ДОКЛАД на тему ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Шустерман Яков Семенович, учитель физической культуры МБОУ « СШ№8» г. Нижневартовска ХМАО- Югры

ДОКЛАД

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирование ориентации на ценности здорового образа жизни являются одними из приоритетных в современной государственной образовательной политике и нашли отражение в стратегических документах самого высокого уровня - федеральных, региональных, муниципальных.

Спортивно-массовая и физкулътурно-оздоровительная работа в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

Дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования.

Актуальность исследования. Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательной школе вызывает повышенную озабоченность в нашем обществе в связи с низкой эффективностью данного процесса в решении задач формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, наращивания физического и спортивного потенциала школьников, становления необходимых жизненно важных умений и навыков.

Одной из причин неэффективности современного физического воспитания и развития массового спорта в общеобразовательных учреждениях по общему признанию специалистов является отсутствие должной постановки внеклассной работы по организации спорта в школе.

На сегодняшний день накоплен опыт преобразования существующего физического воспитания на основе внедрения спортизированных форм занятий, которые позволяют не только значительно улучшить динамику показателей физической подготовленности школьников, но и коренным образом изменить отношение детей к физической активности.

Объект исследования: дополнительное образование.

Предмет исследования: спортивные клубы в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что развитие школьного спорта возможно, если:

  • формой организации физкультурно-спортивной деятельности является спортивный клуб, учитывающий интересы, способности и мотивы к занятиям физической культурой и спортом;

  • координирующий развитие детского спорта, осуществляющий целенаправленную деятельность по формированию спортивной культуры личности и повышению социального престижа школы;

  • в качестве теоретической основы процесса развития школьного

спорта в общеобразовательном учреждении выступает специально

разработанная модель, включающая в себя методологический,

организационно-методический и результативно-оценочный компоненты.

Цель работы:

  • определить наиболее эффективные формы, методы и средства функционирования спортивных клубов в системе дополнительного образования адекватных новым социально- экономическим условиям России.

В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:

  • изучить основные тенденции становления и развития дополнительного образования в России;

  • научно обосновать организационно-педагогические условия становления спортивного клуба школы;

  • определить приоритетные направления дальнейшего развития учреждений дополнительного образования;

  • проанализировать имеющийся опыт создания спортивных клубов России в системе внешкольного образования детей;

  • провести анкетирование по изучению эффективности работы спортивных клубов в системе дополнительного образования города Нижневартовска.

Методологической и теоретической основой исследования является философские положения о целостности и целеустремленности развивающихся систем и подсистем, социальной роли экономических условий, диалектический подход к развитию системы, а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции ее развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части - дополнительного образования. При этом теоретической базой являются работы: ( И. Ю. Алексашкина, Ж. Аллак, А.Г, Асмолов, В.Г. Воронцова, Б.Г. Гершунский, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д.Никандов, О.Г.Прикот, В.М,Резин, Е.Э.Смирнова, Б.Ф.Федоров и др.)

Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение, анкетирование.

В работе выявлено, что одной из актуальных проблем, стоящих перед образовательными учреждениями, является создание условий по формированию физической активности школьников, правильного отношения к своему здоровью. Эта проблема может решаться различными социально-педагогическими средствами и методами, при этом следует учитывать разные факторы, которые могут или способствовать, или сдерживать процессы формирования физической активности детей и подростков

Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени подрастающего поколения ведет к самым негативным результатам. Кризис в системе организации свободного времени детей и подростков настолько очевиден, что о нем с нескрываемой озабоченностью говорят все: и представители государственных структур, и деятели общественных движений различной направленности, и средства массовой информации. Однако практических действий, приносящих реальные положительные результаты, предпринимается крайне мало.

Главная и основная проблема деятельности спортивных клубов - объединение чрезвычайного многообразия существующих здесь направлений, программ и методик, идей и профессий, энтузиастов и специалистов в целое, способное действительно целенаправленно и эффективно служить основанием, базой реализации приоритетных направлений по организации работы в образовательном учреждении.

Спортивно-массовая и физкулътурно-оздоровительная работа в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

в рамках школьного спортивно-оздоровительного клуба возможно частичное решение этих проблем (определение приоритетных для ребенка спортивных направлений, педагогического просвещения родителей, создания среди детей и подростков своеобразной «моды» на обязательные занятия каким-либо спортом в рамках создаваемых школой бесплатных секций).

3. Создание в школе необходимых материально-технических условий для спортивных занятий, которые, в идеале, должны оказаться способными решить три проблемы:

  • универсального характера школьного спорта как возможности продемонстрировать ребенку на практике, в деятельности всю богатую палитру современных спортивно-оздоровительных направлений (в идеале хорошо оборудованные спортивный зал, спортивная площадка, школьный бассейн, загородная база или лагерь);

  • в случае, когда некоторые из основных видов современного массового спорта (игровые виды, гимнастика, легкая атлетика, спортивные единоборства, зимние виды, атлетизм, плавание) представить в работе школы из-за недостатка оборудования нельзя, школе необходимо создавать систему договоров с организациями-партнерами (учреждениями дополнительного образования, спорта, медицинскими учреждениями, другими школами), способными помочь в осуществлении такой работы;

  • материально-технические условия должны формировать у ребенка представления о культуре здоровья и спорта, начиная с хорошо оборудованных раздевалок и душевых, а не только собственно спортивного инвентаря.

Завершая, отметим, что организация школьного спортивного клуба, как комплексной формы дополнительного образования, позволяющей задействовать не только содержательный, но и эмоционально-ценностный потенциал спортивной и здоровьесозидающей деятельности позволяет рассматривать его не только как важнейшую составляющую внеурочной деятельности, но и как ядро формирования такого уклада школьной жизни,

Теоретические основы исследования базируются на философско-социологических и педагогических исследованиях, раскрывающие использование деятельностного подхода применительно к анализу проблем физической культуры и спорта

Организационно-педагогическими условиями становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении являются:

  • модель спортивного клуба - составная часть воспитательной системы школы;

  • индивидуальные и коллективные потребности и интересы школьников в физкультурно-спортивной деятельности;

  • побуждение к сплоченности физкультурно-спортивного актива - основа управления и самоуправления спортивным клубом на основе устава;

  • содержание физкультурно-спортивной работы как системообразующий вид деятельности и общения школьников;

  • активность и согласованность в организации физкультурно-спортивной деятельности школьников, учителей и родителей;

оптимизация организационной структуры клуба с эффективными внутренними и внешними связями

Деятельность физкультурно-спортивного клуба базируется на принципах свободного физкультурного образования, приоритетах общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья учащихся, гражданственности и любви к родине, общедоступности и адаптивности, реализуемых физкультурно-оздоровительных программ к уровням и особенностям здоровья, физического развития детей разного возраста.

Мною проведено исследование в форме анкетирования. Обучающимся и их родителям было предложено 3 анкеты на востребованность и значимость спортивных школьных клубов, на востребованность спортивного клуба в системе воспитательной работы школы, на удовлетворенность обучающихся

Деятельностью школьного спортивного клуба.

Исследование показало, что 78% опрошенных школьников хотели бы, чтобы в их школе был создан спортивный клуб, при этом они готовы активно участвовать в организации спорта (55% респондентов готовы принять участие в организации спортивных секций, 41% - помочь в оформлении стендов о спорте, 4% - организовать спортивный праздник).

При изучении отношения педагогов и родителей к организации спортивного клуба в школе получены следующие результаты. Анкетный опрос учителей показал, что спортивный клуб должен быть частью воспитательной системы школы (так считают 60% респондентов), по мнению учителей, спортивный клуб будет способствовать развитию детского самоуправления (40%), а деятельность клуба должна быть разнообразной.

В результате проведенного исследования выявлено, что родители школьников считают целесообразным создание в школе спортивного клуба (90% респондентов), они готовы принимать участие в различных его делах по организации и проведению школьных физкультурно-спортивных мероприятий (видеосъемка соревнований, посещение с детьми спортивных соревнований, организация оздоровительных мероприятий и т.д.).

Исходя из

результатов анкетирования, мною разработаны рекомендации.

Рекомендации

1. При создании спортивного клуба школы необходимо изучить интересы и потребности учащихся к различным видам физкультурно-спортивной деятельности, используя предложенные в работе опросные методики.

2. Из спортсменов школы сформировать физкультурно-спортивный актив.

3. Исходя из интересов учащихся, возможностей материально-технической базы школы и педагогических кадров определить содержание физкультурно-спортивной деятельности в школе.

Нами проанализирована реализация на практике в школе № 8 важного организационно-педагогического условия становления спортивного клуба - содержание физкультурно-спортивной работы, являющейся системообразующим видом деятельности и общения школьников.

Совместно с физкультурным активом был рассмотрен проект по развитию баскетбола в школе № 8. К данному проекту активно подключилась городская федерация по баскетболу.

Результативность участия обучающихся школы №8 на соревнованиях городского, окружного, всероссийского уровней подтверждает востребованность данного проекта и спортивного клуба.

Команда школы №8 награждена за 1 место в финале межрегионального чемпионата школьной баскетбольной лиги «КЭС - БАСКЕТ». (2010, 2011, 2012 года). В 2010 году 4 место в финале всероссийского чемпионата школьной баскетбольной лиги «Кэс- баскет» (г. Свердловск).

Команда школы №8 являются чемпионами города по баскетболу среди юношей. (2010, 2011, 2012 года). В 2013 году 2 место на первенстве города по баскетболу среди юношей. Анализ выполнения программы по развитию баскетбола в школе на учебный год показал, что он успешно выполнен и подтвердил правильность сформулированного организационно-педагогического условия

Для выяснения некоторых аспектов сплоченности в спортивном коллективе школы в работе рассмотрены распределения ответов по каждому вопросу шкалы.

Количество выборов сделанных респондентами по шкале групповой сплоченности (%)

1. Какое место занимает деятельность спортивного клуба в системе дополнительного образования в школе?

2.Считаете ли вы свой коллектив сплоченным?

3. Какие черты характера вы сформировали в процессе участия в работе спортивного клуба?

4. Перечислите качества, полученные в ходе участия в деятельности спортивного клуба?

5. Что вы считаете необходимым для более продуктивной деятельности в работе спортивного клуба?

  1. 60%

  2. 32%

  3. 3-8%

1-70%

2-23%

3-7%

Сила воли- 32%

Ответственность-

30%

Целеустремленность- 18%

Коллективизм-20%

Трудолюбие- 25%

Активная жизненная позиция.

Ответственность

Самостоятельность.

1.Материальная база

2.Мероприятия общего характера на природе, на базах отдыха.

3.Соревнования между школьными спортивными клубами.

Исследование показало, что в стране расширяется спектр детских общественных объединений, в том числе физкультурно-спортивного направления. В детских объединениях начинают доминировать демократические начала, формируется правовое поле деятельности организаций. В разнообразных детских объединениях физкультурно-спортивных направлений в основу деятельности положены принципы единства физического и духовного развития детей, олимпизма и другие. Это дает возможность выбора общественного объединения для образовательных учреждений. В работе дано авторское определение детского физкультурно-спортивного объединения, которое определяется как общественное самоуправляемое некоммерческое объединение, в которое входят граждане до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для занятий физической культурой и спортом. Заметное место в общественном детском объединении занимает клубное движение, изучение различных проблем которого возрастает.

Социально-педагогический эксперимент показал правильность разработанных модели спортивного клуба и организационно-педагогических условий, способствующих его становлению в школе. Опираясь на эти условия, был организован школьный спортивный клуб, деятельность которого позволила увеличить количество спортивных соревнований среди учащихся, шире включать в эти соревнования учителей, родителей, работа учащихся в спортивном клубе положительно сказалась на сплоченности членов клуба.


© 2010-2022