- Преподавателю
- Физкультура
- Выступление на педагогическом совете Здоровьесберегающие технологии
Выступление на педагогическом совете Здоровьесберегающие технологии
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Логвиненко А.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Здороьесберегающие технологии
По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». (Слайд №1)
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. За годы работы я столкнулась с серьёзной проблемой здоровья школьников, так как по данным СМИ здоровье нации под угрозой. Об этом говорят результаты мониторинга состояния здоровья учащихся за 3 года. (Слайд №2)
№
Состояние здоровья учащихся
2005-2006
2007-2008
2009-2010
1
Всего учащихся
100
86
85
Из них практически здоровы
50/50
50/58,1
43/50
Имеют отклонения в здоровье
50/50
36/41,9
42/50
2
Характеристика заболеваний детей
Нарушение осанки
16/19
15/17
12/12
плоскостопие
8/9
7/8
5/5
Из таблицы видно, что приблизительно 50% детей в нашей школе стабильно, в течение этих лет имеют отклонения в здоровье, в среднем около16% школьников имеют заболевания опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки и плоскостопия.
25-30% детей приходящих в 1 класс школы ежегодно имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. Из частых патологий первоклассников - нарушение остроты зрения и нарушение осанки. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.
Причины: во первых - плохая экология, курящие и пьющие родители, неправильный режим и.т.д. Во вторых очень много времени дети проводят за компьютером, плюс большая загруженность в школе, всё это приводит к малоподвижному образу жизни. А сегодняшние больные дети - это больное будущее поколение нашего народа. Поэтому, закономерно, что в соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики.
Поэтому считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в системе образования актуально сегодня, а «Физическая культура» - учебный предмет, призванный эффективно решать одну из самых приоритетных задач современного образования - формирование здорового образа жизни младших школьников.
Цель, которую я ставлю, используя здоровьесберегающие образовательные технологии обучения:
-
обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе; .
2. формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу
жизни; .
3.научить использовать полученные знания в повседневной жизни. (Слайд №4)
Основные задачи здоровьесберегающих технологий: (Слайд №5)
1.Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности.
2.Выявление и профилактика на раннем этапе различных заболеваний у учащихся (сколиоз, плоскостопие, ожирение и т.д.).
3.Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;
4.Развитие основ здорового образа жизни: организация утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных игр на учебных переменах; профилактика табакокурения, наркомании; воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
5. Формирование интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями обучение простейшим способам измерения показа физического состояния и развития (рост, вес, осанка, частота сердечных сокращений после выполнения физических нагрузок и др.).
6. Привитие учащимся интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Данные задачи решаю на каждом уроке физической культуры и во внеурочное время посредством различных оздоровительных мероприятий.
Построение оздоровительной деятельности в школе осуществляю по трем основным направлениям: (Слайд №6,7)
-
медико-гигиеническое (осуществляемое при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик);
-
физкультурно-оздоровительное (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности);
-
экологическое (создание гармоничных взаимоотношений с природой).
Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников решаю задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств: (Слайд № 8,9)
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
На уроках и во внеурочное время использую следующие средства здоровьесберегающей технологии(Слайд №,10, 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21)
-
Гимнастические комплексы
-
Упражнения и игры для формирования правильной осанки
-
Занятия на спортивной площадке
-
Спортивные игры
-
Подвижные игры
-
Подвижные перемены
-
Дни здоровья
-
Беседы на уроках по соблюдению правил личной гигиены, закаливанию, профилактике различных заболеваний (нарушение осанки, плоскостопия, близорукости, ожирения, инфекционных заболеваний и т.д.)
-
Проведение инструкции по профилактике повреждений и травм, оказанию первой доврачебной помощи
И.П.Павлов, П.К.Анохин, А.А.Ухтомский и другие выдающиеся ученые показали, что в целостном организме, сформировавшемся в течение длительного эволюционного процесса костно-мышечная система - ведущая, на нее равняются и все остальные системы и органы. Поэтому оптимальная двигательная активность, по словам профессора И.А.Аршавского позволяет наиболее полно реализовать наследственную программу человека и играет важную роль в сохранении и укреплении его здоровья.
Результативнось деятельности системы:
Таким образом, эффективное использование различных средств здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время принесли следующие результат: (Слайд № 22,23)
Диагностика здоровья детей школы за 2006 и до начало 2010 года показали, что такие заболевания, как нарушение осанки снизилось с 19% до 12% , а плоскостопие снизилось с 9% до 5%
Подытоживая, следует отметить совсем понятные вещи:
Здоровья человека - одна из предпосылок счастья полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека - богатство или слава, один из древних философов ответил: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля»(слайд №24)
.