Программа внеурочной деятельности по физической культуре Волейбол

Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа для 6-х классов составлена на основе авторской программы «Внеурочная деятельность. Волейбол» Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов, издательство Москва, Просвещение, 2012 год. Продолжительность учебного года составляет 35 учебных недель ( требования ФГОС ООО). Занятия проводятся один час в неделю.

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено спортивно-оздоровительное направление.

Волейбол - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений. Он включен в урочные занятия, широко практикуется во внеклассной и внешкольной работе - это занятия в спортивной секции по волейболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).

Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.

Организация и проведение занятий по волейболу

Во внеурочной деятельности обучающиеся общеобразовательной школы занимаются волейболом в школьной спортивной секции, участвуют во внутришкольных и внешкольных соревнованиях по волейболу.

Основными задачами учебно-тренировочного процесса в школьной спортивной секции по волейболу являются:

  • пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию занимающихся;

  • популяризация волейбола как вида спорта и активного отдыха;

  • формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;

  • обучение технике и тактике игры в волейбол;

  • развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • формирование у обучающихся необходимости теоретических знаний;

  • воспитание моральных и волевых качеств.

Занятие по волейболу состоит из трех взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей: а) подготовительной (разминка); б) основной; в) заключительной.

Подготовительная часть (разминка) обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц, подвижность звеньев двигательного аппарата и функциональное врабатывание систем организма.

Примерное содержание подготовительной части занятия:

  1. Ходьба в колонне по одному:

    • обычная в сочетании с выполнением упражнений для рук ( круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой, сжимание и разжимание пальцев рук, сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями);

    • на носках; на внешней и внутренней стороне стоп;

    • в полуприседе; приседе.

  2. Медленный бег в колонне по одному (1,5 - 2 мин): лицом вперед; приставными шагами левым и правым боком вперед; спиной вперед; «змейкой»

  3. Ходьба в сочетании с выполнением упражнений на восстановление дыхания.

  4. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения.

  5. Прыжковые упражнения: прыжки вверх со взмахом рук, прыжки верх из упора присев; прыжки на одной и на обеих ногах от одной лицевой линии волейбольной площадки до другой лицом вперед, боком и спиной вперед; с поворотом на 180°

В основной части занятия решаются следующие основные задачи:

  • обучение технике и тактике игры, их закрепление и совершенствование;

  • формирование умений применять технико-тактические действия в двусторонней игре;

  • развитие физических способностей.

В начале основной части занятия изучается новый учебный материал. Закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий осуществляется в середине и в конце основной части урока.

Чтобы хорошо и быстро освоить новое, особенно сложные движения, и избежать появления ошибок, рекомендуется в техническую подготовку включать подготовительные и подводящие упражнения. Эти упражнения надо выполнять перед началом освоения новых движений.

Упражнения на совершенствование технических приемов следует выполнять в парах, во встречных колоннах, перемещением в противоположную колонну.

Целенаправленное развитие физических способностей осуществляется на уроках в следующей последовательности: вначале скоростные скоростно-силовые, координационные упражнения, затем силовые упражнения и упражнения на выносливость.

В связи с тем, что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с многократным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовать их выполнение в игровой и соревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые задания, соревнования - кто лучше, точнее, быстрее).

Занятие рекомендуется заканчивать двусторонней учебно-тренировочной игрой.

Перед двусторонней игрой учитель распределяет обучающихся на команды в зависимости от уровня их подготовленности. В старших классах судьи назначаются из числа занимающихся. При необходимости следует останавливать игру, давать соответствующие корректировочные указания, задания по тактике игры, по использованию технических приемов, разучиваемых на уроке, обращать внимание на допускаемые обучающимися ошибки.

В заключительной части занятия подводят итоги, отмечают положительные моменты и допущенные недочеты, дают задание для самостоятельной работы.

Для лучшего и более быстрого усвоения материала занимающимся целесообразно давать домашние индивидуальные задания:

  • по физической подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей);

  • по технической подготовке (упражнения в передачах, подаче, нападающем ударе);

  • по тактической подготовке (изучение тактики по игровым функциям, решение тактических задач).


Распределение учебного материала по волейболу во внеурочной деятельности обучающихся.


п/п

Учебный материал

Классы

6

Перемещения

1

Стойка игрока (исходные положения)

Р

2

Перемещения стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед

Р

3

Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки верх)

Р

Передачи мяча

1

Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном положении)

Р

2

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи

Р

Подачи мяча

1

Нижняя прямая

Р

Атакующие удары

1

Прямой нападающий удар (по ходу)

Р

Приемы мяча

1

Прием мяча снизу двумя руками

Р

2

Прием мяча сверху двумя руками

Р

Тактика игры

1

Индивидуальные тактические действия в нападении и защите

Р

2

Двусторонняя учебная игра

Р

Подвижные игры и эстафеты

1

Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий

Р

2

Игры, развивающие физические способности

Р

Физическая подготовка

1

Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости

Р

Судейская практика

1

Судейство игры в волейбол

Р


Универсальные учебные действия


Значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

  • правила безопасного поведения во время занятий волейболом;

  • названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники;

  • наиболее типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий;

  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

  • основное содержание правил соревнований по волейболу;

  • жесты волейбольного судьи;

  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;



  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;

  • выполнять технические приемы и тактические действия;

  • контролировать свое самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;

  • играть в волейбол с соблюдением основных правил;

  • демонстрировать жесты волейбольного судьи;

  • проводить судейство по волейболу.

Уровень физической подготовленности обучающихся 11-15 лет

п/п

Физические способности

Контрольное упражнение (тест)

Воз-раст

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, с

11

12

13

14

15

6,3 и выше

6,0

5,9

5,8

5,5

6,1-5,5

5,8-5,4

5,6-5,2

5,5-5,1

5,3-4,9


5,0 и ниже

4,9

4,8

4,7

4,5

6,4 и выше

6,3

6,2

6,1

6,0

6,3-5,7

6,2-5,5

6,0-5,4

5,9-5,4

5,8-5,3


5,1 и ниже

5,0

5,0

4,9

4,9

2

Координационные

Челночный бег 3х10 м, с

11

12

13

14

15

9,7 и выше

9,3

9,3

9,0

8,6


9,3-8,8

9,0-8,6

9,0-8,6

8,7-8,3

8,4-8,0

8,5 и ниже

8,3

8,3

8,0

7,7

10,1 и выше

10,0

10,0

9,9

9,7

9,7-9,3

9,6-9,1

9,5-9,0

9,4-9,0

9,3-8,8


8,9 и ниже

8,8

8,7

8,6

8,5

3

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

11

12

13

14

15

140 и ниже

145

150

160

175

160-180

165-180

170-190

180-195

190-205

195 и выше

200

205

210

220

130 и ниже

135

140

145

155

150-175

155-175

160-180

160-180

165-185

185 и выше

190

200

200

205


4

Выносливость

6-минутный бег, м

11

12

13

14

15

900 и менее

950

1000

1050

1100


1000-1100

1100-1200

1150-1250

1200-1300

1250-1350


1300 и выше

1350

1400

1450

1500


700 и выше

750

800

850

900


850-1000

900-1050

950-1100

1000-1150

1050-1200

1100 и выше

1150

1200

1250

1300

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

11

12

13

14

15


2 и ниже

2

2

3

4



6-8

6-8

5-7

7-9

8-10

10 и выше

10

9

11

12

4 и ниже

5

6

7

7

8-10

9-11

10-12

12-14

12-14

15 и выше

16

18

20

20

6

Силовые

Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лежа (девочки), кол-во раз

11

12

13

14

15

1

1

1

2

3

4-5

4-6

5-6

6-7

7-8

6 и выше

7

8

9

10






4 и ниже

4

5

5

5






10-14

11-15

12-15

13-15

12-13






19 и выше

20

19

17

16


© 2010-2022