудования и подготовка

2

1

5.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетики

1

3

6.

ОФП

126

126

7.

Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжка и метания

185

185

8.

Контрольные упражнения и спортивные соревнования

4

4

Итого:

324

9

317





План график прохождения материала

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Итого

Теория

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

ОФП

14

14

14

14

14

14

14

14

14

126

Ознакомления с отдельными элементами ходьбы, бега и прыжков

19

28

23

21

19

21

21

20

11

185

Контрольные упражнения

2







2


4







Содержание программы.

Физическая культура и спорт в России.

Влияние спорта на укрепление здоровья.

История развития легкой атлетики.

Возникновение легкоатлетических упражнений. Характеристика легкоатлетического спорта в целом и в отдельных видов ходьбы и бега как естественных способов передвижения человека. Легкая атлетика как наиболее доступный вид спорта имеющий прикладное значение.

Гигиена спортсмена и закаливание.

Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями, ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила приема солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.

Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Возможные травмы и их предупреждение.

Общая физическая подготовка.

Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой и походный шаг; переход шага на бег и бега на шаг; ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления, общеразвивающие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметами и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.

Упражнения из других видов спорта. Различные кувырки вперед и назад; перекатывание, стойка на лопатках. Мостик.

Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий: «Перестрелка», «Удочка», «Мяч капитану», «Лапта», «Пионербол», «Третий лишний», «Не давай мяч водящему».

Баскетбол. Ведение мяча, ловля двумя руками меча, летящего на встречу и сбоку на уровне груди, передача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте.

Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами. (скамейка, стенка, палка, скакалка)

Подтягивание, лазание, сгибание, сгибание и разгибание рук. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.

Ознакомление с отдельными элементами техники ходьбы, бега, прыжков и метаний.

Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием, ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60,100,200,400м).

Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого спорта, финиширование, выполнение команд «на старт!», «внимание!», «марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы, техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и на встречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «на старт!», «внимание!»). бег в гору и под кору (угол 20-300). Поворотный бег с предельной и около предельной интенсивностью по прямой и поворотом на отрезках от 20до 60 м с хода и с переходом в бег по инерции. Бег по пересеченной местности; эстафетный бег на отрезках 40-60 м; кроссовой бег до 1000 м; различные беговые упражнения и многоскоки.

Прыжки. С места в длину, в высоту, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах, скачки на левой и правой ноге, маховое движение ногами в прыжках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, маховые движения руками в прыжках в длину и в высоту, прыжки в высоту «перешагивание».

Метание. Исходное положение для метания, скрестный шаг, метание мяча. Упражнения с набитым мячом: перебрасывание и толкание в парах из различных положений (стоя, лёжа, сидя). Вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка.





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений( от 10до 30 м.) около половины занятий отводится спортивным и подвижным играм. Основное обучение на занятиях направленно на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основное оборудование Основное оснащение

-гимнастическая стенка-1пролет гимнастические маты-10 шт.

щиты скольцами-1 комплект скакалки-30 шт.

раздевалка-2 -мячи баскетбольные-10 шт.

-гимнастическая скамейка-2 шт. конусы для обводки-6 шт.

- мячи для метания-3 шт.

- стойки и планки для прыжков в

высоту-2 комплекта

гимнастический козел-1шт.

волейбольные мячи-6шт.









ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Быляева Л.Л. «Подвижные игры» М-2008г.

2.Вамк Б.В «Тренерам юных легкоатлетов» М.2009г.

3.Кузнецов В.С. КолодницкийГ.А. Физическая культура. Физкультурно - оздоровительная работа в школе Москва 2007 г.

4.Пособие Внеурочная деятельность учащихся.Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодницкий В.С. Кузнецов М.В. Маслов-М:Просвещение,2011 г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Дикуль В.И. Как стать сильным. - М.: Знание, 1990

2. Коростылев Н.Б. Слагаемые здоровья. - М.: Знание, 1990

3. Кулешов А.П. Эстафета. - М.: Физкультура и спорт, 1981









© 2010-2022