Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии преподавания физической культуры в условиях реализации ФГОС.

О.А. Бондарева

МКОУ «Подколодновская СОШ»


Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. [2].

Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и целей учащихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности. [1].

Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса. [1].

Наиболее результативным подходом в реализации личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий является разработка интегративных личностно-ориентированных технологий, в которых в качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные, технологии сотрудничества и педагогической поддержки. В связи с возрастными особенностями школьников использование силовых упражнений на уроках физического воспитания ограничено. Они должны «иметь скоростно-силовую направленность, с ограничением статических компонентов»[1]. На основании этого, скоростные упражнения использую с учётом возрастных особенностей. В младшем школьном возрасте использую разнообразные задания, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. В среднем школьном возрасте применяю скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания, а также повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью.

В старшем школьном возрасте использую комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Дистанцию бега для развития скорости увеличиваю до 80-100 м. Скоростные упражнения у детей сочетаю с упражнениями на расслабление мышц: обучаю их умению расслаблять мышцы и по ходу выполнения упражнений (например, в беге после отталкивания нужно расслаблять мышцы голени) [3]. Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные, и худые, как и все ослабленные дети, не бегали «через силу». При беге на выносливость, особенно на начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал - можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся» [3]. В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. Практикую и бег тройками, типа военизированных патрулей, когда результат команды определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Этот прием сплачивает ребят, приучает помогать друг другу. Всегда стремлюсь в тройки собирать детей, находящихся в дружеских отношениях между собой [3] В конце каждого урока или его части осуществляю рефлексию состояния ребенка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке. «Важнейшим компонентом здоровьесберегающей активности является рациональная организация двигательного режима, составной частью которого могут использоваться подвижные игры. Включение игр в урок или учебно-тренировочное занятие во внеклассной работе всегда вызывает у детей положительные эмоции, особый интерес при обучении и совершенствовании тех или иных умений и навыков» [1]. Учёт возрастных особенностей учащихся важен при выборе игры на уроке. Я использую самые доступные игры: русскую лапту, пионербол, перестрелку, сюжетные, народные подвижные игры. Каждому учителю нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.

Список использованных источников

  1. Кузнецова И.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. - М., 2010.

  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: Аркти, 2003.

  3. Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. М., 1987.



© 2010-2022