• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая разработка Развитие двигательных качеств. Организация самостоятельной работы на уроке физкультуры

Методическая разработка Развитие двигательных качеств. Организация самостоятельной работы на уроке физкультуры

      Известно, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех без исключения двигательных способностей. Однако в определённые периоды развития темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы. Прежде всего они зависят от биологических закономерностей возрастных изменений организма на различных этапах его становления. Вместе с тем величина и характер изменений во многом  определены индивидуальными, генетическими, социальными экологиче...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Зеленопоселковая ООШ





Методическая разработка "Развитие двигательных качеств. Организация самостоятельной работы на уроках физической культуры".



Выполнил: А.В. Лепехин,

учитель физической культуры







2014-2015 учебный год

Известно, что школьный возраст является самым благоприятным периодом для развития всех без исключения двигательных способностей. Однако в определённые периоды развития темпы естественного прогресса в изменении двигательных способностей не одинаковы. Прежде всего они зависят от биологических закономерностей возрастных изменений организма на различных этапах его становления. Вместе с тем величина и характер изменений во многом определены индивидуальными, генетическими, социальными экологическими факторами. Но тем не менее особая роль в совершенствовании физических способностей принадлежит целенаправленным педагогическим воздействиям, предусмотренным школьной программой по физической культуре. Важнейшим требованием к комплексному развитию двигательных способностей у школьников является сочетание всесторонности и дифференцированных воздействий на морфофункциональную сферу организма, а также адекватность нагрузки индивидуальным способностям и возрастно-половым возможностям младших, средних и старших школьников. Двигательные качества школьников совершенствуются в процессе освоения различных движений, а также путём направленного воздействия специальных физических упражнений и методических приёмов их выполнения. Развитие двигательных качеств и освоение техники движений - два взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Поэтому задачу развития двигательных качеств я решаю в основном в основном в процессе овладения техникой движений, путём выполнения двигательного действия в целом. Особенности взаимосвязи между отдельными физическими качествами обуславливают методику их развития. Исследованиями установлено, что наиболее эффективно комплексное развитие физических качеств при соблюдении определённой последовательности. Этим положением я проявляюсь в своей практической деятельности.

Так, например, в одной серии уроков последовательность выполнения упражнений я избираю такую. Вначале предлагаю учащимся упражнения на развитие быстроты и координации. Эти упражнения требуют "свежести" центральной нервной системы. Затем даю упражнения для развития скоростно-силовых качеств и уже затем на выносливость. При этом я учитываю содержание урока в целом. Если в нём, согласно плану значительное время отводится на прохождение новой темы, то сочетание движений, то силовые упражнения и упражнения на выносливость планирую выполнять в конце основной части урока. Если задача урока - развитие общей выносливости, то равномерный продолжительный бег, соответствующий возрасту и подготовленности учащихся, я даю и в начале урока после небольшой разминки.

С целью развития определённых двигательных качеств предлагаю специальные упражнения, направленные на развитие этих качеств. Уже много лет использую метод круговой тренировки. Особенность моего опыта состоит в направлении занятия на развитие одного двигательного качества, дифференцирование нагрузки и продолжительность отдыха учащихся, имеющих различный уровень физической подготовленности. Стараюсь подбирать упражнения на все группы мышц. Это могут быть специальные упражнения на развитие двигательных качеств и подводящие из одного или из разных разделов учебной программы. Например, опорный прыжок из гимнастики и бросок по кольцу из баскетбола и так далее. Учащиеся работают в режиме умеренной мощности в течение 60 секунд (начальные 30 секунд). Примерные варианты упражнений, предлагаемые ученикам 9 класса на 10 занятиях в течение полугодия даны в таблице №1, где в числителе указан предполагаемый результат, а в знаменателе оценочный бал.

В эту таблицу можно включить 15-20 упражнений, а за одно занятие подбирать 7-10 ( в зависимости от задач урока по развитию двигательных качеств).

Занятия не требуют большого количества инвентаря, а вариативность занятий на станциях позволяет не переоборудовать место занятий, что особенно важно для сельской малокомплектной школы. Для определения уровня физической подготовленности учащихся и составления таблицы оценок в каждом классе провожу проверку по тестам. В этом учебном году впервые в школе были проведены "Президентские состязания". На последующих занятиях знакомлю с комплексами упражнений на станциях, методикой их выполнения, критериями оценки и формами учёта. В дальнейшем в зависимости от задач урока, учащиеся проходят запланированные на урок станции непрерывно-поточным методом с небольшими интервалами отдыха.

Во время этих перерывов учащиеся делают необходимые записи в своих карточках. А если станций более 10, то паузы использую для ознакомления с теоретическими сведениями или с жестикуляцией арбитров при судействе соревнований. Для занятий, проводимых по методу круговой тренировки, каждый ученик изготавливает индивидуальную карточку, сложив стандартный лист вдвое. На лицевой стороне делает заголовок. Например, "Карточка здоровья ученика 9-го класса Зелёнопоселковой школы ООО Головкова Андрея". На последнюю страницу переписывают таблицу оценок (таблица №2). На внутреннем развороте карточки чертит таблицу выполнения упражнений по принципу (таблицы №1), куда на последующих занятиях будет вносить свои результаты (числитель) и ставить себе оценку (знаменатель) в баллах согласно таблице №2.

Пример. На занятии 1 А.Головков на семи станциях набрал 28 баллов, что соответствует оценке "4" (28:7=4). Таблицу оценок составляю для каждого класса (отдельно для мальчиков и девочек) по усреднённым данным тестов и педагогических наблюдений. Для стимулирования учащихся ввёл оценку "6 баллов". Тогда при выполнении на контрольном уроке 6 баллов выставляю в классный журнал две "5"! Таблицу оценок да на полугодие, но если ученики успешно справляются с заданием, то нормативы на 2-е полугодие усложняю.













Таблица №1

Варианты комбинаций упражнений на 10 занятиях полугодия.

Карточка ученика 9 класса Головкова Андрея.


№ занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Подтягивание в висе.

10/4

10/4

10/4

10/4

11/4

11/4

11/4

12/5

12/5

12/5

  1. Подтягивание из виса лёжа.




  1. Сгибание и разгибание рук в упоре.

12/3

12/3

13/3

13/3

13/3

13/3

13/3

14/4

  1. Поднимание туловища из положения лёжа на спине.

41/3

45/4

47/4

51/5

51/5

52/5

53/5

  1. Прыжки со скакалкой.

100/4

103/4

105/4

107/4

107/4

109/4

109/4

109/4

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

36/4

38/4

38/4

40/5

39/4

40/5

43/5

  1. Подъём переворотом - из виса.

14/4

14/4

15/4

15/4

15/4

15/4

16/5

  1. Пистолет.

31/4

33/4

35/5

36/5

37/5

  1. Выпрыгивание из глубокого приседа.

48/4

49/4

48/4

49/4

50/5


  1. Поднимание ног к перекладине.

13/3

14/4

14/4

15/4

15/4

15/4

Сумма баллов:

22

22

27

24

24

29

24

27

26

33

Частота сердечных сокращений:











до начала урока











В конце урока





















Таблица №2

Таблица оценок за выполнение упражнений.




Мальчики

Девочки

6

5

4

3

6

5

4

3

1.Подтягивание в висе.

15

14

12

10





2. Подтягивание в висе лёжа.





30

25

20

15

3. Сгибание и разгибание рук в упоре (брусья).

18

16

14

12





4. Поднимание туловища из положения лёжа на спине.

55

50

45

40

45

35

30

25

5. Прыжки со скакалкой.

130

110

100

90

150

130

120

110

6. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.

50

40

35

30

30

20

15

10

7. Подъём переворотом:

а) из виса

б)из виса стоя толчком одной









7

5

4

2





12

10

8

4

7

5

3

2

8. Пистолет.

40

35

30

25

30

25

22

18

9. Выпрыгивание из глубокого приседа.

60

50

45

40

55

50

40

30

10.Поднимание ног к перекладине.

10

8

6

4

















1. Важно отметить, сто на занятиях оценивается не только результат, но и техника. Оценку ставит сам ученик или его партнёр. При этом они руководствуются полученными предварительно указаниями на возможные ошибки в каждом упражнении для восстановления дыхания или на расслабление, то они не получают оценок.

Задания по развитию двигательных качеств я даю с опережением. Например, на уроках лёгкой отлетики или баскетбола в 1-й четверти, а также на первых уроках гимнастики использую и упражнения для развития силы, скоростно-силовых качеств на координацию. Упражнения даю во вводной и в начале основной части урока, а упражнения на выносливость (общую, силовую, скоростную) - в конце основной части урока.

Контроль и регулирование нагрузки при развитии двигательных качеств ученики проводят самостоятельно, контролируя частоту сердечных сокращений (ЧСС) в начале и конце занятий. Данные по измерению ЧСС в ходе занятий учащиеся записывают в карточки. В ходе занятий подсчитываю ЧСС у учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности или, пропустивших занятия по болезни.

Основным критерием адаптации учащихся к нагрузкам считаю сокращение времени восстановления ЧСС до нормы. В результате целенаправленной работы по развитию двигательных качеств у учащихся заметно повысился уровень физической подготовленности, они успешно сдают учебные нормативы.

2. В числе основных задач физического воспитания в школе следует считать задачу, связанную с формированием у учащихся потребности в физическом самосовершенствования. Физическое самосовершенствование - понятие многогранное, включающее в себя и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, и необходимые знания, умения и навыки. В число их непременно входят навыки и умения самостоятельных занятий. Вот почему обучение учащихся умению самостоятельно заниматься является одной из ведущих целей урока физической культуры. Чтобы подготовить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо дать им достаточно широкий круг занятий, сформировать навыки и умения не ограничиваясь содержанием учебного материала программы.

Прежде всего учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будут пользоваться во время самостоятельных занятий. Это, во-первых, общеразвивающие упражнения. Они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз во время приготовления уроков, входят в содержание самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств. Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С них начинается, или заканчивается каждое самостоятельное занятие. Важно, чтобы учащиеся умели правильно ходить и бегать, изменять скорость и темп движения, длину шага, силу отталкивания. В-третьих, навыки и умения в упражнениях, с висами и упорами. Это прежде всего подтягивание в висе, перевороты в упор, лазание по канату и шесту и так далее. Помимо овладения двигательными навыками и умениями необходимо овладение навыками страховки товарищей, самостраховки, навыками контроля и самоконтроля. Нет необходимости доказывать, что лишь овладев этим достаточно широким кругом навыков и умений, учащееся получают возможность грамотно и осмысленно заниматься физическими упражнениями.







Контроль за амплитудой движений и скоростью.

Контроль за амплитудой движений и скоростью своих движений является очень важным умением без которого невозможны эффективные самостоятельные занятия. Необходимо конкретно, доступным языком разъяснить детям значение этих понятий. Следует постепенно, предлагая школьникам ОРУ, давая занятия по изменению скорости при чередовании различных видов ходьбы и бега, учить их различать и сохранять заданные амплитуду и скорость движений. Например, при обучении прыжку в длину способом "согнув ноги" одним из подводящих упражнений является прыжок в шаге с доставанием коленом маховой ноги определённого ориентира. Демонстрирую ребятам, как формирование умение делать мах ногой точно до заданной отметки будет содействовать увеличению длины прыжка.

Это же правило сохранение амплитуды движения маховой ногой -действует и в прыжках в высоту способом, "перешагивание". Для формирования умения пробегать кроссовую дистанцию практикую задания по изменению скорости бега, пробегание отрезков со средней скоростью.

Предлагая такие задания я вначале задаю темп, корректируя действия учащихся различными сигналами или сам бегу во главе колоны. Но одно дело бежать за направляющим, совсем другое - вести за собой товарищей, поэтому я стараюсь периодически менять направляющих, чтобы каждый из учащихся побывал в этой роли.

Обучая ребят двигательным навыкам, формируя правильную технику их выполнения, постепенно совершенствую у учащихся умение различать скорость и амплитуду движений.

Проведение изучающих подвижных игр.

Дети, подростки особенно охотно посвящают своё свободное время подвижным и спортивным играм. Задача учителя состоит в том, чтобы, руководствуясь программой, расширить набор игр, которые должны входить в быт ребят.

Что учащиеся должны знать и уметь для самостоятельного использования изученных подвижных игр? Во-первых, им надо хорошо знать правила игры. Часто одной из причин, что многие полезные игры не приживаются в среде школьников, является неточное знание ими правил игры, что приводит к спорам, конфликтам и в конце конечном счёте забвению игр, обеднению досуга наших детей. Вопрос о том, как научить школьников самостоятельному проведению подвижных игр является одним из наиболее важных.

В связи с этим недостаточно только обеспечивать высокую моторную плотность урока и занятость учащихся. Нужно быть ещё и заинтересованным в том, чтобы материал, который изучается на уроке повторялся детьми дома во время самостоятельных занятий, прогулок. В ходе учебного процесса, уже в самом начале при объяснении правил разучиваемой игры периодически опрашиваю по правилам игры, прошу учащихся повторить сложные для понимания пункты правил. Непосредственно во время игр для существа назначаю помощников (например, следить за соблюдением играющими отдельных правил, оценивать некоторые отдельные игровые эпизоды, контролировать действия команд, вести счёт). Позднее я перекладываю полностью обязанности судейства на самих ребят. Стараюсь, чтобы каждый из ребят получил возможность испытать себя в качестве организатора игры и судьи. Ни упустить никого из ребят помогает мне специальная графа в рабочей тетради, где я отмечаю или особыми пометками и даже оценками успехи ребят в освоении этого важного раздела программы.

Выполнение утренней гимнастики по иллюстрациям и учебным пособиям.

Научить школьников пользоваться иллюстрациями, наглядными пособиями, понимать описание упражнений - важный шаг на пути приобщения их к самостоятельным занятиям. Понимание схемы, рисунка, текста, умение самостоятельно разобраться в рекомендациях по различным вопросам самостоятельных занятий, в том числе и утренней гимнастики, дающихся в популярных изданиях для детей, есть нечто иное, как создание предпосылок, реализация которых в дальнейшем явится одним из условий, способствующим воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. При выполнении разминки во водной части урока обращаю внимание на терминологические названия упражнений. Разъясняю принципы, которыми руководствуются, описывая те или иные движения.

  1. И.п.- положение, которое нужно принять перед выполнением движения: стойка ноги врозь, упор присев.

  2. Название движения - наклон, взмах.

  3. Способ выполнения (указывается при необходимости).

  4. Направление движения - назад влево.

Конечное положение - положение, которое должен принять занимающийся после завершения упражнения.

Одним из способов формирования рассматриваемого умения является заготовка карточек со схематичным изображением и описанием упражнений. На карточках помещаю комплексы утренней гимнастики или упражнения для развития двигательных качеств. Использую эти карточки при проведении уроков по типу круговой тренировки, когда карточки с соответствующими заданиями раскладываю по станциям. При заготовке карточек использую материалы, которые печатаются в журналах " Физкультура в школе" , "Здоровье". Особенно важно научить учащихся обращать внимание на то, что в конечном итоге определяет эффективность упражнения - исходное и конечное положение, усилие, скорость выполнения, показать, как и почему одно и то же упражнение может показать различное воздействие.

Выполнение обще развивающих упражнений.

Работа по формированию у школьников умения самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику в значительной степени способствует и обучению их навыкам самостоятельного применения обще развивающих упражнений в самотренировке. Стараюсь доступно объяснить значимость ОРУ в подготовке организма учащихся к предстоящей работе и влияние их занимающихся. Объясняю значение ОРУ .

Во-первых, они применяются для подготовки к сложным действиям.

Например, при подготовке к опорным прыжкам в обязательном порядке надо размять мышцы, связки ног и рук.

Во-вторых ОРУ необходимо для совершенствования способности управлять различными частями своего тела.

В-третьих ОРУ, используется непосредственно для развития двигательных качеств. Быстрое выполнение упражнений способствует развитию быстроты. Добиваясь максимальной амплитуды движений можно увеличить подвижность, гибкость и т.д.

Особое внимание обращая в 4-6 классах на упражнения по предупреждению плоскостопия и нарушения осанки. Объясняю детям, что понимается под осанкой; какие факторы влияют на её изменение; как можно предупредить и исправит нарушение осанки; почему нарушение осанки часто сопровождаются уплощением стопы; какие упражнения и условии способствуют предупреждению или исправлению плоскостопия.

В ходе уроков физкультуры, предлагаю учащимся ОРУ, предлагаю выделить те из них, которые оказывают влияние на формирование правильной осанки.

Рекомендую включить их в комплекс утренней гимнастики, предупредив, какие требования нужно соблюдать при выполнении этих упражнений.

Приучение к самостоятельным занятиям способствует регулярное выполнение домашних заданий. В младших классах уделяю внимание выполнению утренней гимнастики, комплексы, которой разучиваются на уроке, а выполняются дома. Выполнение заданий проверяется оценкой, что стимулирует детей к упражнениям дома с полной отдачей. В старших классах обучаю ребят самостоятельно проводить зарядку, разминку, самостоятельно работать над развитием двигательных качеств.

3. Нередко мы замечаем, что наши ученики недооценивают одну из важнейших сторон обучение - возможность и необходимость применять правильную технику разученных упражнений в практически значимой для них деятельности. Иными словами они не находят ответа на вопрос: "Для чего это надо?"

В ходе многолетней работы с учащимися я убедился, чтобы изменить создавшуюся ситуацию, активизировать учащихся на уроках физической культуры, а значит добиться повышения эффекта обучения можно, в частности, включения школьников в соревновательную деятельность.

Обучаясь на уроках, ребята одновременно состязуются между сбой и как бы готовятся к участию во внутри классных соревнованиях. Психологическая установка учеников на соревновательную деятельность при обучении двигательным умениям и навыкам формируется тщательно продуманной системой физкультурно - оздоровительных мероприятий. В программу их включены упражнения из всех разделов учебной программы. И успешное выступление в этих соревнованиях стимулирует тщательное овладение программным материалом. Одно дело, когда успехи школьников при разучивании упражнений оценивается только учителем на уроке и совсем другое, когда обучаемые предвосхищают обстановку предстоящих соревнований где им придётся выступать перед судьями, зрителями. Это объединяет учителя и учащихся на решение учебных задач, что весьма важно для успешного педагогического процесса. Очень важно, чтобы это были настоящие соревнования на лучшее выполнение разученных упражнений, а не обычные контрольные уроки , которые, естественно не исключатся и предшествуют соревнованиям. Кстати, как я уже давно убедился и на контрольных уроках школьники в этом случае не менее активны: им, в частности, интересно убедиться, на сколько они готовы к состязаниям. Итоги соревнований подводим по сумме баллов, мест, по очковой системе. Результаты соревнований красочно афишируем, они становятся предметом внимания классного руководитель, пионерской организации. Это уже давно стало системой моей работы.

Ибо какие-либо упущения например, несвоевременные подведение итогов, непродуманные организации соревнований, нечёткое и несправедливое судейство, как правило, плохо сказываются на активизациях школьников в процессе физического воспитания. В тех случаях, когда в соревнованиях недостатки техники могут компенсироваться более высоким уровнем в развитии физических качеств (лыжная подготовка, лёгкая атлетика), я постоянно разъясняю и показываю отрицательную роль технических ошибок, создавая так называемую ситуацию разрыва. Хорошо прослеживается ситуация разрыва, когда учитель или кто-то из учащихся демонстрирует правильное и неправильное применение стоек спуска с гор на лыжах (отмечая длину выката); способов подъёма (фиксируя время) и всё это выполняется на отрезках соревновательной дистанции или в подобных схожих условиях с такими же спусками и подъёмами.

Заостряю внимание учащихся на проигрыши во времени прохождения дистанции из-за ошибок в технике. В лёгкой атлетике при разучивании техники бега, прыжков и метания упражнения выполняются учителем или специально подготовленным учеником вначале технически правильно, затем умышленно допускается техническая ошибка для школьников. Сопоставляется время на дистанции, длина прыжков, дальность полёта мяча при правильной и ошибочной техники выполнения упражнений. При прохождении некоторых разделов программы кроме показа использую учебные карточки о правильном и ошибочном выполнении отдельных движений, а затем объясняю зависимость конечного результата от качества выполнения этих движений. При этом я указываю к какому итогу во внутри школьных соревнованиях может привести такая ошибка у всех учащихся класса. В дальнейшем при индивидуальной работе также делаю акцент на оценку ошибок в соревновательной обстановке. При таком обучении, включенном в соревновательную деятельность, все усваиваемые двигательные действия изучаются во взаимосвязи. Всё это повышает интерес к изучению отельных элементах техники. Движение и действия применятся осознание , успешнее усваиваются теоретические сведения.





© 2010-2022