• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки


Содержание

Введение

Глава 1. Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки.

Глава 2. Индивидуальное нормирование физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов

2.1.Нормирование технических нагрузок юных спортсменов

Выводы

Литература









Введение

Усиление внимания к личности каждого юного спортсмена лежит в основе внедрения принципов гуманистической педагогики в процесс физического воспитания и спортивной подготовки молодежи (В.К. Бальсевич, 1999, 2001; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1995, 2003; М.Я. Виленский и др., 1996, 1999, 2001 и др.).

В современных условиях развития олимпийского спорта ключевым направлением совершенствования стратегии подготовки спортсменов высокого класса специалисты считают индивидуализацию тренировочного процесса на этапах становления спортивного мастерства (P.O. Пилоян, 1985; А.В. Родионов 1991; ММ. Шестаков, 1992; В.Г. Никитушкин, 1990, 1994; А.О. Сиротин, 1996; Ш.К. Шахов, 1998; А.И. Шамардин, 2000; В.К. Бальсевич, 2001; В.П. Черкашин, 2001 и др.).

Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, то есть того особенного, неповторимого, что отличает одного человека от других, и включает природные и социальные, физические и психические, врожденные и приобретенные свойства. Учитывая это, даже в спорте высших достижений, реальная индивидуализация подготовки спортсмена представляется исключительно сложной задачей.

Многолетние исследования проблемы индивидуализации подготовки спортивного резерва (В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, 1997; В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, 1998; В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, Г.Н. Германов, 1998; П.В. Квашук, 2003) позволили констатировать, что в юношеском спорте индивидуализация подготовки сопряжена с объективными трудностями. Во-первых, в настоящее время не представляется возможным точно оценить адаптационный резерв организма юного спортсмена; во-вторых, невозможно полностью оградить талантливого юного спортсмена от воздействия социальных факторов, во многом формирующих его психический статус и поведенческие реакции.

Таким образом, при обсуждении проблемы совершенствования системы подготовки юных спортсменов более корректно говорить не столько об индивидуальном, сколько о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса.

В научно-методической литературе по общей и спортивной педагогике сущность дифференцированного подхода определяется сочетанием коллективной и индивидуальной форм подготовки, что позволяет организовать процесс обучения и спортивной тренировки детей, подростков, юношей и девушек в соответствии с их типоспецифическими и индивидуальными особенностями (И. Унт, 1990; Т.К. Тельтевская, 1993; Г.А. Вайник, 1995; В.А. Ермаков, 1996; Е.А. Короткова, И.И. Сулейманов, 1997; Е.А. Короткова, 1999 г. В этой связи, разработка рациональной технологии построения многолетнего тренировочного процесса юных спортсменов на основе дифференцированного подхода представляется актуальным научным направлением, развитие которого позволит повысить эффективность подготовки спортивного резерва в современных условиях.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных спортсменов на этапах многолетней подготовки.

Предмет исследования - дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов как средство повышения его эффективности.

Цель исследования - разработка технологии построения многолетнего тренировочного процесса юных спортсменов на основе дифференцированного подхода.

Глава 1. Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки.

В настоящее время основу нормативных документов ДЮСШ и СДЮШОР, характеризующих эффективность учебно-тренировочного процесса, составляют среднестатистические этапные нормативы разносторонней подготовленности юных спортсменов и планируемые спортивные результаты. Однако, данный подход не соответствует современным тенденциям совершенствования системы подготовки спортивного резерва.

Многовариантность индивидуальных траекторий и способов достижения высоких спортивных результатов юными спортсменами выдвигает целый комплекс задач, связанных с поиском рациональных стратегий подготовки, в наибольшей степени отвечающих требованиям дифференциации и индивидуализации подготовки и реально имеющимся возможностям. Отсюда, как ни важны вопросы планирования и нормирования тренировочных нагрузок, эффективности их структуры, соотношения различных средств подготовки, все же главным системообразующим фактором реализации дифференцированного подхода является коррекция целевой направленности тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки.

Целевая установка должна формировать индивидуально значимые задачи на различных этапах многолетней подготовки, в процессе достижения которых каждый юный спортсмен может полностью реализовать свои потенциальные возможности.

Для более полного понимания сущности дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки необходимо раскрыть его функции и структуру, а также, определить основные направления реализации дифференцированного подхода в технологии построения многолетнего тренировочного процесса юных спортсменов.

К основным функциям дифференцированного подхода в системе подготовки юных спортсменов следует отнести: целевую, организационную, информационную и контроля.

Целевая функция предполагает разработку целевых установок на этапах многолетней спортивной подготовки для наиболее полного раскрытия индивидуальных способностей юного спортсмена.

Организационная функция предполагает совершенствование системы подготовки юных спортсменов по различным стратегическим направлениям с учетом их типических и индивидуальных особенностей на этапах многолетней тренировки.

Информационная функция предполагает разработку методических приемов получения наиболее полной информации о типоспецифических и индивидуальных особенностях юного спортсмена для оптимизации тренировочного процесса.

Функция контроля предполагает организацию контроля за каждым юным спортсменом для своевременной индивидуальной коррекции учебно-тренировочного процесса.

Исследуя структуру дифференцированного подхода, целесообразно выделить ее "внешние" и "внутренние" элементы.

К "внешним" элементам структуры относятся типовые особенности, позволяющие формировать группы юных спортсменов по педагогическим или биологическим критериям, значимым для вида спортивной специализации. "Внешние" элементы структуры дифференцированного подхода приобретают особую значимость при организации тренировочного процесса юных спортсменов на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации.

К "внутренним" элементам структуры относятся педагогические воздействия, направленные на минимизацию факторов, лимитирующих полную реализацию индивидуального функционального и психофизического потенциала юного спортсмена в соревновательной деятельности, позволяющие подводить юных спортсменов, обладающих различным набором индивидуальных качеств и свойств, к запланированному спортивному результату. "Внутренние" элементы структуры дифференцированного подхода имеют особую значимость при организации тренировочного процесса юных спортсменов на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования.

На рисунке 1 представлена последовательность реализации дифференцированного подхода ("внешней" структурной части) и его целевая напра вленность на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации.

На рисунке 2 представлена последовательность реализации дифференцированного подхода ("внутренней" структурной части) и его целевая направленность на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования.

Выделение наиболее значимых типоспецифических и индивидуальных

особенностей

Педагогические воздействия, направленные на развитие типоспецифических и

индивидуальных особенностей, значимых для вида спортивной деятельности

Возможные направления коррекции

Формирование индивидуальной

структуры морфофункциональных

признаков и двигательных качеств

адекватных спортивной специализации

Контроль за развитием

значимых компонентов

внешней дифференциации

Принятие решения о

целесообразности дальнейшей

специализации

Рис. 1. Последовательность реализации дифференцированного подхода и его целевая направленность на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации

Выявление и устранение факторов,

лимитирующих реализацию

индивидуального функционального и

психофизического потенциала юного

спортсмена в соревновательной деятельности

1

'

Педагогические воздействия, направленные

на повышение общей и специальной

подготовленности, на основе реализации

типоспецифических и индивидуальных

особенностей юного спортсмена

Контроль и коррекция

внутренних элементов

дифференциации


1

'

Реализация типоспецифических и

индивидуальных особенностей юного

спортсмена в соревновательной

деятельности

Рис. 2. Последовательность реализации дифференцированного подхода и его целевая направленность на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования

Полученные в исследовании данные позволяют дополнить целевые установки этапов начальной подготовки и начальной спортивной специализации положением о формировании индивидуальной структуры морфофункциональных свойств и двигательных качеств юного спортсмена, адекватных избранному виду спорта, а этапов углубленной тренировки и спортивного совершенствования - положением о полной реализации типоспецифических и индивидуальных особенностей в соревновательной деятельности.

Основным направлением реализации дифференцированного подхода на этапах многолетней подготовки является последовательное увеличение числа рациональных вариантов стратегии тренировочного процесса от этапа к этапу -до полной индивидуализации подготовки на этапе высшего спортивного мастерства.

Подтверждение эффективности разработанных технологических положений базируется на материале сложнокоординационных, циклических и скоростно-силовых видов спорта.

Глава 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

В спортивной метрологии нормой называется граничная величина результата, служащая основой для отнесения спортсмена к одной из классификационных групп (В.М. Зациорский, 1982).

В спортивной педагогике для определения различных категорий норм наиболее часто используются такие способы, как: 1) метод средних и стандартов; 2) метод динамических наблюдений; 3) метод эталонного расчета (Е.Я. Бондаревский, М.В. Стародубцев, Ю.Ю. Кочерян, 1983; В.К. Бальсевич, 1988; Ф.В. Викторов, 1990; М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин, 1994; СЮ. Тюленьков, 1996; В.Г. Никитушкин, 1996 и др.).

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. За норму принимается значение, зарегистрированное в состоянии наивысшей спортивной готовности. Таким образом, для определения индивидуальных норм различных сторон подготовленности спортсмена высокого класса в наибольшей степени подходит метод динамических наблюдений.

В юношеском спорте данный методический подход не может быть реализован, так как на динамику развития двигательных качеств, показателей функционального состояния организма и другие компоненты тренированности юного спортсмена оказывают выраженное воздействие процессы естественного биологического развития. До завершения биологического созревания нельзя утверждать, что какой-либо зарегистрированный показатель отражает максимально возможный уровень развития исследуемого компонента тренированности и может быть принят за индивидуальную норму. Кроме того, у юных спортсменов значительные изменения различных сторон подготовленности часто происходят в относительно короткие промежутки времени, что, также, затрудняет адекватную оценку индивидуального уровня тренированности.

Теоретический анализ научно-методических материалов позволил сформулировать понятие индивидуальной динамической нормы, под которой понимается прогноз результата в тесте, выполненный на основании ранее зарегистрированной динамики результатов конкретного юного спортсмена.

Для разработки математических моделей прогнозирования индивидуальной динамической нормы необходимо собрать эмпирические данные в однородной группе юных спортсменов и выполнить стандартные статистические процедуры по определению параметров уравнения регрессии.

С целью проверки разработанных математических моделей прогнозирования индивидуальных норм развития физических качеств юных спортсменов был выполнен педагогический эксперимент в циклических видах

В качестве примера приводим последовательность разработки индивидуальной нормы для оценки уровня развития общей выносливости батутистов 15-16 лет на основании анализа динамики индекса Гарвардского степ-теста.

Эмпирические данные для построения регрессионных моделей регистрировались в начале общеподготовигельного (май) и специально подготовительного (сентябрь) этапов подготовительного периода. В эти месяцы спортсмены, принимавшие участие в эксперименте, трижды тестировались с интервалом в одну неделю. По результатам тестирования были построены уравнения множественной регрессии, позволяющие сделать прогноз результата на период окончания общеподготовительного и специально подготовительного этапов.

Уравнения регрессии имели вид:

Уі = ai х, + bj х2 + с; Хз + d"

где X! - результат в тесте (1-е тестирование); х2 - результат в тесте (2-е тестирование); х3 - результат в тесте (3-е тестирование); а, Ь, с - коэффициенты уравления регрессии; d - свободный член.

Общеподготовительный этап:

у, = 0,64048 х, - 1,3949 х2 + 1,61003 х3 + 15,0136

Специальноподготовительный этап:

у2 = -2,0082 х, + 0,12778 х2 -1,2469 х3 + 305,7

В таблице 3 приведены расчетные параметры индивидуальной динамической нормы индекса Гарвардского степ-теста юных лыжников и фактические данные.

По степени рассогласования расчетных и прямых показателей можно судить об адекватности тренирующих воздействий и возможных вариантах коррекции тренировочных нагрузок различной направленности.

Выполненные исследования показали, что для определения индивидуальных норм развития двигательных качеств целесообразно применять многомерный статистический анализ переменных (результаты

тестирования), результаты которого определяют количественные параметры уравнения множественной регрессии для прогнозирования индивидуальной динамической нормы изучаемых двигательных качеств.

Рассматривая медико-биологический аспект индивидуального нормирования функционального состояния, следует отметить, что качественная характеристика нормы функционирования человеческого организма во всех ее проявлениях сложна в связи с широким диапазоном индивидуальных колебаний, подвижностью ее границ, множеством различных переходных состояний, ее зависимостью как от генетического фактора, так и от его реализации под влиянием средовых воздействий (Н.Д. Граевская, Г.А. Гончарова, 1997).

Спортивная тренировка в значительной степени усиливает активность организма: увеличиваются энерготраты, возрастает количество работающих структур, ускоряется их изнашивание, что приводит к нарушению гомеостаза и поиску путей, которые позволяли бы сохранить и увеличить зоны варьирования показателей гомеостаза и выполнять работу, соответствующую новым запросам.

Максимально достижимое напряжение функций и относительный (физиологический) покой - понятия весьма условные. Их величины изменяются в широких пределах в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от конкретных условий работы органа, системы и организма в целом.

Функциональные резервы характеризуются состоянием энергетики, наличием систем дублирования степеней (уровней) регуляции. В этой связи, чем большим "запасом вариантов реакций" обладает организм, тем более определенно могут быть отрегулированы его взаимоотношения со средой (В.П. Загрядский, 1993).

Таким образом, теоретической основой для разработки индивидуальных норм функционального состояния являются представления об индивидуальной физиологической реактивности систем организма.

Таблица З

Индивидуальная динамическая норма и фактические результаты индекса Гарвардского степ-теста (у.е.), зарегистрированные у юных батутистов в подготовительном и начале соревновательного периода

№ п/п

Ф.И.

Сентябрь

Январь

Индивидуальная норма

Фактические данные

Индивидуальная норма

Фактические данные

№№ тестирования

№№ тестирования


I

П

Ш

I

П

Ш

1.

Л-нД.

74

68

88

78

83

70

80

80

2.

Н-бГ.

78

65

92

85

81

80

83

82

3.

П-нВ.

85

65

92

83

83

85

88

90

4.

Ч-вМ.

19

75

82

75

72

65

70

75

5.

Ч-нА.

76

70

65

77

77

78

82

85

б.

М-нО.

81

77

94

70

76

72

80

78

7.

Ю-нЕ.

77

76

85

75

70

75

80

82

8.

Б-вП.

75

70

85

77

80

75

80

82

9.

Л-в А.

76

67

73

75

87

78

80

84

10.

Ш-вД.

77

77

85

75

68

75

76

80

11.

Ч-вА.

71

65

62

75

90

80

85

86

В соответствии с законом реактивной детерминации норма реакции живого организма определяет меру его компенсаторно-приспособительных возможностей.

Из вышеизложенного определения следует, что индивидуальной нормой текущего функционального состояния спортсмена, характеризующего уровень его тренированности, может служить диапазон возможного изменения показателей ведущих функциональных систем организма. Чем шире этот диапазон, тем выше уровень организации функциональных систем, выше уровень адаптации к физической нагрузке (рис. 3).

В основу методики определения индивидуальной нормы функционального состояния организма юного спортсмена положено исследование диапазона функционирования систем, определяющих успешность выполнения основного соревновательного упражнения.

Методическая рекомендация Реализация дифференцированного подхода в технологии построения тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки

Рис 3. Принципиальная схема расширения индивидуального диапазона функциональных возможностей при развитии тренированности юного спортсмена

Примечание: Стрелкой обозначена тенденция изменения тренированности.

В качестве примера приведен алгоритм методики определения индивидуальной нормы функционального состояния юных спортсменов,

специализирующихся в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости:

  1. Сбор и анализ исходных данных, изучение количественных значений физиологических показателей в исходном состоянии.

  2. Определение уровня физической работоспособности и измерение максимальных количественных значений физиологических показателей в тесте.

  3. Анализ критериев эффективности деятельности и напряженности адаптации организма юного спортсмена.

  4. Анализ индивидуальной нормы реагирования кардио-респираторной системы на тестирующую нагрузку.

  5. Заключение об индивидуальной динамике функционального состояния юного спортсмена и эффективности тренировочного процесса.

Изложенный методический подход получил экспериментальное обоснование в процессе исследования динамики функциональных возможностей юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта.

В качестве примера представлена динамика показателей резервных возможностей кардио-респираторной системы лыжников-гонщиков 15-16 лет, определенных на основании исследования диапазона реагирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем спортсменов на нагрузку (табл.

4). Анализ этих показателей позволяет сделать вывод о повышении функциональных возможностей кардио-респираторной системы испытуемых за исследуемый период.



Таблица 4

Динамика показателей, отражающих резервные возможности кардио-респираторной системы организма батутистов 15-16 лет в подготовительном периоде годичного цикла тренировки

№ п/п

Ф.И.

Начало подготовительного периода

Конец подготовительного периода

ДМОД (л/мин)

Д V02

(мл/мин)

дчсс

(уд/мин)

Д АДсст

(мм рт.ст.)

ДМОД (л/мин)

Д V02

(мл/мин)

ДЧСС

(уд/мин)

ДАД

сист

(мм рт.ст.)

1.

К-в Г.

101

3895

126

55

102

4071

144

55

2.

К-вЕ.

90

4089

130

45

96

4175

146

65

3.

П-аВ.

77

3613

138

50

[_ 86

3910

132

50

4.

Т-оИ.

73

3451

136

40

81

3834

111

40

5.

И-к Д.

94

3684

132

60

85

3731

132

80

6.

О-нВ.

102

3776

123

75

108

3811

126

60

7.

Г-вС.

104

4431

120

45

130

4621

124

50

8.

Б-с К.

135

5096

126

35

128

5153

134

50

9.

Г-вЕ.

82

3423

ПО

30

128

3867

121

55

10.

А-в А.

88

2895

132

70

86

2864

121

75

П.

В-вИ.

102

3580

128

40

105

3648

137

60

12.

А-нС.

91

3964

140

35

93

3913

130

50

13.

Е-в А.

95

3713

132

50

80

3739

133

60

14.

К-нП.

88

3804

126

40

ПО

4007

123

50

15.

С-в П.

80

2904

124

30

99

3393

124

60

16.

С-вМ.

61

2491

116

45

70

2741

123

55

Сравнительный анализ исследуемых показателей и динамики их физической работоспособности свидетельствовал, что некоторые спортсмены (№№ 10, 12, 13) не смогли повысить уровень физической работоспособности за истекший период подготовки. Таким образом, показатели резервных возможностей функциональной системы обеспечения организма спортсмена кислородом необходимо использовать в качестве дополнительных критериев оценки функционального состояния юных спортсменов. Подтверждением того, что выявленные в результате тестирования показатели действительно являются индивидуальной нормой, объективно отражающей функциональные возможности организма юного спортсмена на момент медико-биологического обследования, послужили известные представления об эффективности деятельности и напряженности адаптации организма.

2.1.НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

На современном этапе развития спорта, когда дальнейший рост спортивных результатов все меньше связывается с наращиванием объема тренировочной нагрузки, специалисты ориентируются на поиск новых путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Как одно из наиболее перспективных, выделяется направление, связанное с индивидуальным нормированием тренировочных нагрузок юных квалифицированных спортсменов (В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, 1997; В.П. Черкашин, 2001 и др.).

Очевидно, что получаемая спортсменом тренировочная нагрузка должна соответствовать его функциональным возможностям (адаптационным резервам). Только в этом случае можно ожидать адекватную ответную реакцию организма спортсмена в виде запланированных

приростов физической подготовленности и функциональных возможностей.

Таким образом, в рамках дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса юных спортсменов на длительных этапах подготовки

вполне логично ставить вопрос о разработке методических приемов индивидуального нормирования тренировочных нагрузок.

По-видимому, долгосрочное планирование тренировочных нагрузок никак нельзя связать с понятием индивидуальной нормы, так как объективно оценить состояние спортсмена возможно, получая информацию только в процессе непосредственного выполнения упражнения.

Вопросы индивидуального нормирования тренировочных нагрузок тесно взаимосвязаны с разработанностью объективных и субъективных методов текущего и оперативного контроля.

Таким образом, есть основания предположить, что индивидуальные нормы нагрузок в каждой из зон интенсивности у разных спортсменов, также, будут иметь существенные отличия.

Анализ полученных экспериментальных материалов свидетельствует, что изложенный методический подход позволяет на основании объективных критериев определить индивидуальные нормы тренировочных нагрузок, направленных на развитие экономичности, устойчивости и мощности аэробных функций организма юных спортсменов.

Выявлено, что индивидуальной нормой является величина тренировочной нагрузки, которая обеспечивает выраженное направленное тренировочное воздействие, не превышающее индивидуальных показателей функциональной активности организма в заданном режиме интенсивности.

С целью обоснования методики индивидуального нормирования тренировочных нагрузок проведен констатирующий педагогический эксперимент. Длительность эксперимента составила один годичный цикл.

Участники эксперимента в 100% случаев выполнили контрольные нормативы по специальной физической подготовке, предусмотренные программой по прыжкам на батуте для учащихся 4-го года обучения в УТГ СДЮШОР. Результаты лабораторного обследования, выполненного в соревновательном периоде годичного цикла, позволили констатировать прогрессивное увеличение работоспособности и максимальной мобилизации резервных возможностей кардио-респираторной системы у юных спортсменов .

Управление индивидуальной подготовкой спортсменов,

специализирующихся в сложнокоординационных видах спорта и т.д., отличающихся сложностью количественной оценки меры воздействия тренировочной нагрузки на организм спортсмена, предполагает поиск рациональных методов субъективной оценки функционального состояния, степени и характера утомления спортсмена непосредственно в процессе выполнения тренировочных заданий в сложных технико-тактических условиях.

Перспективным в этом направлении является разработка методов самоконтроля, самооценки, саморегуляции психофизического состояния спортсмена (А.В. Родионов, 1971, 1990).

Важным аспектом индивидуального нормирования тренировочных нагрузок на основе субъективных критериев является обучение спортсменов адекватно оценивать динамику своего состояния в процессе выполнения сложных технико-тактических действий.

В исследовании была поставлена задача: разработать методику обучения адекватной самооценки тренировочной нагрузки в соответствии с текущим психофизическим и функциональным состоянием.

В результате поисковых экспериментов были разработаны шкалы субъективной самооценки работоспособности и величины тренировочной нагрузки сложного технико-тактического характера (табл. 5, 6).

Для закрепления навыка самооценки состояния, а также, оценки интенсивности тренировочных нагрузок различной направленности проводилось сопоставление субъективных ощущений и объективных показателей интенсивности нагрузок.

С целью экспериментального обоснования метода индивидуального нормирования тренировочных нагрузок проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие батутисты.

Принципиальным отличием тренировочного процесса у батутистов экспериментальной группы было использование метода индивидуального нормирования тренировочных нагрузок сложной технико-тактической направленности на основе адекватной самооценки. У спортсменов контрольной группы дозирование осуществлялось по ЧСС.

Таблица 5

Шкала субъективной оценки работоспособности батутистов

Субъективная оценка работоспособности

Балл самооценки

Субъективные ощущения

Удовлетворительно (0-5)

15-20 (усл.ед.)

Мышечные ощущения: вялость, забитость, болезненность, травмированность, повышенный тонус, быстрое наступление утомления

Хорошо (6-10)

5-14 (усл.ед.)

Мышечные ощущения: устойчивое состояние, нормальный мышечный тонус, нормальная устойчивость к утомлению

Отлично (11-15)

5-Ю

(усл.ед.)

Мышечные ощущения: свобода и легкость в движениях, безболезненность, отличная межмышечная координация

Таким образом, батутисты экспериментальной группы непосредственно участвовали в коррекции тренировочных нагрузок в ходе учебно-тренировочных занятий.

На основании полученных результатов выявлено, что индивидуальное нормирование тренировочных нагрузок сложного технико-тактического характера на основе адекватных самооценок состояния позволило батутистам экспериментальной группы в большей степени повысить уровень спортивных результатов, технико-тактической, общей и специальной физической подготовленности по сравнению со спортсменами контрольной группы.

Таким образом, приведенные примеры раскрывают технологию индивидуального нормирования тренировочных нагрузок у юных спортсменов.

Таблица 6

Субъективная оценка борцами-самбистами напряженности тренировочной нагрузки технико-тактической направленности

Контрольные упражнения

Субъективная оценка нагрузки

Зона интенсивности по шкале Сьпникова В. И.

ЧСС уд/мин

Напр ав ленно стъ нагрузки

КМС 1 разряд

Техническая разминка

1-2 1-2

Малая

100-130

Аэробная Смешанная

Отработка техники в стойке

4-6 4-9

Средняя Большая

128-160

Аэробная Смешанная

Отработка подходов в стойке

5-6 до 7

Средняя

140-180

Аэробная Смешанная

Отработка техники в партере

6-7 7-8

Большая Смешанная

160-174

Смешанная

Отработка технико-тактических действии в стойке (по заданию)

8-9 9-11

Большая Смешанная

168-180

Смешанная

Борьба в стойке

до 15 до 15

Максимальная

174-198

Смешанная

Борьба б партере

до 15 до 15

Максимальная

174-192

Смешанная

Соревновательная борьба

до 15 до 15

Максимальная

180-204

Смешанная

ВЫВОДЫ

1. Доминирующая в настоящее время в юношеском спорте методика
подготовки, основанная на копировании большинством юных спортсменов
ретроспективной динамики спортивных достижений и величин освоенных
нагрузок наиболее выдающимися атлетами, входит в противоречие с
современной философско-педагогической парадигмой, центральное звено
которой - индивидуальность человека.

Альтернативным направлением совершенствования системы подготовки спортивного резерва является дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки.

2. Основными функциями дифференцированного подхода в системе
многолетней подготовки юных спортсменов являются:

  • целевая - направлена на более полное развитие индивидуальных особенностей юного спортсмена и максимальную их реализацию в спортивной деятельности на различных этапах многолетней подготовки;

  • организационная - предполагает совершенствование системы подготовки юных спортсменов по различным стратегическим направлениям с учетом их типических и индивидуальных особенностей в процессе многолетней тренировки;

  • информационная - направлена на разработку методических приемов получения наиболее полной информации о типоспецифических и индивидуальных особенностях юного спортсмена для оптимизации тренировочного процесса;

  • контроля - предполагает организацию непрерывного контроля физического состояния юных спортсменов для своевременной индивидуальной коррекции учебно-тренировочного процесса.

3. Структура дифференцированного подхода включает "внешние" и "внутренние" компоненты.

К "внешним" компонентам структуры относятся типовые особенности, позволяющие распределять юных спортсменов на группы по педагогическим или биологическим критериям, значимым для вида спортивной специализации и этапа многолетней подготовки. "Внешние" компоненты структуры дифференцированного подхода более значимы на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации.

К "внутренним" компонентам структуры относятся педагогические воздействия, направленные на минимизацию влияния факторов, лимитирующих полную реализацию индивидуального функционального и психофизического потенциала юного спортсмена в соревновательной деятельности. Значимость "внутренней" структуры дифференцированного подхода возрастает на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования.

  1. Полученные результаты позволяют дополнить целевые установки для этапов начальной подготовки и начальной спортивной специализации положением о формировании индивидуальной структуры морфофункциональных свойств и двигательных качеств юного спортсмена, адекватных избранному виду спортивной деятельности, а для этапов углубленной тренировки и спортивного совершенствования - положением о полной реализации типоспецифических и индивидуальных особенностей в тренировочной и соревновательной деятельности.

  2. Значимость различных факторов, определяющих структуру спортивного результата на разных этапах многолетней тренировки, трансформируется от наиболее консервативных морфофункциональных к наиболее лабильным личностно-психическим факторам.

Динамика значимости факторов обусловлена, с биологической точки зрения, генетическими влияниями, а с педагогических позиций - стратегией построения тренировочного процесса, акценты которого перераспределяются, соответственно, от повышения двигательного потенциала юного спортсмена к увеличению надежности соревновательной деятельности.

6. Применение многомерного и пошагового регрессионного анализа
результатов тестирования юных спортсменов позволило подойти к
формированию понятия "индивидуальная динамическая норма", сущность
которого можно охарактеризовать как методическую основу прогноза
результата теста на заданном интервале времени (этап, период). Таким образом,
введение понятия индивидуальной динамической нормы способствует
уточнению и объективизации оценки индивидуального уровня развития
двигательных качеств юного спортсмена.

Разработанный алгоритм определения индивидуальной нормы выявляет степень рассогласования расчетных и фактических показателей, что позволяет судить об адекватности применяемых тренирующих воздействий, а также, выбрать оптимальный вариант коррекции параметров нагрузок различной направленности.

  1. Расширение индивидуального диапазона функциональных возможностей, основанное на известных закономерностях адаптации к специфическим тренирующим воздействиям, является надежным критерием, характеризующим индивидуальную норму функционального состояния организма юного спортсмена.

  2. Результаты исследования позволили выявить, что в циклических видах спорта методика определения индивидуально-оптимальных величин тренировочных нагрузок, направленных на повышение экономичности, устойчивости и мощности функционирования организма, включает определение пороговых значений показателей как в лабораторных, так и в естественных условиях.

При этом, показатели, измеренные в лабораторных условиях, характеризуют реакцию организма на тестирующую нагрузку, а в поэтапной динамике - указывают на напряженность адаптации организма к специфическим тренирующим воздействиям. Вместе с тем, показатели, измеренные в естественных условиях, позволяют точно дозировать

индивидуальные объемы нагрузки в заданных режимах интенсивности мышечной работы.

9. В ациклических видах спорта в целях повышения эффективности

индивидуального нормирования тренировочных нагрузок, связанных с выполнением сложных технико-тактических двигательных задач, целесообразно использовать методику субъективной оценки функциональных сдвигов и интенсивности выполненной тренировочной нагрузки. Это стимулирует активность юных спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности, позволяет непосредственно и эффективно участвовать в управлении тренировочным процессом.

Литература

  1. Медико-биологические аспекты проблемы отбора и спортивной ориентации // Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук; Под общ. ред. В.П. Губы. - Смоленск, 1997. -С.71-83.

  2. Тестирование и отбор в индивидуальных видах спорта // Там же. -С.84-89.

  3. Индивидуальные особенности физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации в циклических видах спорта//Там же. - С. 156-169.

  4. Индивидуальные особенности физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации в скоростно-силовых видах спорта // Там же. - С. 169-180.

  5. Роль индивидуальных особенностей юных спортсменов на этапе углубленной тренировки // Там же. - С. 180-201.

6. Влияние нагрузок различной интенсивности на функциональное
состояние юных лыжников-гонщиков // Теория и практика физической
культуры. - 1989. - №1. - С. 27-29. (В соавт.: А.Н. Корженевский).

  1. Эффективность непрерывных и повторных методов тренировки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1991. - №4. - С.42-46. (В соавт.: А.Н. Корженевский).

  2. Нагрузки для подростков // Тренер. - 1992. - №1. - С.39. (В соавт.: А.Н. Корженевский).

  3. Особенности адаптации детей к физическим нагрузкам // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №5-6. - С.19-23. (В соавт.: А.Н. Корженевский).

  4. Новые аспекты комплексного контроля и тренировки юных спортсменов в циклических видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 1993. - №8. - С. 18-22. (В соавт.: А.Н. Корженевский, Г.М. Птушкин).

  5. Методические аспекты определения индивидуальной нормы функционального состояния юных спортсменов // Вестник спортивной медицины. - 1997. - №2(15). -С.61.

  6. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. -1998. - №10. - С.18-22. (В соавт.: В.Г. Никитушкин).

  7. Становление и развитие системы аттестации научных кадров во ВНИИФКе // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №10. - С.44-46. (В соавт.: СЮ. Тюленьков).

  8. Информационно-образовательная кампания по развитию национальной системы детско-юношеского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - №1. - С.25-26. (В соавт.: В.Г. Никитушкин, В.Г. Бауэр, М.Н. Давиденко, СВ. Алехина).

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Лыжные гонки - М.: Просвещение, 1997. - 47 с. (В соавт.: И.Г. Сотскова, О.Е. Левочкина, В.В. Ланшаков).

  2. Комплексная программа по научно-методическому обеспечению подготовки юных спортсменов спортивных школ, училищ олимпийского резерва и сборных молодежных команд России / Под общ. ред. Никитушкина


  1. Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок для учащихся учебно-тренировочных групп ДЮСШ и СДЮШОР: Метод, рекомендации. - М., 1989. - 22 с. (В соавт.: Н.Н. Балашова, Г.П. Левшина, О.В. Шаймухаметова, И.П. Буевская, В.В. Ивочкин, А.Н. Корженевский, С.А. Малахов, В.Г. Никитушкин, СВ. Скрыгин, И.Г. Сотскова, Л.Г. Филинкова).

  2. Теоретические предпосылки индивидуального нормирования физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов: Метод, рекомендации. - М., 1999. - 20 с. (В соавт.: В.Н. Никитинская).

  3. Особенности организации тренировочных нагрузок в микроциклах, направленных на развитие общей и специальной выносливости гребцов на байдарках 14-15 лет: Метод, рекомендации для тренеров и преподавателей ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: ВНИИФК, 2000. - 16 с. (В соавт.: Н.Н. Кленин, И.Н. Берлина, Е.А. Черных).

IV. Статьи в сборниках научных трудов:

  1. Структура тренировочных нагрузок юных лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки // Построение тренировки юных спортсменов: Сб.научн.трудов / Под ред. В.В. Ивочкина - М.: Госкомспорт СССР, 1988. -С.70-76. (В соавт.: А.Н. Корженевский, О.В. Шаймухаметова).

  2. Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения для юных спортсменов - учащихся спортивных школ // Совершенствование физической подготовки школьников и учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. - Ижевск, 1990. - С.82-89.

  3. Допустимые объемы тренировочных нагрузок юных лыжников-гонщиков // Построение и содержание тренировочного процесса учащихся спортивных школ: Сб. научных трудов. / Под ред. И.П. Буевской - М., 1990. -Ч.І.-С.38-41.

  4. Эффективные варианты построения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков с различным уровнем аэробной производительности // Научные труды ВНИИФК 1996 года. - М., 1997.-С.169-175.

  5. Теоретико-методические основы индивидуализации в юношеском спорте // Физическая культура и спорт - проблемы, задачи, решения: Научные

труды ВГИФК / Под ред. В.И. Сысоева - Воронеж, 1998. - С.9-20. (В соавт.: В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов).

  1. Особенности адаптации организма юных гребцов под воздействием нагрузок, связанных с проявлением выносливости // Там же. - С.85-89. (В соавт.: И.Н. Берлина, Н.Н. Кленин).

  2. К методике определения индивидуальной нормы тренировочных нагрузок различной интенсивности у юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта // Там же. - С. 100-103. (В соавт.: И.Н. Берлина, Н.Н. Кленин).

  3. Особенности определения индивидуальной нормы тренировочных нагрузок различной интенсивности у юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта // ВНИИФ. Научные труды 1997 года / Под ред. С.Д.

.



Губы В.П. - М., 1998. - 46 с. (В соавт.: Т.Ф. Абрамова, Р.Н. Дорохов, С.Н. Португалов, С.Д. Неверкович и др.).

  1. Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок для учащихся учебно-тренировочных групп ДЮСШ и СДЮШОР: Метод, рекомендации. - М., 1989. - 22 с. (В соавт.: Н.Н. Балашова, Г.П. Левшина, О.В. Шаймухаметова, И.П. Буевская, В.В. Ивочкин, А.Н. Корженевский, С.А. Малахов, В.Г. Никитушкин, СВ. Скрыгин, И.Г. Сотскова, Л.Г. Филинкова).

  2. Теоретические предпосылки индивидуального нормирования физической подготовленности и функционального состояния юных спортсменов: Метод, рекомендации. - М., 1999. - 20 с. (В соавт.: В.Н. Никитинская).

  3. Особенности организации тренировочных нагрузок в микроциклах, направленных на развитие общей и специальной выносливости гребцов на байдарках 14-15 лет: Метод, рекомендации для тренеров и преподавателей ДЮСШ, СДЮШОР. - М.: ВНИИФК, 2000. - 16 с. (В соавт.: Н.Н. Кленин, И.Н. Берлина, Е.А. Черных).

IV. Статьи в сборниках научных трудов:

  1. Структура тренировочных нагрузок юных лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки // Построение тренировки юных спортсменов: Сб.научн.трудов / Под ред. В.В. Ивочкина - М.: Госкомспорт СССР, 1988. -С.70-76. (В соавт.: А.Н. Корженевский, О.В. Шаймухаметова).

  2. Допустимые уровни тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения для юных спортсменов - учащихся спортивных школ // Совершенствование физической подготовки школьников и учащейся молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. - Ижевск, 1990. - С.82-89.

  3. Допустимые объемы тренировочных нагрузок юных лыжников-гонщиков // Построение и содержание тренировочного процесса учащихся спортивных школ: Сб. научных трудов. / Под ред. И.П. Буевской - М., 1990. -Ч.І.-С.38-41.

  4. Эффективные варианты построения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков с различным уровнем аэробной производительности // Научные труды ВНИИФК 1996 года. - М., 1997.-С.169-175.

  5. Теоретико-методические основы индивидуализации в юношеском спорте // Физическая культура и спорт - проблемы, задачи, решения: Научные

труды ВГИФК / Под ред. В.И. Сысоева - Воронеж, 1998. - С.9-20. (В соавт.: В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов).

  1. Особенности адаптации организма юных гребцов под воздействием нагрузок, связанных с проявлением выносливости // Там же. - С.85-89. (В соавт.: И.Н. Берлина, Н.Н. Кленин).

  2. К методике определения индивидуальной нормы тренировочных нагрузок различной интенсивности у юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта // Там же. - С. 100-103. (В соавт.: И.Н. Берлина, Н.Н. Кленин).

  3. Особенности определения индивидуальной нормы тренировочных нагрузок различной интенсивности у юных спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта // ВНИИФК. Научные труды 1997 года /


© 2010-2022