Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры (курс начальной школы)

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для учащихся 1-4 классов разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

  2. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  3. Приказа школы № 400 от 29.08.2014 «Об утверждении учебного плана»

  4. Под редакцией П.А.Киселева « Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время».

  5. Учебно-методического комплекта по физической культуре, автор - д.п.н. В.И.Лях.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного процесса.

Цель: повышение двигательной активности, содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи направлены на:

  • формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;

  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;

  • расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.


Общая характеристика программы

Подвижные игры - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психофизических процессов.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр - их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Подвижные игры представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство:

  • Игры на развитие внимания

  • Игры на координацию движений

  • Игры на развитие ловкости, выносливости

  • Игры на развитие скоростно-силовых способностей

Программа имеет два основных направления:

  • оздоровительную направленность - обеспечивающую наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

  • повышение двигательной активности учащихся - отвечающей требованиям учебной программы.

«Подвижные игры» - это занятия физическими упражнениями, которые снимают утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствуют повышению двигательной активности.

Реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона, предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной деятельности.


Место программы в учебном плане

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и рассчитана на 135 часов на четыре года обучения из расчета 1 час в неделю: 1 класс - 33 ч., 2 класс - 34 ч., 3 класс - 34 ч., 4 класс - 34 ч.

Место проведения: спортивный зал, спортивная площадка.

Особенности набора детей - учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья - основная и подготовительная (по заключению врача).

Формы занятий - в форме урока и соревновательной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Подвижные игры - один из способов всестороннего физического развития ребенка. Во время игры у детей:

  • развивается ловкость, быстрота и выносливость;

  • формируются положительные нравственные качества, такие как доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка, настойчивость.

Особенность подвижных игр является их соревновательный, творческий, коллективный характер, требующий от играющих умений взаимодействовать с командой в непрерывно меняющихся условиях ради достижения условной цели, согласно установленным правилам.

Подвижные игры способствуют объединению коллектива, всестороннему физическому развитию и являются замечательным средством, подводящим к спортивным играм.

Планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данный курс направлен на достижение учащимися определенных результатов.

Универсальные компетенции:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

По окончании курса «Подвижные игры» учащиеся научатся:

  • понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и подвижными играми для укрепления здоровья;

  • передвигаться различными способами в разных ситуациях;

  • выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);

  • играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.

Учащиеся будут знать:

  • названия подвижных игр, инвентаря, оборудования;

  • правила поведения и технику безопасности при проведении подвижных игр;

  • правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

  • терминологию, связанную с проведением игр.


распределение учебного времени прохождения программного материала


№ п\п

Виды программного материала

Количество часов

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Формирование системы знаний о здоровом образе жизни, техники безопасности при проведении подвижных игр.

В процессе занятия

2.

Правила игр и соревнований.

В процессе занятия

3.

Подвижные игры

-на развитие координации

-на развитие ловкости

-на развитие выносливости

-на развитие скоростно- силовых качеств

-на развитие внимания

33

6

6

5

6

5

34

6

6

6

5

4

34

5

6

6

5

4

34

5

5

5

5

4

4

Эстафеты

5

7

8

10



Содержание программного материала

1 год обучения

Общеразвивающие упражнения.

  • Комплекс ОРУ на месте, в движении. Комплекс ОРУ с предметами и без.

Игры с бегом.

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.

Практические занятия направлены на:

  • Разучивание техники легкого бега, ускорений.

  • Развитие выносливости, быстроты, координации движений.

Игры с мячом

Теория. История возникновения игр с мячом.

Практические занятия направлены на:

  • Совершенствование координации движений.

  • Развитие глазомера и чувства расстояния.

  • Укрепление основных мышечных групп и развитие двигательных качеств.

  • Обучение бросанию, метанию и ловле мяча.

Игры с прыжками.

Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.

Практические занятия направлены на:

  • Развитие скоростно-силовых качеств.

  • Совершенствование техники прыжков в длину, высоту.

  • Развитие выносливости.

Игры малой подвижности.

Теория. Правильная осанка и её значение для здоровья и хорошей учёбы.

Упражнения для формирования правильной осанки, укрепление мышечного корсета.

Практические занятия направлены на:

  • Развитие внимания.

  • Укрепление мышц плечевого пояса и профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Зимние забавы.

Теория. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при обморожении.

Практические занятия направлены на:

  • Закаливание

Эстафеты.

Теория. Знакомство с правилами соревнований. Профилактика детского травматизма.

Практические занятия:

  • Эстафеты с элементами бега.

  • Эстафеты с предметами (мячами, обручами, скакалками)

  • Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.


2-й год обучения

Общеразвивающие упражнения.

  • Комплекс ОРУ на месте, в движении. Комплекс ОРУ с предметами и без.

Игры с бегом

Теория. Правила безопасного поведения при проведении игр. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега

Практические занятия:

  • Разучивание техники легкого бега, ускорений.

  • Развитие выносливости, быстроты, координации движений.

Игры с прыжками

Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками. Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в прыжках со скакалкой

Практические занятия:

  • Развитие скоростно-силовых качеств.

  • Совершенствование техники прыжков в длину, высоту, через скакалку.

  • Развитие выносливости.

Игры с мячом

Теория. Правила безопасного поведения при играх с мячом.

Практические занятия:

  • Совершенствование координации движений.

  • Развитие глазомера и чувства расстояния.

  • Укрепление мышечного корсета и развитие двигательных качеств.

  • Обучение бросанию, метанию и ловле мяча.

Игры малой подвижности

Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр малой подвижности.

Практические занятия:

  • Развитие внимания.

  • Укрепление мышц плечевого пояса и профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Эстафеты.

Теория. Правила безопасного поведения при проведении соревнований. Способы деления на команды.

Практические занятия:

  • Веселые старты

  • Эстафеты с элементами бега

  • Эстафеты с предметами (мячами, обручами, скакалками)

  • Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.





3 год обучения

Общеразвивающие упражнения.

  • Комплекс ОРУ на месте, в движении. Комплекс ОРУ с предметами и без.

Игры с бегом

Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и животных. Лучшие легкоатлеты страны, области, школы.

Практические занятия:

  • Совершенствование техники легкого бега, ускорений.

  • Развитие выносливости, быстроты, координации движений.

Игры с мячом

Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание считалок.

Практические занятия:

  • Совершенствование координации движений.

  • Развитие глазомера и чувства расстояния.

  • Укрепление основных мышечных групп и развитие двигательных качеств.

  • Совершенствование технике бросания, метания и ловле мяча.

Игры с прыжками

Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками. Для чего человеку важно уметь прыгать. Виды прыжков. Разучивание считалок.

Практические занятия:

  • Развитие скоростно-силовых качеств.

  • Совершенствование техники прыжков в длину, высоту, через скакалку.

  • Развитие выносливости.

Игры малой подвижности

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на внимание.

Практические занятия

  • Развитие внимания.

  • Укрепление мышц плечевого пояса и профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Эстафеты

Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на группы.

Практические занятия:

  • Веселые старты

  • Эстафеты с элементами бега.

  • Эстафеты с предметами (мячами, обручами, скакалками)

4 год обучения


Общеразвивающие упражнения.

  • Комплекс ОРУ на месте, в движении. Комплекс ОРУ с предметами и без.

Игры с бегом

Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на команды.

Практические занятия:

  • Совершенствование техники легкого бега, ускорений.

  • Развитие выносливости, быстроты, координации движений.

Игры с мячом

Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ.

Практические занятия:

  • Совершенствование координации движений.

  • Развитие глазомера и чувства расстояния.

  • Укрепление основных мышечных групп и развитие двигательных качеств.

  • Совершенствование техники бросания, метания и ловле мяча.

Игры с прыжками

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр.

Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.

Практические занятия:

  • Развитие скоростно-силовых качеств.

  • Совершенствование техники прыжков в длину, высоту.

  • Развитие выносливости

Игры малой подвижности

Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.

Практические занятия:

  • Развитие внимания.

  • Укрепление мышц плечевого пояса и профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Эстафеты.

Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет. Инструктаж по ТБ.

Способы деления на команды. Повторение считалок.

Практические занятия:

  • Веселые старты

  • Эстафеты с элементами бега и прыжков.

  • Эстафеты с предметами (мячами, обручами, скакалками)









Календарно - тематическое планирование 2 класс


Тема занятия

Основная направленность игр

Кол-во

часов

Дата

план

факт

Первое полугодие 2а 2б 2в 2г 2д

1.

Правила поведения и техника безопасности.

Инструктаж по ТБ. Цели и задачи курса

Подвижные игры на развитие внимания.

1

1.09-5.09


2

«Салки»

Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способностей к ориентированию в пространстве.

1

8.09-12.09


3

«К своим флажкам», «Догони меня»

Подвижные игры и эстафеты на развитие скоростно-силовых способностей.

1

16.09-19.09


4

«Вызов номеров», «День и ночь»

Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости и скоростно-силовых способностей.

1

22.09-26.09


5.

«Кошки-мышки»,

«Салки»

Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способностей к ориентированию в пространстве. Развитие выносливости.

1

29.09-3.10


6.

Эстафеты

Эстафеты с элементами бега и прыжков. Развитие скоростно-силовых способностей и выносливости.

1

6.10-10.10


7.

«Пятнашки», «Охотники и утки».

Развитие скоростно-силовых способностей, способностей ориентированию в пространстве.

1

13.10-17.10


8.

«Казаки-разбойники»,

.

Развитие скоростно-силовых способностей, ловкости и внимания.

1

20.10-24.10


9.

«Снайпер»

Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

1

27.10-31.11


10

Эстафеты

Эстафеты с переноской предметов Развитие скоростно-силовых способностей

1

10.11-14.11


11.

«Заяц и волк»

Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей, выносливости.

1

17.11-21.11


12.

«Воробьи-вороны».

Развитие скоростно-силовых способностей, внимания.

1

24.11-28.11


13.

«Пятнашки», «Кот и мыши».

Комплексное развитие кондинационных способностей.

1

1.12-5.12


14.

«Кто больше попадет в цель», «Салки».

Развитие внимания, меткости, совершенствование техники метания на дальность и точность.

1

8.12-12.12


15.

Эстафеты

Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений.

1

15.12-19.12


16.

«Снайпер»

Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча.

1

22.12-26.12


Второе полугодие

17.

«Пустое место»

«Третий лишний»

Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способностей к ориентированию в пространстве.

1

12.01-16.01


18.

«Воробьи-вороны»

«Метко в цель»

Развитие внимания, меткости, совершенствование техники метания на дальность и точность.

1

19.01-23.01


19.

«День и ночь»

«Салки»

Развитие выносливости, координации движения.

1

26.01-30.01


20.

Эстафеты

Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений.

1

2.02-6.02


21.

«Вызов номеров»

«Охотники и утки»

Комплексное развитие кондинационных способностей. Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча


9.02-13.02


22.

«Делай так - делай эдак»

«Снайпер»

Развитие внимания. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча.

1

16.02-20.02


23.

«Волк и заяц»

«Метко в цель»

Развитие выносливости, меткости, совершенствование техники метания на дальность и точность.

1

23.02-27.02


24.

«Гонки мячей»

«Пятнашки»

Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений.

1

2.03-6.03


25.

Эстафеты

Комплексное развитие кондинационных способностей.

1

9.03-13.03


26.

«Русская лапта»

Развитие выносливости, меткости, совершенствование техники метания на дальность и точность

1

16.03-20.03


27.

«Вызов номеров»

«Поймал- садись»

Комплексное развитие кондинационных способностей. Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча.

1

30.03-3.04


28.

Эстафеты

Комплексное развитие кондинационных способностей.

1

6.04-10.04


29.

«Попади в цель», «Перестрелка».

Совершенствование техники метания на дальность и точность. Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча.

1

13.04-17.04


30.

«Салки»

Совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способностей к ориентированию в пространстве.

1

20.04-24.04


31.

«Пустое место»

«Гонки мячей»

Развитие внимания. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча.

1

27.04-1.05


32.

«Русская лапта»

Развитие выносливости, меткости, совершенствование техники метания на дальность и точность

1

4.05-8.05


33.

«День и ночь»

«Снайпер»

Развитие внимания. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. Совершенствование и закрепление ловли, передачи, броска мяча.

1

11.05-15.05



34.

Эстафеты

Комплексное развитие кондинационных способностей.

1

12.05-22.05


Всего

34






Описание игр и эстафет.

«Салки». Играющие разбегаются по площадке (она должна быть ограничена линиями), а водящий ловит их. Пойманный становится водящим. При большом количестве играющих можно выделить двух-трех водящих. В дальнейшем игру можно усложнить, оговорив способ передвижения. Например, игрокам разрешается передвигаться только спиной к щиту, на половине поля которого они находятся, т. е. бегать и ходить спиной вперед, приставными шагами, боком.

«Вызов номеров». Играющих делят на две команды, которые выстраиваются в две колонны у лицевой линии. Команды рассчитываются по порядку. Каждый игрок запоминает свой номер. На средней линии напротив каждой колонны ставят булавы. Педагог называет один из номеров. Игроки обеих команд, стоящие под этим номером, бегут до булав, обегают их и возвращаются обратно. Победитель приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все номера. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Можно усложнить игру, если предложить игрокам бежать спиной вперед, боком, приставными шагами или поставить на пути препятствия.

«Пустое место». Играющих выстраивают в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом и дотрагивается до руки одного из играющих. Игрок, до которого дотронулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего занять свое место. Кто из бегущих останется без места, тот и становится водящим.

«Команда быстроногих». Играющие образуют четыре команды, стоящие в колоннах по одному перед линией старта. В 10-15 м от линии старта чертят кружки, в которые кладутся кубики. По сигналу педагога первые четверо бегут к кубикам, берут их, ударяют о пол и возвращаются на свое место. Игрок, прибежавший первым, получает 4 очка, вторым - 3 очка, третьим - 2 очка и четвертым - одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«День и ночь». Играющих делят на две команды, которые становятся в две шеренги у средней линии площадки спиной друг к другу на расстоянии 2 м. Одна команда - «день», другая - «ночь». Педагог называет ту или иную команду неожиданно. Если он говорит «ночь», то эта команда убегает, а команда «день» догоняет ее. Затем подсчитывают осаленных, и все игроки становятся на свои места. Очередность вызовов команд не соблюдают, но число вызовов должно быть одинаковым. Выигрывает команда, осалившая больше игроков. Исходное положение можно менять: стоя лицом, боком друг к другу и т. д.

«Эстафета с булавами». Играющих делят на две равные команды, выстраивают в колонны по одному у линии старта. На расстоянии 12-15 м против каждой колонны ставят в ряд три булавы в 0,5 м одна от другой. По сигналу педагога стоящие впереди бегут к булавам, собирают их, бегут обратно и передают их следующему игроку. Те бегут с булавами, расставляют их по местам (которые должны быть помечены) и возвращаются обратно и т. д. Выигрывает команда, закончившая игру раньше.

«Встречная эстафета». Играющих делят на две равные команды и выстраивают в колонны. Колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м (можно и больше). Перед всеми группами проводят стартовые линии. Двум игрокам, стоящим впереди колонн на одной стороне, дают по флажку. По сигналу педагога игроки с флажками бегут к противоположной группе, отдают впередистоящим флажки, а сами становятся сзади этой половины команды. То же делают игроки, получившие флажки. Игра заканчивается, когда последний из перебегающих игроков какой-либо из команд передает флажок начавшему эстафету игроку. Побеждает команда, закончившая передачу флажков раньше.

«Круговая охота». Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга - внешний и внутренний. По сигналу педагога игроки начинают двигаться приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму сигналу игроки внешнего 1 круга разбегаются, а игроки внутреннего круга стараются их поймать.

«Кто подходил ?» Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.

«Караси и щука. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".

Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.

Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".

Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.

Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".

Игра начинается по сигналу руководителя. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. Стоящие не имеют права задерживать их. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".

«Белый медведь» Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".

Побеждает последний пойманный игрок.
"Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

« Два Мороза». На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос"

По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

Мы -два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.
Начинать бег можно только после окончания речитатива. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.

«Мяч» Все играющие образуют круг. Двое играющих становятся в середину круга. Стоящие по кругу опускаются но одно или два колена. У них один волейбольный мяч. Водящие поворачиваются лицом к мячу.

По сигналу руководителя играющие начинают перекатывать мяч по полу, стараясь задеть им ноги водящих. Водящие бегают от мяча в кругу, подпрыгивают, спасаясь от него. Если кому-нибудь из играющих удастся попасть мячом в ноги водящего, он занимает его место, а бывший водящий становится в круг.

Выигрывают те, кто ни разу не были водящими. Первые водящие не считаются проигравшими. Игра начинается по сигналу. Осаленный по ногам водящий сразу же идёт на место осалившего его. Осаливать можно не выше коленей. Первый водящий не считается проигравшим.

«Метание в цель». Играющих выстраивают в колонну по три (четыре) в 4-5 м от стены. Перед каждой колонной на стене на высоте 2-2,5 м фанерный щит (1x1 м). По команде первые в каждой колонне встают на линию метания и бросают теннисный мяч в щит. Метают три мяча подряд. То же выполняют остальные. За каждое попадание в цель начисляют пять очков. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Гонка мячей над головой, сидя в колоннах». Две- четыре равные команды выстраивают в колонну по одному. Играющие садятся на пол. У первых игроков в руках мяч. По сигналу играющие передают его над головой прямыми руками. Последний игрок, получив мяч, встает, бежит вперед, садится перед колонной и передает мяч тем же способом. Когда игроки, начавшие передачу первыми, снова окажутся впереди своих команд, они поднимают мяч вверх. Побеждает команда, закончившая игру первой.

«Подвижная цель». Все играющие встают за линией круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок, поймавший мяч, в случае промаха тоже выполняет бросок. Попавший игрок становится водящим.

«Мяч соседу». Играющие стоят в кругу на расстоянии 1 м один от другого. У двух игроков, стоящих на двух противоположных сторонах круга, по волейбольному мячу. По сигналу играющие начинают передавать мячи друг другу вправо или влево так, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Играют 3-4 мин., после чего отмечают игроков, которые лучше передавали мяч. Эту игру можно проводить в шеренгах, передавая мяч перед собой, или в колоннах, передавая мяч над головой и под ногами. В этом случае игру проводят как эстафету. Побеждает команда, быстрее всех закончившая передачу.

«Передал - садись». Играющих выстраивают в две-три колонны. Перед ними на расстоянии 2-4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча): первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следуют передачи вторым игрокам и т. д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

«Быстрая передача». Играющие в парах. Расстояние между учащимися 4-5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 15-20 передач, выигрывает.

«Бросай-беги». Играющие стоят в двух разомкнутых на 3-4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая - на второй-первый. Первые номера - одна команда, вторые -

другая. У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший мяч передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т. д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т. е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми, вернутся на свои места. Команда, сделавшая это первой, побеждает.

«Не давай мяча водящему». Все играющие образуют круг, В середине круга два-три водящих. Игроки начинают передавать мяч друг другу, а водящие пытаются перехватить его. Если одному из них это удается, то водящим становится игрок, делавший последнюю передачу.

«Мяч среднему». Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с волейбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Команда, уронившая мяч меньшее число раз, побеждает. Затем в центр становится другой игрок. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.

«Охотника и утки». Играющие в двух командах. «Охотники» образуют круг. Перед ними проводят черту, за которую переступать нельзя. «Утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу охотники, перебрасывая мяч, стараются неожиданно бросить мячом в уток. Осаленная мячом утка выбывает из игры. Когда все утки осалены, учитель отмечает затраченное время. Затем играющие меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее осалила всех уток.

«Гонка мячей по кругу». Две команды играющих образуют два круга. Игроки в кругу становятся на расстоянии вытянутых рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Назначаются капитаны, им дают по мячу. По сигналу один капитан начинает передавать мяч вправо, другой влево от себя своим ближайшим игрокам. Мячи передают по кругу, пока они не возвратятся к капитанам. Выигрывает команда, закончившая передачу первой.

«Гонка мячей по рядам». Все играющие в двух шеренгах, стоящих лицом друг к другу. Первые игроки в шеренгах (с одной стороны) по сигналу передают мячи своим соседям, а те дальше. Последние игроки в шеренгах, получив мячи, бегут и становятся впереди своих шеренг, затем начинают передавать мяч своим

соседям и т. д. Когда игроки, начинавшие гонку мячей, окажутся снова на своем месте, они поднимают мяч вверх. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.

«Встречная эстафета с мячом». Играющих делят на две команды и выстраивают в колоннах. Каждую колонну делят на две группы, которые располагаются друг против друга на расстоянии 12-15 м. У первых двух игроков по мячу. По сигналу они передают мяч игроку в противоположную группу, а сами становятся в конец своих колонн. Выигрывает команда, быстрее закончившая передачу.

В этой игре возможны варианты: после передачи бежать в противоположную группу и там встать в конец колонны; передавать мяч одной рукой, с отскоком от пола; вместо передачи вести мяч и передавать мяч после остановки перед игроком, стоящим напротив.

«Эстафета с ведением мяча» Играющие в двух колоннах, выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линий. По сигналу первые ведут мяч вперед до противоположной стороны (до отмеченного места), останавливаются, бросают мяч двумя руками в стену, ловят его, и ведут мяч обратно. На расстоянии 3-4 м от колонны они останавливаются, передают мяч двумя руками от груди очередному игроку и сами становятся в конец колонны. Команда, закончившая ведение быстрее, выигрывает. Можно на пути ведения расставить булавы, тогда игроки должны вести мяч, обводя их.

«Бомбардировка». Играющих делят на две равные команды. На каждой половине поля параллельно лицевой линии на расстоянии 2-3 м от нее проводят линию города. Команды получают по 8-10 булав и расставляют их произвольно в своем городе. Игроки размещаются на своей половине площадки между средней линией и линией города. Каждой команде дают по два волейбольных мяча. По сигналу играющие бросают мячи, стараясь сбить булавы. Каждая команда старается перехватить мячи, которые бросает команда противника. Сбитые булавы убирают. Играют 5-8 мин. Побеждает команда, сбившая большее количество булав. Вбегать в свой город для защиты булав запрещается.

«Перестрелка». Играют две команды на площадке не менее 6x12 м. Посредине площадки проводят линию. Параллельно лицевым линиям в 1-1,5 м от них проводят линии «плена», образуя «коридор плена». Команды размещаются на своей половине поля от средней линии до линии плена. Педагог подбрасывает мяч между капитанами на средней линии. Каждый из них старается отбросить мяч своим игрокам. Получив мяч, игрок бросает его в противника. Осаленные мячом игроки идут за линию плена к противоположной команде. «Пленный» находится там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросят ему мяч), после этого он возвращается в свою команду. Пленный должен поймать мяч с воздуха, вернуть мяч в свою команду и только после этого вернуться сам. Играют 10-15 мин. За каждого пленного команда получает очко. Можно играть до тех пор, пока, одна из команд не пересалит всех игроков противника.

© 2010-2022