Внеклассная работа по спортивным играм в 5 классе

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей ФК

___________И.В. Филин

Протокол № ____ «____»_________20___ г.


«Согласовано»

Заместитель директора

_________ И.В. Арефьева

«____»__________20___ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №33»

___________ Л.И. Горб

«____»_______20___ г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Игры с мячом »

в рамках ФГОС для 5 класса


на 2015/2016 учебный год


Разработчик программы

учитель физической культуры

Пасько Татьяна Николаевна





Симферополь

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлено на основе следующих нормативных документов:

- Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»

-«Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.92. № 3266-1, в редакции федеральных законов от 13.01.96. № 12-ФЗ, от 16.11.97. № 144-ФЗ, 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 13.02.2002 № 20-ФЗ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233), нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму.

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу (презентации, видеоуроки и т.д.), изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.

Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению

внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

  • навыков конструктивного общения;

  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;

  • отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
    а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
    б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений .

  1. Обучение:

  • осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • упражнениям сохранения зрения.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


Общая характеристика учебного курса

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, - главная цель развития отечественной системы школьного образования.

Цель учебного курса «Игры с мячом» - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью; целостном развитии физических и психических качеств; творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи учебного курса «Игры с мячом»:

  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

  • расширение межпредметных связей, формирование целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.


Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 33» на 2015 - 2016 учебный год на изучение курса «Игры с мячом» в 5 классе отводится 2 учебных часа в неделю итого 68 часов в год.


Распределение времени учебного курса «Игры с мячом» для 5 классов.


№ п/п

Вид программного материала

Класс

5

Основы знаний и техника безопасности

1

Подвижные игры

12

Футбол

14

Баскетбол

18

Волейбол

16

Презентации, видео-уроки

6

Зачетное занятие

1

Итого

68

Содержание курса «Игры с мячом».

Основы знаний.

Требование к технике безопасности. Презентация на тему: «Техника безопасности на занятиях спортивными играми». Первая помощь при травмах. Понятие утомление, переутомление. Профилактика переутомления. Контроль и самоконтроль уровня физической нагрузки. Краткая характеристика видов спорта, отличия спортивных и подвижных игр.

Подвижные игры.

Презентация на тему: «Виды подвижных игр». История возникновения. Становление правил игры. Организация подвижных игр. Тактические приемы. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Баскетбол.

Презентация на тему: «Баскетбол». Правила игры. Стойки, перемещения, повороты, остановки. Ведение, ловля и передача мяча. Бросок по кольцу. Тактика игры Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол.

Презентация на тему: «Футбол». Правила игры. Ведение и передача мяча. Удар по мячу. Тактика игры. Развитие быстроты, силы, выносливости. Игры с элементами футбола.

Волейбол.

Презентация на тему: «Волейбол». Правила игры. Стойки, перемещения, повороты, остановки. Прием и передача мяча. Подача мяча. Прием мяча после подачи. Тактика игры. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений. Игры с элементами баскетбола.

Универсальные действия, развиваемые при прохождении материала курса.

Личностные:

• оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

• оценивать ситуации, свои и чужие поступки с точки зрения этики;

• анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

• выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

• проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;

Регулятивные:

• удерживать цель деятельности до получения ее результата;

• анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины;

• корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

• анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

• оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

• составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

• характеризовать качества, признаки объекта, различать существенные и несущественные;

Познавательные:

• преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

• моделировать различные отношения между личностями, группами социума.

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

Результаты освоения курса «Игры с мячом»

  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

  • определять базовые понятия и термины относящиеся к конкретным видам спорта, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • использовать подвижные и спортивные игры, для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

  • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

  • уметь играть и организовывать подвижные игры с учетом правил, уровнем физической подготовки и возрастными особенностями детей;

  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжкови бега.

Метапредметные результаты освоения.

  • производить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

  • работать с особыми видами сообщений: диаграммами;

  • производить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;

  • избирательно относиться к окружающей информации;

  • использовать различные приемы поиска информации в Интернете;

  • использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере в информационной среде учреждения;

  • формировать собственное информационно пространство;

  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ;

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные используемой проблеме;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

  • нести ответственность за качество выполненного проекта.

Мониторинг изучения результатов освоение программы курса.

Результатом изучения материала курса является участие детей в спортивных соревнованиях разного уровня, организация соревнований и товарищеских встреч по различным видам спорта. Участие в играх и организация подвижных игр на уровне двора, класса, разновозрастной группы и т.п. Во время занятий происходит развитие всех двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. Однако проверка двигательных качеств проводится в рамках предмета физическая культура, поэтому не выносится отдельным пунктом мониторинга. Проекты учащихся и другие результаты складываются в личное портфолио учащегося.

Тематический план



Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Презентация на тему: «Техника безопасности на занятиях спортивными играми». Игры, их значение. Презентация на тему: «Футбол». Правила игры в футбол. Футбол (м).

2


2.

Стойка, техника передвижения. Удары по мячу.

Игра в футбол (м), «Охотники и утки» (д).

2


3.

Ведение мяча. Остановка мяча. Обманные движения. Игра в футбол (м); «Охотники и утки» (д).

2


4.

Ведение мяча. Остановка мяча. Обманные движения. Игра в футбол (м); «охотники и утки»(д).

2


5.

Удары по мячу. Игра в футбол(м);самый меткий(д)-броски в кольцо.

2


6.

Удары по мячу. Игра в футбол(м);самый меткий(д)-броски в кольцо.

2


7.

Передачи мяча ногой. Игра в футбол(м);самый меткий(д)-броски в кольцо.

2


8.

Отбор мяча. Ввод мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Игра в футбол(м);самый меткий(д)-броски в кольцо.

2


9.

Презентация на тему: «Баскетбол». Правила по предупреждению травматизма на занятиях баскетболом. Стойка баскетболиста. Ведение мяча правой и левой рукой. Игра в баскетбол по упрощенным правилам..

2


10.

Ведение мяча правой и левой рукой. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

2


11.

Ведение с изменением направления. Передача двумя руками. Бросок одной в кольцо. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

2


12.

Эстафеты с элементами баскетбола.

2


13.

Броски после ведения с двух шагов. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

2


14.

Броски после ведения с двух шагов. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

2


15.

Презентация на тему: «Подвижные игры». Техника безопасности при занятиях на свежем воздухе. Закаливание. Игры на свежем воздухе.

2


16.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


17.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


18.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


19.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


20.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


21.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


22.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


23.

Игры и эстафеты на свежем воздухе.

2


24.

Игра в шашки.

2


25.

Игры по выбору.

2


26.

Презентация на тему: «Волейбол». Правила по предупреждению травматизма на занятиях волейболом. Стойка. Правила игры. Игра по упрощенным правилам «пионербол».

2


27.

Верхний прием-передача мяча. Игра по упрощенным правилам «пионербол».

2


28.

Нижний прием-передача мяча. Игра по упрощенным правилам «пионербол».

2


29.

Нижняя подача. Игра по упрощенным правилам «пионербол».

2


30.

Игра «пионербол»(д). Футбол(м).

2


31.

Игра «пионербол»(д). Футбол(м).

2


32.

Эстафеты с элементами легкой атлетики.

2


33.

Игры по выбору.

2


34.

Игры по выбору.

2



ИТОГО:


68













Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли-чество

Приме-чание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Д

1.2

Стандарт среднего общего образования по физической культуре (базовый уровень)

Д

1.3

Стандарт среднего общего образования по физической культуре (профильный уровень)

Д

1.4

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура.

Д

1.5

Примерная программа по физической культуре среднего общего образования (базовый уровень)

Д

1.6

Примерная программа по физической культуре среднего общего образования (профильный уровень)

Д

1.7

Рабочие программы по физической культуре

Д

1.8

Учебник по физической культуре

Д

1.9

Научно-популярная литература и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

1.10

Методические издания по физической культуре для учителя

Д

2

Технические средства обучения

2.1

Аудиоцентр


2.2

Ноутбук


5

Учебно - практическое и лабораторное оборудование

5.1

Стенка гимнастическая

Г

5.2

Перекладина гимнастическая

Г

5.3

Скамейка гимнастическая жесткая

Г

5.4

Маты гимнастические

Г

5.5

Скакалка гимнастическая

Г

5.14

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

Д

5.15

Мячи баскетбольные

Г

5.16

Сетка для переноса и хранения мячей

Д

5.17

Сетка волейбольная

Д

5.18

Мячи волейбольные

Г

5.19

Мячи футбольные

Г

5.20

Насос для надувания мячей

Д

Средства доврачебной помощи

5.22

Аптечка медицинская

Д

6

Спортивные залы (кабинеты)

6.1

Зал спортивный игровой


6.2

Кабинет учителя


6.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря


7

Пришкольная площадка

7.1

Сектор для прыжков в длину


7.2

Игровое поле для мини-футбола


Д - демонстрационный экземпляр;

К - комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);

Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающей несколько учащихся

Методическая литература.


  1. Гриженя В.Е.Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие - М., Советский спорт, 2011. - 40 с.

  2. Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 2012

  3. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. - М., 2011

  4. Железняк М.Н., Спортивные игры. - М., 2011

  5. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. - М.,2012

  6. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. - М., 2011.

  7. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. - М., 2011.

  8. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. - М., 2013.

  9. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. - М., 2011.

  10. Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. Подвижные игры. - ТВТ: Дивизион, 2011.

  11. Гуревич Н.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию. - Минск, 2012.

  12. Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. - М.: МСП, 2012.

  13. Жуков М.Н. Подвижные игры. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

  14. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск.: Полымя, 2012.Внеклассная работа по спортивным играм в 5 классе

© 2010-2022