ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Обучение учащихся основам теории физической культуры всегда считалось важным элементом физкультурного образования. Особенно актуальной эта проблема стала в связи с введением в 1994-1995 учебном году в общеобразовательных школах экзамена по предмету «Физическая культура», где есть теоретическая часть. Освоение предмета «Физическая культура» не сводится лишь к изучению сведений об одной или нескольких оздоровительных системах, оно также не может быть представлено одной лишь физической подготовкой или занятиями спортом и т.д. Практической реализации теоретических основ физической культуры школьников отводится значительное место в специальной литературе. Содержание занятий физической культурой достаточно подробно представлено в школьных учебных программах и методических пособиях. Однако в методической литературе последнего десятилетия явно недостает обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному предоставлению ученикам сведений по теории физической культуры; не получил достаточно полного изучения вопрос о контроле за уровнем теоретической подготовленности школьников.

Современный учитель физической культуры должен быть ответственен за то, какие сведения и представления получат учащиеся. Несмотря на положительные сдвиги, происходящие в последнее время в процессе физкультурного образования, слабым звеном остается обучение основам теории физической культуры в школе.

В настоящей работе были использованы такие методы как анализ и обобщение данных литературных источников, документальных материалов, тестирование (опрос), педагогический эксперимент, контрольные испытания, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент проводился в МОУ-СОШ №49 города Белгорода. В эксперименте участвовало 60 школьников 15 лет - три старших класса. Они были распределены на одну контрольную и две экспериментальные группы. В состав каждой группы вошли по 20 учащихся (мальчиков и девочек). Наш выбор данной возрастной группы обусловлен тем, что именно в этом возрасте возникает особая необходимость овладения теоретическими основами физкультуры.

Контрольная и экспериментальные группы занимались по программе физической культуры общеобразовательной средней школы [1]. В содержание занятий были включены темы из разделов, входящих в образовательный минимум по предмету «Физическая культура», Примерную программу по данной дисциплин в школе (1999г.) и отраженные в учебном пособии «Основы теории физической культуры» [5]:

- Психолого-педагогические основы физической культуры;

- Социокультурные основы физической культуры;

- Медико-биологические основы физической культуры;

- Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась по программе, разработанной в соответствии с содержанием общешкольного плана по физической культуре.

Учащиеся контрольной группы получали теоретические знания традиционным образом, т.е. в процессе уроков. В первой экспериментальной группе основам теории посвящался один из трех уроков физкультуры в неделю. Принятие решения о проведении теоретических занятий таким способом обусловлено нашим предположением о том, что сведения, получаемые в течение целого урока, усваиваются быстрее и прочнее, чем при получении их по темам в начале каждого урока физической культуры непосредственно перед практическими занятиями. В последнем случае, на наш взгляд, нарушается целостность восприятия.

Во второй экспериментальной группе теорию преподавали путем выполнения домашних заданий (учащиеся этой группы изучали теоретический материал в домашних условиях). Мы сочли целесообразным экспериментально проверить гипотезу о том, что при самостоятельном изучении материал лучше усваивается, так как учащиеся имеют больше возможности для его творческого осмысления.

Для определения уровня теоретической подготовленности использовался опросник по основам теории физической культуры для учащихся старших классов [3], в котором предусматривались различные варианты ответов на вопросы. Тестирование проводилось в два этапа: Исходное - в середине сентября; итоговое - в середине марта 2010г. Оценка результатов проводилась по нормативам для определения уровня знаний основ теории физической культуры учащихся VIII классов [3].

Для более достоверного анализа применяемой методики, в целях исследования влияния теоретических знаний на развитие физических качеств, проводились контрольные испытания, определяющие уровень развития физических качеств. Для этого соответственно использовались такие упражнения:

- Бег на 30 м;

- Челночный бег 3х10;

- 6-мин. Бег;

- Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), на низкой перекладине из виса лежа (девочки).

Результаты тестирования обрабатывались по Т-критерию Стьюдента для параметрических данных. Изменение уровня теоретической подготовленности школьников вычислялась по Вилкоксону (для непараметрических данных).

Обобщенно данные опроса в исходном и итоговом анкетировании отдельно по двум экспериментальным и контрольной группам представлены в таблице 1.

Анализ полученных результатов показывает, что средний показатель баллов в исходном тестировании во всех трех группах приблизительно одинаков, в то время как в итоговом тестировании в Экспер.1 группе прирост немного больше - 5,7% (в Экспер.1 - 4,5%, в Контр. - 3,9%).

Таким образом, очевидно, что обучение учащихся основам теории раз в неделю эффективнее, чем самостоятельное обучение в домашних условиях. В то же время, освоение теории в процессе домашних заданий лучше сказывается на повышении теоретического уровня в сравнении с учащимися контрольной группы, обучающимися традиционным способом.

Таблица 1



Группа



Неправильные ответы по заданиям и разделам


Сумма баллов

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ±Sx


Достов.

различ.

Р


Социокультур. основы ФК

Психолого-педагогич. основы ФК

Медико - биологическ. основы ФК

Базовые виды физкул. - сп. деятельности

Контрольная

(n=20)

2,2

2,65

2,55

2,5

10,1±0,35

>0,01

1,8

1,7

2,15

2,25

12,1±0,42

Экспер.1

(n=20)

2,2

2,3

2,6

2,4

10,5±0,43

<0,01

0,45

1,0

0,95

0,85

16,7±0,56

Экспер.2

(n=20)

2,4

2,4

2,5

2,15

10,2±0,49

<0,01

1,05

1,4

1,4

1,2

14,9±0,37

Мы решили определить, не повлияло ли отрицательно на развитие физических качеств то обстоятельство, что один урок в неделю отводился для теоретических занятий, сократив, время для занятий физической подготовкой. Результаты тестирования по развитию физических качеств показали, что теоретические занятия не оказали существенного влияния на развитие физических качеств. Обобщенно данные исходного и итогового тестирования отдельно по двум экспериментальным и контрольной группам представлены в таблице 2.

Таблица 2


Группа


Контрольные испытания

Бег на 30 м

Челночный бег 3х10

6-мин. Бег

Подтягивания

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

S

%

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

S

%

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

S

%

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

S

%

Контрольная

(n=20)

до

5,48

0,27


8,5

9,4

0,19


8,15

1039,4

98,9


11,8

3,5

1,5


88,5

посл

4,9

0,19

8,8

0,2

1167,0

108,2

7,7

1,8

Экспер.1

(n=20)

до

5,4

0,29


4,0

9,38

0,21


8,12

1070,9

103,2


12,24

3,9

1,7


86,4

посл

5,18

0,34

8,5

0,34

1193,1

82,3

7,3

1,7

Экспер.2

(n=20)

до

5,43

0,24


8,7

9,35

0,17


8,17

1098,2

94,6


12,31

3,8

1,4


87,7

посл

4,96

0,3

8,7

0,2

1194,1

91,01

7,1

4,5

Сравнительный анализ контрольных результатов показывает, что в исходном тестировании данные в разных группах, но в одном виде упражнений приблизительно одинаковы.

Таким образом, можно отметить, что во всех трех группах учащихся разные способы преподавания ТФК не сказались отрицательно на развитии уровня их физической подготовленности. В то же время за период проведения педагогического эксперимента в каждой группе произошли существенные изменения в физическом развитии и прирост в уровне проявления физических качеств составил от 4% до 88,5%. Минимальный прирост произошел в развитии быстроты (4%), а максимальный (88,5%) - в развитии силы.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено что:

1. В практике уроков физической культуры в общеобразовательной школы недостаточно внимания уделяется обучению основам теории физической культуры.

2. Сравнительный анализ результатов показал, что сообщение сведений по теории физкультуры в течение отдельного урока способствует повышению уровня теоретической подготовленности учащихся школы.

3. Самостоятельное изучение учащимися теоретических основ физической культуры достаточно радикально отражается на уровне теоретической подготовки.

4. Процесс обучения основам теории физической культуры в течение одного урока в неделю не отражается на развитии физических качеств учащихся старших классов.

Библиографический список

1. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

2. Методика физического воспитания учащихся IV-XI классов: пос. для учителя / Под ред. В.И. Ляха. - М., 1997, - С.80 с.

3. Образцы задания для проверки достижения требований к уровню подготовленности выпускников средней (полной) школы по физической культуре //Физическая культура в школе. - 2002. - №2 - С.7.

4. Основы теории физической культуры: Учеб. Пособие /Под общ. ред. Ф.И. Собянина и А.И. Замогильнова. - М., Шуя: ШГПИ, 2002. - 168 с.

5. Примерная программа по физической культуре //Физическая культура в школе. - 1999. - №3 - С.3.

6. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы /Под ред. Г.П. Богданова. - М.: Просвещение, 1996. - 223 с.

7. Шаулин В.Н. Урок физической культуры //Физическая культура в школе. - 1993. - №3 - С.10.

© 2010-2022