• Преподавателю
  • Физкультура
  • Компетентный подход к формированию здорового образа жизни учащихся в условиях санаторной школы-интерната

Компетентный подход к формированию здорового образа жизни учащихся в условиях санаторной школы-интерната

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное общеобразовательное учреждение РК «Верхне-Яшкульская санаторная школа-интернат»





Программа по самообразованию:

«Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся в условиях санаторной школы-интерната»























Учителя физической культуры:

Бадмаева Очира Алексеевича







П.Верхний Яшкуль



Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………….....стр. 3

  1. Этапы реализации программы самообразования…………………………………..…5



  1. Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций……………………………………………………..….5

  2. Основные направления и действия для повышения личного самообразования……………………………………………………………………..….6

  3. Способ демонстрации результата проделанной работы…………………………...9











Введение:

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязан знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентным во всех вопросах образования. Тема, над которой я работаю: «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся в условиях санаторной школы-интерната»

Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты. Для нашего образовательного учреждения тема актуальна еще и потому, что школа-интернат является санаторной и главная задача школы - оздоровление детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.

Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последние годы как в стране, так и в республике на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.

Цель: Повышение образовательных компетенций в области физкультурного образования.

Задачи:

- планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий санаторной школы-интерната;

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических , физических особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета.

2. Проведенные открытые уроки.

3. Доклады и выступления на конференциях, педагогических и методических советах.

4. Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе информационным технологиям».

5. Организация работы спортивных кружков и секций.

6. Подготовка воспитанников и участие в спортивных соревнованиях разного уровня.



  1. Этапы реализации программы самообразования

Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

  1. 2014-2015 учебный год.

  2. 2015-2016 учебный год.



  1. 2016-2017 учебный год.

  2. 2017-2018 учебный год

  3. 2018-2019 учебный год



  1. Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

В настоящее время в школе-интернате реализуется компетентностный в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни, учитывая состояние здоровья детей, их родителей. В нашу школу-интернат направляются дети тубинфицированные или имеющие тубконтакт с членами семьи.

Воспитание направленности воспитанников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2. Общекультурная компетенция. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений.
7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

  1. Основные направления и действия для повышения личного самообразования

Свою компетентность в формировании здорового образа жизни воспитанников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у воспитанников, я определил основные направления и действия для повышения личного самообразования:

  • Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в КРИПКРО.

2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».

3. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

5. Принимать активное участие в работе районного методического объединения учителей физической культуры.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.

8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

11. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

  • Психолого-педагогическое направление:

-. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.



  • Информационно-коммуникативные технологии:

-.Совершенствовать свои знания пользовательских навыков работы на компьютере.

-. Поиск в Интернете информации по физической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.

-. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

  • Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.

3. Изучать опыт коллег по организации инновационных форм уроков физической культуры.

4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

5. Внедрять в учебный процесс компьютеризированные программы оценивания физического состояния учащихся.

.

  • Эстетическое направление:

1. Посещение спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение экскурсий.

2. Участвовать в творческих конкурсах, смотрах, проводимых в школе-интернате.

  • Охрана здоровья:

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом (волейболом, борьбой, плаванием).

  • Интересы и хобби:

1. Рыбалка, просмотр спортивных телепередач.

2. Участвовать на соревнованиях различных видов спорта.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается способность действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, именно в результате реализации данного подхода возможно обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

  1. Способ демонстрации результата проделанной работы

Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях МО учителей, педагогических советах.

Форма отчета по проделанной работе

Обобщение опыта работы на уровне школы, района.

Выступления по обмену опытом работы на заседаниях МО учителей физической культуры. Представление администрации школы-интерната отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Вывод: компетентность учителя физической культуры в области формирования здорового образа жизни воспитанников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни воспитанников на основе научных знаний, национально-культурных традиций, сохранения и укрепления здоровья.

Учитель физической культуры________________________О.А.Бадмаев



© 2010-2022