- Преподавателю
- Физкультура
- «Подвижные игры»
«Подвижные игры»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Капарова Н.А. |
Дата | 02.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБОУ лицея № 419
Санкт-Петербурга
Протокол № ____
от «____» августа 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ лицея № 419
Санкт-Петербурга
____________Т.Г. Геворкян
«______» ___________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
направление
внеурочной деятельности «Подвижные игры»
«спортивно - оздоровительное»
класс
1а класс
учитель
Гатальская Марина Валентиновна
учебный год
2013-2014
Санкт-Петербург
2013
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………..3
2. Учебный план………………………………………………………………….5
3. Содержание………………………………………………………………...6
4. Календарно-тематическое планирование………………………………...9
5. Список литературы…………....................................................................13
«…Игра учит ребят организованности,
она ребят воспитывает». Н.К.Крупская
Пояснительная записка
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры - игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.
Практическая значимость программы в возможности её реализации в условиях общеобразовательных школ, ввиду доступности предложенных средств подготовки обучающихся.
Цель программы: укрепление здоровья, физическое и личностное развитие обучающихся, формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом посредством подвижных игр.
Основными задачами данного курса являются:
1. Образовательные:
- формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;
- обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;
- формирование интереса к народному творчеству;
- расширение кругозора младших школьников.
2. Развивающие:
- развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательную деятельность;
- развитие активности, самостоятельности, ответственности;
- развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства расстояния;
- развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства коллективизма;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесозидающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Учебный план
№
Тема
Количество часов
Общее кол- во часов
Теория
Практика
1.
Игры с бегом (общеразвивающие игры).
7 ч.
1 ч.
6 ч.
2.
Игры с мячом.
5 ч.
1 ч.
4 ч.
3.
Игра с прыжками (скакалки).
5 ч.
1 ч.
4 ч.
4.
Игры малой подвижности (игры на развитие внимания; для подготовки к строю; с лазанием и перелазанием; правильной осанки).
5 ч.
1 ч.
4 ч.
5.
Зимние забавы.
4 ч.
1 ч.
3 ч.
6.
Эстафеты.
4 ч.
1 ч.
3 ч.
7.
Народные игры
3 ч.
1 ч.
2 ч.
Итого:
33 ч.
7 ч.
26 ч.
Содержание программы
1. Игры с бегом (7 часов).
Теория. Вводное занятие. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Практические занятия:
-
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».
-
Комплекс ОРУ в движении. Игра «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору».
-
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски».
-
Упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси - лебеди».
-
Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».
-
Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки, жёлуди, орехи».
2. Игры с мячом (5 часов).
Теория. История возникновения игр с мячом.
Практические занятия:
1. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу».
2. Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».
3. Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».
4. Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель».
3. Игры с прыжками (5 часов).
Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.
Практические занятия:
1. Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки».
2. Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка». Игра «Лягушата и цапля».
3. Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».
4. Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».
4. Игры малой подвижности (5 часов).
Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.
Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета.
Практические занятия:
1. Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты».
2. Комплекс упражнений на месте. Игра «Разведчики». Игра «Поезд».
3. Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает - не летает». Игра «Копна - тропинка - кочки».
4. Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг».
5. Зимние забавы (4 часа).
Теория. Закаливание и его влияние на организм.
Практические занятия:
1. Игра «Мяч из круга».
2. Игра «Гонка с шайбами».
3. Игра «Черепахи».
6. Эстафеты (4 часа).
Теория. Знакомство с правилами проведения эстафет.
Практические занятия:
1. Беговые эстафеты.
2. Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками).
3. Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.
7. Народные игры (3 часа).
Теория. Народные игры - основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей. Практические занятия:
1. Разучивание народных игр. Игра «Чижик».
2. Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота».
Участники программы:
Возраст обучающихся - младший школьный возраст, программа рассчитана для детей 7-8 лет.
Сроки реализации программы - 1 год.
1 год обучения- 33 часа (1 раз в неделю по 35 мин.).
Методическое обеспечение программы
№
Раздел
Формы организации занятий
Формы проведения занятий
Приёмы и методы организации занятий
Формы проведения итогов
1
Игры с бегом
групповая
подвижные игры, соревнование
- словесный
- наглядный
-практический
соревнование, индивидуальный и групповой показ упражнений
2
Игры с мячом
групповая
подвижные игры, общеразвивающие упражнения
- словесный
- наглядный
-практический
индивидуальный и групповой показ упражнений
3
Игры с прыжками
групповая
подвижные игры, соревнование
- словесный
- наглядный
- практический
индивидуальный и групповой показ упражнений
4
Игры малой
подвижности
групповая
подвижные игры
- словесный
- наглядный
- практический
индивидуальный и групповой показ упражнений
5
Зимние забавы
групповая
подвижные игры, соревнование
- словесный
- наглядный
- практический
соревнование, индивидуальный и групповой показ упражнений
6
Эстафеты
групповая
подвижные эстафеты, соревнование
- словесный
- наглядный
- практический
соревнование, индивидуальный и групповой показ упражнений
7
Народные игры
групповая
подвижные игры
- словесный
- наглядный
- практический
индивидуальный и групповой показ упражнений
Межпредметная и внутрипредметная интеграция: физкультура.
Ожидаемые результаты
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- умение выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму.
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- умение оформлять свои мысли в устной форме
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
- участие воспитанников в праздниках, конкурсах, спортивных соревнованиях и мероприятиях школы;
- открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Календарно-тематическое планирование
Номер
урока
Тема урока
Тип урока
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Дата проведения
1
Игры с бегом (1/6 ч)
1
Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Вводный урок
1
Уметь играть в подвижные игры.
Знать правила игр.
Текущий
02.09.2013
2
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».
Комплексный
1
Уметь играть в подвижные игры.
Знать правила игр.
Текущий
09.09.2013
3
Комплекс ОРУ в движении. Игра «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и пчёлы». Игра «У медведя во бору».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры.
Знать правила игр.
Текущий
16.09.2013
4
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй лишний». Игра «Краски».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры.
Знать правила игр.
Текущий
23.09.2013
5
Упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси - лебеди».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры.
Знать правила игр.
Текущий
30.09.2013
6
Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры.
Знать правила игр.
Текущий
07.10.2013
7
Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки, жёлуди, орехи».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры.
Знать правила игр.
Текущий
14.10.2013
2
Игры с мячом (1/4 ч)
8
История возникновения игр с мячом.
Изучение нового материала
1
Знать историю о возникновении игр с мячом.
Текущий
21.10.2013
9
Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры с мячом. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
28.10.2013
10
Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры с мячом. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
11.11.2013
11
Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».
Изучение нового материала
1
Уметь играть в подвижные игры с мячом. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
18.11.2013
12
Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры с мячом. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
25.11.2013
3
Игры с прыжками (1/4 ч)
13
Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.
Изучение нового материала
1
Знать Т.Б. при проведении игр.
Текущий
02.12.2013
14
Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры с прыжками. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
09.12.2013
15
Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верёвочка». Игра «Удочка». Игра «Лягушата и цапля».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры с прыжками. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
16.12.2013
16
Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры с прыжками. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
23.12.2013
17
Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры с прыжками. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
13.01.2014
4
Игры малой подвижности (1/4 ч)
18
Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.
Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного корсета.
Изучение нового материала
1
Знать упражнения для правильной осанки.
Текущий
20.01.2014
19
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры малой подвижности. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
27.01.2014
20
Комплекс упражнений на месте. Игра «Разведчики». Игра «Поезд».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры малой подвижности. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
03.02.2014
21
Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра «Летает - не летает». Игра «Копна - тропинка - кочки».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры малой подвижности. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
17.02.2014
22
Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка. Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры малой подвижности. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
24.02.2014
5
Зимние забавы (1/4 ч)
23
Закаливание и его влияние на организм.
Изучение нового материала
1
Уметь называть способы закаливания организма.
Текущий
03.03.2013
24
Игра «Мяч из круга».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
10.03.2014
25
Игра «Гонка с шайбами».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
17.03.2014
26
Игра «Черепахи».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные игры. Знать правила игр. Соблюдать Т.Б.
Текущий
07.04.2014
6
Эстафеты (1/3 ч)
27
Знакомство с правилами проведения эстафет.
Изучение нового материала
1
Знать Т.Б. при проведении эстафет.
Текущий
14.04.2014
28
Беговые эстафеты.
Изучение нового материала
1
Знать Т.Б. при проведении эстафет.
Текущий
21.04.2014
29
Эстафета с предметами
(мячами, обручами, скакалками).
Комплексный
1
Знать Т.Б. при проведении эстафет.
Текущий
28.04.2014
30
Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.
Комплексный
1
Знать Т.Б. при проведении эстафет.
Текущий
05.05.2014
7
Народные игры (1/2 ч)
31
Народные игры - основа игровой культуры. Роль и место игры в жизни людей.
Изучение нового материала
1
Знать подвижные народные игры.
Текущий
12.05.2014
32
Разучивание народных игр. Игра «Чижик».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные народные игры.
Текущий
19.05.2014
33
Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота».
Совершенствование
ЗУН
1
Уметь играть в подвижные народные игры.
Текущий
26.05.2014
Список литературы
1. Березин А.В, Зданевич А.А. Методика физического воспитания учащихся. Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2005.
2. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. Пособие для учителей. М.: «Феникс», 2008.
3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Пособие для учителей. М.: «Феникс», 2008.
4. Каменев В.В, Федосеенко О.А, Морозов В.В, Воронков В.В. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал. М.: «Школьная пресса», 2007.
5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. Пособие для учителей. М.: «Владос», 2003.
6. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.
7. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
8. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
9. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс,
2006г
9