- Преподавателю
- Физкультура
- Олимпийские игры в Древней Греции
Олимпийские игры в Древней Греции
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Замула С.И. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок физкультура + история
по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.
Задачи урока:
-
познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
-
способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;
-
пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта. Закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;
-
развитие качества, ловкости, скорости, прыгучести;
-
воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.
Форма урока: интегрированный урок (история + физкультура).
Учебное оборудование и инвентарь:
-
карта "Древняя Греция" (до середины V в до н.э.);
-
композиция "Гонка колесниц в Олимпийских играх";
-
переносная меловая доска;
-
свисток, эстафетные палочки;
-
линейка, бумажные диски, секундомер.
Место проведения: спортивный зал.
Опережающее домашнее задание:
-
прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции;
-
разбиться на команды по 5-7 человек;
-
подготовка команд к "выступлениям" по карточкам-заданиям.
Задание 1: На контурной карте "Древняя Греция и греческие колонии" отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).
Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашего города и команды. Объясните свой выбор.
Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.
Кроме учебника школьникам рекомендуется литература:
-
Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся./Под. Ред. А.И. Немировского. М., 1981, С. 180-189
-
Нейхардт А.А. Семь чудес света Древнего мира. - М. 1966 - с. 60-76.
-
"Я познаю мир", Энциклопедия М.. 2001 с. 15-16, с. 66-67.
-
"Я познаю мир", Энциклопедия: История. - М., 1994 с. 68-69
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Изучение новой темы.
План
-
Первые Олимпийские игры.
-
Пять незабываемых дней.
-
Победители олимпийских игр.
На доске тема урока, дата 776 г. до н.э., новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.
I. Вводная часть
-
Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
-
По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).
-
Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:
-
Очистив необычайно грязные скотные дворцы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
-
Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира с. 151)
-
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын - Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
-
Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:
-
Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2780).
-
Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.
-
Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (394).
-
В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На 17-х). (Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. - состязание на колесницах. 22, 29).
5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.
6. Закрепление. Решите задачу: с. 154, вопрос 1, в конце п. 33 учебника Вигасина.
Ответы:
-
Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
-
20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).
II. Соревнования
Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: "Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!"
-
Представление команд на основе заданий № 1.
-
"Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей". Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.
-
"На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта". Команды показывают виды соревнований.
№ п/п
Содержание урока
Дозировка
Организационно-методические указания
I ч.
Подготовительная часть
Ходьба
- на носках, на пятках
- в полуприсяди, руки за головой
12 мин.
200-250 м
15 шагов
Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше.
Лопатки сведены.
Бег в медленном темпе
200-250 м
Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать.
Упражнение по восстановлению дыхания. Перестроение в колонну по три.
1-4 вдох, ходьба руки вверх.
5-8 выдох, руки вниз.
ОРУ на месте.
I. И.п. - о.с.
1. - руки вверх, прогнуться, левая на носок
2. - и.п.
3. то же, но правая на носок
4. - и.п.
5-6 раз
Дыхание не задерживать.
II. И.п. - руки перед грудью
1-2 - отведение согнутых рук
3-4 - отведение прямых рук с поворотом вправо, влево.
5-6 раз
Рывки энергичны, лопатки на опускать.
III. И.п. - сед на правой, (левой), левая (правая) в сторону. Руки в упор на полу. Смена ног, не поднимая таза.
5-6 раз
Руки от пола не отрывать, таз не поднимать, дыхание не задерживать. Расслабление с потряхиванием рук и ног.
IV. И.п. - выпад правой (левой) ногой вперед, руки на колено
1-3 - пружинистое покачивание
4 - поворот
5-7 - пружинистое покачивание
8 - поворот.
5-6 раз
Спину держать ровно, с места не сходить.
V. И.п. - ноги на ширине плеч. Правая (левая) согнута в колене и выполняет круговые вращения вправо и влево (на 4 счета).
5-6 раз
Расслабление, дыхание не задерживать.
VI. И.п. - упор лежа, правая (левая) прямая сзади.
Смена положения ног прыжком.
10 раз
Энергично отталкиваясь одновременно носками обеих ног.
VII. И.п. - основная стойка. Прыжки толчком двух ног с поворотом на 180°, руки согнуты в локтях.
Расслабление и упражнение на восстановление дыхания.
8 раз
Отталкиваться от пола только носками ног.
II ч.
Основная часть урока
Команда выбирает капитана. Назначаем судейскую бригаду.
I вид соревнований:
Бег 15 метров (с высокого старта, выполняется команда).
24 мин.
3 мин.
II вид:
Прыжок в длину с места с вытянутыми руками вперед.
Поставить стопы перед линией, согнуть ноги, руки впереди, толчок двумя ногами, приземление на две стопы и согнутые в коленном суставе ноги, плечи вперед, руки впереди.
5 мин.
Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по трем лучшим результатам. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела.
III вид: Дартс. Метание дротиков.
4 мин.
Каждый выполняет по одному метанию.
IV вид: Метание бумажного диска.
5 мин.
Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.
V вид: Эстафета 3х 3м
Первый бежит до центральной линии, касается ее палочкой возвращается к 3-х метровой, опять касается затем к центральной линии и коснувшись ее бежит к команде, передав эстафету следующему.
3 мин.
Касаться точно линии, не переступая ее, соблюдая технику безопасности.
VI вид: Показательные выступления.
Элементы борьбы (из числа занимающихся борьбой).
4 мин.
По одному человеку от каждой команды.
III. Заключительная часть - 10 мин.
1. "В последний, пятый день праздника раздавали награды". Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: "Слава победителю!" (награждение победителей).
2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. "Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад".
В заключение учащиеся читают курьезные факты о знаменитых атлетах: Милон, Полидама, Феаген.
3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.
-
Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).
-
Когда были последние Олимпийские игры? (В США, Солт-Лейк-Сити, 2002 год, Зимние игры).
-
Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина).
-
Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.).
4. Домашнее задание
-
Прочитать п. 33 учебника Вигасина.
-
Творческое задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь Олимпийского героя.
-
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 2, с. 23. Задание 31.
5. Организованный уход
Спортивное мероприятие в начальной школе «День здоровья»
для учащихся 4а и 4б классов.
Цели:
-
Пропаганда здорового образа жизни.
-
Развитие личности ребенка на основе овладения физической культурой.
-
Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Инвентарь: кегли, обручи (6 шт.), , цветные резиновые мячи (2 шт.), спортивные скамейки, скакалки (2 шт.), воздушные шарики, ракетки (2 шт.), свисток.
Оборудование: музыкальные записи на спортивную тему, плакаты, воздушные шары для украшения зала.
Подготовительный этап
-
Классным руководителям дано поручение выбрать представителей от класса ( 8 чел), которые будут принимать участие в соревнованиях, подготовить домашнее задание - визитную карточку своей команды (эмблема, девиз, название, форма). Подготовить плакат на спортивную тему для украшения зала.
-
Организаторам соревнования определить состав жюри, подготовить зал к мероприятию, определиться с награждением команд.
-
Классам , было дано задание
-
Подготовить музыкальный номер
-
Подготовить речёвки и стихотворение о спорте.
Ход мероприятия.
Звучит музыка на спортивную тему. В это время в зал заходят команды участники.
Ведущий.
Чтоб расти и закаляться
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Заниматься нужно нам!!!!
Вступительное слово. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень приятно видеть всех вас сегодня в нашем спортивном зале. Мы начинаем наш спортивный праздник.
Участники соревнований будут состязаться в силе, ловкости, смекалке, и быстроте.
Судейской коллегией являются преподаватели нашей школы:
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Напутственное слово жюри
Выступление учеников 4 - х классов. Спортивные речёвки.
1 ученик.
Если хочешь стать умелым,
Сильным, ловким, смелым
Научись любить скакалки
Обручи и палки.
Никогда не унывай,
В цель мячами попадай
Вот здоровья в чем секрет-
Всем друзьям - физкульт-привет!
2 ученик.
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом очень дружим.
Спорт - помощник!
Спорт - здоровье!
Спорт - игра!
Физкульт-ура!
3 ученик
. В мире нет рецепта лучше
Будь со спортом неразлучен,
Проживешь 100 лет -
Вот и весь секрет!
4 ученик.
На спортивную площадку
Приглашаем мы всех вас!
Праздник спорта и здоровья
Начинаем мы сейчас!
Ведущий: Сегодня мы рады приветствовать дружные спортивные команды Пришло время с ними познакомиться. В соревнованиях примут участие 2 команды
1 конкурс «Домашнее задание».
У участников было домашнее задание подготовить визитную карточку своей команды (название, девиз, эмблема).
Итак командам предоставляется слово…
2 конкурс - гонки на фитболах
Первые номера, сидя на фитболах, прыжками добираются до разворотной стойки, огибают ее и возвращаются обратно, где передают мяч следующим участникам. Побеждает команда, которая быстрее и правильно выполнит задание.
3 конкурс - с КОЧКИ НА КОЧКУ.(необходимо два обруча, две стойки на каждую команду).
По сигналу судьи игроки начинаются переправляться до другого берега при помощи двух обручей (перекладывая их вперёд и используя их как кочки, до стойки), оббегают стойку и отдают два обруча следующему участнику. Выигрывает команда, которая быстрей закончит эстафету.
4 «Эстафета с теннисным мячом» Участники по очереди преодолевают дистанцию до разворотной стойки, Передача мяча осуществляется за линией старта.
5 конкурс - эстафета «Попади в цель».
Инвентарь: цветные резиновые мячи, обручи для команд. Команда в колонне по одному, в руках у первого участника цветной резиновый мяч. По сигналу участник выполняет бросок мяча, стараясь попасть в обруч. За каждое попадание начисляется - 1 очко. Выигрывает команда, у которой больше всех очков.
6 конкурс - три прыжка
Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.
7 конкурс - бег в мешках
Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами - 3 шага. Придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Оббежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
8 конкурс - Прыгунки
Дети делятся на две команды и строятся в колонны один за другим. За сигналом ведущего участники каждой команды исполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй стает на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Когда все игроки прыгнут, ведущий измеряет всю длину прыжков первой и второй команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.
Ведущий :
Устали наши команды, преодолев такие препятствия. Давайте дадим им отдохнуть. В следующем конкурсе, примут участие наши болельщики.
Игры со зрителями
а) Я начну, а вы завершайте,
Дружно хором отвечайте.
Игра веселая футбол -
Уже забили первый … (ГОЛ!)
Вот разбежался сильно кто-то
И без мяча влетел в …(ВОРОТА!)
А Петя мяч ногою хлоп -
И угодил мальчишке в … (ЛОБ!)
Хохочет весело мальчишка,
На лбу растет большая … (ШИШКА!)
Но парню шишка нипочем,
Опять бежит он за … (МЯЧОМ!)
Ведущий. Пока жюри подводит итоги мы посмотрим музыкальный номер от учеников ООШ№2
Ведущий.
Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
Всем здоровье укреплять
Мышцы крепче накачать.
Всем ребятам мы желаем
Не стареть и не болеть
Больше спортом заниматься
И в учёбе не отстать!
Предоставляем слово нашему уважаемому жюри, которое подведет итог наших соревнований и наградит победителей .
Участникам вручаются грамоты и призы.
Ведущий. Наши соревнования подошли к концу. Но думаем, что это только начало, небольшой шаг в сторону здоровья и хорошего настроения. Спасибо нашим командам за участие, за их мужество. Спасибо всем кто пришел сегодня на наше спортивное мероприятие - участникам, жюри, учителям, болельщикам.
Успехов всем, удачи, крепкого здоровья и отличного настроения!!!!!!!!!!!