Методическое пособие на тему Спорт, здоровье, интеллект и духовность

Введение Физическое воспитание составная часть всестороннего развития личности.  В условиях общеобразовательной школы, гимназии большое значение придается двигательному режиму  школьников. От его правильной организации во  многом зависят здоровье и работоспособность, жизнерадостность и бодрость, которые на ряду с разносторонностью духовных интересов обеспечивают здоровый спорт. Необходимо обеспечить воспитание, начиная с раннего детского молодого поколения с гармоническим развитием физических, и...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки, молодежи и спорта

Автономной Республики Крым


РУЗ «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей МОНМС АР Крым»

Рассмотрено

на заседании _________НМс

протокол №___ от ______ 201_ г.

председатель НМС ________ (ф.и.о.

председателя)





МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по теме «Спорт, здоровье, интеллект и духовность»

Работу выполнил

Учитель физической культуры

( Мамедов Ленур Кешветинович)

с.Танковое - 2013г.





Содержание стр.





Введение 3

Раздел 1. Двигательный режим учащихся 4

Раздел 2. Спорт, здоровье, интеллект и духовность. 9

2.1 Физическое здоровье ученика 11

2.2 Интеллект на уроке физической культуры 13

2.3 Духовность на уроках физической культуры 15

Вывод 18

Список литературы 20































Введение

Физическое воспитание составная часть всестороннего развития личности.

В условиях общеобразовательной школы, гимназии большое значение придается двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависят здоровье и работоспособность, жизнерадостность и бодрость, которые на ряду с разносторонностью духовных интересов обеспечивают здоровый спорт.

Необходимо обеспечить воспитание, начиная с раннего детского молодого поколения с гармоническим развитием физических, интеллектуальных и духовных сил.

Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям реформы в общеобразовательной школы, гимназии обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.

Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы. Чередование их учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.

В методической работе отразил результаты исследований, посвященных изучению научно-практических аспектов организации двигательного режима в гимназии и школах.

Актуальным в соей работе считаю основные принципы организации двигательного режима с учетом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися. Особое место уделил организации, содержанию и методике проведения различных видов физкультурно-оздоровительной работе.





Раздел 1. Двигательный режим учащихся на уроках физической культуры

Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в гимназии является организация двигательного режима учащихся, которые являются неотъемлемым компонентом общего режима, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях.

Пор организации двигательного режима важно учитывать закономерные изменения умственной работоспособности школьников, которые отражают функциональное состояние центральной нервной системы и тесно связаны с суточным ритмом их физиологических функций (рис 1).

а

б

Рис .1

Показатели, отражающие суточный ритм физиологических функций, в значительной мере зависят как от длительности учебных занятий, так и от их организации.

У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращения. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц, создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднения кровообращение и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточности поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособность: ухудшается внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника.

Принято различать две фазы утомления:

1 фаза - возбуждения - выражается в возрастании утомления,

2 фаза - возбуждение сменяется наступлением охранительного торможения (сонливость).

Эти фазы утомления характерны для школьников во всех возрастных групп.

Следовательно, работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной. Вначале она не высокая, затем поднимается после чего начинает снижаться, претерпевая таким образом три различных периода: врабатывание, устойчивое состояние умственной работоспособности и утомление. Фазовость изменения работоспособности учащихся повторяется на каждом учебном занятии.

С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в различных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью и повышению работоспособности учащихся.

В первой половине дня работоспособность школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателе к 10-11 часам. Проведение утренней гимнастики способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется «вхождения» организма школьников в работу.

Эффективным активным отдыхом является проведения физкультурных минут на общешкольных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия.

Важнейшим аспектом организации двигательного режима является необходимость обеспечения достаточного высокого уровня двигательной активности школьников.

Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений - около 40 процентов суточной потребности или 11 процентов недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики.

Увеличение объёма двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной работоспособности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно - сосудистой системы.

Принято считать, что объем двигательной активности школьников должен составлять 7 -12 часов в неделю. При этом объеме двигательной активности у школьников наблюдается наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая ее устойчивость в течении дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам

На рис. 2 проводится примерная схема распределения двигательной активности учащихся в течении недели.

Рис. 2

Схема распределения двигательной активности учащихся 8-в класса в течение учебной недели.

Важное значение имеет организация двигательной активности в режиме дня. В исследованиях Н. Т. Лебедевой показано, что у школьников, особенно 7-8 классов, наблюдается ежечасная потребность в движениях. Признаки утомления во время уроков выражающиеся в проявлении двигательного беспокойства, является проявлением потребности в движениях. Проведение кратковременных физических упражнений в форме физических упражнений в форме физкультурных минут и игр на перемене позволяет в определенной мере удовлетворить эту потребность. Значительное повышение двигательной активности в утренние часы, в середине дня и к вечеру совпадает со снижением умственной работоспособности и удовлетворяется гимнастикой до учебных занятий, а также более продолжительными занятиями физическими упражнениями: активным отдыхом середине учебного дня, занятиями в кружках, секциях, активными прогулками на воздухе.

Из рисунка видно, что виды физкультурно-оздоровительной работы - утренняя гимнастика, физкультурные минуты на общеобразовательных уроках, физическое упражнения и игры на переменах, спортивные секции - равномерно распределяются в течение учебной недели и вместе с уроками физкультуры составляют ежедневный стабильный для всех школьников.

На проведенной схеме организованная двигательная активность составляет 12 часов в неделю, а в отдельные дни колеблется от 105 до 190 минут.

При проведении занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня можно выделить два направления: оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддерживание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

Рассматривая педагогические аспекты организации двигательного режима, следует в первую очередь иметь в виду содержание и методику проведения его элементов. Рациональный двигательный режим определяется не только по объему, но и по содержанию двигательной активности школьников. В ряде исследований отмечается роль правильной организации двигательного режима и насыщения его различными способами физкультурных занятий для формирования у школьников потребности в занятиях физическими упражнениями. Подчеркивается важность умелого проведения утренней гимнастики до занятий, физкультурных минут, игр на перемене для повышения активности учащихся и их интереса к физическому воспитанию.

Применение всех форм физкультурно-оздоровительной работы в режиме учебного дня оказывает благоприятное воздействие на динамику умственной работоспособности в течение года, семестра, недели и учебного дня. При этом у школьников значительно повышается двигательная активность, улучшается физическая работоспособность и двигательная подготовленность.

Два урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков - научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, при работе на спортивных снарядах.

Встает вопрос: надо ли тратить время на разучивание движений, казалось бы, элементарных - ходить, прыгать, бегать? Ведь каждый умеет делать с двухлетнего возраста. Все дело в том, что выполнять эти движения приходится по разному. Хождение в строю не то же самое, что спортивная или обычная ходьба. Здесь тоже существует свои правила. Бег на короткие и длинные дистанции требует отработки различных приемов. Правильные навыки движения, ритм, постановка дыхания - все дается на уроках физкультуры. Однако за два учебных часа можно выработать лишь определенные умения, довести их до автоматизма за это время нельзя. Необходимы занятия физической культурой во внеурочное время.

Динамические паузы. Под динамическими паузами понимают время активного отдыха на свежем воздухе во внеурочное время. Помимо положительного влияния на работоспособность динамическая пауза хороша те, что дает возможность закрепить те приемы которые были усвоины на уроках физкультуры.

Наиболее рационально проводить динамические паузы подвижных играх. Перед приготовлением уроков, чтением необходимо немного успокоиться, походить на свежем воздухе, посещать спортивные секции. Учащийся который выполняет эти требования забывает обо всем, на некоторое время при этом он может полностью умственно расслабиться.

Занятие спортом. Основная физическая нагрузка приходиться на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной, нервной систем. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.

Систематически заниматься легкой атлетикой можно с 10-11 лет, спортивными играми (баскетбол, теннис, волейбол) с 8-10 лет. Тяжелой атлетикой лучше заниматься позже, так как она может неблагоприятно сказываться на росте. Во всех случаях лучше придерживаться формулы: спорт для здоровья, а не здоровье для спорта.



Раздел 2. Спорт, здоровье, интеллект и духовность.

Спортивные игры в системе физического воспитания.

Спорт ( англ. Sport, сокращение от первоначального англ. Disport- «игра» ( развлечение) - организованная по определенным правилам деятельности людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовкой к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе.

Спорт представляет собой специфический ряд физических и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путем разминки, тренировки в сочетании с отдыхом стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения уровня морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных, рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека.

В системе физического воспитания спортивным играм отводится одно из важнейших мест. Игровые упражнения, технические приемы, состоящие (бега, прыжков, метаний) выполняемые в различных вариантах и сочетаниях в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией при повышенном эмоциональном настрое учащихся, способствуют развитию у него высокой координации, ловкости, выносливости и других качеств.

Разнообразные игровые приемы выполняются участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, в благоприятных гигиенических условиях и имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, служат средством активного отдыха учащихся, занятых умственной деятельностью. В процессе занятий спортивными играми происходит совершенствование физических и психических функций учащихся.

В процессе обучения сложными двигательными навыками органически сочетаются не только образовательные, но и воспитательные задачи:

- воспитание привычки и систематическим занятиям физическими упражнениями

-воспитание высокоразвитых волевых качеств, умение преодолевать сложных упражнений

- воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и т.д.

- воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий. Воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

Решение оздоровительных задач осуществляется всем комплексом средств физического воспитания. Правильный подбор и дозировка упражнений, оценка состояния здоровья, физического развития, возрастные особенности в моей учительской деятельности занимают особое мое внимание.

Обучение дифференцирую в соответствии с медицинскими показателями, на основе которых учащиеся делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.

Добиваюсь не ослабить интерес к занятиям, решаю задачи как учебно-тренировочного характера, так и воспитательные.

Сознательное отношение и интерес к учебно-тренировочному процессу порождают и активное стремление к усвоению и совершенствованию приемов игры, стремление к самосовершенствованию в избранной игре. Например, в нападающем ударе в волейболе в начале разучивается напрыгивание, затем напрыгивание с сочетании с ловлей мяча, наброшенного, в высшей точки прыжка. Только после этого упражнение выполняется полностью.

В занятиях с девочками соблюдаю осторожность. Дозировка и интенсивность упражнений для них меньше, чем для мальчиков.

Для всех спортивных игр очень важно развивать прыгучесть, которая зависит от развития мышц конечностей быстроты их сокращений и от общей координации в выполняемом движении. Для ее развития использую прыжки в высоту, в длину, через гимнастическую скамейку, другие препятствия, прыжки с отягощениями. Хороший прирост прыгучести дают упражнения в прыжках с высоты 1-1,5 м. с приземлением в упреждающем режиме работы мышц.

Спорт - это как чаша здоровья и чем больше мы ее испытываем, тем больше укрепляемся.

С давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия - спорт, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой.

Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе появления той жизненной активности, которая возникает у людей, занимающихся спортом.

Двигательная активность - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности людей, а между тем мы двигаемся, все меньше и меньше: с внедрением достижений научно-технической революции все меньше связана с физическим трудом, дома мы тоже чаще сидим, чем двигаемся, - короче, гиподинамия начинает реально угрожать каждому человеку. Есть выход нам надо заняться спортом. Спорт любят все. Но и любить спорт можно по-разному.

Спортом должны заниматься все. Поставим перед собой задачу: укрепить свое здоровье, вернуть себе силу и ловкость, стать стройным и привлекательным. Этого для начала будет вполне достаточно.

Спорт должен быть спутником каждого человека на протяжении всей его жизни - только тогда спорт может принести ощутимую пользу. Многие физические недостатки и недуги поддаются лечению спортом. Не следует забывать, что основную часть дневного времени человек и, как правило, в помещении, где возможности для разнообразных движений крайне ограниченны. Это вызывает различные застойные явления в организме, приводит к замедлению кровообращения, может стать причиной некоторых недугов.

2.1 Физическое здоровье ученика.

Делая вывод о том, что спорт основа полноценной и радостной жизни, не забываем что, здоровье - это вершина которую человек должен достичь сам. Путем ведения активного образа жизни.

Организм человека развивается в течение всей его жизни, но наибольшее развитие происходит с детского до юношеского возраста . У каждого возраста существует определенные особенности роста и развития, как отдельных органов, так и всего организма в целом.

Понятно, что важным критерием оценки физического состояния учащихся, его здоровья, правильность формирования, будет состояние физического развития.

Основные внешние показатели физического развития:

- рост ( длина тела)

- масса тела и окружность груди.

При планировании физических нагрузок следую, прежде всего из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разносторонние, гармоническое развитие учащихся, подбираю нормы двигательной активности, способствующие сохранению высокой физической и умственной работоспособности учащихся.

Комплексная программа по физическому воспитанию решает задачи укрепления здоровья, закаливания, достижения высокой работоспособности, воспитания высоких нравственных качеств.

Здоровье - совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основной его долголетия. Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Укрепляет здоровье высокая двигательная активность.

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижения высокой работоспособности. На уроках физической культуры стараюсь укреплять здоровья учащихся выполняя физические упражнения, проводя подвижные игры. Физические нагрузки тренируют органы и системы организма (сердечно - сосудистую, дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ.

Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее (корригирующее) воздействие. Оно позволяет устранить дефекты осанки - искривление позвоночников, сутулость, с помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышает общий жизненный тонус.

В разделе гимнастика главная цель в улучшении состояния здоровья и повышении функциональных возможностей организма. Исследования М.П. Ивлева, 1987г., Т.С. Лисицкой, М.Ю. Ростовцева 1998г. и др. доказывают, что в процессе выполнении упражнении улучшается деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, укрепляется костная и мышечная ткань.

Я как учитель физической культуры стараюсь укрепить здоровье учащихся при помощи гимнастических упражнений.

Например: упражнение со скакалкой, они развивают координацию движений, прыгучесть, быстроту, выносливость, временную точность движения. Упражнения гимнастики развивают подвижность позвоночного столба и суставов конечностей, эластичность связок и мышц.

Главные идеи:

  • сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;

  • образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений;

  • экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведении и поступках;

  • социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;

  • воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма.

Главная цель:

Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.



Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

  • создавать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;

  • формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы;

  • создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

  • способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

При этом используются следующие формы:

  • беседы, интерактивные игры, дискуссии, конференции, дебаты по темам, связанным с физкультурой и спортом;

  • спортивные конкурсы в классе, в параллели, в масштабе всей гимназии;

  • общешкольные встречи, посвященные физкультурному движению и спорту;

  • конкурсы спортивных коллажей, проектов и газет;

  • интеллектуальные олимпиады на спортивную тематику;

  • спортивные бои, ринги, дебаты на спортивную тему;

  • обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт».

2.2 Интеллект на уроках физической культуры.

Интеллект(от лат. Intеllectuc - понимание, познание) - это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Это способность кратчайшее время и простейшим анализом.

Физическое и интеллектуальное развитие тесно связано между собой. Это только две различные стороны единого процесса развития личности. Ведь каждый качественный сдвиг в психике ребенка обязательно связан со структурными и функциональными изменениями в мозге и в других органах тела, а сдвиг в физическом развитии, несомненно, сопровождаются и некоторыми изменениями в психики.

Я считаю интеллект играет большую роль на уроках физической культуры. Например проводя разные игры: футбол, волейбол, баскетбол и т. д. , моя задача как учителя физической культуры - создать хороший коллектив, с полным взаимопониманием и уважением друг к другу.

Так как сами игроки представляют собой «сырой продукт» требующий помощи, поддержки, наставление. Я как учитель достойно учеников подготавливаю, как на физическом, так и на интеллектуальном уровне. Научившись думать, ученики начинают хорошо видеть футбольное поле, баскетбольную площадку, видеть и слышать своих партнеров, проявлять уважение к соперникам.

Интеллект - это способность планировать, организовывать и контролировать свои действия по достижению цели с учетом поставленной задачи.

Воспитание нравственности, морально - волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий при значительных физических и эмоциональных направлениях. Личные интересы в играх подчиняются коллективным целям, требуется уважение к товарищам по команде, к сопернику. Многообразные проявления личности в игровой деятельности создают возможность целенаправленного воздействия на воспитание нравственности, творческих подходов к воздействию на личность.

На занятиях подвижными играми дифференцирование физической нагрузки достигается распределением в ходе игры обязанностей, имеющих различные нагрузки.

Например, в играх «мячи в круг», «защита крепости» водящий ряд других игроков получают значительно большую физическую нагрузку и имеется возможность ее регулировать с учетом физической подготовленности занимающихся.

Большую роль уделяю на уроках физической культуры проявлению командного духа:

- взаимопонимание игроков;

- взаимопонимание игроков и учителя

Занятия спортом способствуют развитию интеллекта

Методическое пособие на тему Спорт,здоровье ,интеллект и духовность

Человеческий организм - самый таинственный организм на планете. Он полон тайн, раскрыть которые вряд ли удастся. Ни для кого не секрет, что физическая активность помогает укрепить мышцы, делает стройнее фигуру, а также помогает активизировать защитные механизмы. Но это еще далеко не все на что способно наше тело. Было установлено, что физическая активность положительно влияет на умственные способности человека, развивает интеллект.



Главные идеи:

- учащиеся должны осознать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего;

- формирование интеллекта происходит не только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и внеклассных видах деятельности;

- интеллектуальные возможности - это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;

- воспитание интеллекта - это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;

- здоровый интеллект - это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся школы с интеллектуальными достижениями различных людей;

  • создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

  • поощрять инициативу и стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;

  • давать возможность учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;

  • разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.



При этом используются следующие формы:

  • интеллектуальные игры в классе, в параллели, в гимназии;

  • кружки по интересам в классе и в гимназии;

  • интеллектуальные викторины;

  • экскурсии в музеи, галереи, посещение выставок;

  • встречи с талантливыми людьми и талантливыми сверстниками;

  • часы общения и беседы, обсуждение газетных статей и журналов и т.д.

  • интеллектуальные конкурсы, олимпиады;

  • спортивные недели;

2.3 Духовность на уроках физической культуры.

Важнейшими качествами человека является духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство, под которыми понимаем крепкое здоровье, правильное, соответствущее возрасту физическое развитие, владение жизненно важными двигательными навыками и высокую степень работоспособности.

Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире человека. Это внутренний рост с целью обретения им силы творца. Духовность, присущая человеку, охватывает такие жизненно важные качества, как энергия, энтузиазм, храбрость и решительность. А на уроке физической культуры особенно важны ученикам храбрость, решительность, ловкость, энергичность, энтузиазм, при игре или при выполнения различных физических упражнений ( прыжок в длину, высоту, опорный прыжок через гимнастического козла и т. д. )

Каждый человек по своему понимает, что значит быть духовно богатым. Кто-то понимает духовность как преданность религии, кто-то как внутреннее самосовершенствование.

На уроках физической культуры нужно быть внутренне самосовершенствованым, только тогда при выполнении упражнения на силу и скоростную выносливость ученик достигает цели. И так ценностный аспект физической культуры представляет обширный совокупностью материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенства человека.

При работе с детьми очень важно приобщение их к систематическим тренировочным занятием на основе сознательного отношения к преодолению трудностей. Ежедневная разъяснительная работа, основанная на конкретных примерах, может принести хорошие результаты. Для учащихся хорошим средством развития воли служат упражнения по преодолению трудностей, борьба с утомлением, а также учебные игры и соревнования, где появляется необходимость проявления твердости, упорства и настойчивости.

Детская смелость и решительность часто мотивируется эмоциональными моментами и проявляется не в силу охватившего ребенка интенсивного чувства. Иногда даже те приемы игры, которые он боялся выполнить на уроке, в соревнованиях , под воздействие духовной поддержке, ученик эмоциональном состояние выполняет более успешно. Поэтому я как учитель физической культуры при подготовке юных спортсменов проявляю четкость и определенный такт при анализе игровых действий, оказываю духовную поддержку и доверие при участии в игре.

Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое "здоровый образ жизни"? На мой взгляд, здоровый образ жизни - это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие . При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

- изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;

- исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

- хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эндорфинами, которые образуются в организме человека;

- увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.









Вывод

Таким образом физическое - воспитание - одно из необходимых условий правильного развития учащихся.

Огромное значение в осуществлении оздоровительных задач физическое воспитания учащихся имеют правильный выбор и проведение игр, которые занимают значительное место в их деятельности. Физическая культура должна помогать нормальному росту, развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы и в частности, формированию правильной осанки.

Физическое развитие, духовное богатство, интеллектуальный рост совершенствует крепкое здоровье.

В процессе уроков и внеклассных занятий спортом как учитель всемерно содействую:

Формированию у учащихся морально - волевых качеств - решительности, смелости, настойчивости, самообладания и т. д;

Формированию нравственных убеждений, привычки твердо соблюдать правила поведения.

Воспитываю чувства патриотизма и дружбы, самостоятельности. С этой целью привлекаю учащихся к проведению оздоровительных игр, эстафет и соревнований в роли руководителя.

И так занятие физической культурой и спортом вооружают опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования у учащихся коллективизма, целеустремленности, дисциплинированности, стойкости, решительности и других морально-волевых качеств.

Уроки физической культуры повышают функциональные возможности организма - его двигательную активность.

Физическое воспитание объективно связано интеллектуальным, духовным, трудовым, умственным и эстетическим воспитанием учащихся и активно содействует всестороннему развитию детей.

Работая в гимназии учителем физкультуры пришел к выводу, что главной формой физического воспитания является урок физической культуры, где развивается интеллектуальные, духовные качества жизни. Интересный по содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом, урок оставляет глубокий след в сознании учащихся, оказывает большое влияние на их развитие.

Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима и самостоятельная работа учащихся. Которые влияют положительно на здоровье и физическое развитие учащихся.

Уроки провожу на свежем воздухе, меняю разнообразные игровые приемы, которые способствуют укреплению обмена веществ, целесообразно сочетая их с гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта.

Стараюсь на уроках физической культуры прививать любовь к спорту, развивать интеллект, духовность, здоровье учащихся.




























Список литература




  1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико - практические занятия студентов: Учеб пособие.- М.: РУДН, 1999

  2. Ашмарин Б. А. « наглядность в работе учителя физической культуре», М. Просвещения, 1979 год

  3. Баранский Ю. К. « оптимизация процесса обучения», М.1982 год

  4. Васьков Ю.Б. « уроки физической культуры», Харьков, 2003 год

  5. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов - н/Д: Феникс, 2003

  6. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. - М.: Жизнь и мысль, 2001. - С. 171.
    7) Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2005

8) Качашкин В.М. « физическое воспитание», М. Просвещение, 1983 год

9) Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991

10) Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед.-М.: «Академия», 2005

11) Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина, 1989

12) Решетников Н.В. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2005

13) Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000

14) Скаткин М. И. « совершенствование процесса обучения», М. Просвещение, 1977 год

15) Физическая культура: Учеб. пособие/ Под общ. Ред. Е.В. Колеевой. - Ростов н/Д: Феникс, 2006

16) ХАН А. Н. « Педагогические основы методики школьного урока физической культуры», издательство Саратовского университета, 1975 год

© 2010-2022