- Преподавателю
- Физкультура
- ДОКЛАД на тему ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ДОКЛАД на тему ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шустерман Я.С. |
Дата | 07.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор: Шустерман Яков Семенович, учитель физической культуры МБОУ « СШ№8» г. Нижневартовска ХМАО- Югры
ДОКЛАД
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирование ориентации на ценности здорового образа жизни являются одними из приоритетных в современной государственной образовательной политике и нашли отражение в стратегических документах самого высокого уровня - федеральных, региональных, муниципальных.
Спортивно-массовая и физкулътурно-оздоровительная работа в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования.
Актуальность исследования. Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательной школе вызывает повышенную озабоченность в нашем обществе в связи с низкой эффективностью данного процесса в решении задач формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, наращивания физического и спортивного потенциала школьников, становления необходимых жизненно важных умений и навыков.
Одной из причин неэффективности современного физического воспитания и развития массового спорта в общеобразовательных учреждениях по общему признанию специалистов является отсутствие должной постановки внеклассной работы по организации спорта в школе.
На сегодняшний день накоплен опыт преобразования существующего физического воспитания на основе внедрения спортизированных форм занятий, которые позволяют не только значительно улучшить динамику показателей физической подготовленности школьников, но и коренным образом изменить отношение детей к физической активности.
Объект исследования: дополнительное образование.
Предмет исследования: спортивные клубы в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что развитие школьного спорта возможно, если:
-
формой организации физкультурно-спортивной деятельности является спортивный клуб, учитывающий интересы, способности и мотивы к занятиям физической культурой и спортом;
-
координирующий развитие детского спорта, осуществляющий целенаправленную деятельность по формированию спортивной культуры личности и повышению социального престижа школы;
-
в качестве теоретической основы процесса развития школьного
спорта в общеобразовательном учреждении выступает специально
разработанная модель, включающая в себя методологический,
организационно-методический и результативно-оценочный компоненты.
Цель работы:
-
определить наиболее эффективные формы, методы и средства функционирования спортивных клубов в системе дополнительного образования адекватных новым социально- экономическим условиям России.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
-
изучить основные тенденции становления и развития дополнительного образования в России;
-
научно обосновать организационно-педагогические условия становления спортивного клуба школы;
-
определить приоритетные направления дальнейшего развития учреждений дополнительного образования;
-
проанализировать имеющийся опыт создания спортивных клубов России в системе внешкольного образования детей;
-
провести анкетирование по изучению эффективности работы спортивных клубов в системе дополнительного образования города Нижневартовска.
Методологической и теоретической основой исследования является философские положения о целостности и целеустремленности развивающихся систем и подсистем, социальной роли экономических условий, диалектический подход к развитию системы, а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции ее развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части - дополнительного образования. При этом теоретической базой являются работы: ( И. Ю. Алексашкина, Ж. Аллак, А.Г, Асмолов, В.Г. Воронцова, Б.Г. Гершунский, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д.Никандов, О.Г.Прикот, В.М,Резин, Е.Э.Смирнова, Б.Ф.Федоров и др.)
Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение, анкетирование.
В работе выявлено, что одной из актуальных проблем, стоящих перед образовательными учреждениями, является создание условий по формированию физической активности школьников, правильного отношения к своему здоровью. Эта проблема может решаться различными социально-педагогическими средствами и методами, при этом следует учитывать разные факторы, которые могут или способствовать, или сдерживать процессы формирования физической активности детей и подростков
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени подрастающего поколения ведет к самым негативным результатам. Кризис в системе организации свободного времени детей и подростков настолько очевиден, что о нем с нескрываемой озабоченностью говорят все: и представители государственных структур, и деятели общественных движений различной направленности, и средства массовой информации. Однако практических действий, приносящих реальные положительные результаты, предпринимается крайне мало.
Главная и основная проблема деятельности спортивных клубов - объединение чрезвычайного многообразия существующих здесь направлений, программ и методик, идей и профессий, энтузиастов и специалистов в целое, способное действительно целенаправленно и эффективно служить основанием, базой реализации приоритетных направлений по организации работы в образовательном учреждении.
Спортивно-массовая и физкулътурно-оздоровительная работа в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.
в рамках школьного спортивно-оздоровительного клуба возможно частичное решение этих проблем (определение приоритетных для ребенка спортивных направлений, педагогического просвещения родителей, создания среди детей и подростков своеобразной «моды» на обязательные занятия каким-либо спортом в рамках создаваемых школой бесплатных секций).
3. Создание в школе необходимых материально-технических условий для спортивных занятий, которые, в идеале, должны оказаться способными решить три проблемы:
-
универсального характера школьного спорта как возможности продемонстрировать ребенку на практике, в деятельности всю богатую палитру современных спортивно-оздоровительных направлений (в идеале хорошо оборудованные спортивный зал, спортивная площадка, школьный бассейн, загородная база или лагерь);
-
в случае, когда некоторые из основных видов современного массового спорта (игровые виды, гимнастика, легкая атлетика, спортивные единоборства, зимние виды, атлетизм, плавание) представить в работе школы из-за недостатка оборудования нельзя, школе необходимо создавать систему договоров с организациями-партнерами (учреждениями дополнительного образования, спорта, медицинскими учреждениями, другими школами), способными помочь в осуществлении такой работы;
-
материально-технические условия должны формировать у ребенка представления о культуре здоровья и спорта, начиная с хорошо оборудованных раздевалок и душевых, а не только собственно спортивного инвентаря.
Завершая, отметим, что организация школьного спортивного клуба, как комплексной формы дополнительного образования, позволяющей задействовать не только содержательный, но и эмоционально-ценностный потенциал спортивной и здоровьесозидающей деятельности позволяет рассматривать его не только как важнейшую составляющую внеурочной деятельности, но и как ядро формирования такого уклада школьной жизни,
Теоретические основы исследования базируются на философско-социологических и педагогических исследованиях, раскрывающие использование деятельностного подхода применительно к анализу проблем физической культуры и спорта
Организационно-педагогическими условиями становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении являются:
-
модель спортивного клуба - составная часть воспитательной системы школы;
-
индивидуальные и коллективные потребности и интересы школьников в физкультурно-спортивной деятельности;
-
побуждение к сплоченности физкультурно-спортивного актива - основа управления и самоуправления спортивным клубом на основе устава;
-
содержание физкультурно-спортивной работы как системообразующий вид деятельности и общения школьников;
-
активность и согласованность в организации физкультурно-спортивной деятельности школьников, учителей и родителей;
оптимизация организационной структуры клуба с эффективными внутренними и внешними связями
Деятельность физкультурно-спортивного клуба базируется на принципах свободного физкультурного образования, приоритетах общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащихся, гражданственности и любви к родине, общедоступности и адаптивности, реализуемых физкультурно-оздоровительных программ к уровням и особенностям здоровья, физического развития детей разного возраста.
Мною проведено исследование в форме анкетирования. Обучающимся и их родителям было предложено 3 анкеты на востребованность и значимость спортивных школьных клубов, на востребованность спортивного клуба в системе воспитательной работы школы, на удовлетворенность обучающихся
Деятельностью школьного спортивного клуба.
Исследование показало, что 78% опрошенных школьников хотели бы, чтобы в их школе был создан спортивный клуб, при этом они готовы активно участвовать в организации спорта (55% респондентов готовы принять участие в организации спортивных секций, 41% - помочь в оформлении стендов о спорте, 4% - организовать спортивный праздник).
При изучении отношения педагогов и родителей к организации спортивного клуба в школе получены следующие результаты. Анкетный опрос учителей показал, что спортивный клуб должен быть частью воспитательной системы школы (так считают 60% респондентов), по мнению учителей, спортивный клуб будет способствовать развитию детского самоуправления (40%), а деятельность клуба должна быть разнообразной.
В результате проведенного исследования выявлено, что родители школьников считают целесообразным создание в школе спортивного клуба (90% респондентов), они готовы принимать участие в различных его делах по организации и проведению школьных физкультурно-спортивных мероприятий (видеосъемка соревнований, посещение с детьми спортивных соревнований, организация оздоровительных мероприятий и т.д.).
Исходя из
результатов анкетирования, мною разработаны рекомендации.
Рекомендации
1. При создании спортивного клуба школы необходимо изучить интересы и потребности учащихся к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, используя предложенные в работе опросные методики.
2. Из спортсменов школы сформировать физкультурно-спортивный актив.
3. Исходя из интересов учащихся, возможностей материально-технической базы школы и педагогических кадров определить содержание физкультурно-спортивной деятельности в школе.
Нами проанализирована реализация на практике в школе № 8 важного организационно-педагогического условия становления спортивного клуба - содержание физкультурно-спортивной работы, являющейся системообразующим видом деятельности и общения школьников.
Совместно с физкультурным активом был рассмотрен проект по развитию баскетбола в школе № 8. К данному проекту активно подключилась городская федерация по баскетболу.
Результативность участия обучающихся школы №8 на соревнованиях городского, окружного, всероссийского уровней подтверждает востребованность данного проекта и спортивного клуба.
Команда школы №8 награждена за 1 место в финале межрегионального чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС - БАСКЕТ». (2010, 2011, 2012 года). В 2010 году 4 место в финале всероссийского чемпионата школьной баскетбольной лиги «Кэс- баскет» (г. Свердловск).
Команда школы №8 являются чемпионами города по баскетболу среди юношей. (2010, 2011, 2012 года). В 2013 году 2 место на первенстве города по баскетболу среди юношей. Анализ выполнения программы по развитию баскетбола в школе на учебный год показал, что он успешно выполнен и подтвердил правильность сформулированного организационно-педагогического условия
Для выяснения некоторых аспектов сплоченности в спортивном коллективе школы в работе рассмотрены распределения ответов по каждому вопросу шкалы.
Количество выборов сделанных респондентами по шкале групповой сплоченности (%)
1. Какое место занимает деятельность спортивного клуба в системе дополнительного образования в школе?
2.Считаете ли вы свой коллектив сплоченным?
3. Какие черты характера вы сформировали в процессе участия в работе спортивного клуба?
4. Перечислите качества, полученные в ходе участия в деятельности спортивного клуба?
5. Что вы считаете необходимым для более продуктивной деятельности в работе спортивного клуба?
-
60%
-
32%
-
3-8%
1-70%
2-23%
3-7%
Сила воли- 32%
Ответственность-
30%
Целеустремленность- 18%
Коллективизм-20%
Трудолюбие- 25%
Активная жизненная позиция.
Ответственность
Самостоятельность.
1.Материальная база
2.Мероприятия общего характера на природе, на базах отдыха.
3.Соревнования между школьными спортивными клубами.
Исследование показало, что в стране расширяется спектр детских общественных объединений, в том числе физкультурно-спортивного направления. В детских объединениях начинают доминировать демократические начала, формируется правовое поле деятельности организаций. В разнообразных детских объединениях физкультурно-спортивных направлений в основу деятельности положены принципы единства физического и духовного развития детей, олимпизма и другие. Это дает возможность выбора общественного объединения для образовательных учреждений. В работе дано авторское определение детского физкультурно-спортивного объединения, которое определяется как общественное самоуправляемое некоммерческое объединение, в которое входят граждане до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для занятий физической культурой и спортом. Заметное место в общественном детском объединении занимает клубное движение, изучение различных проблем которого возрастает.
Социально-педагогический эксперимент показал правильность разработанных модели спортивного клуба и организационно-педагогических условий, способствующих его становлению в школе. Опираясь на эти условия, был организован школьный спортивный клуб, деятельность которого позволила увеличить количество спортивных соревнований среди учащихся, шире включать в эти соревнования учителей, родителей, работа учащихся в спортивном клубе положительно сказалась на сплоченности членов клуба.