Конспект по физической культуре на тему Подвижные игры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвижные игры

«Музыкальное объятие»

Дети двигаются, прыгают по. комнате под веселую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребенок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по комна­те парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети . обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.

«Паровозик»

На роль водящего - «паровозика» назначается ученик по же­ланию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляют­ся руками и передвигаются вместе в направлении, которое выби­рает «паровозик». Основная задача - следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «парово­зик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» ва­гончик отправляется в «депо».

«Кто позвал?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Веду­щий говорит: «Кто позвал тебя?» Ребенок, стоящий в кругу, на­зывает имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена.

«Иголочка и ниточка»

Участники игры становятся друг за другом. Первый - «иго­лочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

«Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кон­чик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встает другой ребенок.

«Передай апельсин»

Дети разделены на две команды, встают в две шеренги напро­тив друг друга. Игроки в каждой команде должны передать друг другу апельсин (мячик). При этом можно пользоваться только подбородком или плечом. Руками помогать нельзя. Если вещь падает на пол, все начинается сначала. Та команда, которая быс­трее сможет передать вещь, от начала до конца пользуясь только подбородком или плечами, "выигрывает.

«Пропавший стул»

В игре принимают участие 4-5 пар учеников. На расстоянии 2-3 метра одни от другого ставят два стула. На них садятся игра­ющие с завязанными глазами. По команде руководителя они вста­ют и делают вперед 6-8 шагов. После этого каждый должен сде­лать три полных оборота на месте и вернуться к своему стулу.

Игрок, выполнивший задание верно, является победителем. Игра повторяется 4-5 раз, по количеству пар.

«Неуловимая веревка»

В игре принимают участие 3-4 пары учащихся. Двое играю­щих садятся на стулья спиной друг к другу на расстоянии 3 мет­ров. Под стульями протянута веревка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них три полных круга, затем сесть на стул, наклониться и вытянуть к себе веревку. Кто схватит ве­ревку быстрее, тот выиграет. Сначала надо провести репетицию. Для того, чтобы играющие не ошиблись и не схватили веревку раньше времени, руководитель считает вслух обороты: «Раз, два, три!». После счета «три» можно сесть на стул и попытаться вытя­нуть веревку. Соревнование проводится три раза. Побеждает тот, кто сумеет два или три раза вытянуть веревку. Затем игра повто­ряется 2-3 раза (по количеству игроков).

«Три движения»

В игре принимают участие 15-20 человек, которые встают по одной линии. «Пусть каждый запомнит три движения, которые я покажу, - говорит игрокам ведущий. - Первое: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки вытянуть вперед на уровне плеч; третье: поднять руки вверх».

Ведущий показывает движения, все повторяют их за ним 2-3 раза, чтобы запомнить номер каждого движения. Затем начина­ется игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Играющие должны проделывать те движения, ко­торые соответствуют названному номер, а не те, которые показы­вает ведущий. Те играющие, которые ошиблись, выбывают из игры. Оставшиеся 2-3 человека являются победителями.

«Слушай и исполняй»

Ведущий называет вслух пять разных движений, не показы­вая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в которой они были названы ведущим.

«Не давай мяч водящему»

Все играющие встают в круг на расстояние вытянутых рук.

Выбирается один водящий. Он идет в середину круга. У стоящих в кругу большой мяч, который они перебрасывают в разных направлениях по воздуху и по земле с тем, чтобы водящий не мог

коснуться мяча. Водящий, передвигаясь посередине круга, стремится дотронуться до мяча, находящегося в воздухе, на земле или

в руках у кого-либо из играющих. Если водящему это удается, то : на его место идет ребенок, при броске которого мяч был запятнан. Водящий же становится на его место.

«Не пропусти мяч»

Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в центре круга, у его ног мяч. Задача водя­щего - ногой выбить мяч из круга. Задача играющих, образую-

ющих круг, - не выпустить мяч из круга, отбить его в центр водя­щему. Разнимать руки нельзя. Не разрешается выходить за черту

ни водящему, ни стоящему в круге. Если мяч, посланный водя-

щим, пролетит над руками или над головой играющего, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит возле ног, водящий вы-

игрывает. Он становится в круг, а его место занимает тот, кто вы­пустил мяч.

«Пройти бесшумно»

Нескольким игрокам завязывают глаза, они становятся пара-: ми друг против друга на расстоянии вытянутых рук. Каждая пара образует ворота. Остальные играющие, разбившись на группы (по числу ворот), стараются по одному пройти сквозь ворота. Прохо­дить надо бесшумно, осторожно, можно пригнувшись или полз­ком. При малейшем шорохе играющие, стоящие в воротах, могут поднять руки, чтобы преградить путь и задержать проходящего, | но туг же должны их опустить.

Побеждают игроки, сумевшие благополучно пройти сквозь ворота.

«Стой спокойно!»

Играющие образуют круг. Водящий ходит внутри круга и, ос­тановившись перед кем-либо, говорит громко: «Руки!» Тот, к кому обратился ведущий, должен стоять спокойно, а его соседи долж­ны поднять руки: сосед справа - левую, слева - правую. Кто ошибется, поднимет не ту руку, тот сменяет водящего.

«На одной руке»

Для каждого играющего (их не должно быть больше четырех) подбирается много мелких и несколько больших предметов, ко­торые очень нелегко, но все-таки возможно удержать на одной руке. Они лежат для каждого играющего отдельной кучкой. За один раз нужно перенести их все, не придерживая и не уронив, на рас­стояние 5-7 метров с завязанными глазами.

Торопить играющих нельзя. Все, кто выполнит это задание, считаются победителями.

«Возьми булаву»

На столик ставят 3-4 кегли или булавы, которые можно заме­нить городками или кубиками. Играющие стоят в ряд или сидят _ на стульях - в 8-10 шагах от столика. Игроков должно быть на одного больше, чем предметов.

Учитель показывает отвлекающие упражнения. Все игроки повторяют их. Неожиданно подается свисток. Играющие устрем­ляются к столику, стараясь схватить булаву. Тот, кто не успеет этого сделать, выбывает из игры, и со стола убирают одну булаву. Игра продолжается до тех пор, пока два наиболее быстрых игрока не выявят победителя между собой.

«Кубики и кегли»

Для игры необходимо 15 кеглей трех цветов - по пять штук ( каждого и еще три деревянных или пластмассовых детских куби­ка. Две противоположные стороны каждого из них окрашены в одинаковый цвет. Например, два - в красный, два - в синий, два -в желтый.

Кегли ставят по кругу, диаметр которого 6-8 шагов, так, что­бы цвета чередовались. В игре участвуют три команды по 5-7 че­ловек. Игроки рассчитываются по порядку номеров. В круг вхо­дят сначала три первых номера от каждой команды. Каждый бе­рет кубик и по сигналу бросает его на пол, смотрит, какой цвет будет сверху. Если цвета разные, то кубики бросают еще раз. Если же на двух или на трех выпал один и тот же цвет, то каждый игрок старается быстрее собрать кегли такого же цвета. Количество кег­лей, собранных игроками каждой команды, равняется числу оч­ков, присуждаемых его команде. Перед вступлением в игру дру­гой тройки - вторых номеров - руководитель все кегли ставит на место.

Победители считается команда, которая в итоге будет иметь наибольшую сумму очков.

«Чье звено скорее соберется?»

Дети распределяются на 3-4 звена с одинаковым числом иг­рающих; им дают флажки 3-4 цветов. В разных концах площадки (комнаты) или по одной стороне ставятся на подставках 3-4 фла­га тех же цветов. Каждая группа строится колонной перед флагом своего цвета. Когда играющие построятся, педагог ударяет в бу­бен, и они начинают ходить или бегать врассыпную по площадке (комнате). Движения детей меняются в зависимости от ритма и темпа, который дает педагог. По сигналу «На места!» дети бегут к своему флагу и строятся в колонну, лицом к флагу. Педагог отме­чает, какая группа построилась первой.

«Построй шеренгу, круг, колонну»

Дети распределяются на две группы и строятся у противопо­ложных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг \ к другу. Затем по сигналу педагога ходят или бегают (в зависимо­сти от темпа и ритма, которые дает педагог ударами в бубен) по всей площадке. Прекратив ударять в бубен, педагог говорит: «По­строй, шеренгу (круг, колонну)!» Дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быстрее и правиль­нее (ровнее) построившаяся.

Игры с бегом

«Бездомный заяц»

Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие - зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой - это дом зайца. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убежать, потому что теперь он становится бездомным и охотник мо­жет поймать его. Как только охотник поймал (запятнал) зайца, они меняются ролями.

«Кошки-мышки»

Участники образуют круг и берутся за руки. Выбирают кошку I и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кош-i ка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг, защища­ют мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцеплен­ные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку.

«Зайцы и волк»

Ведущий выбирает 5 ребят, которые становятся в разных мес­тах на площадке, расставив руки в стороны. Это елки. Выбирает­ся волк, все остальные дети - зайцы. Они резвятся, прыгают, бе­гают. По сигналу ведущего «Волк идет!» зайцы убегают и прячут­ся под елками. Волк пытается догнать их. Те, кого волк запятнает (коснется рукой), становятся его добычей. Их он отводит в свое логово. По второму сигналу ведущего «Ушел волк!» - зайцы вновь выскакивают из-под елок и начинают резвиться, прыгать и щи­пать зеленую травку.

После 3 выходов волка на охоту его сменяет новый водящий.

«Птицы и клетка»

Обозначается круг диаметром 1-2 м. Выбирают птицелова и воробья, все остальные дети - птицы: голуби; синицы, утки и т. д.

Воробей садится в центр круга - в клетку. Птицелов ходит около нее, охраняя пленника от нападения птиц, которые стара­ются коснуться воробья руками, чтобы освободить его. Кого пти­целов запятнает, тот считается пойманным и садится в клетку. Если птицелову долго не удается никого запятнать, то выбирают нового водящего.

«Невод»

2 игрока берутся за руки и ловят других. Догнав кого-нибудь, они должны соединить руки так, чтобы пойманный оказался в круге. Теперь уже втроем они .ловят остальных. Каждый пойман­ный становится частью невода. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники.

«Перемена местами»

Посередине площадки чертится длинная линия. Дети распре­деляются на 2 команды. Каждая занимает свою половину площад­ки. По сигналу ведущего команды бегом меняются местами.

Выигрывает та, которая первой в полном составе перебежит на другую сторону.

«Игра с медведем»

Выбирается водящий - медведь, его обвязывают вокруг по­яса веревкой 1,5-2 м, которую привязывают к забору, к скамейке или другому предмету, находящемуся на игровой площадке. Ря­дом с забором кладут кубик - это бочонок с медом. Игроки дол­жны коснуться бочонка с медом, но и медведь может схватить игрока. Если это удастся, то схваченный становится медведем. Но схватить играющего нелегко, так как движения медведя ограни­чивает веревка.

«Рыбки»

Для этой игры нужна удочка - длинная веревка. Удочку од­ним концом привязывают к забору, стене, дереву, горке или лю­бому другому предмету, который находится на игровой площад­ке. Один из ребят с помощью считалки избирается крючком. Взяв­шись за свободный конец веревки, он старается, не выпуская веревку из рук, запятнать кого-либо из играющих, то есть пой­мать рыбку.

Остальные дети стремятся клюнуть приманку (еду), то есть при­коснуться рукой к тому месту, где привязана веревка, но так, что­бы крючок их не запятнал. Играющий, пойманный водящим, меняется с ним местами, т. е. берется за свободный конец верев­ки, после чего игра продолжается. «Ловля цепочкой»

Определяется игровая площадка, за пределы которой выбе­гать не разрешается. С помощью считалки выбирается водящий, который становится за пределами площадки. По сигналу он вбе­гает внутрь и преследует игроков. Догнав, запятнав кого-нибудь, берет его за руку, и они вдвоем начинают преследовать осталь­ных. Третий играющий присоединяется к ним (встает в середи­ну), и ловля продолжается. Каждый раз пойманным считается игрок, которого окружили ловцы, причем крайние должны сомк­нуть руки. Цепочка ловцов увеличивается, и спасаться от них ста­новится все труднее. Победителями считаются 2 последних учас­тника, которых не поймали.

«Два круга»

Дети делятся на 2 равные команды и образуют 2 круга. По сигналу ведущего они начинают бег в кругах в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего круга разбегаются по пло­щадке, а игроки внутреннего стараются их догнать и запятнать. Когда все игроки оказываются пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется. Выигрывает та из команд, которая за более короткое время сумеет поймать всех игроков другой ко­манды.

«Возьми кубик»

9 кубиков ставят по кругу (в метре один от другого), а 10 ребят встают с внешней стороны в шаге от них.

По сигналу ведущего все бегут вокруг кубиков (вправо или вле­во) до команды «Стоп!» или свистка. Тогда каждый играющий дол­жен схватить кубик. Кому предмета не досталось - выбывает. Ребят остается на 1 меньше, поэтому забирают из круга и 1 кубик, и игра продолжается. Когда же останется 1 кубик и 2 участника, то они разыгрывают между собой первое место.

«Караси и щука»

На противоположных сторонах игровой площадки отмечают линиями дома карасей. Считалкой выбирается водящий - щука. Все остальные - караси. Караси делятся на две команды и расхо­дятся в свои дома, а щука становится посередине площадки. По сигналу ведущего все караси бегут (переплывают) на противопо­ложную сторону. Щука ловит перебегающих. Тот, кого поймают становится в сторону. После 2-3 перебежек, когда пойманных карасей будет 4-5, они образуют сеть: становятся в одну линию посередине площадки и держат друг друга за руки.

Теперь уже по сигналу ведущего караси пробегают на другую сторону через сеть (под руками), а щука стоит сзади сети и ловит выбегающих из нее. Пойманные также присоединяются к сети. «Прыгуны»

На старте 2 команды. Игроки стоят в колонне по одному, каж­дый держит за пояс стоящего впереди. По сигналу ведущего дети прыгают на 2 ногах до финиша.

Выигрывает та команда, последний игрок которой первым пе­ресечет финишную черту.

«Точка прыжка»

Дети берут в руки цветные мелки и, встав почти вплотную к стене, делают прыжок вверх с места, отметив мелом на стене выс­шую точку прыжка. Победителем будет считаться тот, кто поста­вил отметку мелом выше других.

Игру можно проводить и в помещении. Для этого нужно при­крепить к стене лист плотной белой бумаги, дать детям цветные карандаши (чтоб не путались отметки), и каждый участник дела­ет прыжок вверх, отметив карандашом на листе бумаги высшую точку прыжка.

«Прыжки по полоскам»

На земле чертятся, одна за другой 6-8 полосок, каждая шири­ной 50 см. Играющие делятся на 3 команды. Они выстраиваются в шеренги, по трем сторонам от полосок.

По вызову учителя из каждой команды выходит по одному оче­редному прыгуну, которые становятся перед первой (ближайшей) полоской. По слову учителя «можно» они прыгают на обеих ногах с одной полоски на другую, делая на каждой промежуточный пры­жок, стараясь не наступить на линии, ограничивающие полоски. Игроки, выполнившие задание, получают по 1 очку.

Таким же порядком, по очереди, прыжки выполняются все­ми. Побеждает команда, игроки которой получили большее ко­личество очков.

«Зайцы и морковь»

На земле чертят круг диаметром 3-4 м. В круг кладут 10 ка­мешков - это морковь, а круг - огород. Выбирается сторож, все остальные игроки - зайцы.

По сигналу ведущего зайцы должны попытаться, прыгая на двух ногах, украсть морковку. Сторожу разрешается бегать и ло­вить зайцев только в пределах круга. Когда будет поймано 5 зай­цев, выбирается новый сторож.

«Цапля»

Обручи (8-10 штук) разложены по кругу на расстоянии 40- 50 см. Дети прыгают из одного обруча в другой на одной ноге (пря­мо, боком).

Выигрывает тот, кто сумеет проскакать все обручи, то есть доль­ше всех продержится на одной ноге.

«Скачи за мной»

Дети делятся на 2 равные группы и встают в 2 ряда лицом друг к другу-. Первые игроки обеих команд начинают игру. Они ска­чут на одной ноге в направлении другой команды. Обращаются к любому игроку: «Скачи за мной!» Тот, к кому обратились, прыга­ет за ведущим. Таким образом они по кругу огибают всю команду и опять становятся перед ней, говоря: «Скачи за мной!» Те два игрока, к которым обратились, скачут за ними. Игра заканчива­ется, когда все дети образуют одну цепь прыгающих за ведущими.

Побеждает тот из ведущих, который сумел быстрее собрать игроков в одну цепочку.

«Поймай лягушку»

Все дети лягушки, они приседают на корточки и кладут руки на колени. Одна лягушка - водящий. Он прыгает по площадке и старается приблизиться к кому-нибудь из ребят и запятнать. Лягушки убегают. Передвигаться можно только в приседе, толчка­ми двух ног. Запятнанные присоединяются к водящему и тоже ловят лягушек.

Последний непойманный становится победителем.

«Солнечные зайчики»

Ведущий пускает зайчиков на стене, наводя карманное зер­кальце на солнце Дети соревнуются друг с другом, кто сумеет пой­мать солнечного зайчика рукой, встав почти вплотную к стене и сделав прыжок вверх с места.

Ведущий может двигать зайчика так, чтобы он не давал себя поймать, бегая по стене.

«Пятнашки на одной ноге»

'. На земле чертится круг диаметром 8-10 м. Выбирается пят­нашка. Все игроки размещаются в кругу, выходить за его пределы не разрешается. Пятнашка, прыгая на одной ноге, старается дог­нать и запятнать кого-нибудь из ребят, а те, так же прыгая на од­ной ноге, стараются не попасться.

Запятнанный становится водящим.

«Бой петухов»

Соперники встают друг против друга на одной ноге, вторая - согнута, руки за спиной. Прыгая на одной ноге, нужно толкнуть плечом противника так, чтобы он потерял равновесие и опустил на землю вторую ногу.

Игры с мячом

«Кто самый меткий?»

Ход игры: Педагог делит группу детей на 4-5 звеньев. У одной из сторон комнаты (площадки) проводится черта, а на расстоя­нии 3 м от нее ставятся 4-5 (по количеству звеньев) одинаковых мишеней (щиты с нарисованным кругом, вертящаяся цель) или между двумя стойками натягивается шнур, к которому подве­шиваются 4-5 обручей.. Дети, по одному из каждого звена, выхо­дят на линию и бросают мешочек с песком, стараясь попасть в цель. Попавшему засчитывается очко. Когда все бросили мешоч­ки по одному разу, подсчитывается количество очков в каждом звене.

Звено, получившее большее количество очков, считается по­бедившим. Игру можно продолжить, предложив выявить самого меткого. Для этого все дети, получившие очко, снова бросают в цель, но уже с большего расстояния (3-5 м). Не попавшие в цель выходят из игры, а оставшимся можно предложить цель меньше­го диаметра. Игра кончается, когда остаются два самых метких ребенка.

«Мяч в воздухе»

Все играющие, кроме одного, становятся в круг и свое место обозначают кружочком или камешком, палочкой. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя имя того ребенка, кто должен ловить, и бежит на его место. Вызванный ребенок быстро бежит к центру круга и старается поймать мяч на лету. Если ему это удается, он, в свою очередь, бросает мяч. вверх и называет имя другого ребенка. Но если он не поймал мяча, то должен быстро поднять мяч с земли, крикнугь: «Стой!» - и за­пятнать одного из играющих, которые разбегаются в случае паде­ния мяча.

Тот, в кого попал мячом водящий, идет на середину бросать мяч, а водящий - на его место в кругу. Если водящий не попал, он снова идет в середину круга и бросает мяч вверх.

«Догони мяч»

Дети садятся на пол в круг и по сигналу ведущего быстро пе­редают руками друг другу мяч, а выбранный ведущий должен, бегая по внешней стороне круга, поймать мяч. Ловить его можно только во время передачи. Если водящему это удается, он садится в круг, а малыш, упустивший мяч, становится водящим.

«Сумей удержать»

Ведущий разделяет детей по парам. Определяется расстояние до финиша. Участники соревнуются, кто добежит быстрее, затем положив мяч на плечи и прижимая его головой с двух сторон, за­тем прижав мяч с двух сторон плечами.

Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.

«Сумей выбить мяч»

Дети становятся в круг, в центре - водящий с мячом. Его за­дача - выбить мяч из круга ногами, остальные ребята мешают ему это сделать; Брать мяч в руки не разрешается, его можно отбивать только ногами. Тот, кто пропустит мяч, становится водящим.

«Подними мяч»

Мяч нужно положить на книгу, поднять ее над головой, не уронив мяча, и так же осторожно опустить. Побеждает тот, кто правильно и без ошибки выполнил задание.

«Летучий мяч»

Дети встают в круг, водящий находится в середине круга. По | сигналу ведущего ребята начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга.

Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим. [ Нельзя ловить мяч (отнимать его), когда он находится в руках у кого-нибудь из детей.

«Стой!»

Выбирается водящий, учитель бросает мяч как можно выше кверху, пока водящий ловит его, остальные игроки разбегаются по площадке.

Как только водящий схватит мяч, он кричит: «Стой!» Все дол­жны мгновенно остановиться. Водящий старается попасть мячом в ближайшего игрока. Если он промахнется, то должен бежать за мячом, а в это время остальные могут отбегать дальше. Схватив мяч, водящий снова кричит: «Стой!» Если же он попадет, то за­пятнанный становится новым водящим, и игра начинается сна­чала.

«Встречный бой»

На земле чертится линия, которая разделяет площадку попо­лам. Две группы игроков располагаются по разным сторонам, в каждой группе есть волейбольный мяч.

Задача - поразить мячом как можно больше противников. За­пятнанные мячом покидают площадку. Игра продолжается 2-3 минуты, ведущий подсчитывает число пораженных игроков и объявляет победительницей ту или иную команду.



© 2010-2022