Элективный курсхочешь быть здоров - будь им

Необходимость введения образовательного курса "Хочешь быть здоров – будь им" продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояния здоровья детей школьного возраста как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента, обуч...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс «Хочешь быть здоров - будь им».


Содержание.

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование программы.

1.2. Цели и задачи программы.

1.3.Общая характеристика учебного процесса.

1.4. Характеристика временных и материальных ресурсов, необходимых для усвоения курса.

2. Содержательная часть.

2.1. Последовательный перечень тем с их кратким изложением.

2.2. Учебно-тематический план.

3. Методическая часть.

3.1. Требования к уровню знаний и умений учащихся.

3.2.Критерии эффективности реализации программы.

3.3. Темы проектов.

3.4.Список литературы для учителя и учащихся. Интернет ресурсы.

1.Пояснительная записка

Необходимость введения образовательного курса "Хочешь быть здоров - будь им" продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояния здоровья детей школьного возраста как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее время число здоровых школьников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента, обучающегося в школах страны.

Увеличение распространенности среди школьников курения, употребление алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, а также о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания детей и подростков не только в организованных коллективах, но и в семьях.

В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Основными средствами для решения этих задач являются: физическая культура, спорт, гигиеническое и медицинское просвещение, пропаганда ЗОЖ.

Нервные нагрузки приво­дят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями со­временного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических ве­ществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8-11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.

Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повыша­ется уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в се­мейных кризисах, разводах, проблемах "отцов и детей", росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Как проявление душевного нездоровья населения можно рассматри­вать повышение агрессивности и жестокости, увеличение числа убийств, изнасилований и др.

Крайние проявления кризисного состояния личности видятся в росте количества самоубийств.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подрост­ки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры се­мьи, высоком риске безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытке информации, ухудшении состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушении куль­турных ценностей.

Отсутствие у молодых людей знаний в области репродуктивного здо­ровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям. Известно, что около 60% российских подростков начинают сексуальные отношения в возрасте до 17 лет. За последние 5 лет в России возросло количество заболеваний сифилисом более чем в 30 раз. Актуальным остается вопрос прерывания беременности. Ежегодно в России около 300 тысяч девочек-подростков прибегает к абортам. Это, а также последствия перенесенных заболеваний половой сферы, нередко являются причиной того, что каждая 10-я супружеская пара в России страдает от бесплодия.

В этих условиях в системе образования отводится особая роль по под­готовке молодежи к взрослой жизни.

Предлагаемая программа является комплексной и последо­вательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне уста­новок, навыков и умений.

Феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологиче­ском, духовном и социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, человеческого общества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной. Поэтому про­блема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного челове­ка.

Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать гармоничную связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной.

Здоровый образ жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия.

Курс опирается на знания учащихся по предметам: анатомия, физиология, гигиена человека; затрагивает вопросы, находящиеся на стыке с другими науками - физики, математики, астрономии. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. В итоге работы учащиеся овладеют навыками ведения здорового образа жизни, получат практические знания по ЗОЖ и защитят проекты. Элективный курс поможет школьникам дать научные ответы на такие волнующие вопросы «Как сохранить здоровье?», «Как правильно закаляться?», «Как правильно составить комплекс утренней гимнастики…

Самим оценить уровень своего здоровья, сделать выводы, разработать рекомендации.

Элективный курс по физической культуре для учащихся посвящён одной из главных проблем - сохранение здоровья у подрастающего поколения.

Курс тесно связан с предметом ОБЖ, применим в любых общеобразовательных школах для подростков 13- 16 лет.

1.1. Обоснование необходимости программы.

Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, увеличивается статическое напряжение, возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации. Эти факторы оказывают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, предрасположения к различным заболеваниям сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. Вместе с тем в период обучения в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на оздоравливающие меры. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса, что может вызвать неадекватные формы поведения.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения эффективных навыков, направленных на здоровый образ жизни учащихся.

1.2. Цели элективного курса: фор­мирование личности, способной реализовать себя максимально эффектив­но в современном мире, творчески относящейся к возникающим пробле­мам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, на­выков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рацио­нального питания и других способов самосовершенствования. Пред­полагает широкое использование технических средств (аудио- и видео­техники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведе­ние индивидуальных и групповых консультаций.

Задачи элективного курса:

1. Формирование у учащихся понятия целостности здоровья, состоящего из взаимозависимых аспектов: физического, эмоционального, интеллектуального, социального, личностного и духовного.

2. Формирование необходимых знаний, умений и навыков для определения двигательных режимов, повышающих функциональное состояние, а значить способствующих укреплению здоровья человека.

Компетентности, формируемые элективным курсом.

  1. Предметные компетентности предлагают формирование способностей у учащихся привлекать для решения проблем знания, умения и навыки;

  2. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, и здоровью других людей, культуры поведения в природе;

  3. Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим. Оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ - инфекций;

1.3.Общая характеристика организации учебного процесса.

Рекомендуемые формы организации занятий:

  • Лекции;

  • Семинарские занятия;

  • Анкетирование;

  • Практические занятия;

  • Оформление и защита исследовательских работ учащихся.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини - группах, фронтальная работа).

Теоретический материал подается в виде лекций или тематических бесед. Проводятся и практические занятия, в ходе которых используются различные методы обучения и воспитания учащихся:

  • метод дискуссии, позволяющий свободно высказывать свое мнение и требующий умения внимательно слушать выступающих;

  • метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и получать новые знания в процессе коллективных обсуждений;

  • игровой метод, стимулирующий мотивацию к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;

  • поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и добывать новые знания путем наблюдений и обсуждений; анализировать результаты исследовательского анкетирования.

1.4. Характеристика временных и материальных ресурсов.

Оборудование, кадровое и методическое обеспечение программы, режим занятий.

Курс предметно - ориентированный, рассчитан на 34 часа.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Для осуществления реализации элективного курса необходимы следующие принадлежности:

  • - спортивный инвентарь;

  • - компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор;

  • - набор ЭОР по тематике курса.

  • Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом. Курс может вести учитель физической культуры и ОБЖ, классный руководитель.

2. Содержательная часть.

Выполнение курса обеспечивает решение следующих основных задач физического воспитания в школе:

  1. Укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности учащихся;

  2. Развитие основных двигательных качеств;

  3. Обучение жизненно-важным и спортивным двигательным навыкам и умениям;

  4. Приобретение знаний в области гигиены, основ физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

  5. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  6. Воспитание нравственных и волевых качеств;

  7. Борьба с вредными привычками: табакокурением, наркоманией, алкоголизмом и т.д.

2.1. Последовательный перечень тем.

Тема 1: Основы здорового образа жизни.

Образ жизни как определяющий фактор целостного здоровья человека. Слагаемые здоровья.

Тема 2: Режим дня. Организация учебного труда школьника. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Активный отдых. Составление индивидуального режима дня в соответствии с возрастными особенностями человека.

Тема 3: Твоё здоровье и личная гигиена. Сущность понятий "здоровье" и "болезнь". Основные факторы, формирующие здоровье. Факторы риска болезней. Понятие "здоровый образ жизни". Основные принципы здорового образа жизни. Валеологический самоанализ (анкетирование и тестирование по различным аспектам здоровья и здорового образа жизни). Каким ты хочешь быть в старости? (анализ образа жизни родителей и прогнозирование своего здоровья).

Тема 4: Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики.

Значение утренней гимнастики для организма. Разучивание комплекса упражнений.

Правила выполнения утренней гигиенической гимнастики.

Составить примерные комплексы: Без предмета; С гимнастической палкой; С мячом;

С обручем; Со скакалкой.

Тема 5: Значение двигательной активности для сохранения здоровья

Сформировать у учащихся твердое убеждение о необходимости физической нагрузки для сохранения здоровья. Раскрыть условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для здоровья.

Тема 6: О культуре здорового питания.

Общие понятия о питании и пищеварительной системе человека. Питательные вещества. Витамины. Полезные и вредные продукты питания. Режим питания. Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Продукты (группы пищевых продуктов). Рациональное питание. Причины нарушений работы пищеварительной системы. Заболевания и функциональные нарушения. Рациональное и сбалансированное питание. Потребность в белках, жирах и углеводах. Вода, минеральные соли, макро- и микроэлементы. Их содержание в продуктах питания и влияние на сохранение здоровья.

Тема 7: Влияние фастфуда на организм человека.

Информировать обучающихся о вреде продуктов фастфуда;

Рассказать об истории фастфуда;

Информировать обучающихся о влиянии продуктов фастфуда на организм человека;

Тема 8: Беседа «О вреде табакокурения».

История употребления табака в России, странах Европы;
Влияние табакокурения на основные функции организма человека;
Пассивное курение, его опасность;
Курение и потомство;
Профилактические мероприятия по борьбе с курением.

Тема 9: Здоровье и наркотики.

Изучение и осмысление новой информации о безусловном вреде наркотиков; формирование активной позиции в отношении здорового образа жизни; воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Тема 10:Твоё здоровье и алкоголь.

Владеть информацией об алкогольной зависимости;

Владеть информацией о стадиях опьянения;

Быть убежденными, что не употреблять алкоголь - более предпочтительно.

Тема 11: Энергетики: и плюсы, и вред очевидны.

Донести до учащихся информацию о воздействии на организм человека энергетических напитков;

Доказать, что здоровье человека, зависит от знаний и самостоятельного обдуманного выбора;

Развеять заблуждения и мифы, связанные с действием энергетиков

Тема 12: Вред пива и пивной алкоголизм.

Распространить среди подростков информацию о том, к каким последствиям может привести употребление пива; сориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

Тема 13: СПИД - опасное заболевание.

Сформировать представления о болезни века;

Познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ - инфекции;

Выработать поведенческие мотивации к сохранению своего здоровья.

Тема 14: Жевательная резинка. История. Польза и вред жевательной резинки.

Как давно была создана жевательная резинка?

Какая польза от жевательной резинки и есть ли вред от нее?

Как правильно «жевать» без вреда для здоровья?

Этично ли жевать резинку в обществе?

Тема 15: Страдания от кибермании.

Познакомить учеников с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об интернет-зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера как самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Тема 16: Жизнь виртуальная и жизнь реальная.

Формирование медиакультуры, познакомить с правилами безопасного и ответственного поведения в информационной среде, способах защиты в сети Интернет, вредными последствиями компьютерных игр.

Тема 17: Мобильная зависимость.

Создать условия для изучения симптомов мобильной зависимости и ее влияния на здоровье (физическое, психическое, социальное) детей.

Тема 18: Мобильный телефон: за или против?

Выяснить: не несет ли бездумное использование телефона опасности для человека?

Какой вред наносит человеку мобильный телефон? Познакомить учащихся с правилами мобильного этикета.

Познакомить учащихся со способами ограничения воздействия мобильного телефона на организм человека.

Тема 19: Реклама как средство защиты от вредных привычек.

Познакомить с методами воздействия рекламы на молодежь.

Проанализировать на конкретных примерах рекламу сигарет.

Обсудить последствия курения.

Тема 20: Субкультуры, или кто во что горазд.

Знакомство с понятием молодежной субкультуры, формирование представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе.

Тема 21: Влияние деструктивных сект на молодёжь.

Познакомить учащихся с различными сектами.

Выявить отношение и предрасположенность учащихся к какой-либо секте.

Тема 22: Проблема подросткового суицида.

Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.

Тема 23: Современная молодежная мода и здоровье.

Формирование нравственно-гигиенической культуры.

Развитие ответственности за своё здоровье.

Формирование эстетики внешнего вида.

Тема 24: Сквернословие и здоровье.

Расширить знания школьников о вредных привычках.

Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Тема 25: Свиной грипп: симптомы, профилактика, лечение.

Пропаганда здорового образа жизни; разъяснение учащимся правил респираторной гигиены.

Тема 26: Как обезвредить стресс.

Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Способы уменьшения влияния стресса. Индивидуальные подходы к заботе о здоровье.

Тема 27: Заболевания, передаваемые половым путём.

Показать, что основными причинами распространения ЗППП является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков и опасный секс.

Обеспечить учащихся информацией в доступной форме, дать подробное представление о том, что такое, ЗППП - посредством видеопрезентации.

Научить подростков связывать воедино свои знания, осознание степени риска и поведение.

Формировать мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего партнера, в том числе через ответственное сексуальное поведение.

Тема 28: Спорт - это здоровье.

Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;

Повышение мотивации на здоровый образ жизни;

Развитие творческих способностей, расширение кругозора.

Тема 29: Закаливание - секрет долголетия.

Рассказать учащимся о значении закаливания в жизни человека. Познакомить со способами закаливания.

Тема 30: Главное упражнение жизни - бег.

Привлекать школьников к оздоровительному бегу. Уметь преодолевать дистанцию в индивидуальном темпе без учета времени, ознакомить с "ощущением" возрастающей нагрузки. Уметь анализировать свои возможности после пробегания дистанции.

Развивать скорость, выносливость, координацию движений.

Тема 31: Особенности современной молодой семьи.

Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях;

Тема 32: Образ жизни в традициях моей семьи.

Развить у учащихся осознанное отношение к семейным традициям, ценностям. Традиции семейного и физического воспитания.

Тема 33: Здоровая нация - счастливая Россия.

Развить у учащихся осознанное отношение к вопросам сохранения собственного здоровья; помочь учащимся задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья. Позиция государства и общества в вопросе профилактики болезненных пристрастий;
Тема 34: Итоговое занятие «Защита проектов».

Защита мультимедийных презентаций. Знакомство с программой «Презентация Microsoft PowerPoint». Как правильно и эстетично сделать презентацию. Литература. Индивидуальная и групповая работа. Разъяснение, помощь в составлении презентаций.



2.2.. Учебно-тематический план к элективному курсу.

п.п


Название темы

Кол-во часов

Форма

проведе-ния

Образо-вательный

продукт

всего

лекции

практика

1.

Основы здорового образа жизни.

1

1

Пословицы о ЗОЖ

2.

Режим дня школьника.

1

1

Беседа

Проектная работа «Мой режим дня.

3.

Твоё здоровье и личная гигиена.

1

Круглый стол

Памятка

4.

Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики.

1

1

1

Беседа

Написать конспект утренней гимнастики

5.

Значение двигательной активности для сохранения здоровья

1

1

Описать 1 игру и 3 эстафеты

6.

О культуре здорового питания.

1

1

Беседа

Памятка «Правила питания, режим питания».

7.

Влияние фастфуда на организм человека.

1

1

Сделать презентацию

8.

Беседа «О вреде табакокурения»

1

1

-

Нарисовать плакат или составить частушку, стих, слоган о вредных привычках

9.

Беседа «Здоровье и наркотики »

1

1

-

Буклет

10.

Беседа «Твоё здоровье и алкоголь»

1

1

-

11.

Энергетики: и плюсы, и вред очевидны.

1

1

Памятка

12.

Вред пива и пивной алкоголизм.

1

1

Памятки

13.

СПИД - опасное заболевание.

1

1


14.

Жевательная резинка.
История. Польза и вред жевательной резинки.

1

1

15.

Страдания от кибермании.

1

1

16.

Жизнь виртуальная и жизнь реальная.


1

1

1

17.

Мобильная зависимость.

1

1

18.

Мобильный телефон: за или против?

1

1

19.

Реклама как средство защиты от вредных привычек.

1

1

Материал к буклету.

20.

Субкультуры, или кто во что горазд.

1

1

21.

Влияние деструктивных сект на молодёжь

1

1

22.

Проблема подросткового суицида.

1

1

23.

Современная молодежная мода и здоровье.

1

1

24.

Сквернословие и здоровье.

1

1

25.

Свиной грипп:

симптомы, профилактика, лечение.


1

1

Памятки

26.

Как обезвредить стресс.

1

1

Советы психологов

27.

Заболевания, передаваемые половым путём.

1

1

28.

Спорт - это здоровье.

1

1

Составить синквейн на тему «Здоровье»

29.

Закаливание - секрет долголетия.

1


30.

Главное упражнение

жизни - бег.

1

1

-


31.

Особенности современной молодой семьи.

1


32.

Образ жизни в традициях моей семьи.

1


33.

Здоровая нация - счастливая Россия.

1

1

1

Проект

34.

Итоговое занятие «Защита проектов».

1

1

1

Итого

34


3.Методическая часть.

3.1. Требования к уровню подготовки учащихся, полученных в результате обучения.


Знать:

  • Причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • Мотивы, факторы и слагаемые здорового образа жизни;

  • Принципы правильного питания

  • Пути формирования здорового образа жизни.

  • Систему построения комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз.

  • Различные виды дыхательной гимнастики и ее влияние на организм.

  • Правила организации подвижных игр.

  • Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

  • Наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный пе­риод, течение болезни, ее последствия); что является носителем инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ).

  • О правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления.

3.2.Критерии эффективности реализации программы.

  • Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

  • Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, участие в семинарах.

  • Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий.

Учёт универсальных учебных умений для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу "портфолио".

3.3.Темы проектов:

  1. Оценка состояния здоровья учащихся класса (дать заключение о вероятности возникновения "школьных" болезней на основе комплексной оценки факторов риска, имеющихся в данном классе).

  2. Окружающая среда - залог здорового образа жизни и долголетия (природная, техническая и социальная).

  3. Индивидуальная система привычек и поведения в повседневной жизни (ваш режим дня, составление таблицы, графика).

  4. Способы оценки состояния своего здоровья (оценка общего состояния своего здоровья, составление тестов).

  5. Влияние курения, алкоголя, наркотиков на организм человека (составление схем, таблиц, рисунков, тестов).

  6. Маленькие дозы - большие неприятности (разработка правил пользования компьютером, сотовым телефоном и другими электроприборами).

  7. Исследование хронотипов и биоритмов работоспособности человека (построить график своих биоритмов, выводы, рекомендации).

  8. Биополе вашего дома, исследование вашего жилья (исследование жилья, составление схем, рисунков, таблиц).

  9. История применения лекарственных трав Кавказа (долголетие народов Кавказа).

  10. Календарь сбора лекарственных трав Адыгеи.

  11. Траволечение при простудных заболеваниях (рецептура, настои, отвары).

  12. Нетрадиционное питание - залог здоровья и долголетия (национальное питание).

  13. Традиции семьи и здорового образа жизни.

  14. Разработка комплекса оздоровительной гимнастики для юношей и девушек 15-16-летнего возраста (выводы).

  15. Психогигиена - залог долголетия (аутотренинги, релаксация, психоанализ, медитация).

3.4.Список литературы для учителя и учащихся.

  1. Э.Найминова. «Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры». Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003 г.

  2. «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре». Москва. «Дрофа». 2001г.

  3. Л.И.Пензулаева. «Физическое воспитание в малокомплектной школе». Москва. «Просвещение». 1996г.

  4. М.Д .Рипа и соавторы. «Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе». Москва. «Просвещение». 2008г.

  5. Журнал «Здоровье школьника». 2010-2013гг.

  6. Касаткин В.Н. Профилактика ВИЧ - инфекции у подростков: Методическое пособие. М.: «Образование и здоровье», 2010год.

  7. Герберт Ш. "Основы правильного питания". М. Изд-во "Проспект" 2012.

  8. Малахов Г.П. "Здоровое питание". М. Изд-во "Формат"2011.

  9. Безруких М.М. "Формула правильного питания" изд-во "Дом 21 век" 2010.

  10. Малахова Л.Д. "Осторожно, продукты" изд-во "ЭКСМО" 2011.

  11. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. Методические рекомендации для работников системы образования. М.1988.

  12. Антропова М.В., Л.М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф».2002.

  13. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992.

  14. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003.

  15. Безруких М.М. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М. 1994.

  16. Потапчук А.А. Осанка и физическое здоровье детей. Санкт-Петербург. 2007.

  17. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. Медицина. 1998.

Интернет ресурсы: для учителей и учеников

1. sportedu.ru,

2. kondopoga.ru,

3. yoga.vnd.ru.

4. rueyes.com/exercises/vse-v-vashix-rukax-gimnastika-dlya-glaz,

5. massage.ru/,

6. olyalya.ru/,

7. solnet.ee/ Элективный курсхочешь быть здоров - будь им

16


© 2010-2022